Урок русского языка во 2 классе "Мягкий знак - показатель мягкости"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка по учебнику Т.Г. Рамзаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_fadeeva_i.v.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, УМК «Школа России»
Класс: 2
Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, интерактивный тест, интерактивная доска.
Раздаточный материал: карточки для работы в группах, в парах.
Цели:
- в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;
- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь.
УУД:
Регулятивные:
- учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;
Познавательные:
- ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;
Коммуникативные:
– использовать простые речевые средства;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; - отвечать на вопросы учителя.
Личностные:
- проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.
Ход урока.
- I.Организационный момент. Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнём скорей урок.
- В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
|На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)
- Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости и мы с вами должны их порадовать, а радуют гостей обычно хорошей работой
- А сейчас поиграем в игру «Привет, сосед!»
Игра «Привет, сосед»
-Ребята, а как будем работать? (слайд 2)
спустя рукава
засучив рукава
ушки на макушке
в одно ухо влетело, в другое вылетело
.
II. Мотивация.
Какие же навыки нам понадобятся?
- Девиз нашего урока: мыслить, рассуждать, доказывать. (3 слайд)
III. Актуализация знаний. (4 слайд)
На доске: Я И Ь Е Ё
_ Какое общее свойство у этих букв? (Обозначают мягкость согласного звука)
- Найдите среди них лишнюю букву и докажите. (Буква Ь. Она не обозначает звука)
IV. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.
- Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет эта лишняя буква?
- Посмотрите ещё раз на девиз нашего урока, что общего в этих словах?
- Сформулируйте тему нашего урока (слайд 5)
- Отталкиваясь от темы и опираясь на записанные предложения, сформулируйте цель нашего урока (слайд 5)
- А сейчас откроем тетради и запишем число
1.Минутка чистописания. (6, 7,8, 9 слайд)
- Нарисуем мягкий знак нежно капелькой
Вот так: Ь (показ учителем на доске)
- Задание: прописать букву Ь пять раз.
- Оцените свою работу. (Учащиеся рисуют на полях кружок соответствующим цветом, подчёркивают понравившуюся букву)
2. Словарно-орфографическая работа (слайд 10)
- Рассмотрите картину И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» - Что видите на картине?
На доске: МЕДВЕДИ ЛЕСУ ЖИВУТ
- Какое задание вы предложили бы?(Ответы детей)
- Составить из слов предложение. (Заслушать все варианты ответов)
- Найти в словах орфограммы. Доказать правильность написания слов.
Запись в тетради: Медведи живут в лесу. (У доски один человек)
- Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук.
- Почему согласные звуки в словах произносятся мягко? (Рядом с этими согласными стоят гласные – показатели мягкости)
- Кто нашел ловушку? (Мы не подчеркнули букву Ж в слове ЖИВУТ, т.к. согласный звук Ж – всегда твёрдый, хотя рядом с ним стоит показатель мягкости – буква И)
Самооценка.
Вопросы к ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?
- Где стоят мягкие согласные в данных словах? (В середине слова.)
- Как вы думаете, а на конце слов бывают мягкие согласные звуки?
V. Усвоение нового способа действия.
1. Работа по учебнику( слайд 11)
- Откройте учебники на стр.85
- Прочитайте вопрос Почемучки
-Упражнение 146
- 1вариант -1предложение
-2вариант – 2предложение
- Сделайте вывод о том, как обозначается мягкость согласного звука на конце слова.
Вывод: Мягкость согласного звука на конце слова обозначается … (буквой Ь)
2.Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
-Это деревья в лесу!
Руки согнули, кисти стряхнули.
- Ветер сбивает росу!
В сторону руки, плавно помашем.
-Это к нам птицы летят!
Как они сядут, тоже покажем.
. Крылья сложили назад.
VI. Развитие умения применять новое знание.
1. Развитие наблюдательности. (слайд 12)
На доске: пень, дверь, олень, цепь, день
- Что общего в этих словах? (Имена существительные, с мягким знаком на конце слова)
- Как вы считаете, какое слово лишнее? Докажите. (Олень – одушевлённое существительное, два слога);
2. Работа в парах (слайд 13)
- У вас даны слова:
портфел? куст? ворот? вратар? корабл? звер? пенал? лист?
- Сформулируйте задание. (Определить, где нужен Ь на конце слова, а где – нет.)
Проверка.
Оценивание работы в паре:
- Что вам нужно было сделать?
- Как вы распределили работу?
- Каждый ли справился с порученным заданием?
- Возникали ли во время работы споры?
- Как вам удалось их разрешить?
- Вам было легко или были трудности?
- Как бы вы оценили свою работу?
3.Упражнение 147
- Выпишите слова с мягким знаком
Самооценка.
Вопросы к ученикам:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось выполнить работу?
– Вы выполнили всё правильно или есть недочёты?
– Вы выполнили всё сами или с чьей-то помощью?
- Определите количество букв и звуков в этих словах. Почему букв больше, чем звуков? (буква Ь – звука не обозначает)
- Сделайте вывод ()
Вывод:
Если согласный звук на конце слова произносится мягко, то …(пиши букву Ь)
VII. Закрепление нового материала.
1. Работа в группах (задание на карточках) (слайд 14)
Ь | |||||
Ь | |||||
Ь | |||||
Ь |
- Придумай слова с Ь. Запиши их в кроссворд.
Проверка.
Оценивание работы в группе:
- Что вам нужно было сделать?
- Как вы распределили работу в группе?
- Все ли ребята в вашей группе справились с порученными заданиями?
- Возникали ли во время работы споры?
- Как вам удалось их разрешить?
- Вам было легко или были трудности?
- Как бы вы оценили свою работу?
- Что общего у всех этих слов?
- Чем эти слова отличаются от слов, которые звучали сегодня на уроке? (Буква Ь находиться в середине слова.)
- Как вы думаете, о чем пойдёт речь на следующем уроке русского языка? (О правописании Ь – показателя мягкости в середине слова.)
- Диктант «Плюс-минус»(выполняют в таблице)Слайд 15
Послушайте задание в стихах
«Плюс поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове его нет,
«Минус» напиши в ответ
А теперь выполните его.
Слайд 16
День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить
Слайд 17
Самопроверка , сверка с образцом, самооценка.
У кого нет ошибок? Сделайте вывод
VIII. Подведение итогов урока.
- Вспомните, была цель нашего урока?
- Достигли мы её?
- А девиз?
- Справились с поставленной задачей?
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились.
Мягкий знак- хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.
IX. Рефлексия.
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
- Кто может похвалить своего товарища, соседа за работу на уроке?
- Кто может похвалить себя? А за что?
- Покажите мне с каким настроением вы уходите с урока русского языка? (светофоры) (слайд 18)
-Оцените себя Слайд 19
Х. Домашнее задание Слайд 20
Стр.86, выучить правило, упр.148
- Спасибо за работу. Всего доброго. (слайд 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме:Знаки препинаия в предложениях с прямой речью
Урок построен по технологии проблемного обучения. В обучении реализуется принцип дифференциации содержания, а также организации деятельности в разных формах - индивидуальной, групп...
Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях
Обобщение и систематизация знаний об изученных видах предложений изнаках препинания в них....
Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях Презентация
Презентация к уроку "Знаки препинания в предложениях"...
Урок русского языка.«Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным? Правописание сочетаний чк, чн,чт, щн».
Данный урок был проведён во 2 классе. Программа УМК "Гармония"...
Урок русского языка в 1 классе«Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь».
Урок русского языка в 1 классе«Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь»....
Урок русского языка во 2 классе Обозначение мягкости согласных на письме
Представлены способы выявления обозначения мягкости согласных на письме....
конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"
Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...