Программа. Тематическое планирование уроков русского языка. 3 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему
Школа 2100. 3 класс.
Программа. Тематическое планирование уроков русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._tematicheskoe_planirovanie_urokov_russkogo_yazyka._3_klass.doc | 682 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
I. Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно – языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы
«Предложение» и «Текст».
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.
В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы. Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Программа курса «Русский язык» рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
3–4-й классы
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по русскому языку
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» | ||
– овладение функциональной грамотностью; понимание и анализ текстов; – развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи; – развитие умений и навыков понимания и анализа текстов | – приобретение и систематизация знаний о языке; – дальнейшее овладение родным языком; – развитие чувства языка | – овладение орфографией и пунктуацией |
Интеллектуально-речевые умения | Учебно-языковые умения | Правописные умения |
|
|
|
VII.Тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе
(5 часов в неделю – 170 часов)
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД | |||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове | 1 | ВУ | Обобщение знаний о слове, умение выделять признаки слова, характеризовать слово по разным признакам. | |||
| |||||||
1, 2/ 2, 3 | Что мы знаем о тексте. | 2 | РУ | отличать текст от набора предложений, записанных как текст; определять основную мысль текста, делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста; составлять простой план; выделять признаки слова, характеризовать слово по разным признакам; классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные); буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и находить в словах изученные орфограммы, группировать слова с изученными орфограммами и графически их обозначать; Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных; находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. | Регулятивные УУД:
|
| |
3/4 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте. | 1 | РУ | ||||
4/5 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. | 1 | РУ | ||||
5, 6/ 6, 7 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение. | 2 | РУ | ||||
7/8 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. | 1 | РУ | ||||
8/9 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Контрольное списывание. | 1 | РУ | ||||
9/10 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита. | 1 | ОУ | ||||
10/11 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» (стартовый). | 1 | УК | ||||
11/12 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | 1 | РУ | ||||
Слово – 116 часов 2. Часть слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне – 3 часа | |||||||
1/13 | Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне. | 1 | ОНЗ | находить корень в группе однокоренных слов; аргументировать правильность выбора; обнаруживать чередующие согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни; составлять связной текст из деформированных предложений. | Познавательные УУД:
|
| |
2/14 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. | 1 | РУ | ||||
3/15 | Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. | 1 | РР | ||||
3. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова – 5 часов | |||||||
4/16 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова). | 1 | ОНЗ | наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания, формировать орфографическое правило; работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов; находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написания, находить и исправлять ошибки. |
|
| |
5/17 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 | РУ | ||||
6/18 | Развитие умений видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | 1 | РУ | ||||
7/19 | Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове». | 1 | РУ | ||||
8/20 | Повторение. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 | РУ | ||||
4. Удвоенные буквы согласных в корне слова – 5 часов | |||||||
9/21 | Понятие об удвоенных буквах согласных. | 1 | РУ | развивать умение наблюдать и осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе; находить орфограмму - удвоенную букву согласного в корне слова, переносить слова с удвоенной буквой согласного, обозначать орфограмму. |
|
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. | |
10, 11/ 22, 23 | Правописание слов с удвоенными буквами согласных звуков в корне. | 2 | РУ | ||||
12/24 | Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Творческая работа. | 1 | РУ РР | ||||
13/25 | Повторение. Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова». | 1 | РУ | ||||
5. Буквы непроизносимых согласных в корне слова – 9 часов | |||||||
14/26 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | ОНЗ | наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова; находить в словах орфограмму – букву непроизносимого согласного в корне слова; отличать слова, в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного, от слов, в которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимый согласный; писать слова с этими орфограммами, графически обозначать их, объяснять выбор написаний. | Коммуникативные УУД:
|
| |
15/27 | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. | 1 | РУ | ||||
16/28 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Сочинение по опорным словам. | 1 | РР | ||||
17/29 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. | 1 | РУ | ||||
18/30 | Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 | ОУ | ||||
19/31 | Повторение. Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». | 1 | РУ | ||||
20/32 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 | ОУ | ||||
21/33 | Контрольный диктант № 2 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». | 1 | УК | ||||
22/34 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | 1 | РУ | ||||
6. Безударные гласные в корне слова – 8 часов | |||||||
23/35 | Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. | 1 | ОУ | Развитие умений анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, видеть, называть и обозначать орфограмму; различать в словах с двумя безударными гласными орфограммы – буквы проверяемых и непроверяемых гласных; согласно правилу объяснять и графически обозначать орфограммы. | Регулятивные УУД:
|
| |
24/36 | Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных. | 1 | РУ | ||||
25, 26/ 37, 38 | Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Свободный диктант. | 2 | РУ РР | ||||
27/39 | Повторение. Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова». | 1 | РУ | ||||
28/40 | Сочинение «Золотая осень» по опорным словам. | 1 | РР | ||||
29/41 | Контрольный диктант № 3 по теме «Безударные гласные в корне слова». | 1 | УК | ||||
30/42 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | 1 | РУ | ||||
7. Сложные слова и их правописание – 6 часов | |||||||
31/43 | Знакомство с понятием «сложные слова». | 1 | ОНЗ | Развитие умений: находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е); распознавать существительные и прилагательные; осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней; использовать в речи и правильно писать сложные слова разных грамматических групп. | Познавательные УУД:
| Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. | |
32/44 | Соединительные буквы о и е в сложных словах. | 1 | ОНЗ | ||||
33/45 | Образование сложных слов. | 1 | РУ | ||||
34/46 | Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. | 1 | ОУ | ||||
35/47 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Свободный диктант. | 1 | РР | ||||
36/48 | Повторение. Проверочная работа № 5 по теме. «Сложные слова и их написание». | 1 | РУ | ||||
8. Части слова. Приставка – 1 час | |||||||
37/49 | Приставка её роль в слове. Различение приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки. | 1 | РУ | находить приставку в слове, различать омонимичные приставки и предлоги; мотивировать слитное или раздельное написание слов; |
| ||
9. Безударные гласные в приставках – 3 часа | |||||||
38/50 | Правописание букв безударных гласных в приставках. | 1 | ОНЗ РУ | находить орфограммы-буквы безударных гласных в приставках, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать; различать приставки по- и па- ,про- и пра- |
| ||
39/51 | Правописание букв безударных гласных в приставках. | 1 | РУ | ||||
40/52 | Приставки про- и пра -, по- и па, их правописание. | 1 | ОНЗ | ||||
10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня – 2 часа | |||||||
41/53 | Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня. | 1 | ОНЗ | анализировать слова с удвоенной буквой согласных; находить орфограмму - удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня; правильно переносить слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня; отличать эту орфограмму от орфограммы-буквы удвоенного согласного в корне и обозначать её; |
| ||
42/54 | Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. | 1 | РУ | ||||
11. Разделительные ъ и ь – 6 часов | |||||||
43/55 | Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь. | 1 | РУ | анализировать состав слова и осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических познавательных признаков; писать предложения и текст, включающий слова с изученными орфограммами – буквами ъ и ь разделительные.
| Коммуникативные УУД:
|
| |
44/56 | Правописание слов с разделительными ъ и ь. | 1 | РУ | ||||
45/57 | Повторение. Проверочная работа № 6 по теме «Разделительные Ъ и Ь знаки». | 1 | РУ | ||||
46/58 | Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ. Свободный диктант. | 1 | РУ РР | ||||
47/59 | Контрольный диктант № 4 по теме «Разделительные ъ и ь». | 1 | УК | ||||
48/60 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | 1 | РУ | ||||
12. Части слова. Окончание и основа – 2 часа | |||||||
49/61 | Понятие об окончании и основе слова. | 1 | ОНЗ | выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму; систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. |
|
| |
50/62 | Развитие умения находить в слове окончание. | 1 | РУ | ||||
13. Основа слова и окончание – 2 часа | |||||||
51/63 | Как найти в слове основу. | 1 | РУ | находить основу слова, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; выделять в основе части: приставку, корень, суффикс, графически их обозначать. |
| стремиться к совершенствованию собственной речи; | |
52/64 | Развитие умения находить в слове окончание. | 1 | РУ | ||||
14. Части слова. Суффикс – 2 часа | |||||||
53/65 | Суффикс и его роль в слове. | 1 | ОУ | находить суффикс в слове, определять го значение и роль в слове; систематизировать знания о составе слова в виде схемы, уметь соотносить слова и схемы. |
задавать вопросы. |
| |
54/66 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова. Словарный диктант. | 1 | ОУ | ||||
15. Разбор слова по составу – 4 часа | |||||||
55/67 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. | 1 | РУ | Развитие умений: разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа, составления схем состава слова, подбора слов к заданным схемам. | Регулятивные УУД:
|
| |
56/68 | Контрольное списывание. | 1 | УК | ||||
57/69 | Упражнения в разборе слов по составу. | 1 | ОУ | ||||
58/70 | Повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Части слова». | 1 | РУ | ||||
16. Части речи в русском языке – 2 часа | |||||||
59, 60/ 71, 72 | Части речи в русском языке. | 2 | ОНЗ | Развитие умений: выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними. |
|
| |
17. Имя существительное как часть речи – 2 часа | |||||||
61/73 | Определение имени существительного. | 1 | ОНЗ | определять грамматические признаки имён существительных; знать определение имени существительного, находить имена существительные в тексте; подбирать имена существительных разных тематических групп; наблюдать за использованием имён существительных в речи. |
|
| |
62/74 | Роль имён существительных в речи. Творческая работа: составление текста. | 1 | РУ | ||||
18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые – 3 часа | |||||||
63/75 | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. | 1 | ОНЗ | Формирование понятия: одушевлённости и неодушевлённости как грамматического признака имени существительного, уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам; находить их в тексте и употреблять в речи, выполнять морфологический разбор. | Познавательные УУД:
| ||
64/76 | Имена существительные в речи. | 1 | РУ | ||||
65/77 | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных. | 1 | ОУ | ||||
19. Род имён существительных – 3 часа | |||||||
66/78 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | 1 | ОНЗ | Формирование понятия: «род имён существительных» (мужской, женский и средний); развитие умений выделять признаки каждого рода, анализировать окончания; определять род и подбирать существительные разных родов, мотивировать их выбор. |
| ||
67/79 | Род – постоянный признак имён существительных. | 1 | ОНЗ | ||||
68/80 | Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода. | 1 | ОУ | ||||
20. Число имён существительных – 4 часа | |||||||
69/81 | Изменение имён существительных по числам. | 1 | ОНЗ | Развитие умений определять число и изменять существительные по числам образовывать форму множественного числа, подбирать существительные единственного и множественного числа, выделять окончание; производить разбор имени существительного как часть речи. |
| ||
70/82 | Образование множественного числа имён существительных. | 1 | РУ | ||||
71/83 | Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе. | 1 | РУ | ||||
72/84 | Разбор имени существительного как части речи. | 1 | ОУ | ||||
21. Словообразование имён существительных – 8 часов | |||||||
73/85 | Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | 1 | РУ | Развитие умений: устанавливать способ образования имён существительных с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением; образовывать различные формы мужских и женских имён; выполнять устный и письменный разбор имён существительных по составу; письменно пересказывать текст, составлять план, делить текст на части. |
Коммуникативные УУД:
| ||
74/86 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. | 1 | РУ | ||||
75/87 | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов. | 1 | РУ | ||||
76/88 | Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами. | 1 | РУ РР | ||||
77/89 | Разбор имён существительных по составу. | 1 | РУ | ||||
78/90 | Обучающее изложение «Мурлыка». | 1 | РР | ||||
79/91 | Употребление имён существительных в речи. | 1 | РУ | ||||
80/92 | Повторение. Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи». | 1 | РУ | ||||
22. Местоимение как часть речи – 6 часов | |||||||
81/93 | Понятие о местоимении. Личные местоимения. | 1 | ОНЗ | Развитие умений: определять признаки местоимения как части речи; различать местоимения 1,2,3-го лица, образовывать формы личных местоимений; отличать местоимения от слов других частей речи. Разбирать местоимения как части речи. Свободно записывать текст с использованием местоимений. |
задавать вопросы. | ||
82/94 | Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. | 1 | РУ | ||||
83/95 | Разбор местоимения как части речи. | 1 | ОУ | ||||
84/96 | Роль личных местоимений в речи. РР. Обучающее сочинение « О себе». | 1 | РУ РР | ||||
85/97 | Закрепление знаний о местоимениях. Свободный диктант »Паучок». | 1 | РУ РР | ||||
86/98 | Повторение. Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи». | 1 | РУ | ||||
23. Имя прилагательное как часть речи – 4 часа | |||||||
87/99 | Определение имени прилагательного. | 1 | ОНЗ | Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, знать определение имени прилагательного; устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи, определять роль прилагательных в речи. Уметь проводить разбор прилагательного как части речи в соответствии с заданным порядком. | |||
88/100 | Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными. | 1 | РУ | ||||
89/101 | Роль имён прилагательных в речи. | 1 | РУ | ||||
90/102 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | РУ | ||||
24. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных – 4 часа | |||||||
91/103 | Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. | 1 | ОНЗ | Развитие умений: выделять окончания прилагательных и определять их родо- числовую принадлежность; знать правила написания букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; Уметь писать слова с орфограммой-буквой гласного в безударном окончании прилагательного, обозначать эту орфограмму и объяснять выбор написания, находить и исправлять ошибки; умение находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам. | |||
92/104 | Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. | 1 | ОНЗ | ||||
93/105 | Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами. | 1 | ОНЗ | ||||
94/106 | Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. | 1 | ОУ | ||||
25. Разбор имён прилагательных по составу – 5 часов | |||||||
95/107 | Словообразование имён прилагательных. Сочинение по опорным сочетаниям слов. | 1 | РУ | Развитие умений: образовывать имена прилагательные от основ имён существительных при суффикса -н- или приставок по-, над- ; от основ прилагательных - при помощи суффиксов -еньк-, -оват-.; разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ, анализировать антонимы и синонимы с точки зрения их состава; определять их роль в построении текста. | |||
96/108 | Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи». | 1 | РУ | ||||
97/109 | Разбор имён прилагательных по составу. | 1 | РУ | ||||
98/110 | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное». | 1 | УК | ||||
99/111 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | 1 | РУ | ||||
26. Глагол как часть речи – 4 часа | |||||||
100/112 | Определение глагола как части речи. | 1 | ОУ | Развитие умений: определять грамматические признаки глагола; знать определение глагола; уметь: образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени и выполнять их морфологический разбор; отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времён по признаку – наличию суффикса –л-, Изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам. | |||
101/113 | Изменение глаголов по временам. | 1 | ОНЗ | ||||
102/114 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | ОНЗ | ||||
103/115 | Изменение глаголов по числам. | 1 | РУ | ||||
27. Правописание частицы не с глаголами – 3 часа | |||||||
104,105/ 116,117 | Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами. | 2 | ОНЗ | Развитие умения писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму; производить свободную запись текста с изученными орфограммами. | |||
106/118 | Развитие умения писать частицу не с глаголами. Свободный диктант. | 1 | РР | ||||
28. Неопределённая форма глагола – 8 часов | |||||||
107/119 | Понятие о неопределённой форме глагола. | 1 | ОНЗ | Формирование понятия «неопределённая форма глагола», знать определение неопределенной формы глагола.
| |||
108/120 | Контрольное изложение. | 1 | УК | ||||
109/121 | Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы. | 1 | РУ | ||||
110/122 | Образование форм времени от неопределённой формы глагола. | 1 | РУ | ||||
111/123 | Контрольный диктант № 6 «Части речи. Глагол». | 1 | УК | ||||
112/124 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | 1 | РУ | ||||
113/125 | Разбор глагола как части речи. | 1 | РУ | Уметь производить разбор глагола как части речи в соответствии с заданным порядком. | |||
114/126 | Повторение. Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом». | 1 | РУ | ||||
29. Наречие как часть речи – 2 часа | |||||||
115,116/ 127,128 | Понятие о наречии как части речи. | 2 | ОНЗ | Формирование нового понятия - «наречие»; развитие умений отличать наречие от слов других частей речи. | |||
Предложение – 25 часов 30. Виды предложений по цели высказывания и интонации – 3 часа | |||||||
1/129 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | ОНЗ | Развитие умений определять предложения по цели высказывания, ставить знаки в конце предложений; различать виды предложений по цели высказывания; уметь правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; формирование понятия «логическое ударение». | |||
2/130 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. | 1 | РУ | ||||
3/131 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 | РУ | ||||
31. Главные и второстепенные члены предложения – 6 часов | |||||||
4/132 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 | ОНЗ | Уметь различать слово, словосочетание и предложение, находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически; различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения; устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов; уметь составлять на основе схем предложения с разным порядком слов, находить и исправлять ошибки в схемах предложений. | |||
5/133 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. | 1 | РУ | ||||
6/134 | Понятие о второстепенных членах предложения. | 1 | ОНЗ | ||||
7/135 | Составление схем предложений и предложений по схемам. | 1 | РУ | ||||
8/136 | Предложения распространённые и нераспространённые. | 1 | РУ | ||||
9/137 | Разбор предложений. Контрольный словарный диктант. | 1 | ОУ | ||||
32. Предложения с однородными членами – 7 часов | |||||||
10/138 | Однородные подлежащие и сказуемые. | 1 | ОНЗ | Формирование понятий однородные члены предложения. Развитие умений: правильно произносить предложения с интонацией перечисления; видеть в предложении однородные члены предложения и составлять их графические схемы; обосновывать постановку запятой или её отсутствие между однородными членами с опорой на схемы предложений; осознавать роль знаков препинания в письменном общении; составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи. | |||
11/139 | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении. | 1 | РУ | ||||
12/140 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. | 1 | РУ | ||||
13/141 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | РУ | ||||
14/142 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. | 1 | РУ | ||||
15/143 | Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум). | 1 | РУ | ||||
16/144 | Повторение изученного. Свободный диктант. | 1 | |||||
33. Простые и сложные предложения – 9 часов | |||||||
17/145 | Понятие о простом и сложном предложении. | 1 | ОНЗ | Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы). Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. | |||
18/146 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. | 1 | РУ | ||||
19/147 | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. | 1 | РУ | ||||
20/148 | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Свободный диктант. | 1 | РУ РР | ||||
21/149 | Разбор простого и сложного предложений. | 1 | ОУ | ||||
22/150 | Повторение. Проверочная работа № 12 по теме «Предложение». | 1 | УК | ||||
23/151 | Контрольный диктант № 7 по теме «Предложение». | 1 | УК | ||||
24/152 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | 1 | РУ | ||||
25/153 | Контрольное списывание. | 1 | УК | ||||
34. Повторение – 11 часов | |||||||
1, 2/ 154, 155 | Повторение знаний о предложении, тексте. | 2 | РУ | Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. | |||
3, 4/ 156,157 | Повторение по теме «Безударная гласная в корне слова». | 2 | РУ | ||||
5, 6/ 157,158 | Повторение по теме «Состав слова». | 2 | РУ | ||||
7-9/ 159-161 | Повторение изученного по теме «Части речи». | 3 | РУ | ||||
10/162 | Контрольный диктант № 8 (итоговый). | 1 | УК | ||||
11/163 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | 1 | РУ | ||||
164-170 | Резервные уроки. | 7 | РУ ОУ |
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы ОС «Школа 2100» (Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011) и авторской программы по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
Обеспечена УМК:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч.. Изд. 5-е, перераб. - М.: Баласс, 2013.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
- Комиссарова Л.Ю.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся / Под науч. ред. Е.В. Бунеевой. – Изд. 2-е, перераб. – 96 с., ил.
- Бунеева Е.В.
Проверочные и контрольные работы по русскому языку. (3-й класс. Вар. 1 и 2 – по 48 с. – Изд. 2-е, перераб.
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А
Методические рекомендации для учителя. Изд. 3-е, испр. - М. : Баласс, 2010.- 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков русского языка (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе по системе "Гармония"
Рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе составлено по учебникам М.С.Соловейчик "К тайнам нашего языка" (УМК "Гармония") с учётом требований ФГОС...
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе (надомное обучение) по программе "Школа России"
Календарно - тематическое планирование для надомников 1 класс "Школа России"...
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс-5ч.-н- 175 часа
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»2 класс-5ч.-н- 175 часа...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Русский язык: учебник для 5 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская . – М.: Просвещение, 2007....
Программа. Тематическое планирование уроков русского языка. 4 класс
Школа 2100. 4 класс.Программа. Тематическое планирование уроков русского языка. 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...