Модель проблемно- диалогического урока по русскому языку во 2 классе.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема урока: "Развитие навыков правописания слов с сомнительными согласными (глухими и звонкими) звуками на конце слова.
В уроке есть ПРОБЛЕМА и и пути ее решения посредством ДИАЛОГА.
Цели и задачи указаны.
Указаны два варианта проведения урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемно-диалоговый урок по русскому языку во 2 классе. | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель проблемно-диалогического урока
РУССКОГО ЯЗЫКА в Образовательной системе
«Школа 2100»(урок открытия новых знаний).
Тема:»Развитие навыков правописания слов с сомнительными согласными(парными звонкими и глухими) звуками на конце слов».
Методическая разработка ИВАНОВОЙ Т.Ю.(урок русского языка во 2 классе)
Цели урока по линиям развития личности | Обязательный минимум содержания | ||
Формирование навыков правописания слов с сомнительными согласными на конце. Развитие навыков находить другие орфограммы на письме. Усовершенствование каллиграфии написании букв и слов. Дальнейшее формирование навыка общения в диалоге и путей решения проблемы урока. Работа в парах; работа по картинному плану; самооценивание. | Умение находить орфограмму в словах; подбирать проверочное слово с опорой на смысловое значение данного слова; правильно оформить орфограмму на письме. Умение распознать изученные орфограммы ,обозначить их графически, при необходимости проверить. Умение построить предложения и оформить их грамотно на письме. Умение красиво и правильно писать буквы и соединения букв. Умение договариваться; осознавать правильность выбранного ответа; умение доказать верный путь решения проблемы. Оценить свой ответ (или работу на уроке)..по вопросам. | ||
Этапы урока | Учитель | Ученики | |
1.Оргмомент. 2.Чистописание. На доске записаны строчные письменные буквы: б/п в/ф г/к л/н д/т ж/ш з/с(с элементами соединений). 3.Определение темы урока.. 4 Постановка учебной проблемы. Формулирование проблемы. Планирование деятельности. Поиск решения(открытие новых знаний). Формулирование правил. Развитие умений- применение новых знаний. Итог урока. Домашнее задание:упр.№249 с.107 | Учитель предлагает рассмотреть запись; вычленить «лишнее» ; сформулировать тему урока. Предлагается ребус в доказательство: 100л 100н Учитель предлагает поставить задачи на урок по этой теме и корректирует ответы детей, выбирая основные. (эти задачи записать на доске для того, чтобы в конце урока подвести ИТОГ работы в соответствии с целью урока и темой) Учитель предлагает вспомнить правила проверки парных согласных. Этап: «ВСПОМНИ»! .Индивидуальная работа (с последующей самооценкой по вопросам: 1.Выполнил работу правильно? 2.Выполнил ВСЮ работу? 3.Выполнил ЧАСТИЧНО? 4.Потребовалась помощь класса?) Учитель предложил на крупных карточках (или электр.доске)двоим уч-ся слова: ЛЕ*(в/ф) СНЕ (к/г) У(ж/ш) ХЛЕ(б/п) ПЛО(т/д) ГРЯ(з/с)Ь +звукобукв.анализ(транскрипцию слова) | Ученики определяют, что записаны парные согласные, среди которых есть два не парных звонких согласных (л,н),которые» не оглушаются» .(сон, соль). ВЫВОД: Тема урока: Парные согласные. Ответы: проверять сомнит.согласную перед написанием при помощи родственных слов; тренироваться в написании таких слов и др. Ученики вспоминают правила проверки парных согласных (с примерами: столб- столбы; нож- ножи) . Ученики выполнили задание и оценили свою работу по заданным критериям. При проверке работы всем классом (это уже после картинного диктанта) при помощи сигнальных цветных карточек: ДА-НЕТ обнаружилось, что в словах ПЛОТ(плод) и ЛУГ(лук) возможно двоякое написание согласного на конце слова. Возникла ПРОБЛЕМА: Что делать для правильного определения согласного на конце слов? Ученики пишут и сразу объясняют (по цепочке) правописание слов при помощи подбора проверочного слов: ёж - ежи и т.д.; выделяют графически орфограмму Ученики после обсуждения и подбора слов ,где на конце можно поставит два варианта согласного(луг из травы, лук для еды и лук для стрельбы; прут-тонкая ветка и пруд с водой),а на письме не допустить ошибку ДОЛЖНЫ ПРИДТИ к ВЫВОДУ: «Чтобы правильно писать такие слова, надо уточнять их ЗНАЧЕНИЕ,т.е. знать О ЧЁМ идет речь! А это можно только понять из СЛОВОСОЧЕТАНИЙ или ПРЕДЛОЖЕНИЙ! (На лугу паслись коровы. сорвал прут прыгнул в пруд съел лук ит.д.) т.е. надо понять СМЫСЛ слова! -ключевое понятие темы урока. Ученики читают оба предложения, думают и вставляют буквы прямо на полосы бумаги, на которых они записаны.Затем доказывают правильность выбора буквы. А так же выполняют и остальные задания. ПРОВЕРКА задания в паре: каждому предложение. В конце проверки неоднократно звучит вывод о том, что НАПИСАНИЕ СОГЛАСНОГО НА КОНЦЕ СЛОВА ЗАВИСИТ ОТ СМЫСЛА ДАННОГО СЛОВА и ОТ ПОДБОРА ПРОВЕРОЧНОГО СЛОВА. САМООЦЕНКА работы в ПАРЕ изображается в виде шкалы с вертикальными векторами: все сделали и правильно сделали прямо на тех листочках,где записаны предложения(а при работе в тетради по упр.№ 259 –на полях напротив текста). Ученики оценивают свою работу на уроке, указывают степень освоения материала урока. Запись Д/З после предварительного анализа. | |
ДУ*(б\п) РУКА*(ф/в) ЛУ*(г/к) ДРОЗ*(д/т)-звукобуквенный анализ(транскрипцию)слова НО*(ж/ш) ГОЛО*(с/з) РАБОТА с КЛАССОМ (одновременно с отвечающими у доски): «Картинный диктант» ( запись слов по теме с проверкой и выделением орфограммы) Ёж, лошадь, волк, голубь, шкаф, морковь. (среди картинок есть «заяц и олень», которые не подходят к правилу и теме урока. Их дети не должны записать-«выкинь лишнее». Учитель предлагает в ДИАЛОГЕ решить эту проблему и выяснить от чего зависит, какую букву надо писать на конце слова. . Учитель пишет на доске: Смысл слова. Учитель предлагает работу в парах. В конверте лежат ДВА предложения, где пропущены орфограммы по теме (можно для сильных учеников пропустить и другие орфограммы, изученные ранее ). 7 конвертов ( по два предложения с крупно напечатанным текстом)-по одному на парту: № 1.В цирке выступает ма(?).В с.ду цв.тёт ма(?). № 2.По р .ке плывет пло(?).На д.реве растет пло(?). № 3.Мы идём купаться на пру(?). У Миши в руках пру(?). № 4.Пастух гонит стадо коро(?) на лу(?).В огороде вырос лу(?). № 5.Мы идём за гр.бами в ле(?).Котёнок ле(?) на дер.во. № 6.Ко(?) ловил мышку. На цифровом замке поменяли ко(?). № 7.Вася нашел в л.су гри(?).У больного гри(?). ЗАДАНИЕ: 1- «уловить»смысл и вставить пропущенную букву по теме урока; 2- вставить безударную букву(если безуд. гл. не пропущены, то можно графически выделить эту орфограмму прямо в тексте) 3-графически выделить опасные места в тексте. Учитель может выбрать другой вариант работы на этом этапе урока – это упражнение № 259 с. 144.( а в сильном классе оно может быть след. этапом работы). -Какая была ПРОБЛЕМА? -Как её смогли решить? -Выполнили ли ЗАДАЧИ, поставленные на уроке? -Поняли ли ТЕМУ урока? -Какой вывод сделали? -Как оцениваете свою работу? Учитель предлагает нарисовать лесенку на ¼ листочка, заранее выданного, из 5 ступенек и нарисовать схематично человечка(себя) на той ступеньке, до которой «добрался»-ПОНЯЛ-НЕ ПОНЯЛ и как работал(АКТИВНО,БЫЛ ЛЕНИВ) . При РЕФЛЕКСИИ можно предложить (каждому на ½ листочка или команду из 4 уч-ся) КРОССВОРД из слов по теме урока. |
Оборудование:
Доска(можно использовать электронную доску на некоторых этапах урока).
На партах конверты с предложениями, листочки для самооценивания, кроссворд, фломастеры для работы в паре.
Тетради, учебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проблемно-диалогического урока по русскому языку в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Современное обучение направлено не только на обеспечение учащихся определенной суммой знаний, но и на развитие их интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. Как...
Модель проблемно - диалогического урока, разработанная на основе рекомендаций Мельниковой Е.В.
Модель проблемно - диалогического урока Этапы урокаУчительУченикиСоздание проблемной ситуации (постановка учебной проблемы)Создает проблемную ситуацию или с удивлением, или с затрудн...
Проблемно-диалогический урок по русскому языку в 3 классе УМК «Гармония». Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» Цель: Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что усуществительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсям...
Модель проблемно-диалогического урока «открытия» нового знания
Материал для МО...
МОДЕЛЬ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА
МОДЕЛЬ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА...
Проблемно-диалогический урок по русскому языку "Перенос слова"
Проблемно-диалогический урок по русскому языку "Перенос слова"...