Проблемно-диалогический урок по русскому языку в 3 классе УМК «Гармония». Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Цель: Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что у
существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется
мягкий знак
Задачи:
1. Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце
существительных после шипящих.
2. Развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель,
выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Формировать умение договариваться, учитывать разные мнения,
приходить к совместному решению в совместной деятельности.
4. Содействовать воспитанию культуры через парную и групповую работу,
коммуникативных умений, чувства взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-диалогический урок по русскому языку в 3 классе УМК «Гармония».
Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Цель: Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что у
существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется
мягкий знак
Задачи: 1. Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце
существительных после шипящих.
2. Развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель,
выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Формировать умение договариваться, учитывать разные мнения,
приходить к совместному решению в совместной деятельности.
4. Содействовать воспитанию культуры через парную и групповую работу,
коммуникативных умений, чувства взаимопомощи.
Средства обучения:
- раздаточный материал.
- мультимедийная презентация «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Доска и оборудование |
1.1.Организация начала урока. (Подготовка рабочего места. Эмоциональный настрой). | Ребята, готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный класс Всё получится у нас! Думаю, что у нас с вами всё получится, а для этого надо быть внимательными и старательными. | Организуют рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
2.Минутка чистописания. | - Мы узнаем, какую букву будем писать, когда определим, что объединяет все эти слова. - Составьте цепочку букв для минутки чистописания по порядку записи слов. | - Во всех словах есть мягкий знак, значит, будем писать мягкий знак. Дети составляют цепочку букв ь ьь ььь | Слайд 1. Вьюга, голубь, ручьи, крылья, тюльпан, тополь. Цепочка букв ь ьь ььь |
3. Актуализация. | - Сгруппируйте слова в соответствии роли мягкого знака в словах. - Сколько групп получилось? - Какие слова отнесли к первой группе? - Какие слова отнесли ко второй группе? - Сделайте вывод: какую роль в данных словах выполняет мягкий знак? - Сегодня мы узнаем ещё об одной роли мягкого знака. | Дети группируют слова. -две - С мягким разделительным знаком. - С мягким знаком – показателем мягкости. - В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет. | Слайд 2. Вьюга ручьи крылья Слайд 3. голубь тюльпан тополь Слайд 4. Проверь себя! вьюга голубь ручьи тюльпан крылья тополь |
II. Изучение нового материала. 1 этап: постановка проблемы; осознание противоречия. - Формулировка проблемы (учебной задачи) 2 этап: поиск решения проблемы. Выдвижение и проверка гипотез (подводящий диалог). 3 этап: выражение решений; -выражение новых знаний научным языком. 4 этап: реализация продукта, публичное представление продукта. Контроль и оценка усвоения новых знаний. Итог урока Домашнее задание Рефлексия |
- К какой части речи принадлежат слова? - Понаблюдайте за ними. - Что вас удивило? - - Почему? - Какой возник вопрос? -Какие есть предположения по поводу написания ь знака на конце имен существительных после шипящих? -Давайте проверим первую гипотезу. Определите число имен существительных. -Дает ли возможность эта гипотеза ответить на вопрос? -Проверим вторую гипотезу. Определите род имен существительных. -Что заметили? -Где мы можем проверить правильность высказывания о правописании существительных после шипящих? Откройте учебники на стр. 73 и прочитайте правило. -Когда же пишется ь знак на конце существительных после шипящих? -От чего зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих? -Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? -А теперь можем ответить на поставленный вопрос? -Какое открытие мы сделали? Физкультминутка 1.Постановка вопросов по данной теме классу. -Поставьте вопросы классу по новой теме. 2.Составление схемы правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце. -Теперь самостоятельно по группам составьте схему правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце. Задания: 1.Составление пословиц по группам. Объяснить их значение. Объяснить написание существительных с шипящим на конце. 2. Подобрать к существительным антонимы. Записать слова парами. Объяснить написания существительных с шипящим на конце. Тест. 1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак А) пишется ; Б) не пишется 2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак А) пишется; Б) не пишется 3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что это имена существительные А) мужского рода Б) женского рода 4. В какой строчке во всех существительных надо поставить ь? А)ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?) Б)калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?) В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?) 5. В каких словах допущены ошибки? А) моржь, б) молодеж, в) кирпич, г)брошь, д) чертежь -Какое открытие мы сегодня сделали на уроке? -О какой роли мягкого знака в существительных после шипящих узнали? Закрепить правило на стр. 73; придумать и записать в два столбика слова на изученное правило -Кто справился со всеми заданиями? -Какие задания оказались трудными? -Над какими вопросами еще надо поработать? Оцените свои достижения сигнальными карточками.
2.- Понятно, но есть некоторые вопросы, сомнения (Жёлтый шарик) 3. - Много непонятного, неясного (Красный шарик) | - Это имена существительные. - В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет. - Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет? -Возможно, написание мягкого знака зависит от числа имени существительного Учащиеся определяют число имен существительных -нет -А что если написание мягкого знака после шипящих зависит от рода имени существительного? Учащиеся определяют род существительных
В именах существительных ж.р.после шипящих на конце пишется мягкий знак, а у существительных м.р. после шипящих на конце не пишется мягкий знак. В учебнике Чтение правила на стр. 73 После букв шипящих на конце имен существительных Ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется. Написание мягкого знака на конце существительных после шипящих за- висит от рода существительных. Какую роль выполняет Ь на конце существительных после шипящих? Да. После букв шипящих на конце имен существительных Ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется. Учащиеся формулируют вопросы по новой теме: 1.Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи. 2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род. 3. Если слово ж.р. – ь, если слово м.р.- ь Составление по группам схемы правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце. Выполнение заданий Выполнение заданий Выполнение заданий Выполнение заданий Ответы учащихся Ответы учащихся |
Слайд 5. Дочь, врач, рожь, нож, мышь, шалаш. Слайд 6. Дочь- ед.ч врач- ед.ч рожь-ед.ч. нож-ед.ч, мышь- ед.ч. шалаш- ед.ч. Слайд 7. Дочь (ж.р.), врач (м.р.), рожь(ж.р.), нож(м.р.), мышь(ж.р.), шалаш(м.р.). Слайд 8. ж.р.- ь м.р – ь слайд 9. 1.группа: человек, не, лож(?), красит (Ложь человека не красит). 2.группа: на, хороша, вещ(?), своем, всякая, месте (Всякая вещь хороша на своем месте). 3. группа: половина, товарищ(?), дороги, умный. 4 группа: лапти, реч(?), плести, не, вести (Речь вести — не лапти плести). Слайд 10. День – (ночь) Старт – (финиш) Смех – (плач) Шум – (тишь) Полдень – (полночь) Слайд 11. Тест 1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак А) пишется; Б) не пишется 2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак А) пишется; Б) не пишется 3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что это имена существительные А) мужского рода Б) женского рода 4. В какой строчке во всех существительных надо поставить ь? А) ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?) Б)калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?) В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?) 5. В каких словах допущены ошибки? А) моржь, б) молодеж, в) кирпич, г)брошь, д) чертежь Слайд 12. Ответы: 1)-Б, 2)- А, 3)-Б, 4)-В, 5)- А,Б,Д 7 баллов – «5» 6 баллов – «4» 5 баллов – «3» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...
урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...
Урок-презентация русского языка по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
разработка урока...
Урок – презентация по русскому языку на тему: « Мягкий знак на конце существительных после шипящих » 3 класс
Цели урока: познакомить учащихся с грамматической ролью...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе . Тема: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок составлен с использованием технологии ИСУД...
открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мягкий знак на конце существительных после шипящих".
Урок предназначен для изучения нового материала и контроля. Содержание учебного материала урока соответствует программе и уровню знаний учащихся по предмету....