Модель проблемно- диалогического урока по русскому языку во 2 классе.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Иванова Татьяна Юрьевна

Тема урока: "Развитие навыков правописания слов с сомнительными согласными (глухими и звонкими) звуками на конце слова.

В уроке есть ПРОБЛЕМА и и пути ее решения посредством ДИАЛОГА.

Цели и задачи указаны.

Указаны два варианта проведения урока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель проблемно-диалогического урока

РУССКОГО ЯЗЫКА в Образовательной системе

«Школа 2100»(урок открытия новых знаний).

Тема:»Развитие навыков правописания слов с сомнительными согласными(парными звонкими и глухими) звуками на конце слов».

Методическая разработка ИВАНОВОЙ Т.Ю.(урок русского языка во 2 классе)

Цели урока по линиям развития личности

Обязательный минимум содержания

Формирование навыков правописания слов с сомнительными согласными на конце.

Развитие навыков находить другие орфограммы на письме.

Усовершенствование каллиграфии написании букв и слов.

Дальнейшее формирование навыка общения в диалоге и путей решения проблемы урока.

Работа в парах; работа по картинному плану; самооценивание.

Умение находить  орфограмму в словах; подбирать  проверочное слово с опорой на  смысловое  значение данного слова; правильно оформить орфограмму на письме.

Умение распознать изученные орфограммы ,обозначить их графически, при  необходимости проверить. Умение построить предложения и оформить их грамотно на письме.

Умение красиво и правильно писать буквы и соединения букв.

Умение договариваться; осознавать правильность выбранного ответа; умение доказать верный путь решения проблемы. Оценить свой ответ (или работу на уроке)..по вопросам.

Этапы урока

Учитель

Ученики

1.Оргмомент.

2.Чистописание.

На доске записаны строчные письменные буквы: б/п  в/ф  г/к  л/н д/т  ж/ш  з/с(с элементами соединений).

3.Определение темы урока..

4 Постановка учебной проблемы.

Формулирование проблемы.

Планирование деятельности.

Поиск решения(открытие новых знаний).

Формулирование правил.

Развитие умений- применение новых знаний.

Итог урока.

Домашнее задание:упр.№249 с.107

Учитель предлагает рассмотреть запись; вычленить «лишнее» ; сформулировать тему урока.

Предлагается ребус в доказательство: 100л  100н

Учитель предлагает поставить задачи на урок по этой теме и корректирует ответы детей, выбирая основные.

(эти задачи записать на доске для того, чтобы в конце урока подвести ИТОГ работы в соответствии с целью урока и темой)

Учитель предлагает вспомнить правила проверки парных согласных.

Этап: «ВСПОМНИ»!

.Индивидуальная работа (с последующей самооценкой по вопросам:

1.Выполнил работу правильно?

2.Выполнил ВСЮ работу?

3.Выполнил ЧАСТИЧНО?

4.Потребовалась  помощь класса?)

Учитель предложил на крупных карточках (или электр.доске)двоим уч-ся слова:

ЛЕ*(в/ф)

СНЕ (к/г)

У(ж/ш)

ХЛЕ(б/п)

ПЛО(т/д)

ГРЯ(з/с)Ь +звукобукв.анализ(транскрипцию слова)

Ученики определяют, что записаны парные согласные, среди которых есть два не парных звонких согласных (л,н),которые» не оглушаются» .(сон, соль).

ВЫВОД: Тема урока: Парные согласные.

Ответы: проверять сомнит.согласную перед написанием при помощи  родственных слов; тренироваться в написании таких слов и др.

Ученики вспоминают

правила проверки парных согласных (с примерами: столб- столбы; нож- ножи)

.

Ученики выполнили задание и оценили свою работу по заданным критериям.

При проверке работы всем классом (это уже после картинного диктанта) при помощи сигнальных цветных  карточек: ДА-НЕТ обнаружилось, что в словах ПЛОТ(плод) и ЛУГ(лук) возможно двоякое написание согласного на конце слова.

Возникла ПРОБЛЕМА:

Что делать для правильного определения согласного на конце слов?

Ученики пишут и сразу объясняют (по цепочке) правописание слов при помощи подбора проверочного слов: ёж - ежи и т.д.; выделяют графически орфограмму

Ученики после обсуждения  и подбора слов ,где на конце можно поставит два варианта согласного(луг из травы, лук для еды и лук для стрельбы; прут-тонкая ветка и пруд с водой),а на письме не допустить ошибку ДОЛЖНЫ ПРИДТИ к ВЫВОДУ:

«Чтобы правильно писать такие слова, надо уточнять их ЗНАЧЕНИЕ,т.е. знать  О ЧЁМ идет речь!

А это можно только понять из СЛОВОСОЧЕТАНИЙ или ПРЕДЛОЖЕНИЙ!

(На лугу паслись коровы.

сорвал прут

прыгнул в пруд

съел лук ит.д.)

т.е. надо понять СМЫСЛ слова! -ключевое понятие темы урока.

Ученики читают оба предложения, думают и вставляют буквы прямо на полосы бумаги, на  которых они записаны.Затем доказывают правильность выбора буквы.

А так же выполняют и остальные задания.

ПРОВЕРКА задания в паре: каждому предложение.

В конце проверки неоднократно звучит  вывод о том, что НАПИСАНИЕ СОГЛАСНОГО НА КОНЦЕ СЛОВА ЗАВИСИТ ОТ СМЫСЛА ДАННОГО СЛОВА и ОТ ПОДБОРА ПРОВЕРОЧНОГО СЛОВА.

САМООЦЕНКА работы в ПАРЕ изображается в виде шкалы с вертикальными векторами: все сделали и правильно сделали прямо на тех листочках,где записаны предложения(а при работе в тетради по упр.№ 259 –на полях напротив текста).

Ученики оценивают свою работу на уроке, указывают степень освоения материала урока.

Запись Д/З после предварительного анализа.

ДУ*(б\п)

РУКА*(ф/в)

ЛУ*(г/к)

ДРОЗ*(д/т)-звукобуквенный анализ(транскрипцию)слова

НО*(ж/ш)

ГОЛО*(с/з)

РАБОТА с КЛАССОМ (одновременно с отвечающими  у доски):

«Картинный диктант» ( запись слов по теме с проверкой и выделением орфограммы)

Ёж, лошадь, волк, голубь, шкаф, морковь.

(среди картинок

есть «заяц и олень», которые не подходят к правилу и теме урока. Их дети не должны записать-«выкинь лишнее».

Учитель предлагает в ДИАЛОГЕ решить эту проблему и выяснить от чего зависит, какую букву надо писать на конце слова.

.

Учитель пишет на доске:

Смысл слова.

Учитель предлагает работу в парах.

В конверте  лежат ДВА предложения, где пропущены орфограммы по теме (можно для сильных учеников пропустить и другие орфограммы, изученные ранее ).

7 конвертов ( по два предложения с крупно напечатанным текстом)-по одному на парту:

№ 1.В цирке выступает ма(?).В с.ду цв.тёт ма(?).

№ 2.По р .ке  плывет пло(?).На д.реве растет пло(?).

№ 3.Мы идём купаться на пру(?).

У Миши в руках пру(?).

№ 4.Пастух гонит стадо коро(?) на лу(?).В огороде вырос лу(?).

№ 5.Мы идём за гр.бами в ле(?).Котёнок ле(?) на дер.во.

№ 6.Ко(?) ловил мышку. На цифровом замке поменяли ко(?).

№ 7.Вася нашел в л.су гри(?).У больного гри(?).

ЗАДАНИЕ:

1- «уловить»смысл и вставить пропущенную букву по теме урока;

2- вставить безударную букву(если безуд. гл. не пропущены, то можно графически выделить эту орфограмму прямо в тексте)

3-графически выделить опасные места в тексте.

Учитель может выбрать другой вариант работы на этом этапе урока – это упражнение № 259 с. 144.( а в сильном классе оно может быть след. этапом работы).

-Какая была ПРОБЛЕМА?

-Как её смогли решить?

-Выполнили ли ЗАДАЧИ, поставленные на уроке?

-Поняли ли ТЕМУ урока?

-Какой вывод сделали?

-Как оцениваете свою работу?

Учитель предлагает нарисовать лесенку на ¼ листочка, заранее выданного, из 5 ступенек и нарисовать схематично человечка(себя) на той ступеньке,  до которой «добрался»-ПОНЯЛ-НЕ ПОНЯЛ и как работал(АКТИВНО,БЫЛ ЛЕНИВ) .

При РЕФЛЕКСИИ можно предложить (каждому на ½ листочка  или команду из 4 уч-ся) КРОССВОРД из слов по теме урока.

Оборудование:

Доска(можно использовать электронную доску на некоторых этапах урока).

На партах конверты с предложениями, листочки для  самооценивания, кроссворд, фломастеры для работы в паре.

Тетради, учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проблемно-диалогического урока по русскому языку в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

   Современное обучение направлено не только на обеспечение учащихся определенной суммой знаний, но и на развитие их интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. Как...

Модель проблемно - диалогического урока, разработанная на основе рекомендаций Мельниковой Е.В.

Модель проблемно - диалогического урока    Этапы урокаУчительУченикиСоздание проблемной ситуации (постановка учебной проблемы)Создает проблемную ситуацию или с удивлением, или с затрудн...

Проблемно-диалогический урок по русскому языку в 3 классе УМК «Гармония». Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» Цель: Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что усуществительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсям...

МОДЕЛЬ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА

МОДЕЛЬ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА...

Проблемно-диалогический урок по русскому языку "Перенос слова"

Проблемно-диалогический урок по русскому языку "Перенос слова"...