Урок русского языка "Как определить часть речи" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока русского языка по УМК "Гармония" в 3 классе по теме "Как определить часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
УМК «Гармония» (3 класс)
Тема: «Как определить часть речи.»
Цели:
- уточнить комплекс признаков, руководствуясь которым следует определять принадлежность слова к той или иной части речи;
- расширить представления учащихся о значении глагола;
- развивать орфографическую зоркость учащихся;
- развитие навыка самоконтроля в процессе письма;
- воспитание ответственности и добросовестности, работоспособности, требовательности к себе; навыков сотрудничества, стремления к саморазвитию.
- Постановка учебных задач.
- Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны родного языка. Будем учиться решать орфографические задачи и искать ответы на проблемные вопросы.
- Индивидуальные задания:
- на карточках
Измени имена существительные по падежам.
И.п. | есть кто? что? | бег, смех, ходьба |
Р.п. | нет кого? чего? | |
Д.п. | рад кому? чему? | |
В.п. | вижу кого? что? | |
Т.п. | доволен кем? чем? | |
П.п. | думаю о ком? о чем? |
Измени глаголы по временам
Начальная форма | Настоящее вр. | Прошедшее вр. | Будущее вр. |
Что делать? Что сделать? | Что делает? - | Что делал? Что сделал? | Что будет делать? Что сделает? |
Лежать | |||
Сидеть | |||
Молчать |
- на индивидуальной доске
- Подчеркни в словах орфограммы, где сможешь, подбери проверочные слова.
Бег – лежать –
Ходьба – сидеть –
Смех – молчать –
2. Актуализация знаний учащихся (при проверке домашнего задания).
Тетрадь-задачник № 252.
- - Какие орфографические задачи вы решали в словах домашнего упражнения?
(безударные гласные в корне слова, в приставке; соединительные гласные в сложных словах; парные согласные в конце слова и перед парными согласными)
- В каких частях слова вы смогли решить орфографические задачи? (приставка, корень, суффикс)
- В каких частях слова чаще всего мы еще не можем доказать выбор буквы? (в окончаниях)
- От чего зависит написание окончания? (от части речи, к которой относится слово)
- – Сегодня мы продолжим работу над частями речи и будем искать ответ на вопрос: Как определить часть речи?
- – Найдите в домашнем тексте глаголы. Докажи, что это глаголы (вопрос, значение)
- Какие признаки глаголов вы указали (время, число, лицо или род)
3. Постановка учебной проблемы.
- Антон обращается к нам с просьбой:
Помоги найти ответ:
Где признак, действие, предмет,
И какие части речи
Ждут со мой сегодня встречи:
Бег, ходьба, лежать,
Смех, сижу, молчать?
- В чем затрудняется Антон?
- Найди слова, которые называют действия?
- Какие из них являются глаголами?
- – Прочти ответ Антона (с. 84 учебника, читает учитель):
- На эти вопросы и я могу ответить. Когда люди лежат, они нечего не делают. Значит, лежать – не действие. Это слово – не глагол. А бег и ходьба – это действия. Эти слова – глаголы. |
- Верно ли он рассуждал?
- А как ты будешь рассуждать?
- – Распредели эти слова в 2 группы. По какому признаку ты выполнишь группировку? (части речи: существительные, глаголы)
- Самостоятельная работа.
- Подчеркни орфограммы в словах.
. не могу объяснить _ могу объяснить |
- Проверка по индивидуальной доске:
Бег – бега лежать – лёжа
Ходьба – ход, ходить сидеть – сидя
Смех – молчать – молча
- – Вспомни, по каким трем особенностям различают части речи (с. 33 учебника). Выставляется опорная таблица.
Части речи ? обозначает изменяется |
- Какими признаками мы пользовались сейчас?
- Всегда ли они помогали нам?
- А что советуют нам авторы? (с. 84 учебника)
- Прочтите важные совет авторов.
«Важно еще определить, как слово умеет изменяться.»
- – А как же изменяются части речи?
4. Наблюдение над изменением частей речи. (самостоятельное исследование учащихся)
- - Вспомните о главных различиях в изменении частей речи. Самостоятельно заполни таблицу (Тетрадь-задачник № 255). В случае необходимости посоветуйся с товарищем.
Изменяются по временам по падежам | ||
Глаголы | + | - |
Имена | - | + |
Изменяются по родам | ||
Им. сущ. | - | |
Им. прил. | + |
- Взаимопроверка и корректировка. Проверка по доске.
(Доказательное рассуждение учащихся: - Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. Имена существительные изменяются по падежам: И., Р., Д., В., Т., П. Имена прилагательные изменяются по падежам и по родам.)
- Как нужно попробовать изменить слово, чтобы решить глагол ли это? (по временам)
- Существительное? (по падежам)
- Прилагательное? (по родам и падежам)
- Используя эти знания докажем Антону правильность своих рассуждений.
2) Проверка индивидуальных заданий на карточках:
- Как изменяли слова бег, ходьба, смех? (по падежам). Эти слова работают как существительные.
- Как изменяли слова лежать, молчать, сижу? (по временам). Эти слова работают как глаголы.
5. Построение алгоритма действий.
- Давайте составим памятку для Антона, для себя и своих друзей.
Как определить часть речи?
- Какими признаками мы пользовались для определения частей речи?
- Вопрос
- Обозначает
- Какое важное свойство частей речи помогло нам найти верный ответ в проблемной ситуации?
- Изменяется
- Какими свойствами изменений ты будешь пользоваться?
Части речи
| |
по временам глагол | по падежам имя по родам - + сущ. прил. |
- Будем учиться использовать эти знания при определении частей речи.
6. Физкультминутка.
- упражнения для глаз
- Релаксация. Представь картину.
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд…
Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
- Какое название дадите стихотворению?
7. Упражнения в определении частей речи.
Упражнение № 258 учебника.
- – Самостоятельное чтение задания. Как будешь выполнять?
- Спиши текст, выделив цветом орфограммы.
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд…
Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
- Проверка по индивидуальной доске.
- Написание каких орфограмм ты не можешь объяснить? В какой части слова они находятся?
- Сравни свою работу с доской и оцени свою орфографическую зоркость (+ - )
- – Сколько значений имеет слово опушка? К какому словарю мы обратимся? (с. 223 учебника)
- – Найди слова с одинаковым корнем. (зеленеют, зеленеет, зеленой, зеленый) Выдели его.
- Какое общее значение корень придает словам?
- А к одной ли части речи относятся они?
- Определи части речи, пользуясь памяткой.
- Выдели окончания глаголов и прилагательных. (-ет, -ют, -ой, -ый)
- Чистописание.
- Запиши эти окончания на полях.
- Может ли окончание подсказать к какой части речи относится слово?
8. Уточнение значения глаголов.
- Антон опять задает нам вопрос (с. 86 учебника)
- Разве слово «зеленеет» называет действие?
- Сможете ответить Антону доказательно?
- Обратимся к советам авторов.(чтение по учебнику)
1 абзац – учащиеся
далее – учитель
вывод – учащиеся.
9. Физкультминутка.
Выполни действия:
Ходьба, наклоны, приседания, вращение руками, потягивание.
- Какие части речи давали вам указания к выполнению действий?
10. Письмо под диктовку.
- Как выглядит зеленая опушка зимой?
- Составь предложения, опиши картину. (Картина зимнего леса.)
- Запиши текст, отступив строку.
- Как избежать ошибок при письме? (Пользуемся окошками.)
Посеребрила зима деревья пушистым инеем.
Спит лес глубоким сном. Вы слышите хруст
снега?
- Озаглавь текст по теме.
- Найди в тексте глаголы. Докажи.
- Какой частью речи является слово «хруст»?
- У кого остались окошки в приставках, корне, суффиксе, окончании?
иней
- Запиши слово на полях тетради.
11. Домашнее задание.
№ 260 учебника
- – Прочти текст.
- В каком предложении выражена главная мысль?
- А тема? Где стоят эти предложения?
- Можно ли в него добавить предложение под * ? Куда?
- – Чтение задания самостоятельно с карандашом.
- На какие вопросы ты будешь искать ответ дома? (1 задание – всем, 2 и 3 – сможешь, выполни.)
12. Итог урока.
- - На какой вопрос мы искали ответ на уроке?
- Как мы решили эту задачу?
- Какой алгоритм действий ты должен выполнить, чтобы решить проблемный вопрос?
- Как изменяется глагол? Существительное? Прилагательное?
- Кто сможет самостоятельно, без памятки выполнить домашнее задание?
- А нужно ли будет и вам дома пользоваться памяткой? Когда? Зачем?
- – Ответь на вопрос урока (с. 84 учебника)
- Как бы Антон теперь ответил на него?
- Для чего нужно уметь различать части речи?
- – Оцени свою работу на уроке.
- Чья работа вам понравилась?
13. Резервные задания.
- Пользуясь алгоритмом действий, докажи свои умения определять части речи.
- Найди имена существительные, прилагательные, глаголы.
прощение простить | Доброта Добрый Подобрел Задобрить | вера верный верить доверять | любовь любить любимый | забота заботливый заботиться |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)
Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Карточка по русскому языку "Определи падеж" 3 класс
Данный материал можно использовать на уроке русского языка в третьем классе при изучении падежей....
Конспект урока русского языка во 2,4 классах на темы: "Начальная форма слова" и "Продолжаем определять спряжение глаголов по начальной форме"
Целью данного урока является формирование и развитие ценностного отношения обучающихся по самоопределению через организацию учебного сотрудничества для подведения под понятия "начальная форма" и прави...
Технологическая карта урока русского языка во 2 а классе ТЕМА: «КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
Формировать представление об особенностях согласных звуков; уточнить способы различения согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове...
Конспект урока русского языка во 2 «г» классе Тема: «Как определить ударный слог?»
Конспект урока русского языка во 2 классе , тема : "как определить ударный слог". Школа России....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2
Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...