Проблемно-диалогический урок по русскому языку в 3 классе УМК «Гармония». Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Саматоева Екатерина Тимофеевна

Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель: Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что у

существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется

мягкий знак

Задачи:                                                                                                                                                              

1. Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце

существительных после шипящих.

2. Развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель,

выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Формировать умение договариваться, учитывать разные мнения,

приходить к совместному решению в совместной деятельности.

4. Содействовать воспитанию культуры через парную и групповую работу,

коммуникативных умений, чувства взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-диалогический урок по русскому языку в 3 классе УМК «Гармония».

Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель: Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что у

существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется

мягкий знак

Задачи:                                                                                                                                                                 1. Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце

существительных после шипящих.

2. Развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель,

выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Формировать умение договариваться, учитывать разные мнения,

приходить к совместному решению в совместной деятельности.

4. Содействовать воспитанию культуры через парную и групповую работу,

коммуникативных умений, чувства взаимопомощи.

Средства обучения: 

- раздаточный материал.

- мультимедийная презентация «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».

Ход урока

Этапы урока

                                        Деятельность учителя

                           Деятельность учащихся

                                           Доска и оборудование

1.1.Организация начала урока. (Подготовка рабочего места. Эмоциональный настрой).

                                                     Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

Думаю, что у нас с вами всё получится, а для этого надо быть внимательными и старательными.

Организуют рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2.Минутка чистописания.

                                                             - Мы узнаем, какую букву будем писать, когда определим, что объединяет все эти слова.

- Составьте цепочку букв для минутки чистописания по порядку записи слов.

                                                                   - Во всех словах есть мягкий знак, значит, будем писать мягкий знак.

Дети составляют цепочку букв

ь ьь ььь

                                                      Слайд 1.

Вьюга,

голубь, ручьи,

крылья, тюльпан, тополь.

Цепочка  букв

ь ьь ььь

3. Актуализация.

                                                                    - Сгруппируйте слова в соответствии роли мягкого знака в словах.

- Сколько групп получилось?

- Какие слова отнесли к первой группе?

- Какие слова отнесли ко второй группе?

- Сделайте вывод: какую роль в данных словах выполняет мягкий знак?

- Сегодня мы узнаем ещё об одной роли мягкого знака.

                                                                         Дети группируют слова.

-две

- С мягким разделительным знаком.

- С мягким знаком – показателем мягкости.

- В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет.

Слайд 2.

Вьюга

ручьи

крылья

Слайд 3.

голубь

тюльпан

тополь

Слайд 4.

Проверь себя!

  вьюга        голубь

  ручьи      тюльпан

  крылья     тополь

II. Изучение нового материала.

1 этап:                         постановка проблемы;

 осознание противоречия.

- Формулировка проблемы (учебной задачи)

2 этап:                                      поиск решения проблемы.

Выдвижение и проверка гипотез (подводящий диалог).

3 этап:                          выражение решений;

-выражение новых знаний научным языком.

4 этап:                           реализация продукта, публичное представление продукта.

Контроль и                                       оценка

усвоения новых знаний.

Итог урока

Домашнее задание

       Рефлексия

 

- К какой части речи принадлежат слова?

- Понаблюдайте за ними.

- Что вас удивило? - - Почему?

- Какой возник вопрос?

-Какие есть предположения по поводу написания ь знака на конце имен существительных после шипящих?

-Давайте проверим первую гипотезу.

Определите число имен существительных.

-Дает ли возможность эта гипотеза ответить на вопрос?

-Проверим вторую гипотезу.

Определите род имен существительных.

-Что заметили?

-Где мы можем проверить правильность высказывания о правописании существительных

после шипящих?

Откройте учебники на стр. 73  и прочитайте правило.

-Когда же пишется ь знак на конце существительных после шипящих?

-От чего зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих?

-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?

-А теперь можем ответить на поставленный вопрос?

-Какое открытие мы сделали?

Физкультминутка

1.Постановка вопросов по данной теме классу.

-Поставьте вопросы классу по новой теме.

2.Составление схемы правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце.

-Теперь самостоятельно по группам составьте схему правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце.

Задания:

1.Составление пословиц по группам. Объяснить их значение. Объяснить написание существительных с шипящим на конце.

2.

Подобрать к существительным антонимы.

Записать слова парами. Объяснить написания существительных с шипящим на конце.

Тест.

1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак

А) пишется ;                    Б) не пишется

2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак

А) пишется;                       Б) не пишется

3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что

это имена существительные

А) мужского рода

Б) женского рода

4. В какой строчке во всех существительных

надо поставить ь?

А)ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)

Б)калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)

В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)

5. В каких словах допущены ошибки?

А) моржь, б) молодеж, в) кирпич,

г)брошь, д) чертежь

-Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

-О какой роли мягкого знака в существительных после шипящих узнали?

Закрепить правило на стр. 73; придумать и записать в два столбика  слова на изученное правило

-Кто справился со всеми заданиями?

-Какие задания оказались трудными?

-Над какими вопросами еще надо поработать?

Оцените свои достижения сигнальными карточками.

  1. 1.-Все понял. Со всеми заданиями  справился без затруднений. (Зелёный шарик)

2.- Понятно, но есть некоторые     вопросы, сомнения (Жёлтый шарик)

3. - Много непонятного, неясного

 (Красный  шарик)

                                                                                - Это имена существительные.

- В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет.

- Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет?

-Возможно, написание мягкого знака зависит от числа имени существительного

Учащиеся определяют число имен существительных

-нет

-А что если написание мягкого знака после шипящих зависит от рода имени существительного?

Учащиеся определяют род существительных

 

 В именах существительных ж.р.после шипящих на конце пишется мягкий знак, а у существительных м.р. после шипящих на конце не пишется мягкий знак.

В учебнике

Чтение правила на стр. 73

После букв шипящих на конце имен существительных Ь

пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

Написание мягкого знака на конце существительных после шипящих за-

висит от рода существительных.

Какую роль выполняет Ь на конце существительных после шипящих?

              Да.

После букв шипящих на конце имен существительных Ь

пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

Учащиеся формулируют вопросы по новой теме:

1.Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.

2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род.

3. Если слово                    ж.р. – ь,                         если слово м.р.- ь

Составление по группам схемы правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце.

Выполнение заданий

Выполнение заданий

Выполнение заданий

Выполнение заданий

Ответы учащихся

Ответы учащихся

         

Слайд 5.

Дочь, врач, рожь, нож, мышь, шалаш.

Слайд 6.

Дочь- ед.ч                               врач- ед.ч                              рожь-ед.ч.               нож-ед.ч,                            мышь- ед.ч.                        шалаш- ед.ч.

Слайд 7.

Дочь (ж.р.), врач (м.р.), рожь(ж.р.), нож(м.р.), мышь(ж.р.), шалаш(м.р.).

Слайд 8.

ж.р.-  ь

м.р – ь

слайд 9.

1.группа: человек, не, лож(?), красит

(Ложь человека не красит).

2.группа: на, хороша, вещ(?), своем, всякая,

месте

(Всякая вещь хороша на своем месте).

3. группа: половина, товарищ(?), дороги, умный.

4 группа: лапти, реч(?), плести, не, вести

(Речь вести — не лапти плести).

Слайд 10.

День – (ночь)

Старт – (финиш)

Смех – (плач)

Шум – (тишь)

Полдень – (полночь)

Слайд 11.

Тест

1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак

А) пишется;                       Б) не пишется

2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак

А) пишется;                   Б) не пишется

3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что

это имена существительные

А) мужского рода

Б) женского рода

4. В какой строчке во всех существительных

надо поставить ь?  А) ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)

Б)калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)

В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)

5. В каких словах допущены ошибки?

А) моржь, б) молодеж, в) кирпич,

г)брошь, д) чертежь

Слайд 12.        

Ответы: 1)-Б, 2)- А, 3)-Б, 4)-В, 5)- А,Б,Д

7 баллов – «5»

6 баллов – «4»

5 баллов – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мягкий знак на конце существительных после шипящих".

Урок предназначен для изучения нового материала и контроля. Содержание учебного материала урока соответствует программе и уровню знаний учащихся по предмету....