Урок русского языка "Глагол как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Панченко Наталья Александровна

На уроке с помошью разнообразных видов деятельности и презентации совершенствуются умения учащихся распознавать части речи, глаголы среди других частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_kak_chast_rechi_3_klass.rar1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока . Глагол.

Цель: 

совершенствовать умение распознавать части речи,

совершенствования умения распознавать глаголы среди других частей речи;

 повторить изученные орфограммы;

развития орфографической зоркости, памяти, внимания;

воспитания интереса к русскому языку, прилежания, аккуратности.

Содержание урока

№слайда

Ход урока

Организация начала урока

Наш урок мы начинаем с отгадывания загадки:

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.

О какой части речи говорится в загадке?

Как вы определили это?

О чем пойдет речь на уроке, как вы думаете?

Чему мы будем учиться на уроке?

Да, сегодня мы начинаем изучение большой темы «Глагол». Задача сегодняшнего урока – вспомнить, что нам известно об этой части речи, ее особенностях; будем учиться находить глаголы в тексте, сравнивать с другими частями речи.



На доске запись:

рррзимниерррвидырррспорта


-Прочитайте. Что прочитали?

(зимние виды спорта)

-Правильно. Как вы думаете, почему в России всё чаще и чаще стали говорить именно о зимних видах спорта?

(Олимпиада 2014года)

-Сегодня на уроке мы вспомним некоторые зимние виды спорта, которые будут участвовать в Олимпийских играх.

Ребята, на уроке надо быть очень внимательными, подмечать всё. Потому что в конце урока прозвучит такой вопрос, на который сможет ответить только самый наблюдательный из вас.


   II. Повторение изученного

1. Работа по учебнику. (Упр.398)

Работа в парах.

Подготовка ответов на вопросы учебника.

На какие вопросы отвечают глаголы?

Что они обозначают?

Как изменяются?

Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Проверка.

Прочитайте четверостишие из упражнения. К какой части речи относятся выделенные слова?

Давайте докажем, что эти слова глаголы, ответим на вопросы учебника.


2. Минутка чистописания

-Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте.


26     43     8     12     34     56     92     75     88

Г       Р      Ф     И      У      И      Ы      С      Т             (фигуристы)


(высвечивается СИНИЙ слайд с фигуристами)

Составьте предложения со словом фигуристы. Назовите в нем существительные и глаголы.


На доске карточки со словами:


Россия, город, коньки.


-Что можете сказать об этих словах?


-Запишите эти слова, через запятую.


-Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.  Она обозначает непарный звонкий твёрдый согласный звук.  Какая это буква?  (Р)

(это буква Р)

-Фигуристы коньками на льду оставляют красивые узоры, а мы в тетрадях напишем красивые узоры из букв.


рэ    рс   рт   ра   рф   ре   рт   ра

2.Словарная работа

-Отгадайте загадку:

Два берёзовых коня

   По снегам несут меня

                                                        Кони эти рыжи

                А зовутся……..            (лыжи)

 (Высвечивается ЧЁРНЫЙ слайд с лыжниками)

Назовите глаголы в загадке.




-Новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы прочитаете, если возьмёте вторые буквы из строчки чистописания.


               

(Эстафета)

-Ребята, а что такое эстафета?


-Вот что написано об этом слове в словаре:


Эстафета – это соревнования спортивных команд, при которых на определённом этапе один спортсмен, сменяясь, передаёт другому установленный предмет. Обычно – это эстафетная палочка.


-Вот и у лыжников тоже есть эстафеты, в которых они передают эстафетную палочку. И побеждает не один спортсмен, а команда, где один за всех и все за одного.

Допишите слово эстафета к словарным словам, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный.


III. Работа по теме урока



       На маленькой площадке крик

К воротам рвётся ученик

                    Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!»

               Весёлая игра …..               (хоккей)


 (высвечивается КРАСНЫЙ слайд с хоккеистами)


Найдите глаголы в загадке, задайте к ним вопрос.


-Ребята, обратите внимание на слово хоккей. ( Слово на карточке вывешивается на доску). Что заметили?

(В слове хоккей пишется удвоенная кк)

-А вы знаете, сколько видов хоккея существует?

(2 вида: хоккей с шайбой и хоккей с мячом)




На доске 2 столбика слов:


                            шайба                    летит

                            хоккеисты             победили

                            спортсмены          радуются


-Сравните слова между собой.

( 1 ст.- кто? что?                                 2 ст.-   что делает? что сделали? что делают?)

  1 ст.- одушевлённые                        2 ст. – нельзя сказать

             и неодушевлённые

  1 ст.- предметы,                                2 ст.- действия этих предметов

             явления природы

   1 ст.- существительные                   2 ст.- неизвестно


-Ребята, какие слова во втором столбике?

- Напомните мне, что такое глагол?

  По частоте употребления глагол занимает второе место после          

  существительного.

- Запишите в тетради распространенные предложения со словами из столбиков.


               

                   Сущ.                        Гл.

                Шайба                     летит

                Хоккеисты              победили

                Спортсмены           радуются



IV.Закрепление изученного



-Ребята, а как вы думаете, почему спортсмены добиваются высоких результатов в спорте, ставят рекорды?

(Они занимаются спортом, зарядкой, закаляются)

- А как на уроке можно  укрепить своё здоровье?

                            (Можно сделать физминутку)

- Сейчас мы разгадаем ребус и узнаем, какому виду спорта она будет посвящена.


           Б С                                     

 




(высвечивается ЖЕЛТЫЙ слайд с саночниками)


        



ФИЗМИНУТКА

   

     Я на саночках качусь,

И мороза не боюсь,

      Подойдёт ко мне мороз

         Тронет руки, тронет нос,

     Мне же надо не зевать,

          Прыгать, бегать и играть

          На санях с горы катиться

                  С физкультурой подружиться.





-Составьте слово, поменяв слоги местами.

                     

ат – би – лон


(высвечивается ЗЕЛЁНЫЙ слайд с биатлонистами)


        


-Биатлонисты – это спортсмены, которые должны быть не только сильными, быстрыми,  ловкими, но и зоркими, внимательными. Как вы думаете, почему?

                             

-Следующее задание потребует от вас большого внимания.


(детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями)


     1. Расставить ударение в словах данного предложения:

        Биатлонисту звонят болельщики и поздравляют с победой.

2. Найти ошибку в предложении:

        Спортсмен ложит форму в сумку и идёт на тренировку.

     

- Ребята, давайте проверим, что у вас получилось.

-А какой частью речи являются слова: кладёт и звонят?

(это глаголы)

-Запомните, как их правильно употреблять в речи и запишите  предложения в свои тетради.


        

-----------------------------------------------------------------------------


V.Итог урока

-Вот и подходит к концу наш урок.  А теперь посмотрим, кто же из вас был самым внимательным и заметил, какого цвета были слайды со спортсменами?


-Сколько цветов?             (5)


-Какие?                       (синий, чёрный, красный, жёлтый, зелёный)


-А как вы думаете, почему выбраны именно эти цвета?

(по числу олимпийских колец).


-Правильно. Олимпийских колец 5. Кто знает почему?

(по числу континентов)


(высвечивается БЕЛЫЙ слайд с олимпийскими кольцами)



       

        Синий     -     Европа

         Чёрный   -     Африка

         Красный -     Америка

         Жёлтый  -     Азия

         Зелёный -     Австралия.


-Мы гордимся, что зимние Олимпийские игры 2014 года будут проходить в России, на Кубани, в городе Сочи. К нам приедут гости со всех стран мира. Будет слышаться речь многих народов и национальностей. Но главным языком будет – русский.  Поэтому нам всем нужно учиться говорить правильно и грамотно, беречь свой язык, постараться сделать так, чтобы все наши гости услышали красоту нашего языка.


-Ребята, что нового вы узнали на уроке?


-Что для вас было самым интересным?  Почему?


-Что было самым трудным?  Почему?


-Урок закончен. Спасибо за сотрудничество!






































Слайд 2













Слайд 3



Слайд 4





Слайд 5














Слайд 6














Слайд 7





Слайд 8














Слайд 9












































Слайд 10








Слайд 11




















Слайд 12




Слайд 13



































Слайд 14


































Слайд 15







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова

Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Части речи". 3 класс.

ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках повторения известных частей речи (имя сущ., им прил., глагол) На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно испо...