Программа. Тематическое планирование уроков русского языка. 3 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Тикахина Лариса Владимировна

Школа 2100. 3 класс.

Программа. Тематическое планирование уроков русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

I. Пояснительная записка

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

 – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно – языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы

«Предложение» и «Текст».

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и  побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль  в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов  (и, а, но) или  без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными  членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все  полученные знания и умения делают возможным и  логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной  конструкции из двух частей и начало развития умения ставить  запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие  абзаца как смысловой части текста.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и  ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или  в словах  с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных  слов  и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая  орфограмма –  обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

Второй аспект  в  рассмотрении  слова   в  курсе  русского языка начальной школы –  это  его  морфемный  состав.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них  суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.

В 3-м  классе  дети  знакомятся с окончанием и его  функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на  этом  материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов  с чередованием согласных в  корне типа   дорога  – дорожка  – дорожный; подбор  однокоренных слов).  Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в  разборе по  составу доступных слов, знакомятся  со сложными словами.

Третий аспект рассмотрения слова  –  лексический. Он связан  с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том  числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова  – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так  как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова  и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 3-м  и 4-м  классах части речи  становятся главным предметом изучения, т.к. для  этого  есть  необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт  в  результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении.  Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи  особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов  и  антонимов,  тематических  групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы. Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Отличие данной программы заключается в том, что:

1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка  - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Программа курса «Русский язык» рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

3–4-й классы

Личностными результатами изучения  предмета «Русский  язык» являются следующие умения и качества:

–  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)  свои эмоции;

–  эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–  чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения  курса  «Русский  язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

видеть в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам (без  введения этого  понятия), правильно писать слова  с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

–  правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих  частей речи  в объёме программы;

определять вид  предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

–  разбирать предложения  по  членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять  из   предложения  сочетания  слов,  связанных  между собой;

видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

–  читать художественные тексты учебника, осмысливая их  до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст  на  части  с  опорой  на  абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество   частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

–  письменно пересказывать  текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов,  к совершенствованию своей речи.

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по русскому языку

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

– овладение функциональной грамотностью; понимание и анализ текстов;

– развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

– развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

– приобретение и систематизация знаний о языке;

– дальнейшее овладение родным языком;

– развитие чувства языка

– овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально-речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

  • правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами и  пунктограммами;
  • читать и произносить предложения, различные  по цели высказывания и интонации;
  • составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
  • читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • писать подробное изложение доступного текста;
  • определять тему  текста;
  • читать и  составлять схемы  слов, орфограмм, предложений

  • выполнять   звуко-буквенный анализ доступных слов;   видеть   несоответствия    произношения и написания в слове;
  • находить в слове окончание и основу; выделять в основе  её части (корень, приставку, суффикс);
  • выделять два  корня в сложных словах;
  • конструировать сложные слова;
  • подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне;
  • различать однокоренные слова и формы слова;
  • распознавать        имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
  • выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
  • образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;
  • подбирать синонимы и антонимы к  доступным словам;
  • определять вид  предложения по  цели высказывания и интонации;
  • выделять в  предложении  подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
  • выделять из  предложения  словосочетания;
  • видеть в  предложении однородные члены;
  • различать простое и сложное предложения;
  • выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений

  • находить в  словах изученные орфограммы по определённым признакам;
  • писать слова  с  безударными гласными в  корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением  (изученные случаи);
  • обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
  • писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
  • писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;
  • писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
  • писать раздельно частицу не с глаголом;
  • писать ь после ч в неопределённой форме глагола;
  • писать буквы безударных гласных в окончаниях имён  прилагательных;
  • самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
  • графически объяснять выбор  написания;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • правильно переносить слова  с ь, с удвоенными буквами  согласных в корне, на стыке приставки и корня;
  • пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
  • ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически  объяснять выбор  знака

VII.Тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе

(5 часов в неделю – 170 часов)

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове

1

ВУ

Обобщение знаний о слове, умение выделять признаки слова, характеризовать слово по разным признакам.

  1. Повторение   10+1=11 часов

1, 2/

2, 3

Что мы знаем о тексте.

2

РУ

отличать текст от набора предложений, записанных как текст; определять основную мысль текста, делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста; составлять простой план;

выделять  признаки слова, характеризовать слово по разным признакам;

классифицировать изученные орфограммы (буквенные  – небуквенные); буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и находить в словах изученные орфограммы, группировать слова  с изученными  орфограммами  и графически их обозначать;

 Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных;  находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)  свои эмоции;
  • эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

3/4

Что мы знаем о слове, предложении, тексте.

1

РУ

4/5

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами.

1

РУ

5, 6/

6, 7

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение.

2

РУ

7/8

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы.

1

РУ

8/9

Развитие умения писать заглавную букву в словах.

Контрольное списывание.

1

РУ

9/10

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита.

1

ОУ

10/11

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» (стартовый).

1

УК

11/12

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

1

РУ

Слово – 116 часов

2. Часть слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне – 3 часа        

1/13

Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне.

1

ОНЗ

находить корень в группе однокоренных слов; аргументировать правильность выбора;

обнаруживать чередующие согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни;

составлять связной текст из деформированных предложений.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

2/14

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне.

1

РУ

3/15

Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений.

1

РР

3. Правописание проверяемых букв согласных в корне  слова – 5 часов

4/16

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова).

1

ОНЗ

 наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания, формировать орфографическое правило;  

работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов;

находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написания, находить и исправлять ошибки.

  • извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения;
  • интерес к изучению языка;

5/17

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.

1

РУ

6/18

Развитие умений видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму.

1

РУ

7/19

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове».

1

РУ

8/20

Повторение. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.

1

РУ

4. Удвоенные буквы согласных  в корне слова – 5 часов

9/21

Понятие об удвоенных буквах согласных.

1

РУ

развивать умение наблюдать и осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе;  

находить орфограмму - удвоенную букву согласного в корне слова,  переносить слова с удвоенной буквой согласного, обозначать орфограмму.

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

10, 11/

22, 23

Правописание слов с удвоенными буквами согласных звуков в корне.

2

РУ

12/24

Правописание слов с удвоенными буквами согласных  в корне. Творческая работа.

1

РУ

РР

13/25

Повторение.

Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова».

1

РУ

5. Буквы непроизносимых согласных в корне слова – 9 часов                                                                                          

14/26

Наблюдение за  словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

ОНЗ

наблюдать за орфограммами – буквами   непроизносимых согласных в корне слова; находить в словах орфограмму – букву непроизносимого согласного в корне слова;  

отличать слова, в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного, от слов, в которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимый согласный;

писать слова с этими орфограммами,  графически обозначать их, объяснять выбор написаний.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)  свои эмоции;
  • эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;
  • любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

15/27

Правило  правописания  букв,  обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова.

1

РУ

16/28

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Сочинение по опорным словам.

1

РР

17/29

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.

1

РУ

18/30

Формулирование обобщённого правила  правописания  проверяемых букв  согласных в корне слова.

1

ОУ

19/31

Повторение.

Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».

1

РУ

20/32

Правописание проверяемых букв  согласных в корне слова.

1

ОУ

21/33

Контрольный диктант № 2 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».

1

УК

22/34

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

1

РУ

6. Безударные гласные  в корне слова – 8 часов

23/35

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

1

ОУ

Развитие умений анализировать  слова  с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, видеть,  называть и обозначать орфограмму;  различать в словах с двумя безударными гласными  орфограммы  – буквы проверяемых и непроверяемых гласных;  согласно правилу объяснять и графически обозначать орфограммы.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

24/36

Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных  гласных.

1

РУ

25, 26/

37, 38

Упражнения в написании слов  с буквами безударных гласных в корне. Свободный диктант.

2

РУ

РР

27/39

Повторение.

Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова».

1

РУ

28/40

Сочинение «Золотая осень» по опорным словам.

1

РР

29/41

Контрольный диктант № 3 по теме «Безударные гласные в корне слова».

1

УК

30/42

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

1

РУ

7. Сложные слова и их правописание – 6 часов

31/43

Знакомство с понятием «сложные слова».

1

ОНЗ

Развитие умений: 

находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и

соединительной  буквы о (е); распознавать существительные и прилагательные;

осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней;

использовать в речи и правильно писать сложные слова разных грамматических групп.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

32/44

Соединительные буквы о и е в сложных словах.

1

ОНЗ

33/45

Образование сложных слов.

1

РУ

34/46

Сложные  слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

1

ОУ

35/47

Употребление в речи и правописание сложных слов. Свободный диктант.

1

РР

36/48

Повторение.

Проверочная работа № 5 по теме. «Сложные слова и их написание».

1

РУ

8. Части слова. Приставка – 1 час

37/49

Приставка её роль в слове. Различение приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки.

1

РУ

находить приставку в слове, различать омонимичные приставки и предлоги;

мотивировать слитное или раздельное написание слов;

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

9. Безударные гласные  в приставках – 3 часа

38/50

Правописание букв безударных гласных в приставках.

1

ОНЗ

РУ

находить орфограммы-буквы безударных гласных в приставках, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать; различать приставки по- и па- ,про- и пра-

  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;

39/51

Правописание букв безударных гласных в приставках.

1

РУ

40/52

Приставки про- и пра -, по- и  па,  их правописание.

1

ОНЗ

10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня – 2 часа

41/53

Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня.

1

ОНЗ

анализировать слова с удвоенной буквой согласных; находить орфограмму - удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня; правильно переносить слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня; отличать эту орфограмму от орфограммы-буквы удвоенного согласного в корне и обозначать её;

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

42/54

Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.

1

РУ

11. Разделительные ъ и ь – 6 часов

43/55

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь.

1

РУ

анализировать состав слова и осознанно  выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова  и фонетических познавательных признаков;  

писать предложения и текст, включающий слова  с изученными орфограммами – буквами ъ и ь разделительные.          

   

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)  свои эмоции;
  • эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

44/56

Правописание слов с разделительными ъ и ь.

1

РУ

45/57

Повторение.

Проверочная работа №  6 по теме «Разделительные Ъ и Ь знаки». 

1

РУ

46/58

Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ. Свободный диктант.

1

РУ

РР

47/59

Контрольный диктант № 4 по теме «Разделительные ъ и ь».

1

УК

48/60

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

1

РУ

12. Части слова. Окончание и основа – 2 часа

49/61

Понятие об окончании и основе слова.

1

ОНЗ

выделять в слове  окончание и основу, действовать по алгоритму; систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  

50/62

Развитие умения находить в слове окончание.

1

РУ

13. Основа слова и окончание – 2 часа

51/63

Как найти в слове основу.

1

РУ

находить основу слова, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; выделять в основе части: приставку, корень, суффикс, графически их обозначать.

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

стремиться к  совершенствованию собственной речи;

52/64

Развитие умения находить в слове окончание.

1

РУ

14. Части слова. Суффикс – 2 часа

53/65

Суффикс и его роль  в слове.

1

ОУ

находить суффикс в слове, определять го значение и роль в слове; систематизировать знания о составе слова в виде схемы, уметь соотносить слова и схемы.

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    задавать вопросы.

  • любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

54/66

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова. Словарный диктант.

1

ОУ

15. Разбор слова по составу – 4 часа

55/67

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова  по составу.

1

РУ

Развитие умений: разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа, составления схем  состава слова, подбора слов к заданным схемам.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения;

56/68

Контрольное списывание.

1

УК

57/69

Упражнения в разборе слов по составу.

1

ОУ

58/70

Повторение.

Проверочная работа № 7 по теме «Части слова».

1

РУ

16. Части речи в русском языке – 2 часа

59, 60/

71, 72

Части речи  в русском языке.

2

ОНЗ

Развитие умений: выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними.

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • интерес к изучению языка;

17. Имя существительное как часть речи – 2 часа

61/73

Определение имени существительного.  

1

ОНЗ

определять грамматические признаки имён существительных;  знать определение имени существительного, находить имена существительные в тексте;

подбирать имена существительных разных тематических групп;

наблюдать за использованием имён существительных в речи.

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

62/74

Роль  имён   существительных  в  речи.  Творческая  работа: составление текста.

1

РУ

18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые – 3 часа

63/75

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

1

ОНЗ

Формирование понятия: одушевлённости и неодушевлённости как грамматического признака имени существительного,  уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам; находить их в тексте и употреблять в речи,  выполнять морфологический разбор.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

64/76

Имена существительные в речи.

1

РУ

65/77

Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных.

1

ОУ

19. Род имён существительных – 3 часа

66/78

Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

1

ОНЗ

Формирование понятия: «род имён существительных» (мужской, женский и средний);

развитие умений выделять признаки каждого рода, анализировать окончания;  определять род и подбирать существительные разных родов, мотивировать их выбор.

  • извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

67/79

Род – постоянный признак имён  существительных.

1

ОНЗ

68/80

Окончания имён  существительных мужского, женского и среднего рода.

1

ОУ

20. Число имён существительных – 4 часа

69/81

Изменение имён  существительных по числам.

1

ОНЗ

Развитие умений определять число и   изменять существительные по числам образовывать форму множественного числа, подбирать существительные единственного и множественного числа, выделять окончание;

производить разбор имени существительного как часть речи.

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;

70/82

Образование множественного числа имён  существительных.

1

РУ

71/83

Окончания имён  существительных в единственном и во множественном числе.

1

РУ

72/84

Разбор имени существительного как части речи.

1

ОУ

21. Словообразование имён существительных – 8 часов

73/85

Образование  имён   существительных  с   уменьшительно-ласкательным значением.

1

РУ

Развитие умений:

устанавливать способ образования имён существительных  с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением; образовывать различные формы мужских и женских имён;

 выполнять устный и письменный  разбор имён существительных по составу;

письменно пересказывать текст, составлять план, делить текст на части.

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

74/86

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке.

1

РУ

75/87

Образование имён  существительных от основ существительных и глаголов.

1

РУ

76/88

Сочинение сказки с использованием имён  существительных с различными суффиксами.

1

РУ

РР

77/89

Разбор имён  существительных по составу.

1

РУ

78/90

Обучающее изложение «Мурлыка».

1

РР

79/91

Употребление имён  существительных в речи.

1

РУ

80/92

Повторение.

Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи».

1

РУ

22. Местоимение как часть речи – 6 часов

81/93

Понятие о местоимении. Личные местоимения.

1

ОНЗ

Развитие умений: определять признаки местоимения как части речи;

 различать местоимения 1,2,3-го лица, образовывать формы личных местоимений; отличать местоимения от слов других частей речи.

Разбирать местоимения как части речи.

Свободно записывать текст с использованием местоимений.

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    задавать вопросы.

82/94

Местоимения 1,  2,  3-го  лица.  Правописание предлогов с  местоимениями.

1

РУ

83/95

Разбор местоимения как части речи.

1

ОУ

84/96

Роль личных местоимений в речи. РР. Обучающее сочинение « О себе».

1

РУ

РР

85/97

Закрепление знаний о местоимениях.  Свободный диктант »Паучок».

1

РУ

РР

86/98

Повторение.

Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи».

1

РУ

23. Имя прилагательное как часть речи – 4 часа

87/99

Определение имени прилагательного.

1

ОНЗ

Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, знать определение имени прилагательного; устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи, определять роль прилагательных в речи.

Уметь проводить разбор прилагательного как части речи в соответствии с заданным порядком.

88/100

Роль имён  прилагательных в речи. Связь имён  прилагательных с именами существительными.

1

РУ

89/101

Роль имён  прилагательных в речи.

1

РУ

90/102

Разбор имени прилагательного как части речи.

1

РУ

24. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных – 4 часа

91/103

Окончания имён  прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе.

1

ОНЗ

Развитие умений: выделять окончания прилагательных и определять их родо- числовую принадлежность; знать правила написания букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;

Уметь писать слова с орфограммой-буквой гласного в безударном окончании прилагательного, обозначать эту орфограмму и объяснять выбор написания, находить и исправлять ошибки; умение находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам.

92/104

Как проверить правописание букв  безударных гласных в окончаниях имён  прилагательных.

1

ОНЗ

93/105

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён  прилагательных. Знакомство с антонимами.

1

ОНЗ

94/106

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами.

1

ОУ

25. Разбор имён прилагательных по составу – 5 часов

95/107

Словообразование имён  прилагательных. Сочинение по опорным  сочетаниям слов.

1

РУ

Развитие умений: образовывать имена прилагательные от основ имён существительных при суффикса -н- или приставок  по-, над- ; от  основ прилагательных  - при помощи суффиксов -еньк-, -оват-.; разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ, анализировать антонимы и синонимы с точки зрения их состава; определять их роль в построении текста.

96/108

Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи».

1

РУ

97/109

Разбор имён  прилагательных по составу.

1

РУ

98/110

Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное».

1

УК

99/111

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

1

РУ

26. Глагол как часть речи – 4 часа

100/112

Определение глагола как части речи.

1

ОУ

Развитие умений: определять грамматические признаки глагола; знать определение глагола; 

уметь: образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени и выполнять их морфологический разбор;

отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времён по признаку – наличию суффикса –л-, Изменять  глаголы прошедшего времени по родам и числам.

101/113

Изменение глаголов по временам.

1

ОНЗ

102/114

Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

ОНЗ

103/115

Изменение глаголов по числам.

1

РУ

27. Правописание частицы не с глаголами – 3 часа

104,105/

116,117

Употребление частицы  не  с  глаголами.  Правило правописания частицы не с глаголами.

2

ОНЗ

Развитие умения писать глаголы с частицей  не,   графически обозначать орфограмму; производить свободную запись текста с изученными орфограммами.

106/118

Развитие умения писать частицу не с глаголами. Свободный диктант.

1

РР

28. Неопределённая форма глагола – 8 часов

107/119

Понятие о неопределённой форме  глагола.

1

ОНЗ

Формирование понятия «неопределённая форма глагола», знать определение неопределенной формы глагола.

 

108/120

Контрольное изложение.

1

УК

109/121

Неопределённая форма глагола.  Правописание ь в глаголах неопределённой формы.

1

РУ

110/122

Образование форм  времени от неопределённой формы глагола.

1

РУ

111/123

Контрольный диктант № 6 «Части речи. Глагол».

1

УК

112/124

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

1

РУ

113/125

Разбор глагола как части речи.

1

РУ

Уметь производить разбор глагола как части речи в соответствии с заданным порядком.

114/126

Повторение.

Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом».

1

РУ

29. Наречие как часть речи – 2 часа

 115,116/

127,128

Понятие о наречии как части речи.

2

ОНЗ

Формирование нового понятия - «наречие»; развитие умений отличать наречие от слов других частей речи.

Предложение – 25 часов

30. Виды предложений по цели высказывания и интонации – 3 часа

1/129

Виды  предложений по цели высказывания.

1

ОНЗ

Развитие умений определять предложения по цели высказывания, ставить знаки в конце предложений;

различать виды  предложений по цели высказывания;

уметь  правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; формирование понятия «логическое ударение».

2/130

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение.

1

РУ

3/131

Восклицательные и невосклицательные предложения.  

1

РУ

31. Главные и второстепенные члены предложения – 6 часов

4/132

Грамматическая основа  предложения. Подлежащее и сказуемое.

1

ОНЗ

Уметь различать слово, словосочетание и предложение, находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически;

различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения;

устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов;

уметь составлять на основе схем предложения с разным порядком слов, находить и исправлять ошибки в схемах предложений.

5/133

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.

1

РУ

6/134

Понятие о второстепенных членах предложения.

1

ОНЗ

7/135

Составление схем предложений и предложений по схемам.

1

РУ

8/136

Предложения распространённые и нераспространённые.

1

РУ

9/137

Разбор предложений.

Контрольный словарный диктант.

1

ОУ

32. Предложения с однородными членами – 7 часов

10/138

Однородные подлежащие и сказуемые.

1

ОНЗ

Формирование понятий однородные члены предложения.

Развитие умений:

правильно произносить предложения с интонацией перечисления;

видеть в предложении однородные  члены предложения и составлять их графические схемы;   обосновывать постановку запятой или её отсутствие между однородными членами с опорой на схемы предложений;

 осознавать роль знаков препинания в письменном общении;

 составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи.

11/139

Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении.

1

РУ

12/140

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.

1

РУ

13/141

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

1

РУ

14/142

Главные  и  второстепенные  однородные  члены  предложения. Определение однородных членов предложения.

1

РУ

15/143

Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум).

1

РУ

16/144

Повторение изученного. Свободный диктант.

1

33. Простые и сложные предложения – 9 часов

17/145

Понятие о простом и сложном предложении.

1

ОНЗ

Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая  основа   –  две  грамматические основы). Накапливать опыт  постановки запятой и  употребления в речи  сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью.

Конструировать сложные   предложения   (по схеме, по данному началу).

Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя.

18/146

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения.

1

РУ

19/147

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые.

1

РУ

20/148

Запятая в  простом предложении  с  однородными членами  и  в сложном предложении.  Свободный диктант.

1

РУ

РР

21/149

Разбор простого и сложного предложений.

1

ОУ

22/150

Повторение.

Проверочная работа № 12 по теме «Предложение».

1

УК

23/151

Контрольный диктант № 7 по теме «Предложение».

1

УК

24/152

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

1

РУ

25/153

Контрольное списывание.

1

УК

34. Повторение – 11 часов

1, 2/

154, 155

Повторение знаний о предложении, тексте.

2

РУ

Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц.

3, 4/

156,157

Повторение по теме «Безударная гласная в корне слова».

2

РУ

5, 6/

157,158

Повторение по теме «Состав слова».

2

РУ

7-9/

159-161

Повторение изученного по теме «Части речи».

3

РУ

10/162

Контрольный диктант № 8 (итоговый).

1

УК

11/163

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

1

РУ

164-170

Резервные уроки.

7

РУ

ОУ

                                                                             

                                                     VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы ОС «Школа 2100» (Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011) и авторской         программы по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

Обеспечена УМК:

  •  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч.. Изд. 5-е, перераб. - М.: Баласс, 2013. 

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

  • Комиссарова Л.Ю.

Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся / Под науч. ред. Е.В. Бунеевой. – Изд. 2-е, перераб. – 96 с., ил.

  • Бунеева Е.В.

Проверочные и контрольные работы по русскому языку. (3-й класс. Вар. 1 и 2 – по 48 с. – Изд. 2-е, перераб.

  • Бунеева Е.В., Яковлева М.А

Методические рекомендации  для учителя. Изд. 3-е, испр. - М. : Баласс, 2010.- 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе по системе "Гармония"

Рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка  в 3 классе составлено по учебникам М.С.Соловейчик "К тайнам нашего языка" (УМК "Гармония") с учётом требований ФГОС...

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс-5ч.-н- 175 часа

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»2 класс-5ч.-н- 175 часа...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Русский язык: учебник для 5 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида  Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская . – М.: Просвещение, 2007....

Программа. Тематическое планирование уроков русского языка. 4 класс

Школа 2100. 4 класс.Программа. Тематическое планирование уроков русского языка. 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...