урок русский язык 3 класс "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Быкова Марина Анатольевна

Урок построен в стиле проблемного обучения, обобщение знаний по изученной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadacha_uroka.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Задача урока: учить различать слова, относящиеся к разным частям речи.

План:

Организационный момент.

Проблемная ситуация.

Актуализация опорных знаний.

Моделирование ситуации.

Ознакомление с теоретическим материалом.

Практическая работа (в парах)

Организационный момент.

У: Прозвенел звонок

Д: Начинается урок.

     Мы сюда пришли учиться,

     Не зевать и не лениться.

     Работаем старательно,

     Слушаем внимательно.

     2. Проблемная ситуация.

У: Прочитайте, что написано на доске.

        

        Признак предмета                 Название предмета         Действие предмета

          что делать?                  кто? что?                           какой? какая?

что сделать?                 глагол                                 какое? какие?

          имя существительное                                          имя прилагательное

У: Как вы думаете, какое задание выполнял Никита? Устно исправьте его ошибки.

Д: Переставляют таблички, закреплённые на доске, и доказывают свой выбор.

У: Кто догадался, какая тема нашего урока?

Д: Высказывают предположения.

У: Мы начинаем путешествие по огромной стране под названием Речь. А тема нашего      урока звучит так: «Части речи».

3. Актуализация опорных знаний.

У: Проверим, умеете ли вы различать части речи. Выполним упражнение 1 на с. 118

     Прочитайте задание.

У: Какое слово лишнее?

Д: Лишнее слово – лететь, потому что все слова отвечают на вопросы что? или кто?, а      это слово отвечает на вопрос что делать?

У: Запишите эти слова в первый столбик.

У: Прочитайте слова второй строчки. Какое слово лишнее?

Д: Лишнее слово гербарий, потому что все слова отвечают на вопросы какое? какой? КА  кие, а это слово отвечает на вопрос что?.

У: Запишите эти слова во второй столбик.

У: прочитайте слова третьей строчки. Какое слово лишнее?

Д: Лишнее слово письмо, потому что все слова отвечают на вопрос что делать?, а это    слово отвечает на вопрос что?.

У: Запишите эти слова в третий столбик.

Москва                красивый                прибежать

Осень                        широкое                рисовали

Дождь                гибкий                        читать

Ребёнок                быстрые                напишет

дерево                        городской                пел

дятел                        деревянный

У: Какие группы слов у нас получились?

Д: Существительные, прилагательные, глаголы.

4. Моделирование ситуации.

У:А теперь посмотрим, как вы умеете задавать вопросы к словам разных частей речи.

   (Детям заранее раздаются таблички со словами. Каждое предложение имеет свой цвет.)

по, улица, мчаться, быстрый, автомобиль

Вера, быстро, выполнить, задание

на, небо, светить, яркий, солнце

хорошо, иметь, друга

У: У каждого из вас есть табличка со словом. Объединитесь в группы по цвету табличек. Все эти слова нужно занести в таблицу. Дети выходят к доске группами и прикрепляют таблички в нужный столбик.

Название предмета (кто?что?)

Признак предмета (какой?какая?какое?какие?)

Действие предмета (что делать?что сделать?)

У: Какие таблички у вас остались? Можно ли это назвать словами? Составьте предложения. Каждая группа записывает своё предложение.

По улице мчится быстрый автомобиль.

Вера быстро выполнила задание.

Хорошо иметь друга.

На небе светит яркое солнце.

У: Будут ли участвовать слова, которые не попали в таблицу? Для чего нужны эти слова?

Д: Некоторые слова нужны для связи слов в предложении, например предлоги. Некоторые  слова для уточнения.

У: Итак, все слова в русском языке делятся на группы. Какие вы знаете?

Д: называют знакомые части речи.

4. Ознакомление с теоретическим материалом.

У: Но мы ещё не все части речи знаем, поэтому прочтём рубрику «Тайны языка».

У: О каких частях речи вы услышали впервые?

Д: О междометии и частице.

У: Как отличить слова одной части речи от другой?

Д: Слова одной части речи имеют общие признаки.

У: Рассмотрим рисунок на с.120. Сколько всего частей речи в русском языке?

Д: Всего 10 частей речи.

У: Сколько самостоятельных частей речи?

Д: 6. Это глагол, наречие, местоимение, числительное, имя прилагательное, имя существительное.

У: Сколько служебных частей речи?

Д: 4. Это союз, предлог, частица, междометие.

У: Внимательно рассмотрите признаки частей речи. Сколько признаков имеют самостоятельные части речи?

Д: Самостоятельные части речи имеют по 4 признака. Они что-то обозначают, отвечают на какие-то вопросы, морфологические признаки, и являются каким-то членом предложения.

У: Сколько признаков имеют служебные части речи?

Д: Служебные части речи имеют только по 2 признака. Они не отвечают ни на какие вопросы и не являются членами предложения.

5. Практическая работа.

У: Выполняем упражнение 4 на с.122. Прочитайте. Выполняем, работая в парах. В тетрадях сделайте запись сущ. –

                        Прил. –

                        Глагол –

                        Предлог –

                        Мест. –

                        ……

6. Итог урока.

У: Какую тайну о русском языке узнали?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с.36, упражнение 4, 5.

Русский язык

Разработала и провела

в 3 «а» классе

учитель начальных классов

школы №1 с. Инзер

Быкова М.А.

        Инзер 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Урок русского языка (развитие речи): Использование имён прилагательных для образности речи.

Развитие эмоциональности у младших школьников на основе здовьесберегающих технологий.   Применение технологии развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений в урочной д...

Урок русского языка. Тема: Речь и язык. Их значение в жизни человека.

Тема: речь и язык, их значение в жизни людей....

Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".

Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"...

Презентация к уроку русского языка "Наша речь и наш язык" (4 класс)

Презентация к уроку русского языка "Наша речь и наш язык" (4 класс, УМК "Школа России")...

Презентация к уроку русского языка "Наша речь и наш язык"

Работа подготовлена для детей 3-го класса,для того,чтобы дети разобрались , что включает в себя понятие хорошая речь....