Рабочая программа "Русский язык" 4 кл
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Бурмистрова Светлана Ивановна

Рабочая программа "Русский язык" 4 кл по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_aklass.doc387.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Рузаевского муниципального района РМ

Рассмотрена и одобрена                 Согласовано                      Утверждена

на заседании МО                         с зам. директора                   директором

 Председатель МО                    по УВР                               МБОУ    «СОШ № 7»

_______∕С.И.Бурмистрова               ______/ Е.А. Пилюгина        _______/ И.В. Строкова

 Протокол №______                    «____»________20___г.       Приказ № ____________

от «__»_______20___г,                                                                от «____» ______20___г.

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса русского языка

(4 класс)

по учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В. «Русский язык».

Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.- М: Баласс, 2013г.

Образовательная система «Школа 2100».

                                                                

                                                              Составитель:

                                                              С.И.Бурмистрова.,

       учитель высшей

       квалификационной категории        

Рузаевка, 2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа  по русскому языку составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе авторской программы «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Баласс, УМК «Школа 2100», 2011г.

Цели  изучения учебного предмета

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. формирование у детей чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения: 
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»: 
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.

Разделы «Предложение» и «Текст»

В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

Раздел «Слово»

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

  1. мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
  2. безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
  3. безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания ,  в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
  4. раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для разви- тия орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В  4-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии».Основные направления работы по развитию речи.

  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Описание места в учебном плане школы

 Рабочая  программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса МБОУ «СОШ № 7» г. Рузаевки. По учебному плану начального общего образования на 2015-2016 учебный год в 4 классе отведено 5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год           

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
  • разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  • писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
  • читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
  • воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
  • создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Контрольные

работы

Самостоятель

ные

Работы по развитию речи

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

2

1

2

Повторение

15

2

2

3

Предложение. Текст

35

3

2

8

Слово. Части речи и члены предложения

4

Имя существительное

45

2

3

9

5

Имя прилагательное

20

1

1

4

6

Глагол

36

3

1

5

7

Повторение

17

2

Всего:

170

14

7

28

Содержание учебного предмета «Русский язык»

4-й класс
170 ч (5 часов в неделю)

Повторение (15 ч)

Предложение. Текст (35ч)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное (45ч)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное.(20 ч)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол (36 ч)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания  в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение (17 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.


Календарно-тематический план

№ п∕п

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности учащихся

Количество часов

Дата проведения занятия

Плани- руемая

Факти-ческая

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

Использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.

1

2

Контрольное списывание

1

Повторение

Проводить фонетический разбор слова.

Группировать звуки по их характеристикам.

Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания.

Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

15

3

Повторение фонетики и графики

1

4

Повторение фонетики. Слог и ударение

1

5

Что такое графика

1

6

Фонетический разбор слова

1

7

Повторение орфографии

1

8

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения

1

9

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания

1

10

Контрольный диктант №1 (входной)

1

11

Повторение. Состав слова. Части речи

1

12

Повторение изученного по синтаксису

1

13, 14

Р∕р. Обучающее изложение «Золотой рубль»

2

15

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение»

1

16

Контрольный диктант № 1

1

17

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Предложение. Текст

35

Простое предложение. Предложение с однородными членами

13

18

Как отличить простое предложение от сложного

Различать простые и сложные предложения на слух в письменном тексте.   Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.                Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.                  Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.     Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»)

           

1

19

Предложение с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и

1

20

Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но

1

21, 22

Р∕р Обучающее изложение «Что я люблю»

2

23

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

1

24, 25

Р∕р Обучающее сочинение «Что я люблю»

2

26

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

1

27

Упражнения на повторение. Проверочная работа   № 1

1

28

Развитие пунктуационных умений

1

29

Контрольный диктант № 2

1

30

«Пишу правильно» (работа над ошибками) Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения

1

Сложные предложения с союзами и, а, но

11

31

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

Проверять и редактировать текст сочинения.   Находить и исправлять орфографические  и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму.

1

32,  33

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

2

34

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но

Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а. но и без союзов).                Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями.  Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»).  Выделять на слух в тексте предложения с прямой речью.              Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления.  Продуцировать текст с использованием предложений с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»).  Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью ( после предварительной подготовки).  Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план ( в группах, парах).   Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.

1

35

Р∕р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант

1

36

Знаки препинания в сложном предложении

1

37

Р∕р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома»

1

38

Упражнение на повторение. Проверочная работа   № 2

1

39

Подготовка к диктанту

1

40

Контрольный диктант   № 3

1

41

«Пишу правильно» (работа над ошибками) Редактирование сочинения. Контрольный словарный диктант

1

Предложения с прямой речью

11

42

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

1

43

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора

1

44

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора

1

45

Р∕р Сочинение «Что сказала бы мама» Использование в тексте предложений с прямой речью

1

46

Запись цитаты в  виде предложения с прямой речью

1

47

Развитие умения ставить знаки препинания  в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью

1

48, 49

Р∕р Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух»

2

50

Развитие пунктуационных умений

1

51

Контрольный диктант № 4

1

52

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Слово. Части речи и члены предложения

Имя существительное

45

Что мы уже знаем об имени существительном?

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи.  Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять само- контроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость.

5

53, 54

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных

2

55

Роль имён существительных в предложении, в речи.

1

56

Р∕р Сочинение-миниатюра «Вид из окна»

1

57

Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, амонимы

1

Изменение имён существительных по падежам

12

58

Наблюдение за словоизменением имён существительных

1

59

Развитие умения изменять имёна существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы

1

60, 61, 62

Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе

Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения).  Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.  Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

3

63

Именительный и винительный падежи

1

64

Родительный падеж

1

65

Дательный падеж

1

66

Творительный падеж

1

67

Предложный падеж

1

68

Обобщение знаний о падежах.                      Р∕р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам»

1

69

Упражнение на повторение. Проверочная работа   № 3

1

Три склонения имён существительных

7

70

Что такое склонение? Три склонения имён существительных

1

71, 72

Развитие умения определять склонение имён существительных

2

73, 74

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного

2

75

Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

1

76

Р∕р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами

1

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

8

77

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

1

78 - 80

Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания

3

81

Упражнение на повторение. Проверочная работа   № 4

1

82

Подготовка к диктанту

1

83

Контрольный диктант № 5

1

84

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

13

85

Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных

1

86

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму

1

87, 88

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант

2

89- 90

Р∕р Обучающее изложение «Первая газета»

2

91

Развитие орфографических умений

1

92

Р∕р Сочинение-описание «Прогулка»

1

93

Развитие орфографических умений

1

94

Упражнения на повторение. Проверочная работа   № 5

1

95

Подготовка к диктанту

1

96

Контрольный диктант № 6

1

97

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текстов творческих работ

1

Имя прилагательное

20

Что мы уже знаем об имени прилагательном

5

98, 99

Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи

Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания. Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи.  Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму.           Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.     Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил.+сущ.

2

100

Роль прилагательных-антонимов в речи

1

101, 102

Морфологический разбор имени прилагательного

2

Словоизменение имён прилагательных

4

103, 104

Изменение имён прилагательных по падежам

2

105, 106

Словосочетания сущ.+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании

2

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

11

107

Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

1

108

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.       Р∕р Свободный диктант

1

109

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания

1

110,111

Р∕р Обучающее изложение «Первое путешествие»

2

112

Развитие орфографических умений

1

113

Р∕р Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

1

114

Упражнение на повторение. Проверочная работа   № 6

1

115

Подготовка к диктанту

1

116

Контрольный диктант № 7

1

117

«Пишу правильно» ( работа над ошибками). Редактирование творческих работ

1

Глагол

36

Что мы уже знаем о глаголе

4

118

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола.             Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить самоанализ и взаимоанализ выполнения заданий.

1

119, 120

Значение и грамматические признаки глагола

2

121

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе

1

Словоизменение глаголов

2

122

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

1

123

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов

17

124

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

1

125

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

1

126

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие  изложения и сочинения по теме).                      Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

1

127, 128

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

2

129

Р∕р Сочинение по картинкам

1

130

Разбор глагола как части речи

1

131

Контрольный диктант № 8

1

132

«Пишу правильно»        ( работа над ошибками). Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и -ться

1

133

Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом

1

134, 135

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание

2

136, 137

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

2

138, 139

Р∕р Обучающее изложение «Первые школы»

2

140

Работа над ошибками в изложении

1

Разбор глагола по составу

13

141

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

1

142, 143

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов

2

144

Р ∕р Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени

1

145

Развитие умений писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении

1

146

Обучающее сочинение «День моей мамы»

1

147

Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении. Редактирование текста

1

148

Упражнения на повторение. Проверочная работа   № 7

1

149, 150

Развитие орфографических умений. Контрольный словарный диктант

2

151

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту

1

152

Контрольный диктант № 9

1

153

«Пишу правильно»        ( работа над ошибками)

1

Повторение

17

154, 155

Повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение»

Систематизировать и обобщить изученный материал в виде таблиц, схем, текста.    Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания.

2

156, 157

Повторение материала, изученного в разделах «Предложение», «Текст»

2

158

Контрольное изложение «Странный дуэт»

1

159, 160

Комплексное повторение изученного материала. Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово»

2

161

Подготовка к диктанту

1

162

Итоговый контрольный диктант

1

163

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

164

Повторение. Части речи

1

165, 166

Повторение. Имя существительное

2

167

Повторение. Имя прилагательное

1

168, 169

Повторение. Глагол

2

170

Итоговый урок

1


Контрольно – измерительные материалы

Тетрадь на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»

4 класс (1 вариант,2 вариант), Е.В. Бунеева, М, Баласс, 2013 г., (Образовательная система «Школа 2100»)

Название работы

На каком уроке проводится

Страницы тетради

Контрольное списывание

Урок  2

2 -3

Диктант (входной)

Урок 10

Контрольный диктант № 1

Урок 16

1

Проверочная работа № 1

Урок 27

4 - 5

Контрольный диктант № 2

Урок 29

6 - 7

Проверочная работа № 2

Урок 38

8 - 9

Контрольный диктант № 3

Урок 40

10 -11

Контрольный диктант № 4

Урок 51

12 - 13

Проверочная работа № 3

Урок 69

14 - 15

Проверочная работа № 4

Урок 81

16 - 17

Контрольный диктант № 5

Урок 83

18 - 19

Проверочная работа № 5

Урок 94

20 - 21

Контрольный диктант № 6

Урок 96

22 - 23

Проверочная работа № 6

Урок 114

24 - 25

Контрольный диктант № 7

Урок 116

26 -27

Контрольный диктант № 8

Урок 131

28 -29

Контрольное списывание

Урок 135

30 - 31

Проверочная работа № 7

Урок 148

32 - 34

Контрольный диктант № 9

Урок 152

35 - 37

Контрольное изложение

Урок 158

44 - 45

Итоговый контрольный диктант

Урок 162

43

Критерии оценивания работ учеников

Проверочные работы предлагаются с моделью контроля и оценивания, разработанной в Образовательной системе «Школа 2100».

Проверочная работа состоит из заданий трёх уровней: базовый, программный, максимальный.

Цель работы – проверить базовые знания по теме (задание 1) и умения использовать этот материал для решения различных задач (остальные задания). Отметки ставятся и за знание теоретического материала, и за учебно-языковые, правописные и речевые умения. Поскольку каждое задание позволяет ученикам продемонстрировать определённое умение, то и оценивать выполнение этих заданий предлагается отдельно.

Если задание необходимого уровня выполнено без ошибок – это отметка «5». Если ученик выполнил одно задание на нескольких уровнях, отметкой за это задание будет более высокий балл.

Тексты контрольного изложения и контрольных диктантов  включены в методическое пособие учителя.


Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд

Авторская программа «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Баласс, УМК «Школа 2100», 2011г.

Методические рекомендации «Русский язык» 4 класс Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева М.,Баласс, 2011 г.

Учебник «Русский язык» 4 класс в 2-х ч, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина М..Баласс, 2013 г.

Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» 4 класс Л.Ю.Комиссарова М., Баласс, 2015 г.

Тетрадь «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2)  4 класс; Е.В.Бунеева М., Баласс, 2015 г.

."Рабочая тетрадь по русскому языку" Исаева, М:Баласс, 2015 г.

Д

Д

К

К

К

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Таблицы к основным разделам грамматического материала

Наборы сюжетных предметных  картинок  Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

Репродукции картин

Д

Д

Д

Д

Кабинет русского языка и литературы

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронный образовательный комплекс на DVD –диск.

Русский язык 1-4 классы.

       Д

Технические средства обучения

Классная доска

Магнитная доска.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

Д

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов.

Настольные развивающие игры .

Ф

Список литературы

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДОВАННАЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2009.- 23с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022138-2.

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–019148-7.

3.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09- 021056- 0.

4.Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–023809-0.

5.Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2008.- 232с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–020462 -0.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки  Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.7.

7.Специфика работы учителя с примерными программами в рамках нового Федерального государственного стандарта [Текст]// Начальная школа. Плюс до и после.- 2009.- № 12.- С.3 – 9.

8. Авторская программа «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Баласс, УМК «Школа 2100», 2011г.

9.Методические рекомендации «Русский язык» 4 класс Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева М.,Баласс, 2011 г.

                           ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДОВАННАЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1.Учебник «Русский язык» 4 класс в 2-х ч, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина М..Баласс, 2013 г.

2. Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» 4 класс Л.Ю.Комиссарова М., Баласс, 2015 г.

3.Тетрадь «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2)  4 класс; Е.В.Бунеева М., Баласс, 2015 г.

4."Рабочая тетрадь по русскому языку" Исаева, М:Баласс, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...