Разработка урока русского языка в 1 классе "Мягкий знак-показатель мягкости".
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Чивилёва Галина Фёдоровна

Данный  урок  в образовательной программе 1 класса по русскому языку входит  в  раздел «Звуки и буквы». На тему отводится два урока. В технологической карте представлен первый урок по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_myagkiy_znak_1_klass.doc975.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Учитель: Чивилёва Галина Фёдоровна

Тема: Мягкий знак- показатель мягкости согласного звука.

Тип: Изучение нового материала

Цель: формировать умения обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака

Задачи:

  • Организовать деятельность учащихся по формированию умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; 
  • Формировать навыки соотносить количество звуков и букв, объяснять причины расхождения количества звуков и букв  в словах с мягким знаком;
  •  Учить понимать и применять информацию;

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

  • обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака
  • понимать и принимать учебную задачу
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
  • оценивать результаты деятельности на уроке
  • осознавать успешность/неуспешность деятельности на уроке

Ресурсы урока: Учебник «Русский язык» 1 класс, с. 87-88, рабочая программа

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает найти в учебнике с. 87 , прочитать название темы, проблемный вопрос.
  1. Прочитай тему.
  2. Определи, на какой вопрос получишь ответ.
  3. Определи, что будешь знать в конце урока.

  • Находят страницу в учебнике, читают название темы «Мягкий знак», проблемный вопрос «Когда употребляется в словах буква «мягкий знак»?, в конце урока будем знать, когда употребляется  буква Ь в словах.

        Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает найти  у.1
  1. Прочитай задание к упражнению.
  2. Определи опорные слова задания

3.Составь план: какие задания и в какой последовательности ты будешь выполнять.

4. Выполни задание.

5.Проверь себя, все ли задания выполнил.

Что ты можешь рассказать о выделенной в словах букве?

  • Находят упр.1 , читают задание к упр.
  • Определяют опорные слова в задании:  

«Прочитай, почему растение называется, как назвал автор, что ты знаешь о букве»

  • Выполняют задание по плану: «Прочитаю,  вспомню, почему растение называют подснежник, найду в тексте, как автор называет цветок («разведчик»)  и  подумаю о том, почему так?
  • Вспоминают,  что  знают о букве «мягкий знак»
  •  Проверяют всё ли выполнено.

Организация познавательной деятельности

  • Создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся по заданию  к упр. 2. Предлагает прочитать текст задания.
  1. Прочитай задание к упражнению 2.
  2. Определи опорные слова задания.
  3. Составь план: какие задания и в какой последовательности ты будешь выполнять.
  4. Выполни задание.
  5. Проверь себя, все ли задания выполнил.

-Как может обозначаться мягкость согласного звука на письме ?

Проверьте себя. Предлагает найти на с. 88 текст правила.

  • Организует работу с текстом правила
  1. О какой букве идет речь? Найдите в тексте.
  2. Что говорится об этой букве в тексте? Найди высказывание.
  3. Где может быть в слове мягкий знак? Найди.
  4. На основе опорных слов закончите высказывание

«На письме мягкость согласного звука  может обозначаться________»

«В слове буква «мягкий знак» может стоять в ______ и ___________»

  • Предлагает найти  у.3
  1. Прочитай задание к упражнению.
  2. Определи опорные слова задания

3.Составь план: какие задания и в какой последовательности ты будешь выполнять.

      4. Выполни задание.

      5.Проверь себя, все ли задания выполнил.

  • Предлагает проверить по эталону.
  • Организует работу по определению критерий для оценивания своей деятельности. Предлагает оценить свою работу.

А- шкала аккуратности

Б- шкала правильности

  • Находят упр.2 , читают задание к упр.
  • Определяют опорные слова в задании:  

«Прочитай, что обозначает.., произнеси, какими звуками различаются, как обозначена мягкость …, списать, подчеркнуть»

  • Выполняют задание по плану: «Прочитаю,  назову, что обозначает каждое слово, произнесу каждое слово в паре, на слух определю какими звуками различаются, назову, как  обозначена мягкость согласного звука  на письме ( с помощью буквы «мягкий знак»). Спишу Подчеркну мягкий знак и букву перед ним.
  • Проверяют всё ли выполнено.

-При помощи мягкого знака.

Находят текст правила.

  • Находят  в тексте правила ответы на вопросы .

-Речь в тексте идёт о букве «мягкий знак»

-На письме мягкость согласного звука может обозначаться мягким знаком.

-В конце слова и перед другими согласными.

-Мягким знаком

-В конце и в середине слова перед другими согласными.

  • Находят упр.3 , читают задание к упр.
  • Определяют опорные слова в задании:  

«Прочитай, произнеси, на письме обозначить одной буквой или двумя, объясни, напиши»

  • Выполняют задание по плану: «Прочитаю,  произнесу выделенный звук в каждом слове, определю в каком слове на письме напишу одну букву, а где –две, объясню свой ответ, напишу слова, где звуков меньше , чем букв, т.е. напишу слова с мягким знаком в слове.
  • Проверяют, все ли задания выполнены.

  • Соотносят с эталоном, проверяют выполнение здания.
  • Принимают участие в определении критериев оценивания с  использованием «Волшебных линеечек». Рассуждают, предлагают варианты.

  • Оценивают результат. Делают вывод о том, в чём успешны, а над чем нужно работать.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/03/s_598351f2eac7b/img_s668102_1_21.jpg

Подведение итогов. Рефлексия деятельности

  • Предлагает  выполнить задания для диагностики планируемых результатов и соотносят с эталоном.
  • Прочитай.  В каких словах пропущен мягкий знак(ь)? Объясни, почему мягкий знак (Ь) надо писать в этих словах? Напиши эти слова правильно.

Двер…, тен…, сон…, гус…, нос, огон…ки, дом…, пал..цы.

А- шкала аккуратности

Б- шкала правильности

  • Вовлекает учащихся в обсуждение итогов урока. Предлагает ответить на проблемный вопрос урока, соотнести поставленную задачу и полученный результат диагностики.
  • Читают задание. Определяют опорные слова.  Выполняют задания по плану. Проверяют, все ли задания выполнены. Сверяют с эталоном.

  • Оценивают свою работу по шкале.

Определяют успешность/неуспешность.

  • Отвечают на поставленный вопрос. Анализируют деятельность на уроке. Выявляют причины успешности или неуспешности. Планируют дальнейшую деятельность.

 

Аннотация к уроку русского языка в 1 классе по теме

« Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»

Данный  урок  в образовательной программе 1 класса по русскому языку входит  в  раздел «Звуки и буквы». На тему отводится два урока. В технологической карте представлен первый урок по теме.

Выбрана технологическая карта урока, так  как считаю, что в такой форме представления урока, очень хорошо прослеживается деятельность учителя и деятельность ученика, что является основополагающим на уроке.

Цель урока: формировать умения обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака

Задачи:

Для достижения данной цели на уроке решались следующие задачи:

•        Организовать деятельность учащихся по формированию умения обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака;

•        Формировать навыки соотносить количество звуков и букв, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком;

•         Учить понимать и применять информацию;

Урок построен на материале учебника, так как  именно в 1 классе закладывается умение правильно работать с текстом заданий, правил. Учитель организует такую важную работу.

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 145:  ___________________     / Г.Ф. Чивилёва /

Самоанализ урока русского языка

Класс: 1

Тема урока: Мягкий знак- показатель мягкости согласного звука

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формировать умения обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака

Задачи:

•        Организовать деятельность учащихся по формированию умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;

•        Формировать навыки соотносить количество звуков и букв, объяснять причины расхождения количества звуков и букв  в словах с мягким знаком;

•         Учить понимать и применять информацию;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • обозначать мягкость согласного звука с помощью мягкого знака

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

оценивать результаты деятельности на уроке

Личностные:

  • осознавать успешность/неуспешность деятельности на уроке

Урок построен на материале учебника, так как  именно в 1 классе закладывается умение правильно работать с текстом заданий, правил. Учитель организует такую важную работу.

Все задания учебника, которые подобраны для этого урока, работают на планируемый результат.

На этапе мотивации, актуализации и организации деятельности на уроке, при работе с упражнением, учитель организует работу с текстом заданий. Учащиеся читают задание, находят опорные слова под руководством учителя, планируют деятельность, выполняют, проверяют, все ли задания выполнены.  Так же учитель организует работу учащихся с текстом правила. На этапе организации деятельности учитель предлагает проверить свою работу по эталону  и оценить по  шкале «Волшебные линеечки». При этом критерии оценивания предлагает определить вместе с учащимися. На этапе подведения итогов и рефлексии предлагает карточку для диагностики планируемых результатов, которая поможет определить уровень усвоения темы урока, как учителю, так и учащимся. Дети оценивают свою  деятельность по шкале.  Результаты помогут планировать дальнейшую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука"

Методическая разработка урока рус.языка по теме: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука...

"Обозначение мягкости согласных звуков на письме" Разработка урока русского языка в 1 классе.

Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме.(УМК "Перспектива)...

Урок русского языка в 1 классе«Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь».

Урок русского языка в 1 классе«Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь»....

Разработка урока русского языка 2 класс "Школа России" по теме "Способы обозначения мягкости согласного на письме"

Урок разработа в форме монопроекта. Дети открывают новые знания,через работу с природоведческим материалом,  выполняя в группах странички коллективного проекта  о северных животных....

Разработка урока русского языка во 2 классе по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов."

Данный конспект урока разработан для учащихся 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык 2 класс" ("Школа России"). В конспект урока включены фрагменты презентации, таблицы для ...

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе на тему: "ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ МЯГКИМ ЗНАКОМ. ПЕРЕНОС СЛОВ С МЯГКИМ ЗНАКОМ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА С НАРУШЕННЫМ ПОРЯДКОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ"

    Методическая разработка урока русского языка в 1 классе посвящена теме «Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком?» к УМК «Школа России» и включа...