Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте (письмо) «Мягкий знак – показатель мягкости. Две работы буквы ь». (УМК "Система Л.В.Занкова")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Елена Ефимовна Антонова

Урок построен с учётом возрастных особенностей первоклассников. Все задания даны в занимательной форме. Урок по ФГОС с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости. Две работы буквы ь».

(урок обучения грамоте (письмо) в 1 классе)

Цели:

Предметные:

-расширить представление о понятии «показатели мягкости согласных»: осознание в этой роли Ь;

- письмо буквы мягкий знак.

Метапредметные:

- личностные: формировать интерес к учебному материалу; первичные умения оценки работ, ответов одноклассников;

- регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривать вслух последовательность производимых действий; оценивать результат своих действий и вносить коррективы; выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать;

- коммуникативные: принимать участие в работе парами; допускать существование различных точек зрения; договариваться. 

Задачи урока:

1. Расширить представление о понятии «показатели мягкости согласных»: осознание в этой роли Ь.

2. Уметь устанавливать соответствие между количеством звуков и количеством букв в слове при их расхождении (проводить звуко-буквенный анализ).

3. Понимать задания к текстовому материалу, анализировать предложенный текст в соответствии с заданиями.

4.Понимать лексическое значение слов (устанавливать тематические группы, разъяснять смысл родственных слов).

 5. Письмо буквы мягкий знак.

Ход урока.

1. Вхождение в тему.

                                                         Слайд 1.  

- Какую букву вы видите на слайде? (ь)

- Что вы можете сказать о ней? (показатель мягкости, не обозначает никакого звука)

2.Работа по теме.

Звуковой анализ слов.

 – Откройте тетради. Рассмотрите стр. 14.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? (ответы детей)

- С чего начнём? (подпишем картинки)

- Что изображено на первой картинке, а на второй?  

- Давайте произнесём эти 2 слова? Вслушайтесь в них.

- Что заметили? (В слове хор звук [р] твёрдый, в слове хорь [р,]  – мягкий.) 

– Почему? (В конце слова хорь стоит ь и указывает на мягкость согласного)

-Составим звуковую схему этих слов. ( 2 ученика работают у доски)

- Запишите количество букв и звуков. Что заметили? (В слове хор звуков столько же сколько и букв, в слове хорь звуков меньше чем букв)

Письмо мягкого знака.

- Мы сегодня на уроке будем учиться писать ь?

- Почему строка начинается с буквы ы? (В букве ы есть элемент похожий на ь)

                                                    Слайд. 

(Показ письма мягкого знака)

Дети записывают мягкий знак.

- Следующая строка пустая. Какое задание можно придумать? (Записать ь с нижним и верхним соединением      ья    ьи)

Письмо слов с мягким знаком.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Какую подсказку дают нам авторы тетради? (Таких слов четыре)

Дети выполняют задание самостоятельно. Затем читают слова, а учитель записывает на доске (жарь, мель, конь, ель).

-Какие слова подчеркнули? (жарь, мель, конь, ель).

 Если дети сразу не называют слово ель, то спросить почему это слово вызвало затруднение, почему. Можно произнести слово хором и послушать как звучит.

- Какое задание нужно выполнить к слову ел? (зв. бук. анализ) 

- Как мы определим сколько букв? (Посчитаем.)

- А как определить сколько звуков? (Произнести, послушать, посчитать)

- Запишите сколько букв и сколько звуков. (2 б., 3 зв.)

Дети записывают и отвечают, что у них получилось.

- Что ещё нужно посчитать? (Сколько согласных и сколько гласных)

Дети объясняют.

Зарядка для глаз.

Игра «Закончи фразу рифмой». ( слова должны быть с ь)

  • Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту  (дверь).
  • В лесу мне видеть довелось как грыз кору могучий (лось).
  • Коту Мурзику не лень умываться каждый  (день).
  • Я по чтению опять получу отметку (пять).
  • Все играли, а вратарь в это время грыз (сухарь).

Физкультминутка.

Работа с текстом.

- Прочитайте задание. Как вы будете его выполнять?

Дети выполняют задание. Называют слова в которые вставили мягкий знак. Затем читают предложения.

- Что помогло распознать предложения. (Заглавные буквы, так как начало предложений пишется с большой буквы)

- Посмотрите, может быть ещё какое- то задание есть к этому тексту? (В 3 и 5 предложениях подчеркнуть буквы указывающие на мягкость согласных звуков)

Дети выполняют задание.

 - Какие же буквы указывают на мягкость согласных звуков? (Мягкий знак и буква е в словах олень, зверь)

Работа с родственными словами.

- Прочитайте следующее задание.

- Как вы думаете, почему написано «выпиши», а не «спиши»? (Так как не все слова родственные)

- С чего начнёте? (Найдём однокоренные слова, выделим корень и  выпишем их)

Дети выполняют самостоятельно.  

- Что ещё нужно сделать? (Подчеркнуть опасные места)

Дети выполняют. Затем называют, что подчеркнули, а учитель подчёркивает на доске. Затем проверяют и объясняют свой выбор.

- Подчеркните проверочное слово. (Несколько детей объясняют свой выбор)

Подведение итогов урока.

-Какую букву на уроке мы учились писать? Что о ней узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе. " Мягкий знак - показатель мягкости"

Урок русского языка в первом классе по программе 2100....

УМК Школа России урок русского языка по теме "Написание мягкого знака показателя мягкости согласного" по ФГОС

Урок составлен по УМК Школа России.Тема "Написание мягкого знака вконце и середине слова после согланых"Цели урока:Обучающие:- развитие фонематического слуха;- формирование умения использования мягког...

Урок русского языка во 2 классе "Мягкий знак - показатель мягкости"

Урок русского языка по учебнику Т.Г. Рамзаевой...

Разработка урока русского языка в 1 классе "Мягкий знак-показатель мягкости".

Данный  урок  в образовательной программе 1 класса по русскому языку входит  в  раздел «Звуки и буквы». На тему отводится два урока. В технологической карте представлен...