Рабочая программа по русскому языку в 4 классе (базовый уровень)
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russ.yazyk_4kl.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/Тазиева А.Н./ Протокол № 1 от « » августа 2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ ___________/Шарафутдинова А.Р./ «__»________________2015 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ _______/Шарафиева Г.Б./ Приказ № от «29» августа 2015 г. |
Рабочая программа
по русскому языку в 4 классе (базовый уровень)
учителя начальных классов первой квалификационной категории
Гайфуллиной Гильсины Махмутовны
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Коморгузинская средняя общеобразовательная школа имени Шигабутдина Марджани»
Ново-Юльбинский филиал
Атнинского муниципального района Республики Татарстан
УМК «Перспективная начальная школа»
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по «русскому языку» составлена с учетом следующих нормативных документов:
1. Законы РФ и РТ «Об образовании»;
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом минобрнауки России от 6 октября 2009г.№373, зарегистрирован 22 декабря 2009года, регистрационный номер 17785);
3. Приказа МО и НРТот 23 июня 2012 года №7699/12 « Об учебных планах для 1-11 классов школ Республики Татарстан реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»(4 модель)
4. Приказ 09.07.2012 №4154/12 “Об утерждении базисного и примерных учебных планов, для образовательных учреждении РТ, реализующих программы начального общего образования
5. Письмо МО и НРТ 29 июля №9127/13 “ Об учебных планах в 2012-2015 учебном году”
6.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ « Коморгузинская СОШ Ш.Марджани» протокол №1, 29.08.2015, приказ № -о\д от 29.08.2015; -Учебный план на 2015-2016 уч.год (пр.педсовета№1 от 29.08.2015),утвержденный пр.№ - о/д (29.08.2015).
7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, от 24декабря, 2010 №2080, номер19776 ;
Учебник: Русский язык. Н.А .Чуракова О. В. Малаховская, М. Л. Каленчук «Русский язык» 3кл. учебник (в трёх частях) Москва/ Академкнига 2014год.
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Цели курса — формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира; формирование коммуникативной компетенции учащихся -развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 4 классе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Количество часов, отводимое на изучение предмета «Русский язык», составляет 102 часа в год (3 часа в неделю).
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того , что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях , задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач( диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции ; умение задавать вопросы.
Предметные : начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания ( в объеме изученного); умение ( в объёме изученного) находить, сравнивать , классифицировать , характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова , часть речи , член предложения , простое предложение ; способность контролировать свои действия , проверять написанное и сказанное.
Рабочая программа по русскому языку составлена из расчета 3 часа в неделю, в год 105 ч, на основе 4 модели Базисного учебного плана, на основании письма №6871/10 от 18.08.2010г «О введении ФГОС НОО», утвержденного Министерством образования и науки РТ.
.
Результаты обучения по курсу «Русский язык» к концу четвёртого года обучения
Обучающиеся научатся:
- общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
- правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки;
- правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
- правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
- правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени;
- правописание суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
- правописание определяемых программой словарных слов;
- части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
- три типа склонения существительных;
- названия падежей и способы их определения;
- два спряжения глаголов;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение); однородные члены предложения;
- особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
Обучающиеся получат возможность:
- писать о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова.
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;
- правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
- правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
- применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
- производить звукобуквенный анализ слова; морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ; морфологический анализ имен существительных, прилагательных и глагола; синтаксический анализ простого предложения;
- сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
- определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола;
- обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
- определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но;
- составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям;
- обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
- составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
- доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
- владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками;
- составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;• свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации – другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
В области коммуникативных учебных действий:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
• находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
В области регулятивных учебных действий:
• осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
Содержание программы
Фонетика и орфография (10 ч.)
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.
Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.
Звукобуквенный разбор слова.
Морфемика и словообразование (12 ч.)
Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи.
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Морфология и лексика (15 ч.)
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете — выпишите.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова.
Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов.
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Общенародная и не общенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Синтаксис и пунктуация (54 ч.)
Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Фонетика и орфография | 10ч |
2 | Морфемика и словообразование | 12 ч |
3 | Морфология и лексика | 15 ч |
4 | Синтаксис и пунктуация | 54 ч |
5 | Лексикография | 11 ч |
Итого | 102 ч |
Система оценивания
Диктант.
«5» – ставится если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта).для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.)
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Предметные результаты | Формируемые УУД | Дата | |
план | факт | ||||
1 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке | Правописание безударного гласного в корне проверяемого ударением | П: формирование умения пользоваться инструкциями. Л: подведение под правило; | 4.09 | |
2 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке | Правописание безударного гласного в суффиксе проверяемого ударением | П: формирование умения поиска информации в учебных словарях; | 5.09 | |
3 | Безударный гласный, проверяемый ударением. | Правописание безударного гласного в приставке проверяемого ударением | П: получение, поиск и фиксация информации. Р: контроль и самоконтроль. Лич: контроль процесса и результатов деятельности; | 7.09 | |
4 | Различение суффиксов. Значения суффиксов | Значения суффиксов Суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы (1-ый час) | П: формирование умения поиска информации в учебных словарях; | 11.09 | |
5 | Различение суффиксов. | Значения суффиксов (2-ой час) Самостоятельная работа | П: формирование умения поиска информации в учебных словарях; Лич: самоконтроль процесса и результатов деятельности; | 12.09 | |
6 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | Правописание слов с удвоенной буквой согласного Склонение слов ОБЕ, ОБА | 14.09 | ||
7 8 | Однородные члены предложения. Составление текста-рассуждения (устно) «Размышление о моих увлечениях» | Однородные члены предложения (однородные главные члены | П: формирование умения поиска информации в учебных словарях; | 18.09 19.09 | |
9 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах | Знаки препинания при однородных членах предложения (3-ий час) | П: формирование умения поиска информации в учебных словарях. | ||
10 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами | Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами (4-ый час) | П: формирование умения поиска информации в учебных словарях; | ||
11 | Однородные второстепенные члены предложения. | Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами (5-ый час) | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | 24.09 | |
12 | Контрольный диктант по теме «Повторение». № 1 “Цвета осени” | Глагол как часть речи. Начальная форма глагола. Состав слова. | П: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Личностные: самоконтроль процесса и результатов деятельности | 26 | |
13 | Работа над ошибками. Глагол. | Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания. разным спряжениям. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям. | П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и преобразование информации. Общеучебные: постановка и решение проблемы. | 29.09 | |
14 | Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям. | П: формирование умения поиска информации в учебных словарях. | 1.10 | |
15 | Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | 3.10 | |
16 | Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Общеучебные: постановка и решение проблемы. | 6 | |
17 | Правило употребления предлогов О и ОБ | Правило употребления предлогов О и Об | Лич: фор-ние ценностно-смысловой ориентации | 8 | |
18 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме | Определение спряжения глагола по начальной форме | Личностные: смыслообразование и самоопределение | 10 | |
19 | Определяем спряжение глагола по его начальной форме | Определение спряжения глагола по его начальной форме | Личностные: смыслообразование и самоопределение | 13 | |
20 | Учимся делать научное сообщение. | Работа над ошибками | составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем | 15.10 | |
21 | Контрольный тест по теме глагол № 2 | Контрольная работа | 17 | ||
22 23 | Работа над ошибками. Характеристика предложения и разбор слова как части речи. Характеристика предложения и разбор слова как части речи | 20 22 | |||
24 | Письменное изложение. Куда лето прячется. | изложение «Куда лето прячется». | Личностные: смыслообразование и самоопределение | 24 | |
25 | Глагол. | Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ | 27 | ||
26 | Глаголы с суффиксом -Я - в начальной форме | Выявление глаголов с безударным суффиксом -Я - в начальной форме (Работа с обратным словарем) | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | 29.10 | |
27 | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | 31.10 | ||
28 | Суффиксы повелительной формы глагола | Суффиксы повелительной формы глагола | Общеучебные: постановка и решение проблемы. | 10.11 | |
29- 30 | Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. | Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. будущего времени | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. | 12.11 14.11 | |
31 - 32 | Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. | 17 19 | ||
33 | Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь | Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь | 21 | ||
34 | Учимся делать научное сообщение «Растения и животные зоны лесов» (в виде доклада) | Правописание слов с удвоенной буквой согласного (1-ый час) | П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | 24.11 | |
35 | Контрольный диктант с грамматич. заданием. «Правописание Глаголов» № 3 | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. | 26.11 | ||
36-37 38 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков Усекаемая и неусекаемая основа глаголов | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов (Уяснение вида основы глагола как средства самоконтроля для проверки спряжения и правописания личного безударного окончания глагола) | П: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. | 28.11 1.12 3.12 | |
39 | Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | 5.12 | ||
40 | Написание О и Ё после шипящих ( в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных | Правописание О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях | 8.12 | |
41 | Проект «Составление словарного диктанта по данной теме». | 10.12 | |||
42 | Работа с картиной.Сочинение-рассуждение на тему»О чем размышляет кот, сидя на окне?» | Личностные: смыслообразование и самоопределение | 12.12 | ||
43 | Написание О и Ё после шипящих ( в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных | 15.12 | |||
44 | Контрольная работа за 2 четверть № 4 Образование кратких прилагательных | Образование кратких прилагательных | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях | 17.12 | |
45 | Работа над ошибками .Образование кратких прилагательных | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | 19.12 | ||
46 | Образование кр. форм прил. | Правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий | Личностные: смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности | 22.12 | |
47 | Контрольное изложение «Одуванчик | Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание | П: формирование умения поиска информации в учебных словарях | ||
48- | Образование наречий . | Правописание глаголов | Личностные: смыслообразование и самоопределение | 24.12 | |
49 | Повторение пройденного. | 26.12 | |||
50 | Части речи. Имя существительное | Части речи. Имя существительное | П: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | 12.01 | |
51 | Имя прилагательное | Имя прилагательное | 13.01 | ||
52 | Имя прилагательное | Имя прилагательное, род, падеж | Общеучебные: постановка и решение проблемы. | 16 | |
53 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное сочинение «Место, в котором я живу» | Краткая форма прилагательных | Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации | 19 | |
54 | Синонимы (повторение) | Синонимы (повторение) Самостоятельная работа | Общеучебные: постановка и решение проблемы. | 20 | |
55 | Глагол | Повелительная форма глагола | Познавательные: понимание и применение знаний | 23.01 | |
56 | Глагол | Правописание безударных гласных в корнях и приставках; правописание приставок РАЗ- – РАС- и С- | 26 | ||
57 | Устойчивые выражения | Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов. Определение спряжениУстойчивыевыражения | Логические: подведение под правило. | 27.01 | |
58 | Простая и сложная форма будущего времени глаголов | Простая и сложная форма будущего времени глаголов (1-ый час) | Личностные: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях | 30.01 | |
59 | Простая и сложная форма будущего времени глаголов | Простая и сложная форма будущего времени глаголов | 2.02 | ||
60 | Простая и сложная форма будущего времени глаголов | Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях сущ., прилаг. и глаголов Различение 2 л. мн. ч. наст.времени и повелит. формы гл. | 3 | ||
61 | Контрольный диктант «Простая и сложная форма глагола» № 5 | Контрольная работа «Простая и сложная форма глагола» | Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями | 6.02 | |
62 | Личные местоимения | Личные местоимения.Склонение личных местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении. | 9.02 | ||
63 | Разбор слова по составу | Разбор слова по составу. Разбор глагола | Познавательные: понимание и применение знаний. | 10.02 | |
64 | Письменное изложение «Самолётик» | Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях. Самостоятельная работа | Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. | 13.02 | |
65 | Орфограммы в корнях слов | Орфограммы в корнях слов, безударный гласный | Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации | 16.02 | |
66 | Орфограммы в корнях слов | Орфограммы в корнях слов, парные согласные | Познавательные: понимание и применение знаний | 17 | |
67 | Орфограммы в корнях слов | Орфограммы в корнях слов, непроизносимый согласный | Логические: подведение под правило. Познавательные: понимание и применение знаний | 20.02 | |
68 | Существительные. Орфограммы в суффиксах слов | Беглый гласный в суффиксе -ек-; Правописание суффиксов -ек-; -ик- и -чик- | 23.02 | ||
69 | Орфограммы в суффиксах слов | Беглый гласный в суффиксе -ек-. Правописание суффиксов -ек- / -ок- | Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. | 24.02 | |
70 | Контрольный диктант «Безударный гласный в суффиксе, проверяемый ударением» № 6 | 27.02 | |||
71 | Работа над ошибками. Буквы О/ Е после шипящих | Буквы О/ Е в существительных и прилагательных с основой на шипящий и Ц. Правописание окончаний в существительных после суффикса –ИЩ- | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; | 2.03 | |
72 | Прилагательные. Буквы О/ Е после шипящих и Ц | Образование прилагательных от существительных и правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение | 3.03 | |
73 | Глагольные суффиксы | Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | 6.03 | |
74 | Написание существительных с суффиксом –ищ | Написание окончаний существительных с суффиксом -ищ- | Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. | 9 | |
75 | Что такое аннотация и как её составить.Текст-рассуждение. | Орфограммы в окончаниях существительных | 10.03 | ||
76 | Орфограммы в окончаниях слов | Орфограммы в окончаниях прилагательных. | Логические: подведение под правило. | 13.03 | |
77 | Контрольная работа .Тестирование. | Контрольная работа | 16 | ||
78 | Орфограммы в окончаниях слов. | . Работа над ошибками Орфограммы в окончаниях глаголов | 17.03 | ||
79 | Учимся различать и форму 2-го лица мн. ч. повелительную форму мн. ч. | Орфограммы в окончаниях слов | 20.03 | ||
80 | Учимся различать и форму 2-го лица мн. ч. повелительную форму мн. ч. | Работа над ошибками. Орфограммы в окончаниях слов. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | 23 | |
81 | Орфограммы в приставках | Правописание безударных гласных в приставках. Правописание приставок на З/С | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | 24.03 | |
82 | Орфограммы в приставках | Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | 27.03 | |
83 | Работа разделительного Ь | 6.04 | |||
84 | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ? | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ? (1-ый час) | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | 7.04 | |
85 | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ? | Правописание разделительного Ь в прилагательных (2-ой час) | Логические: подведение под правило. | 10.04 | |
86 | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ? Самостоятельная работа по теме: Правописание Ъ и Ь | Правописание разделительного Ь в прилагательных (3-ий час) Самостоятельная работа | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | 13 | |
87 | Слова, которые легко перепутать | Работа над смыслом однокоренных слов. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | 14.04 | |
88 | Контрольное тестирование | Контрольное тестирование | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | 17.04 | |
89 | «Ь» после шипящих на конце основы в словах разных частей речи | Работа над ошибками.Правописание Ь после шипящих в существительных | Познавательные: понимание и применение знаний. | 20 | |
90 | Работа с картиной, рассматриваем старые фотографии.Сочинение. | Правописание Ь после шипящих в глаголах Прилагательные. Краткая форма. | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. | ||
91 | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены | |||
92 | Написание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах | Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | ||
93 | Разбор предложения по членам предложе- ния | Разбор предложения по членам предложения | Общеучебные: постановка и решение проблемы. | ||
94 | Постановка знаков препинания в сложных предложениях Самостоятельная работа по теме: Знаки в сложном предложении. | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях | Логические: подведение под правило. | ||
95 | Письменное изложение «Муравьишкин корабль» | Интегрированная комплексная работа | |||
96 | Отличие сложных предложений от простых предложе нийс однородны ми членами | Отличие сложных предложений от простых предложенийс однородными членами. Постановка знаков препинания в простых предложениях с однородными членами | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | ||
97 | Обобщение по теме «Разбор слова по составу» | Постановка знаков препинания в сложных предложениях. Закрепление изученного | Познавательные: обучение работе с информацией, | ||
98 | Правописание орфограмм в разных частях слова | Повторение изученного. Словообразование | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | ||
99 | Контрольная работа за год № 8 Контрольный диктант | Контрольная работа | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | ||
100 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Правописание простых и сложных предложений» | Повторение изученного. Правописание орфограмм в разных частях слова. | |||
101 | Правописание орфограмм в разных частях слова | Повторение изученного. Разбор слова по составу. | Общеучебные: постановка и решение проблемы. | ||
102 | Заседание для членов клуба «Ключ и заря» по теме «Изученные орфограммы в различных частях слова» | Повторение изученного. Разбор слова по составу. | |||
103 | Экскурсия на природу «Красота весенней природы» | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | |||
104 | Экскурсия на почту «Кем быть?» | ||||
105 | Экскурсия . Таинственные деревья моей деревни. | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей |
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Учащиеся должны знать/уметь:
общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки;
правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени;
правописание суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
правописание определяемых программой словарных слов;
части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
три типа склонения существительных;
названия падежей и способы их определения;
два спряжения глаголов;
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение); однородные члены предложения;
особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
писать о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова.
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;
правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
производить звукобуквенный анализ слова; морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ; морфологический анализ имен существительных, прилагательных и глагола; синтаксический анализ простого предложения;
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола;
обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но;
составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям;
обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками;
составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Система оценивания
Диктант.
«5» – ставится если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
пропуск и искажение букв в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта).для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.)
Перечень учебно-методического обеспечения:
Чуракова Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 3 класс. - М.: Академкнига, 2014.
Байкова Т. А., Малаховская О. В., Ерышева Е. Р. Рабочие тетради для самостоятельных работ, № 1, 2. - М.: Академкнига, 2014.
Информационно-компьютерная поддержка:
http://school-collection.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Русский язык» 1 класс Уровень программы базовый. Надомное обучение.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы «Обучение грамоте». Горецкого В. Г.(М.: «Просвещение», 2012), «Русски...
Рабочая программа по английскому языку 2 класс (базовый уровень) по УМК Rainbow English (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)
Рабочая программа по английскому языку 2 класс (базовый уровент) по УМК Rainbow English (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)...
Рабочая учебная программа по немецкому языку 4 класс (базовый уровень)
РУП составлена по ФГОС. Календарно-тематическое планирование содержит характеристику основных видов деятельности учащихся(УУД)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА», 3 класс (базовый уровень), УМК " Школа России"
Рабочая программа для 3 класса по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс (базовый уровень), УМК " Школа России"
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «МАТЕМАТИКА», 4 класс, базовый уровень
Рабочая учебная программа по предмету «Математика» для 4 класса разработана на основе примерной программы по математике в соответствии с Федеральным государственным образовател...
Рабочая программа по математике для 2 класса (базовый уровень)
Программа составлена к УМК "Школа России", расчитана на 136 часов ( 4 часа в неделю)....