Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_30210.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Части речи. Классификация частей речи по вопросу» учителя начальных классов Исмагиловой Марины Анатольевны
Цели: Образовательные
- обобщение, систематизации и актуализация знаний о частях речи;
- формирование умения узнавать их по группам;
- способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;
- на основании полученных знаний, вывести понятие к какой части речи относится каждая группа слов.
Развивающие:
- продолжить развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Воспитывающие:
- способствовать повышению речевой культуры.
Оборудование: презентация Power Point «Части речи», компьютер, проектор, мобильный класс, пульты для интерактивного голосования.
Ход урока:
1.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Анатольевна. Я приехала с вами познакомиться. Ой, сколько у вас в классе красивых имен. И у меня в классе тоже есть …
Когда мои ребята узнали, что я еду к вам в гости, то решили написать вам письмо. Вот оно:
Прочитайте письмо.
- Ой, что случилось с письмом? (Не хватает буквы л).
- Ах, эта буква Л. Проказница! Она всегда сбегает. Это все потому, что некоторые дети её неправильно пишут. То соединение забудут, то вообще с буквой и перепутают.
-Вспомним, как пишется буква Л с другими буквами и вернем беглянку на место.
Лл
Лю или сл ла оло ал ля
- Смотрите, буква Л вернулась. Наверное вы ее хорошо написали.
(Чтение письма ещё раз)
2.
Словарная работа.
- А вот и обещанные словарные слова с буквой Л. По дороге безударные гласные выпали. Вы должны поставить их на место.
-Проверим, верно ли вы расставили пропущенные буквы?
3. Постановка проблемы.
- Ребята передали ещё слова. А слова я сложила в шкатулку и они все перепутались. Давайте-ка приведем их в порядок и разобьем на группы.
- На какие группы их можно поделить?
- Хотите послушать сказку, как эти слова нашли своё место? Хотите познакомиться с частями речи поближе?
- Отправимся вместе со словами по свету, в поисках того, кто их расставит как надо: Бродили они, бродили по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли к городу. На воротах большими буквами написано название города. А как город называется вы сами Догадаетесь! Вошли они, а там домов и дворов видимо невидимо! Ходят наши слова по городу, пол сторонам смотрят, постучались в один дом, а тут, откуда ни возьмись – стража! Схватили их, спрашивают: «Кто такие? Что вас сюда привело?»
Одни слова растерялись, а другие ответили.
- Как вы думаете, какие слова смогли ответить на вопросы Кто? и Что?
- А как звали жителей этого домика?
- А что обозначают имя существительное?
- Действительно: стул, карандаш мы можем потрогать и увидеть.
- «Радость», «каникулы», «воздух» – я не могу их увидеть, взять в руки. Здесь помогут стражники – вопросы.
- Ну вот, некоторые слова нашли свой дом. А остальные слова пошли дальше. Не пропустили их стражники, ведь не смогли они ответить на их вопросы.
Идут, идут, пришли к следующему дому. А в нем другие слова. Да такие работяги! Все они что-то делают. Одни зарядку, другие баскетбол играют. А стражники тут как тут! «Что тут делаете? Мы пропускаем только тех, кто что-то умеет делать! Нам лентяи не нужны!»
- Как вы думаете, какие слова здесь жить останутся?
- Как вы думаете, как зовут жителей этого дома?
4. Физминутка: немного подвигаемся. Я называю предмет, а вы мне показываете его действие: заяц, медведь, птицы, рыбы, скороход, лягушка, гармонист, пианист, скрипач, лентяй, спортсмен…)
5.
- Вернемся к нашим словам. И опять не у всех слов оказался дом. Пошли они дальше. Смотрят – домик красивый. Заглянули – слова там ходят разные: одни – веселые, другие – грустные, третьи – умные, четвертые – добрые. Самые-самые разные. И решили скитальцы к ним попроситься.
-А тут тоже стражники не пускают. «Вы чьи? Какие у вас документы? Какое у вас здесь дело? Какая надобность вас сюда привела?»
- Как зовут жителей этого дома?
- Что обозначают эти слова? (Прилагательное – это слова, которые обозначают признак предмета.)
Игра «Угадай предмет по его признаку»
Серый, хищный, жадный …
Рыжая, хитрая, ловкая …
Косой, слабый, трусливый …
Большой, косолапый …
Хищный, полосатый …
- Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чем идет речь.
6.
-Остались за воротами совсем маленькие словечки. Вдруг видят они: Рядом маленький домик, окошки светятся. И стражников с вопросами нет совсем. А там такие же маленькие слова сидят что-то вяжут.
Постучались наши путники в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались.
-А вы кто?- спросили наши слова – путешественники.
- А мы предлоги. Мы свяжем все остальные слова. И хотя мы не называем не предметов, не действий, не признак предмета, без нас другим словам туго приходится. Если бы не наша служба, то не сладко пришлось остальным словам в предложен. Вот видите, мы вяжем. Это мы слова в предложении связываем.
(Сейчас вы выполите практическое задание на нетбуках. Вставьте ваши оставшиеся слова в эти предложение.)
- Ребята, проверим!
- Все слова нашли себе дом.
- Кто догадался, как называется наша страна?
- Кто правит этой страной?
- Кто обычно правит странами и государствами?
- А в стране Частей речи правит королева Морфология! Так называется наука о частях речи, так и зовут эту королеву.
- Не со всеми частями речи мы познакомились сегодня. С остальными королева Морфология, познакомит вас в старших классах.
7. Чтение стихотворения.
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, означено словами.
- Какие части речи мы повторили.
- Сейчас мы с вами проведем интерактивное голосование.
8. Итог урока.
-Закончи предложение
Я понял ...
Я узнал …
Я научился …
9. Домашнее задание по выбору
- Подобрать и записать по 5 слов на каждую часть речи.
- Придумать и записать 3 предложения о нашем городе и обозначить части речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Глагол как часть речи"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Глагол как часть речи". Учащиеся знакомятся с изменением глагола по числам и родам ( в прошедшем времени.) УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка: Местоимение как часть речи (4 класс)
Через весь урок "красной линией" проходит воспитательный компонент, который посвящен Всемирному дню борьбы со СПИДом...
Урок русского языка "Глагол как часть речи"
На уроке с помошью разнообразных видов деятельности и презентации совершенствуются умения учащихся распознавать части речи, глаголы среди других частей речи....
урок русский язык 3 класс "Части речи"
Урок построен в стиле проблемного обучения, обобщение знаний по изученной теме...
Урок русского языка "Как определить часть речи" 3 класс
Конспект урока русского языка по УМК "Гармония" в 3 классе по теме "Как определить часть речи"...
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Части речи». 3 класс
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Части речи»....