ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «Т – Д»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ярославцева Галина Ивановна

Задачи: закрепить умение дифференцировать звуки и буквы «Т – Д»; развивать фонематический слух, восприятие, словарный запас, навыки грамотного письма; познакомить с новым словом из словаря (тетрадь); воспитывать аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_d_t.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «Т – Д»

Задачи: закрепить умение дифференцировать звуки и буквы «Т – Д»; развивать фонематический слух, восприятие, словарный запас, навыки грамотного письма; познакомить с новым словом из словаря (тетрадь); воспитывать аккуратность.

Оборудование: предметные картинки; демонстрационные буквы; кассы букв; звуковые символы; карточка со словом из словаря; простые и цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Садится тот, кто назовет слова со звуками [т], [д].

II. Проверка домашнего задания.

Выписать слова с парными звонкими и глухими согласными в начале слова. Назвать изученные парные согласные.

III. Минутка чистописания.

1. Пальчиковая гимнастика.

«Дождик стучит» – учащиеся стучат пальчиком по парте, произносят звук [т]. «Строчим из автомата» – имитация стрельбы из автомата при произнесении звука [д].

2. Введение в тему урока.

– Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?

– Охарактеризуйте звуки [т], [т’].

– Охарактеризуйте звуки [д], [д’].

– Чем эти звуки отличаются?

– Чем эти звуки похожи?

– Какой буквой мы обозначаем звуки [т], [т’]?

– На что похожа эта буква?

– Какой буквой обозначаем звуки [д], [д’]?

– На что похожа эта буква?

– Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

– Сегодня на минутке чистописания вы будете писать слоги с буквами «Т», «Д».

Учитель диктует слоги: та, да, то, до, ту, ду, зда, ста, зды, сты. Учащиеся записывают их под диктовку.

IV. Изучение нового материала.

Учитель демонстрирует сюжетную картинку, на которой дочка помогает маме готовить обед.

– Кто нарисован?

– Кем приходится девочка маме? (Дочкой.)

– Повторите хором слово «дочка».

– Выложите звуковую схему слова. Дайте характеристику каждому звуку.

– Напечатайте слово буквами. Прочтите, что вы написали.

– Составьте предложение по этой картинке.

– Нарисуйте схему предложения.

– Что поставили в конце предложения? (Точку.)

– Повторите слово хором.

Звукобуквенный анализ слова «точка».

– Запишите слова в тетрадь. Подчеркните буквы «Д», «Т».

– Прочтите, что вы записали.

– Одинаковые эти слова или разные?

– Чем слова отличаются?

– Чем похожи?

– Что означает слово «дочка»? А слово «точка»?

Послушайте внимательно предложения:

Точка помогает маме. В конце предложения ставь дочку.

– Какие ошибки вы заметили?

– Правильно ли я сказала?

– Исправьте мои предложения.

– Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните парные согласные в начале слов «точка», «дочка».

– Все парные согласные, в том числе и «Т – Д» часто играют с нами в прятки. Надо очень хорошо слышать эти звуки и быть с ними очень внимательными.

 Физкультминутка

Учитель предлагает учащимся делать наклоны влево, если услышат слова со звуками [д], [д’], вправо – если услышат слова, в которых встречаются звуки [т], [т’].

Диван, топор, дыня, танк, тетрадь, дедушка, одежда, каток, дым, троллейбус, удочка, уточка, дочка, точка, дрова, трава, Тамара, Даша, Дима, тина.

3. Задание на имитацию слогов.

    ДО – ТО – ДО          ТО – ДО – ТО          ТО – ДО – ТО – ДО

V. Знакомство со словом из словаря (тетрадь).

1. Знакомство с новым словом.

– Внимательно посмотрите на это изображение. Мысленно зачеркните непарные согласные по твердости-мягкости (ж, ш, ч, ц, щ), вы узнаете слово, с которым познакомитесь сегодня на уроке.

– Какое слово у вас получилось?

– Что такое тетрадь?

– Из чего состоит тетрадь?

– Какие виды тетрадей вы знаете?

– Кому нужны тетради?

– Повторите все, что вы рассказали о тетради. (Сшитые листы чистой бумаги в обложке. Тетради бывают общие, тонкие, в клетку, в линейку. Они нужны ученикам.)

Проговаривание слова хором и индивидуально. Звуковой анализ. Буквенный анализ. Чтение слова по карточке. Запись в тетрадь, постановка ударения, подчеркивание безударной гласной, парной согласной на конце слова, деление слова на слоги. Составление предложения. Запись в тетрадь.

ТЕТРАДЬ

Схема разбора слова.

         

6 зв.,  4 согл.,  2 звонк., 2 глух., 3 тв., 1 мягк., 2 гл., 2 слога, тетрадь – 7 б., тет-радь.

2. Закрепление.

– Тетрадь может быть какая? (Школьная, домашняя, нотная, новая, чистая, тонкая, толстая, синяя, красная.)

– Допиши пропущенные слоги:

..ка, ..ный.

– В словах поставьте знак ударения. Подчеркните гласные, на которые ударение не падает (безударные гласные). Подчеркните мягкие согласные зеленым карандашом, твердые – синим.

– Назовите парные согласные в этих словах.

3. Работа над слуховой дифференциацией (общий прием озвончения).

Предлагается последовательно произносить пары согласных: сначала глухой, потом звонкий. Ребенок произносит глухие и звонкие вслед за учителем.

VI. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....

Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш

Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен  практический материал по дифференциации С-Ш....

Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

Дифференциация звуков "С-Ц"

Урок  дифференциации звуков "С-Ц"  в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...