Рабочая учебная программа по русскому языку, 1 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели курса:

-познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- социокультурная цель- изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе  необходимо решение следующих практических задач:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

-освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

-воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

   Курс русского языка в начальной школе представлен двумя этапами:

- обучение грамоте,нацеленным на решение задач формирования первоначальных навыков письма и чтения;

- систематическим курсом изучения родного языка, нацеленным на дальнейшее формирование грамотного письма (орфографического действия), знакомство с особенностями языка как знаковой системой и развитие речи.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373), на основе Основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №8 (начальная ступень общего образования), примерной программы для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.Эльконина)Под редакцией А.Б.Воронцова,  ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», Москва 2011г. , программы курса «Русский язык»   авторы: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, которая обеспечена учебником ( В.В.Репкин, Е.В.Восторгова Русский язык: Учебник для 1 класса. Издательство «ВИТА-ПРЕСС», Москва 2011г.) программы Русский язык (этапа обучения грамоте), авторы:Е.А. Бугрименко, Н.Г. Агаркова, которая обеспечена учебником (В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, В.А.Левин Букварь: В 2-х частях. Издательство «ВИТА-ПРЕСС», Москва 2011г.), тетрадью по письму, автор:Н.Г.Агаркова (Рабочая тетрадь  для 1 класса четырехлетней начальной школы к Букварю В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, В.А.Левина.Издательство «ВИТА-ПРЕСС», Москва 2015г.)

РУССКИЙ ЯЗЫК

(этап обучения грамоте)

(Е.А.Бугрименко, Н.Г.Агаркова)

Пояснительная записка

    В основу разработки рабочей программы положены Требования к результатам освоения основных образовательных программ, Требования к результатам начального общего образования.

   Основная задача курса – формирование у детей полноценных лингвистических понятий начиная с букварного периода обучения. В этот период детям должны быть открыты общие закономерности строения родного языка, которые могут стать основой будущей системы лингвистических знаний и умений.

   Один из центральных принципов программы – достаточно долгий этап звукового анализа, предшествующий этапу введения букв и обеспечивающий исходную лингвистическую ориентацию детей в языке – представление о слове как значащей форме. Формирование у детей отношения к слову как к особому предмету работы – исходное условие сознательного овладения техникой чтения и письма.

   В ходе развивающего обучения создаются  условия для развертывания самостоятельных практических действий ученика со словом: знания не даются в готовом виде, детям предлагаются схемы, которые помогают им самим добывать новые знания.

   Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно - буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую ( в процессе письма) и, наоборот, графической в звуковую ( в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

                                                  Место предмета «Обучение грамоте» в образовательном процессе

         На изучение русского языка в начальной школе выделяется  675 ч.  В 1 классе – 165 ч  ( 5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115ч (5 часов в неделю, 23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) – урокам русского языка.

     Чтение (в период обучения грамоте) – 92 ч (4 часа в неделю, 23 недели).

      Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте».

Программа составлена для реализации курса « Обучение грамоте» в начальной школе, который является составной  частью учебного курса русского языка и занимает особое место в обучении младших школьников, так как в этот период первоклассники  овладевают  прежде всего технологией сложных действий первоначального чтения и письма, которые по мере автоматизированности становятся ведущими учебными навыками, не только в области филологии, но и в других учебных дисциплинах. Курс разработан  в логике теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.  В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученнизученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой

Цель и задачи обучения в 1 классе

Формирование учебной деятельности младших школьников в рамках курса изучения родного языка осуществляется главным образом на фоне   выявления и освоения ими общих способов орфографического действия – которое, с одной стороны, является для детей, поступающих в школу, принципиально новым, с другой - мотивационно значимым (грамотное письмо  - символ взрослости). Общий принцип письма, лежащий в основе этого действия, может быть выделен уже на первых этапах обучения грамоте (при условии, что обучение строится на основе фонематической теории письма).   В связи с этим:

Основные цели:

· Формирование полноценных лингвистических понятий, открытие общих закономерностей строения родного языка на основе звукового анализа, дать представление о слове как значащей форме;

 развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения,   развитие   интуиции и «чувства языка»;

·Формирование у детей отношения к слову как к особому предмету работы – исходное  условие сознательного овладения техникой чтения и письма. Сформировать навыки осмысленного чтения и письма (дидактическая цель);

·Обеспечить качественную перестройку мышления и механизмов учебной деятельности, обеспечивающую возможность осознанного овладения необходимыми способами чтения и письма (развивающая цель).

·Формирование элементарного графического навыка.

·Воспитаниеэмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;   пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Предметные задачи:

·научить  выделить номинативное значение слов (способность называть предметы, их действия и признаки);

·научить воспринимать звучащее слово как последовательность звуков и различать функциональные характеристики звуков: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

·освоить способы чтения, ориентированные на гласную и способы письма, ориентированные на качество согласного звука;

конкретизировать позиционный принцип русской графики (обозначение твердости-мягкости согласны звуков, обозначение звука [йۥ] в разных позициях и т.п.);

·освоить способы  письма и начать формировать орфографическое действие письма (решение орфографических задач, связанных с орфограммами);

·сконструировать алгоритм письма по заданному образцу (списывание);

·освоить разные формы моделей (знаково-символические, графические, звукобуквенные);

·систематизировать  материал, изученный в процессе формирования действий чтения и письма.

·обогащение и активизация словаря;

·становление и развитие фонематического слуха;

Педагогические задачи:

·освоить различные формы учебного сотрудничества (обучение приёмам объект-субъектного взаимодействия и приёмам ведения устной дискуссии через умение работать в малых группах и парах);

·ввести критерии оценивания.

· начать формирование действий контроля и оценки: самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка; -сопоставление своей оценки с оценкой учителя;

·научить добывать недостающую информацию с помощью «умных» вопросов и разных источников;

· познакомить с работой в разных образовательных пространствах в тетради (черновик-чистовик) и в классе (использование стола заданий и стола-помощника для организации самостоятельной работы)

Действия учащихся:

·Выделение слова из высказывания ( с ориентировкой на значение слова и возможность вставить перед каждым словом новое).

· Построение графических  моделей, отображающих количество слов в высказывании и их номинативные возможности ( предмет, действие, признак, служебное слово)

· Выделение и определение последовательности звуков в слове с ориентацией на заданную модель ( посредством последовательного интонирования каждого звука в слове)

·Самостоятельное построение звуковой модели слова. Отображение в ней смыслоразличительных качеств  звуков. Контроль (чтение модели).

·Послоговое  чтение слов с ориентацией на гласную букву и знак ударения ( с предварительным выделением слогов в слове, подлежащем прочтению).

· Смысловое чтение (с ориентацией на тактовое ударение).

· Запись слов и простейших высказываний (под диктовку) с предварительным составлением модели, отображающей последовательность слов в высказывании, слоговую структуру каждого слова и их орфографические особенности, с последующим контролем (чтением) написанного.

Педагогические действия:

· работа по формированию у учащихся прогностической оценки;

· обучение учащихся контролю своих действий по выработанным критериям;

· организация дискуссий при конструировании новых способов действий;

· подбор заданий на работу с моделями, их конструирование, а также осуществление различных переходов между ними;

· организация домашней самостоятельной работы учащихся;

· подбор разнеуровневых заданий для коррекции выявленных недостатков по результатам текущих работ, а также для продвижения «сильных» учащихся;

·обучение работе с различными видами моделей и осуществлению переходов между ними.

Отличительные особенности рабочей программы по Обучению грамоте

     В этот период  детям должны быть открыты общие закономерности строения родного языка, которые могут стать основой будущей системы лингвистических знаний и умений.формирование полноценных лингвистических понятий

Для того, чтобы при знакомстве с первыми буквами, при чтении и письме первых слогов и слов, ребёнок смог открыть позиционный принцип русского чтения, т. е. учился ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного, необходимо научить детей в добуквенный  период обучения различать звуки гласные и согласные, гласные ударные, согласные мягкие и твёрдые.

      Один из центральных принципов программы – достаточно долгий этап звукового анализа, предшествующий этапу введения букв и обеспечивающий лингвистическую ориентацию детей в языке – представление о слове как звучащей форме. Формирование у детей отношения к слову как к особому предмету работы – исходное условие сознательного овладения техникой чтения и письма.

       Практическая цель фонемного анализа – выделение фонемы и связывание её с буквой. Звуковой разбор слов с момента введения букв сменяется разбором звукобуквенным, способствующим усвоению слогового принципа русской графики

      Слоговой принцип графики отражает отношение состава фонем русского языка к составу алфавита. Эти отношения закреплены в правилах графики, которые усваиваются в связи с обучением грамоте. Поскольку обучение грамоте по системе Д.Б. Эльконина строится с учётом лингвистического развития детей, изучение правил графики организуется так, чтобы раскрылись их системность и обобщённый характер. В последнее время порядок изучения букв в букварях определяется принципом частотности, который обеспечивает быстрое расширение доступного объёма письма и чтения, но не даёт возможности строить букварный период обучения как введение в языковую теорию, как решение лингвистических задач, развивающих детское мышление, поднимающих языковое сознание на более высокую ступень. Общий позиционный принцип чтения даёт возможность ребёнку прочесть слог с любой новой буквой, как только узнает её фонемное значение. Этот общий позиционный принцип русской письменности и определяет порядок изучения введения букв гласных парами а-я, о-ё, у-ю, э-е.

     После того, как дети открывают и моделируют основное и наиболее общее правило русской графики, всё дальнейшее содержание Букваря строится как его раскрытие и конкретизация.

      Всё содержание Букваря построено на системной логике. В добуквенный период обучения дети открывают саму звуковую материю слова и приобретают навыки членения слова на слоги, на звуки и  дифференциации звуков на гласные и согласные, согласные мягкие и твёрдые. С первых букв обнаруживают наиболее общее свойство русской графики: способ обозначения мягкости и твёрдости согласных на письме с помощью гласных букв, а потом знакомятся с более частными проявлениями позиционного принципа русской письменности.

     В букваре созданы специальные проблемные ситуации, позволяющие детям почувствовать и осознать необходимость в новом знании для решения учебно-практической задачи письма и чтения. Букварь представляет собой последовательность учебно-практических задач, решая которые дети открывают законы русской графики и орфографии, создаются условия для развёртывания самостоятельных практических действий со словом. Знания не даются в готовом виде, детям предлагаются схемы, которые помогают им самим добывать новые знания.

     Особенность Букваря в том, что моделирование сделано сквозным принципом работы: моделируются не только отношение звуков и букв, но и те закономерности, с которыми дети знакомятся в первый год изучения родного языка. Модели становятся своеобразными «опорными сигналами».    

    Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения, т. к. на основе этого действия формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение. Прежде чем приступить к отработке техники письма новой буквы, ребёнок должен воссоздать её форму, т. е. сконструировать её с помощью специальных элементов-шаблонов. Такая работа способствует развитию интеллектуальных способностей: на уровне наглядно-образного и конкретно-действенного мышления у них формируются мыслительные операции анализа – синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, конкретизации, которые со временем реализуются на словесно-логическом уровне и на другом содержании, что способствует успешному продвижению учащихся в учебной деятельности и формированию познавательных интересов. В тетради-прописи даны логические упражнения, выполняя которые дети учатся анализировать, сравнивать, объединять буквы на основе выделения в них общих и отличительных признаков.постоянное сопоставление звуков и букв, обсуждение функциональных возможностей каждой буквы и отражение их в звуко-буквенных моделях придаётдействиям письма и чтения характер осознанных рефлексивных действий;

Наличие чётких оснований выбора букв в слове на основе позиционного принципа даёт возможность более эффективно организовать оценочную деятельность на уроке, позволяют проявлять детям большую самостоятельность и при систематизации знаний – опираясь на свои представления о «работе» букв в состоянии предложить собственные варианты заполнения «ленты» букв;

В итоге изучения букваря дети могут ответить относительно каждой буквы на вопросы: «зачем нужна эта буква? Какую работу она может выполнять в слове?

Снимается актуальная проблема мотивации изучения букв читающими детьми- для них обучение грамоте приобретает рефлексивный характер.

Формы реализации рабочей программы по Обучению грамоте

         Вовлечь детей в содержание обучения, органически сочетать на уроке обучение и воспитание помогают не только специальные игры, но и другие формы сотрудничества детей: дискуссия, соревнование, групповые работы, к которым детей приучают с первых уроков. В основе всех форм организации дискуссий лежат действия детей, помогающие им сформировать свою точку зрения, сопоставить её с точкой зрения других детей. Организационная работа детских групп, сообща решающих учебные задачи, позволяет совместить обучение грамоте и обучение сотрудничеству, взаимопониманию. Дискуссия и групповая работа на уроке исключают авторитарность и воспитывают в детях уверенность в собственных силах и интерес друг к другу, умение встать на точку зрения другого. Так задачи обучения и развития смыкаются с широкими воспитательными задачами.

Образовательный процесс по обучению грамоте организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:

·        урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;

·        урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;

·        урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;

·        урок-проектирование – место для решения проектных задач;

·        учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими проблемами;

·        групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;

·        самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:

-задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;

-задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующие навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);

-творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).

                                                                                                       УМК

Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:

Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А.   Букварь: В 2ч. – Москва: Издательство «ВИТА – ПРЕСС», 2011г.

Агаркова Н.Г.  Тетради по письму в 4 ч. - Москва: Издательство «ВИТА – ПРЕСС», 2015г.

Репкин В.В., Восторгова Е.В.  Русский язык. 1 класс. - Москва: Издательство «ВИТА – ПРЕСС», 2011г.

В.В.Репкин, Е.В.Восторгова. Русский язык, 1 класс.  Электронное приложение к учебнику.

В.А.Левин, Е.В.Восторгова, В.В.Репкин. Букварь. Электронное приложение к учебнику.

Восторгова Е.В. Краткий методический комментарий к букварю и учебнику 1 класса по русскому языку.

                                                             Москва: Издательство «ВИТА – ПРЕСС», 2011г.

Агаркова Н.Г.  Учим детей письму. Пособие для учителя. -  Москва: Издательство «ВИТА – ПРЕСС», 2011г.

Электронные образовательные ресурсы

Nsportal русский язык, РГУ, Азбука Кирилла и  Мефодия,  Начальная школа, Новая начальная школа. Единая коллекция Цифровых образоватеных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации.

ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)

ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты:

·     начальное осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения;

·     вызвать познавательный интерес к родному языку;

·     формирование уважительного отношения к иному мнению;

·     овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

·     развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·     развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

·     развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·     развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные  результаты:

·     выделение и осознание общего (позиционного) принципа письма, что даёт широкие возможности для формирования основ учебной деятельности, т.е. для реализации деятельностного подхода;

·     постоянное сопоставление звуков и букв, обсуждение функциональных возможностей каждой буквы и отражение их в звуко-буквенных моделях придаёт действиям письма и чтения характер осознанных рефлексивных действий;

·     наличие чётких оснований выбора букв  в слове на основе позиционного принципа даёт возможность более эффективно организовать оценочную деятельность на уроке, позволяют проявлять детям большую самостоятельность и при систематизации знаний – опираясь на свои представления о «работе» букв в состоянии предложить собственные варианты заполнения «ленты» букв;

·     начать  освоение  различных форм учебного сотрудничества (обучение приемам субъект-субъектного взаимодействия и приемам ведения устной дискуссии через умение работать в малых группах и парах);

·     ввести критерии оценивания, начать формирование действий контроля и оценки: самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка; сопоставление своей оценки с оценкой учителя;

·     начать учить  добывать недостающую информацию с помощью «умных» вопросов и разных источников;

·     начальное  умение работать в разных образовательных  пространствах в тетради (черновик-чистовик) и в классе (использование стола заданий и стола-помощника для организации самостоятельной работы).

Предметные результаты:

Уметь:

·      определять звуковой состав слова с указанием гласности-согласности, мягкости-твёрдости звучания;

·      делить слово на слоги. Ставить ударение;

·       различать звучание слова и его звучание, звуковую и буквенную формы слова;

·      определять две функции букв гласных после согласных, парных по мягкости-твёрдости (обозначение гласного звука и указание на мягкость или твёрдость предшествующего согласного);

·      правильно обозначать мягкость согласных на письме ( с помощью букв и, е, ё, ю, я, и мягкого знака); гласные после согласных, непарных по мягкости-твёрдости (в сочетании жи-ши, ча-щу, чу-щу); звук й перед гласным (буквами е,ё, ю я и не перед гласным (буквой й);

·      определять и соотносить звуковой и буквенный состав слов типа коньки, язык, вьюга;

·      пользоваться правилами написания большой буквы (в именах людей, в начале предложения)

·      правильно писать слова, написание которых не расходится с произношением; писать под диктовку небольшие предложения (из 3-5 слов) без пропусков и искажений букв; использовать заданный алгоритм соединения букв и уметь соединять две-три рядом стоящие в слове буквы. Скорость письма к концу учебного года-15-20 буквенных знаков в минуту;

·      читать слитно-слоговым способом тексты со всеми буквами алфавита;

·      ставить вопросы  к словам-названиям, к словам названных действий;

·      пользоваться способом определения количества слов в высказывании, составлять схему высказывания.

       освоение ребёнком первоначальных навыков письма и чтения, где многие умения формируются «по образцу»;

Знать/понимать:

·     общий  (позиционный) принцип  письма, что даёт широкие возможности для формирования основ учебной деятельности, т.е. для реализации деятельностного подхода;

·     что слова нужны  людям, чтобы называть предметы

·     что такое модель слова, высказывание.

·     иметь представление об орфограмме;

·     служебные слова ничего не называют;

·     знать название всех букв;

·     знать, что звук Й обозначается на письме в зависимости от позиции;

                                             Содержание предметов «Обучение грамоте» и «Русский язык» (1 класс)

Букварный период

Формирование начальных представлений о слове.(20ч.)

 Выделение слова как особого объекта действий и изучения (противопоставление вещи и слова). Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака действия). Выделение слова из высказывания (с ориентировкой вставить перед каждым словом новое). Служебные слова (слова-помощники – на примере предлогов и союзов). Построение графических моделей, отображающих количество слов в высказывании.

Звуковой анализ слова. (32ч.)

Выделение звуков в слове. Определение последовательности и количества звуков в слове с ориентацией на заданную модель (посредством последовательного интонирования каждого звука в слове). Воспроизведение звуковой формы слова на основе его модели (в том числе деформированной).

Выделение слога как минимальной произносительной единицы. Выделение гласных (слогообразующих) и согласных звуков. Ударение и способ его определения в слове. Самостоятельное построение звуковой модели слова.

Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путем замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Отображение смыслоразличительных качеств звуков в звуковой модели слова.

Формирование действий письма и чтения(155ч.)

Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков (А, О, У, Ы, Э), их включение в звуко-буквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков (Л, М, Н, Р). Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных. Обозначение твердости-мягкости согласных с помощью гласных букв (введение букв Я, Ё, Ю, Е, И), две работы гласных букв.

Формирование способа послогового чтения слов с ориентацией на гласную букву и знак ударения (с предварительным выделением слогов в слове, подлежащем прочтению).

Запись слов и простейших высказываний (под диктовку) с предварительным составлением модели, отображающей последовательность слов в высказывании и слоговую структуру каждого слова.

Представление об орфограмме как элементе («части») буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т.п.). Основное правило переноса слов

Отработка действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твердости-мягкости:Г-К, В-Ф и т.д.).

Обозначение твердости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква Ь). Обозначение звука [й’] в разных позициях (буква Й, буквы Я, Е, Ё, Ю, обозначающие сочетание звука [й’] с последующим гласным). Обобщение сведений о работе гласных букв.

Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости (шипящих и Ц): правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Проблематичность употребления букв И-Ы после Ц, букв О-Ё после шипящих (наблюдения). Разделительные знаки Ь и Ъ (наблюдения).

Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция.

Русский алфавит.

Формирование навыка смыслового чтения (с ориентацией на тактовое ударение).

Систематизация материала, изученного в процессе формирования действий письма и чтения.

Послебукварный период

Систематизация материала, изученного в букварный период. (50ч.)

Способы обозначения гласных звуков буквами. Способы обозначения твердости-мягкости согласных звуков буквами. Способы обозначения звука [й’] на письме в разных позициях. Алфавит (повторение). Орфограммы, изученные в период обучения грамоте.

 Правила списывания и их отработка (на высказываниях, написание слов в которых совпадает с произношением).

Развитие речи.   (Часы, отводимые на изучение материала по развитию речи, не указаны, так как он изучается не изолированно, а в рамках всех разделов курса.)

Высказывание (сообщение, вопросы). Выражение цели высказывания с помощью интонации и ее обозначение на письме (знаки в конце высказывания). Смысловые части высказывания (предмет сообщения и сообщение о предмете). Отработка навыков смыслового чтения с опорой на выделенное тактовое ударение.

Планируемые результаты

Личностные:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- осознание необходимости изучения родного языка;

- осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам и следование принятым нормам поведения в школе;

- осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе.

Метапредметные:

- умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем или составленным в совместной работе; принимать оценку учителем и одноклассниками результата своей работы;

- умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом, а также с результатами работ одноклассников (в паре, группе);

- умение задавать вопросы с целью получения недостающей информации;

- умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов.

Предметные:

- осознание смыслоразличительной роли звуков;

- овладение способом вычленения звуков в словах и определение их последовательности;

- различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких, звонких и глухих;

- умение отражать качество звуков в звуковой схеме и звуковой записи слова;

- овладение способом деления слова на слоги, определения ударного слога;

- умение различать звуки и буквы;

- умение правильно называть буквы алфавита и знание их основных звуковых значений;

- умение связно и ритмично писать строчные и заглавные буквы, правильно соединять их;

- умение обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью букв я, ю, е, и, ё   и буквы ь; обозначать на письме звук [й'] с помощью я, ю, е, ё;

- умение переносить слова с одной строки на другую по слогам;

- овладение обобщенным понятием об орфограмме;

- умение писать заглавную букву в именах людей и кличках животных;

- применение правил правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу, а также чк, чн, щн, щк;

- умение определять границы предложений в устной речи и на письме, начинать писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки;

- овладение способом различения слов-названий и служебных слов;

- умение правильно писать под диктовку отдельные слова, написание которых не расходится с произношением, а также предложения и небольшие тексты, состоящие из таких слов;

- умение списывать по правилам слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами;

- умение устно составлять 3-5 предложений на определенную тему.

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

В.В.Репкин. Букварь

Изд-во «ВИТА-ПРЕСС», Москва 2011г.

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9-10

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23,24

25-26

27-28

29-31

32-33

34-35

36-37

38-43

44-45

46.

47-48

49.

50-51

52.

53-54

55-56

57-58

59-61

62-63

64-65

66.

67-69

70

71-72

73-74

75-76

77-78

79.

80-82

83.

84.

85.

86.

87.

88-90

91-92

Предмет и слово. Слова как названия предметов.

Введение модели слова.

Постановка вопросов к словам, называющим живые и неживые предметы.

Слова, называющие предметы, и слова, называющие действия.

Постановка вопроса к словам, называющим действия. Расширение представления о словах – действиях.

Слова, называющие признаки, и постановка вопросов к ним.

Связь слов в высказывании.

Способ определения количества слов в высказывании.

Служебные слова.    

Урок обобщения.

Звуки речи как «строительный материал» языка.

Способ выделения звуков в слове (на основе заданной модели).

Слог как минимальная произносительная единица.

Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков.

Деление слов на слоги. Работа с неозвученными моделями.

Смыслоразличительная роль гласных и согласных звуков.

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове.

Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль.

Твердые и мягкие согласные звуки, их смыслоразличительная роль.

Урок обобщения.

Буква как знак звука.

Буквы гласных А, О.

Буквы гласных У, ы.

Буква гласного Э.

Буквы согласных л, м. Способы послогового письма и чтения.

Согласные буквы н, р. Представление об орфограмме.

Обозначение твердости – мягкости согласных с помощью букв а, я.

Употребление букв л, н, р для обозначения твердых и мягких согл. звуков. Конкретизация алгоритмов письма и чтения.

Обозначение твердости – мягкости согласных с помощью букв о-ё, э-е,

ы-и, у-ю.

Буква Г, её работа.

Буква К, её работа.

Буквы Д – Т, их работа.

Закрепление изученного.

Буквы В – Ф, их работа.

Закрепление изученного.

Общее правило переноса. Алгоритм записи высказывания.

Буквы З – С, их работа.

Закрепление изученного.

Буквы Б – П, их работа.

Буква Х, её работа.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы ь.

Обозначение звука [й'] с помощью буквы  й.

Обозначение звука [й'] с помощью букв я, е, ё, ю.

Работа гласных букв (систематизация).

Буквы Ж, Ш, их работа.

Обозначение гласных звуков после букв Ж и Ш. Орфограмма  жи – ши.

Буквы Ч, Щ, их работа.

Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ. Орфограммы  ча – ща,

чу – щу.

Простейшая транскрипция.

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн. Обозначение мягкости звука[л'] перед согласным звуком.

Обозначение мягкости согласных звуков (систематизация).

Выбор букв  о – ё  после букв, обозначающих шипящие согласные  звуки (наблюдения).

Буква Ц, её работа.

Обозначение гласных звуков после Ц. Выбор букв  и, ы  после Ц (наблюдения).

Отработка способов письма и чтения.

Обозначение звука [й'] с помощью разделительных  ь , ъ. Обозначение  звука [й'] в разных позициях (систематизация).

Русский алфавит.

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

3

2

2

2

6

2

1

2

1

2

1

2

2

2

3

2

2

 1

3

1

2

2

2

2

1

3

1

1

1

1

1

3

2

Выделение слова как особого объекта действия и   изучения (противопоставление вещи и слова). Выделение слова из высказывания (с ориентировкой на возможность вставить перед каждым словом новое). Построение графических моделей, отображающих количество слов в высказывании.

Выделение и определение последовательности звуков в слове с ориентацией на заданную модель. Воспроизведение звуковой формы слова на основе его модели. Выделение слогов в слове; гласных и согласных звуков.

Определение ударного слога в слове, звонких и глухих, твердых и мягких согл. Самостоятельное построение звуковой модели слова. Отображение смыслоразличительных качеств звуков в звуковой модели слова.

Формирование способа послогового чтения слов с ориентацией на гласную букву и знак ударения (с предварительным выделением слогов в слове, подлежащем прочтению). Формирование

навыка смыслового чтения (с ориентацией на

тактовое ударение).

Составление простейших транскрипций, анализ соотношения звуковой и буквенной оболочек слова.

Определение функций (работы) каждой буквы русского алфавита в записи слова.

Определение и обоснование местоположения каждой изученной буквы в «ленте букв» в соответствии с ее функциями в записанном слове.

Учатся:

- пользоваться учебником,  понимать различие между устной и письменной речью;

- понимать различия между предложением и словом;

классифицировать слова в соответствии с их значением (слова-названия предметов, действий, признаков).

Учатся делить слова на слоги, определять количество слогов в словах; ставить ударение, составлять предложения на заданную тему;

 составлять предложения с опорой на рисунки и схемы;

 фонематическому восприятию и определению на слух наличия или отсутствия того или иного звука в слове;

 различать согласные и гласные звуки, различать звук и букву;

 различать согласные  , твердые-мягкие,  звонкие-глухие;

 выделять звуки из речи.

Учатся фонематическому восприятию и определению на слух наличия или отсутствия того или иного звука в слове;

- различать согласные и гласные звуки, различать звук и букву;

- различать согласные твёрдые-мягкие, звонкие-глухие;

- выделять звуки из речи;

-  чётко и правильно выражать свои мысли, читать предложения с разной интонацией;

- правильно артикулировать и озвучивать буквы;

- проводить слого-звуковой разбор слов;

- наблюдать за позиционной сменой согласных звуков (твёрдые и мягкие, глухие и звонкие);

-давать  характеристику звукам;

- находить новые звуки в словах;

- отвечать на вопросы учителя по тексту и иллюстрации, составлять рассказ по сюжетным картинкам;

- читать слова, предложения и небольшие  тексты и отвечать на вопросы по содержанию, по иллюстрации;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

- определять цель учебного задания;

- соотносить изученные буквы со звуками;

- определять тему текста и его  главную мысль, пересказывать текст;

- объяснять разницу между количеством букв и звуков;

- составлять схемы слов и предложений;

- анализировать «ленту букв», называть группы букв;

- правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты,

- читать по ролям;

- рассуждать на заданную тему, задавать вопросы по теме, рассказывать о герое произведения с помощью опорных слов, воспроизводить диалог героев.

 

Формулировать и удерживать учебную задачу  ; составлять  план и последовательность действий; осуществлять контроль  по результату и способу действия; организовывать свое рабочее место; развивать рефлексию способов и условий действий, смысловое чтение; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями ее реализации; развивать смысловое чтение; адекватно воспринимать предложение учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

 

Осуществлять поиск и выделение

необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ;  

преобразовывать практическую задачу в познавательную; распознавать объекты, выделяя существенные признаки; ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.

 

Задавать вопросы;

обращаться за помощью; слушать собеседника; работать в группе; строить понятные для собеседника высказывания; участвовать в диалоге на уроке; уважать и учитывать мнение и позицию собеседников; использовать доступные речевые средства для передачи своих мыслей.

Формулировать и удерживать учебную задачу;  

осуществлять контроль  по результату и способу действия;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями ее реализации.

Осуществлять поиск и выделение

необходимой информации в учебнике;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ.  

Задавать вопросы;

обращаться за помощью; слушать собеседника; работать в группе; строить понятные для собеседника высказывания; участвовать в диалоге на уроке; уважать и учитывать мнение и позицию собеседников; использовать доступные речевые средства для передачи своих мыслей.

Осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам;

- следование принятым нормам поведения в школе;

- осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к одноклассникам, и учителям, дружелюбие;

- установка на совместную работу в паре, группе;

- мотивация учебной деятельности

(социальная, учебно-познавательная);

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;

- умение задавать вопросы;

- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; - принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к школе;

- развитие мотивов учебной деятельности и навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

Н.Г.Агаркова. Тетрадь по письму (в 4 частях)

Изд-во «ВИТА-ПРЕСС», Москва 2015г.

Тема урока

Кол-во

часов

Виды деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 1.

2-3

4

5-6

7

8

9

10,11

12

13

14

15

16,17

18,19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

Знакомство с разлиновкой тетради.

Письмо прямых наклонных линий.

Письмо прямых линий.

Письмо прямых наклонных линий с закруглением внизу.

Письмо наклонной линии с закруглением внизу.

Письмо прямых наклонных линий с закруглением внизу и вверху.

Письмо наклонных линий с закруглением (закрепление).

Письмо линий с петлёй вверху .

Письмо линий с петлёй внизу.

Письмо линий с петлёй вверху и внизу.

Письмо наклонных линий с закруглением внизу.

Письмо наклонных линий с закруглением вверху.

Письмо овалов.

Письмо полуовалов.

Письмо линий с закруглениями.

Письмо прямой линии с четвертным овалом.

Письмо линий с закруглениями вверху .

Письмо линий с закруглением внизу.

Письмо полуовалов (закрепление).

Письмо овалов (закрепление).

Письмо наклонных линий с закруглением.

Письмо овалов и наклонных линий.

Начертание строчных  а, о.

Письмо изученных элементов.

Написание заглавной буквы А.

Написание заглавной буквы О.

Письмо строчной буквы  у.

Письмо буквы ы.

Письмо заглавной буквы У.

Письмо строчной буквы э.

Письмо заглавной буквы Э.

Письмо строчной буквы  л.

Письмо строчной буквы м.

Письмо заглавной буквы  Л.

Письмо заглавной буквы М.

Письмо строчной буквы  н.

Письмо строчной буквы р.

Письмо буквы  я.

Письмо буквы Я.

Письмо слов с изученными буквами.

Письмо буквы Н.

Письмо буквы Р.

Письмо строчной буквы ё.

Письмо строчной буквы е.

Письмо заглавной буквы Ё.

Письмо заглавной буквы Е.

Письмо буквы и.

Письмо буквы И.

Письмо буквы ю.

Письмо буквы Ю.

Письмо буквы г.

Письмо буквы Г.

Письмо буквы к.

Письмо буквы К.

Письмо буквы  д.

Письмо буквы Д.

Письмо буквы  т.

Письмо буквы  в.

Письмо буквы  Т.

Письмо буквы  ф.

Письмо буквы В.

Письмо буквы Ф.

Письмо слов с изученными буквами.

Письмо буквы  з.

Письмо буквы с.

Письмо буквы  З.

Письмо буквы С.

Письмо слов с изученными буквами.

Письмо буквы  б.

Письмо буквы п.

Письмо буквы  Б.

Письмо буквы П.

Письмо буквы  х.

Письмо буквы  Х.

Письмо буквы  ь, слов с  ь.

Письмо слов с изученными буквами.

Письмо букв  й, Й.

Письмо слов.

Обозначение звука [й] с помощью буквы  я.

Обозначение звука [й] с помощью букв е, ё.

Обозначение звука [й] с помощью буквы ю.

Письмо слов.

Письмо слов с изученными буквами.

Письмо буквы  ж.

Письмо буквы ш.

Письмо буквы  Ж.

Письмо буквы Ш.

Письмо слов с изученными буквами.

Орфограмма жи – ши.

Письмо букв  ч, щ.

Письмо буквы  Ч.

Письмо буквы Щ.

Письмо слов с изученными буквами.

Орфограмма ча – ща, чу – щу.

Письмо слов с орфограммой  чк, чн, чт, щн.

Письмо слов.

Письмо слов с изученными буквами.

Письмо слов с изученными буквами.

Письмо слов .

Письмо буквы  ц.

Письмо буквы Ц.

Письмо слов с изученными буквами.

Написание слов с разделительными  ь  и  ъ  знаками.

Письмо слов.

Орфограмма жи – ши (закрепление).

Проверочная работа.

Анализ проверочной работы.

Обобщение способов письма и чтения.

Орфограмма ча – ща (закрепление).

Орфограмма чк,чн, чт, щн (закрепление).

1

2

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Знакомство

с основными

  элементами графической системы и отработка их начертания. Знакомство с направлением руки во время письма.  Формирование понятия о прямой и полуовальной линиях, умения

ориентироваться на пространстве

листа и классной доски. Развитие мелких движений руки при копировании и штриховке рисунков-бордюров.

Знакомство с

шаблонами элементов письменных букв, отличие их по размеру, количеству, положению.

Анализ, конструирование,

реконструирование, сравнение буквы с другими буквенными знаками. Письмо всех букв и их соединений. Отработка безотрывного начертания букв и буквенных комплексов.

Списывать слова и предложения.

Писать под диктовку слова и предложения.

Обозначение мягкости согласных на письме (с помощью букв и, е, ё, ю, я   и мягкого знака); гласных после согласных, непарных по мягкости-твердости (в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу); звук [ј] перед гласным (буквами е, ё, ю, я) и не перед гласными (буквой й).

Учатся пользоваться прописью;

- соблюдать гигиенические требования письма: располагать тетрадь под наклоном, правильно держать ручку, следить за правильной посадкой;

- находить рабочую строку;

- различать направления линий;

- выполнять графические упражнения по образцу;

- писать по образцу различные линии;

- писать элементы букв;

- ориентироваться на странице прописи;

- писать изученные элементы, буквы, слова на рабочей строке;

- распознавать формы всех изученных письменных букв.

Учатсяписать и распознавать строчные и заглавные буквы, соотносить печатную и письменную букву;

- выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слова;

- писать под диктовку изучаемые буквы, слоги и слова с изученными буквами;

- выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв;

- применять изученную букву на письме;

-  воспроизводить письменный текст;

-  работать со схемами;

-  соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона; - употреблять изученные буквы в словах и предложениях;

- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

- совершенствовать работу со схемами слов и предложений;

- проверять написанное;

- соединять изученные буквы разными способами в слогах и словах;

- записывать слова и предложения после слого-звукового разбора под руководством учителя;

- связно и ритмично писать буквы и слова на строке;

- без искажений записывать слова и

предложения после их предварительного разбора;

- писать на диапазоне всех изученных букв;

- обозначать звуки соответствующими буквами;

- списывать слова и вставлять их в предложения по смыслу;

- списывать печатный и письменный тексты по алгоритму;

- образовывать новые слова, формы слов по знакомым схемам;

- воспроизводить форму буквы по алгоритму;

- демонстрировать понимание звукобуквенных соотношений, различать и использовать на письме изученные буквы;

- воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму;

- моделировать и анализировать поэлементный состав изученных букв;

- владеть разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований;

- правильно оформлять предложение на письме;

- записывать по диктовку слова и предложения с изученными орфограммами и проверять написанное;

- правильно называть буквы русского алфавита, располагать слова по алфавиту;

- анализировать текст, моделировать иоформлять в нём предложения в соответствии с их смысловой и интонационной законченностью, расставлять знаки препинания в конце предложений.

 

Формулировать и удерживать учебную задачу   составлять  план и последовательность действий; осуществлять контроль  по результату и способу действия; организовывать свое рабочее место; развивать рефлексию способов и условий действий, смысловое чтение; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями ее реализации; развивать смысловое чтение; адекватно воспринимать предложение учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

 

Осуществлять поиск и выделение

необходимой информации в учебниках и учебных пособиях;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ;  

преобразовывать практическую задачу в познавательную; распознавать объекты, выделяя существенные признаки; ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.

 

Задавать вопросы;

обращаться за помощью; слушать собеседника; работать в группе; строить понятные для собеседника высказывания; участвовать в диалоге на уроке; уважать и учитывать мнение и позицию собеседников; использовать доступные речевые средства для передачи своих мыслей.

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу  ; составлять  план и последовательность действий; осуществлять контроль  по результату и способу действия; организовывать свое рабочее место; развивать рефлексию способов и условий действий, смысловое чтение; выбирать действия в соответствии с   поставленной задачей  и условиями ее реализации; развивать смысловое чтение; адекватно воспринимать предложение учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

 

Осуществлять поиск и выделение

необходимой информации в учебниках и учебных пособиях;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ;  

преобразовывать практическую задачу в познавательную; распознавать объекты, выделяя существенные признаки; ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.

 

Задавать вопросы;

обращаться за помощью; слушать собеседника; работать в группе; строить понятные для собеседника высказывания; участвовать в диалоге на уроке; уважать и учитывать мнение и позицию собеседников; использовать доступные речевые средства для передачи своих мыслей.

Осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам;

- следование принятым нормам поведения в школе;

- осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к одноклассникам, и учителям, дружелюбие;

- установка на совместную работу в паре, группе;

- мотивация учебной деятельности

(социальная, учебно-познавательная);

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;

- умение задавать вопросы;

- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; - принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к школе;

- развитие мотивов учебной деятельности и навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях

 

Навыки сотрудничества,  

 развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к одноклассникам, и учителям, дружелюбие;

- установка на совместную работу в паре, группе.

РУССКИЙ ЯЗЫК

5часов в неделю  (50 ч)

Учебник: В.В.Репкин, Е.В.Восторгова

«Русский язык»

Издательство «ВИТА-Пресс», Москва, 2011

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16-17

18

19

20

21

22

23-24

25

26

27-28

29

30

31

32

33

34-35

36

37

38-39

40

41

42

43

44

45

46-50

Знакомство с героями учебника. Правила списывания. Алфавит (повторение).

Работа гласных букв по обозначению твердости и мягкости согласных.

Работа гласных букв по обозначению твердости и мягкости согласных.

Составление таблицы гласных букв.

Работа гласной буквы в разных позициях.

Обозначение пары согласных звуков по твердости – мягкости одной буквой.

Согласные буквы, обозначающие парные и непарные согласные звуки.

Обозначение мягкости согласных с помощью буквы ь. Рифма (наблюдение).

Систематизация знаний о работе согласных букв.

Разные способы обозначения звука [й].

Обозначение звука [й] с помощью буквы  й  и букв  я, е, ё, ю.

Обозначение звука [й] с помощью букв  ь (ъ) и букв  я, е, ё, ю, и.

Систематизация знаний о способах обозначения звука [й].

Проверочная работа.

Работа над ошибками.

Употребление гласных букв  а, у, и, е после букв, обозначающих непарные по твердости – мягкости звуки.

Выбор букв  ы, и  после  ц.

Употребление буквы ы в конце слова.

Правописание сочетаний  чк, чн, чт, щн.

Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу.

Правописание сочетаний жи-ши.

Выбор букв  о-ё  после букв шипящих.

Проверочная работа.

Работа над ошибками.

Обозначение звука [й] с помощью разделительных  ь  и  ъ и букв  я, е, ё, и, ю.

Списывание.

Работа над ошибками.

Систематизация орфограмм.

Составление таблицы орфограмм.

Оформление начала и конца высказывания на письме.

Орфограмма большой буквы в именах собственных.

Оформление высказывания – сообщения.

Оформление высказывания – вопроса.

Смысловые части высказывания .

Систематизация изученного.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

Систематизация изученного.

Что же было самым главным?

Систематизация изученного.

Систематизация изученного.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

5

Сопоставление количества гласных звуков и количества гласных букв, согласных звуков и согласных букв в русском языке. Составление таблицы обозначения звука [й] на письме в разных позициях. Составление таблицы изученных и неизученных орфограмм (т.е. для которых пока нет правила).

Упражнения в списывании текстов по алгоритму (на материале высказываний, где написание слов совпадает с их произношением).

Различение и конструирование высказываний различающихся по цели (сообщений и вопросов). Выделение смысловых частей высказывания. Упражнения в чтении текстов с опорой на тактовое ударение.

Упражнения в списывании текстов по алгоритму (на материале высказываний, где написание слов совпадает с их произношением).

Различение и конструирование высказываний различающихся по цели (сообщений и вопросов). Выделение смысловых частей высказывания. Упражнения в чтении текстов с опорой на тактовое ударение.

Списывание текстов по алгоритму (на материале высказываний, где написание слов совпадает с их произношением).

Различение и конструирование высказываний различающихся по цели (сообщений и вопросов). Выделение смысловых частей высказывания. Упражнения в чтении текстов с опорой на тактовое ударение.

Упражнения в списывании текстов по алгоритму (на материале высказываний, где написание слов не

расходится с

произношением. Выделение

смысловых

частей в

высказывании.

Осознание

смыслоразличительной роли

звуков;

- овладениеспособом

вычленения

звуков в словах

и определение

их

последовательности;

- различениегласных и

согласных

звуков,

согласных

твёрдых,

мягких,

звонких,глухих;

- умение

отражать

качество звуков

в звуковой схеме

и звуковой

записи слова;

- овладение

способом

деления слова

на слоги,

определенияударного слога;

- умение

различать

звуки и буквы;

- умение

правильно

называтьбуквы

алфавита и

знание их

основных

звуковых

значений;

- умение связно

и ритмично

писать

строчные и

заглавные

буквы,

правильно

соединять их;

- умение

обозначать на

письме

мягкость

согласных

звуков спомощью букв

е, ё, ю, я, и и

буквы ь;

- обозначать на

письме звук [й

с помощью букв

е, ё, ю, я умение переносить слова с

одной строки на другую;

овладение

обобщённым

понятием об

орфограмме;

- умение писать

заглавную букву

в именах людей

и кличках

животных;

- применение

правил

правописания

жи-ши, ча-ща,

чу-щу, чк, чн,

щн, щк;

- умение

определятьраницы

предложений в

устной речи и

на письме,

начинать

писать

предложение с

большой буквы,

в конце

предложения

ставить точку,

вопросительны

й и

восклицательн

ый знаки;

- употребление

в речи слов

речевого

этикета;

- овладение

способом

различения

слов-названий и

служебных

слов;

- умениеправильно

писать под

диктовку

отдельные

слова,

написание

которых не

расходится с

произношением

, а также

предложения и

небольшие

тексты,

правильно

писать текст

под диктовку;

- использовать

при письме

изученные

правила.

- умение устно

составлять 3-5

предложенийна

определённую

тему

Регулятивные УУД:

- применять

Установленные правила в

планировании

способа решения;

- уметь

действовать по

плану;

- удерживать

учебную задачу;

- составлять

план

и

последовательность

  действий,

адекватно

использовать речь

для регуляции

своих действий;

-самостоятельнос

ть и личная

ответственность

за свои поступки,

навыки

сотрудничества в

разных

ситуацияхадекватновоспринимать

предложения

учителей,

товарищей,

родителей и

других людей по

исправлению

допущенных

ошибок;

- формулировать

и удерживать

учебную задачупреобразовывать

практическую

задачу в

познавательную;

- соотносить

правильность

выбора,

выполнения и

результата

действий с

требованием

конкретной

задачисличать способ действия;

- формировать

умение работать

в группе.

Умение

оценивать свою

работу по

критериям,

предложенным

учителем или

составленным в

совместной работе;

- принимать

оценку учителем

и

одноклассниками

результата своей работы;

- умение

сравнивать

результат своей

работы спредложенным

образцом, а

также с

результатами

работ

одноклассников (впаре, группе);

- умение

пользоваться

различными

знаками и

символами длясоставления

моделей и схем

изучаемых

объектов;Коммуникативные УУД:

- задавать

вопросы с целью

получения

недостающей

информации;

- формулировать

свои затруднения;

- умение

работать в парах, оформлять свои

мысли в устной и

письменной

форме, слушать и

понимать речь

других;

- строить

понятные для

партнёра

высказывания;определять цели,

функции

участников,

способы

взаимодействия;

- задавать

вопросы,

необходимые для

организации

собственной

деятельности и

сотрудничества с

партнёрами;

-договариваться о

распределении

функций и ролей в

совместной

деятельности;

- строить

монологическое

высказывание

Осознание необходимос

ти изучения

родного

языка;

- осознаниесебя

учеником,- осознание и

принятие

таких

человеческих

ценностей,

как

уважительное

отношение к

одноклассникам, и

учителям,

дружелюбие;

- установка

на

совместную

работу в

паре, группе;

- мотивация учебной

деятельности

(социальная, учебно-познавательная);

самостоятельность

  и

личная

ответственность за свои

поступки;

- самооценкана основе

критериев

успешности

учебной

деятельности- развитие

мотивов

учебной

деятельности

  и

личностного

смысла

учения; внутренняя

позиция

обучаемого

на основе

положительного

отношения к

школе;

- развитие

мотивов

учебной

деятельности

  и навыков

сотрудничества

  со

взрослыми и

сверстникам

и в разных

социальных

ситуациях.

Осознание

необходимости

  изучения

родного

языка;

- осознание себя

учеником,- осознание и

принятие

таких

человеческих

ценностей,

как

уважительное

 отношение к

одноклассникам, и

учителям,

дружелюбие;

- установка

на

совместную

работу в

паре, группе;

- мотивация учебной

деятельности

(социальная, учебно-познавательная);самостояте

  и

личная

ответственность за свои

поступки;

- самооценкана основе

критериев

успешности

учебной

деятельности- развитие

мотивов

учебной

деятельности

  и

личностного

смысла

учения;внутренняя

позиция

обучаемого

на основе

положительного

 отношения к

школе;

- развитие

мотивов

учебной

деятельности

  и навыков

сотрудничества

  со

взрослыми и

сверстникам

и в разных

социальных

ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку по образовательной системе «Школа 2100»

Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Бунеевой Е.В., Бунеева Р.Н....

Рабочая программа по математике 3 класс ( система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

Представлена рабочая программа по математике. 3 класс. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова....

Рабочая программа по математике 4 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Эта рабочая программа по математике будет полезна учителям, работающим по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова....

Рабочая учебная программа по русскому языку 4 класс Авторы: М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова для УМК системы «Перспективная начальная школа»

    Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобр...

Рабочая программа по математике 2 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Материал будет полезен для учителей, работающих по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....