Урок русского языка "Как определить часть речи" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Вилкова Марина Васильевна

Конспект урока русского языка по УМК "Гармония" в 3 классе по теме "Как определить часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

УМК «Гармония»  (3 класс)

Тема: «Как определить часть речи.»

Цели:

  1. уточнить комплекс признаков, руководствуясь которым следует определять принадлежность слова к той или иной части речи;
  2. расширить представления учащихся о значении глагола;
  3. развивать орфографическую зоркость учащихся;
  4. развитие навыка самоконтроля в процессе письма;
  5. воспитание ответственности и добросовестности, работоспособности, требовательности к себе; навыков сотрудничества, стремления к саморазвитию.  

  1. Постановка учебных задач.
  1. Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны родного языка. Будем учиться решать орфографические задачи и искать ответы на проблемные вопросы.
  2. Индивидуальные задания:

  1. на карточках

Измени имена существительные по падежам.

И.п.

есть кто? что?

бег,         смех,       ходьба

Р.п.

нет кого? чего?

Д.п.

рад кому? чему?

В.п.

вижу кого? что?

Т.п.

доволен кем? чем?

П.п.

думаю о ком? о чем?

Измени глаголы по временам

Начальная форма

Настоящее вр.

Прошедшее вр.

Будущее вр.

Что делать?

Что сделать?

Что делает?

          -

Что делал?

Что сделал?

Что будет делать?

Что сделает?

Лежать

Сидеть

Молчать

  1. на индивидуальной доске

- Подчеркни в словах орфограммы, где сможешь, подбери проверочные слова.

Бег –                                             лежать –

Ходьба –                                      сидеть –

Смех –                                          молчать –  

2. Актуализация знаний учащихся (при проверке домашнего задания).

Тетрадь-задачник № 252.

  1. - Какие орфографические задачи вы решали в словах домашнего упражнения?

(безударные гласные в корне слова, в приставке; соединительные гласные в сложных словах; парные согласные в конце слова и перед парными согласными)

  1. В каких частях слова вы смогли решить орфографические задачи? (приставка, корень, суффикс)
  2. В каких частях слова чаще всего мы еще не можем доказать выбор буквы? (в окончаниях)
  3. От чего зависит написание окончания? (от части речи, к которой относится слово)

  1. – Сегодня мы продолжим работу над частями речи и будем искать ответ на вопрос: Как определить часть речи?

  1. – Найдите в домашнем тексте глаголы. Докажи, что это глаголы (вопрос, значение)
  1. Какие признаки глаголов вы указали (время, число, лицо или род)

3. Постановка учебной проблемы.

  1. Антон обращается к нам с просьбой:

                 Помоги найти ответ:

                 Где признак, действие, предмет,

                 И какие части речи

                 Ждут со мой сегодня встречи:

                                          Бег, ходьба, лежать,

                                          Смех, сижу, молчать?

  1. В чем затрудняется Антон?
  2. Найди слова, которые называют действия?
  3. Какие из них являются глаголами?

  1. – Прочти ответ Антона (с. 84 учебника, читает учитель):

     - На эти вопросы и я могу ответить. Когда люди лежат, они нечего не делают. Значит, лежать – не действие. Это слово – не  глагол. А бег и ходьба – это действия. Эти слова – глаголы.

  1. Верно ли он рассуждал?
  2. А как ты будешь рассуждать?

  1. – Распредели эти слова в 2 группы. По какому признаку ты выполнишь группировку? (части речи: существительные, глаголы)
  1. Самостоятельная работа.
  2. Подчеркни орфограммы  в словах.

.      не могу объяснить

_      могу объяснить

 - Проверка по индивидуальной доске: 

Бег –  бега                                            лежать –  лёжа

Ходьба – ход, ходить                          сидеть – сидя

Смех –                                                  молчать –  молча

  1. – Вспомни, по каким трем особенностям различают части речи (с. 33 учебника). Выставляется опорная таблица.

Части речи

?

обозначает

изменяется

  1. Какими признаками мы пользовались сейчас?
  2.  Всегда ли они помогали нам?
  3. А что советуют нам авторы? (с. 84 учебника)
  4. Прочтите важные совет авторов.

«Важно еще определить, как слово умеет изменяться.»

  1. – А как же изменяются части речи?

4. Наблюдение над изменением частей речи. (самостоятельное исследование учащихся)

  1. - Вспомните о главных различиях в изменении частей речи. Самостоятельно заполни таблицу (Тетрадь-задачник № 255). В случае необходимости посоветуйся с товарищем.

Изменяются

          по временам                   по падежам

Глаголы

+

-

Имена

-

+

Изменяются по родам

Им. сущ.

-

Им. прил.

+

  1. Взаимопроверка и корректировка. Проверка по доске.

                  (Доказательное рассуждение учащихся: - Глаголы изменяются по    временам. Они бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. Имена существительные изменяются по падежам: И., Р., Д., В., Т., П.  Имена прилагательные изменяются по падежам и по родам.)

  1. Как нужно попробовать изменить слово, чтобы решить глагол ли это? (по временам)  
  2. Существительное? (по падежам)
  3. Прилагательное? (по родам и падежам)
  4. Используя эти знания докажем Антону правильность своих рассуждений.

2) Проверка индивидуальных заданий на карточках:

  1. Как изменяли слова бег, ходьба, смех? (по падежам). Эти слова работают как существительные.
  2. Как изменяли слова лежать, молчать, сижу? (по временам). Эти слова работают как глаголы.    

 5. Построение алгоритма действий.

  1. Давайте составим памятку для Антона, для себя и своих друзей.

Как определить часть речи?

  1. Какими признаками мы пользовались для определения частей речи?
  1. Вопрос
  2. Обозначает
  3. Какое важное свойство частей речи помогло нам найти верный ответ в проблемной ситуации?
  1. Изменяется
  1. Какими свойствами изменений ты будешь пользоваться?

Части речи

  1. ?
  2. обозначает
  3. изменяется

по временам


глагол



по  падежам


имя


по родам

-                            +

сущ.             прил.

  1. Будем учиться использовать эти знания при определении частей речи.

6. Физкультминутка.

  1. упражнения для глаз
  2. Релаксация. Представь картину.

Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд…

Над зеленой крышей дома

Спит зеленый дуб.

  1. Какое название дадите стихотворению?

7. Упражнения в определении частей речи.

Упражнение № 258 учебника.

  1. – Самостоятельное чтение задания. Как будешь выполнять?
  1. Спиши текст, выделив цветом орфограммы.

Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд

Над зеленой крышей дома

Спит зеленый дуб.

  1. Проверка по индивидуальной доске.
  2. Написание каких орфограмм ты не можешь объяснить? В какой части слова они находятся?
  3. Сравни свою работу с доской и оцени свою орфографическую зоркость (+ - )

  1. – Сколько значений имеет слово опушка? К какому словарю мы обратимся? (с. 223 учебника)

  1. – Найди слова с одинаковым корнем. (зеленеют, зеленеет, зеленой, зеленый) Выдели его.
  1. Какое общее значение корень придает словам?
  2. А к одной ли части речи относятся они?
  3. Определи части речи, пользуясь памяткой.
  4. Выдели окончания глаголов и прилагательных. (-ет, -ют, -ой, -ый)

  1. Чистописание.
  1. Запиши эти окончания на полях.
  2. Может ли окончание подсказать к какой части речи относится слово?

8. Уточнение значения глаголов.

  1. Антон опять задает нам вопрос (с. 86 учебника)
  1. Разве слово «зеленеет» называет действие?
  2. Сможете ответить Антону доказательно?

  1. Обратимся к советам авторов.(чтение по учебнику)

1 абзац – учащиеся

далее – учитель

вывод – учащиеся.

9. Физкультминутка.

Выполни действия:

Ходьба, наклоны, приседания,  вращение руками, потягивание.

  1. Какие части речи давали вам указания к выполнению действий?

10. Письмо под диктовку.

  1. Как выглядит зеленая опушка зимой?
  2. Составь предложения, опиши картину. (Картина зимнего леса.)
  3. Запиши текст, отступив строку.
  4. Как избежать ошибок при письме?  (Пользуемся окошками.)

         Посеребрила зима деревья пушистым инеем.

         Спит лес глубоким сном.  Вы слышите хруст

         снега?

  1. Озаглавь текст по теме.
  2. Найди в тексте глаголы. Докажи.
  3. Какой частью речи является слово «хруст»?
  4. У кого остались окошки  в приставках, корне, суффиксе, окончании?

иней

  1. Запиши слово на полях тетради.

11. Домашнее задание.

№ 260 учебника

  1. – Прочти текст.
  1. В каком предложении выражена главная мысль?
  2. А тема? Где стоят эти предложения?
  3. Можно ли в него добавить предложение под * ? Куда?

  1. – Чтение задания самостоятельно с карандашом.
  1. На какие вопросы ты будешь искать ответ дома? (1 задание – всем, 2 и 3 – сможешь, выполни.)

12. Итог урока.

  1. - На какой вопрос мы искали ответ на уроке?
  1. Как мы решили эту задачу?
  2. Какой алгоритм действий ты должен выполнить, чтобы решить проблемный вопрос?
  3. Как изменяется глагол? Существительное? Прилагательное?
  4. Кто сможет самостоятельно, без памятки выполнить домашнее задание?
  5. А нужно ли будет и вам дома пользоваться памяткой? Когда? Зачем?

  1. – Ответь на вопрос урока (с. 84 учебника)
  1. Как бы Антон теперь ответил на него?
  2. Для чего нужно уметь различать части речи?

  1. – Оцени свою работу на уроке.
  1. Чья работа вам понравилась?

13. Резервные задания.

  1. Пользуясь алгоритмом действий, докажи свои умения определять части речи.
  2. Найди имена существительные, прилагательные, глаголы.

прощение

простить

Доброта

Добрый

Подобрел

Задобрить

вера

верный

верить

доверять

любовь

любить

любимый

забота

заботливый

заботиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Карточка по русскому языку "Определи падеж" 3 класс

Данный материал можно использовать на уроке русского языка в третьем классе при изучении падежей....

Конспект урока русского языка во 2,4 классах на темы: "Начальная форма слова" и "Продолжаем определять спряжение глаголов по начальной форме"

Целью данного урока является формирование и развитие ценностного отношения обучающихся по самоопределению через организацию учебного сотрудничества для подведения под понятия "начальная форма" и прави...

Технологическая карта урока русского языка во 2 а классе ТЕМА: «КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Формировать представление об особенностях согласных звуков; уточнить способы различения согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове...

Конспект урока русского языка во 2 «г» классе Тема: «Как определить ударный слог?»

Конспект урока русского языка во 2 классе , тема : "как определить ударный слог". Школа России....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2

Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...