ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы ОС «Школа 2100» (Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011) и авторской программы по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
I. Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно – языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поёшь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 4-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы. Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Программа курса «Русский язык» в 4 классе рассчитана на 153 часа (4,5 часа в неделю).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
4-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по русскому языку
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» |
- овладение функциональной грамотностью;
- развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
- развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
| - приобретение и систематизация знаний о языке;
- развитие чувства языка
| - овладение орфографией и пунктуацией
|
Речевые умения | Учебно–языковые умения | Правописные умения |
4-й класс |
• владеть типом правильной читательской деятельности; • читать учебно-научный текст изучающим чтением; • писать подробное изложение доступного текста-повествования; • писать сочинение на заданную тему по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; • использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения; • подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи | • выполнять фонетический разбор доступных слов; • выполнять разбор по составу доступных слов; • выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи; • выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного); • видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова
| • писать безударные гласные в окончаниях имен существительных 1,2,3 склонения; в окончаниях имен прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; • писать ь после шипящих на конце имен существительных 3 склонения; не писать ь на конце имен существительных м.р. 2 склонения; • писать частицу не с глаголами; • писать буквосочетание –тся, -ться в глаголах; • писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.; • ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но); • ставить запятую в сложном предложении без союзов, состоящем из двух частей; • графически объяснять выбор написаний, знаков препинания; • находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила |
VI. Содержание учебного предмета
(из расчета 5 часов в неделю)
Повторение. (15 ч)
Предложение. Текст. (35 ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (45 ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (20 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (36 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания);-тся, -ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о–-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Наречие. (4 ч)
Значение наречия. Употребление в речи.
Повторение. (8 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков:
закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма.
Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Резерв. (6 ч)
VII. Тематическое планирование уроков русского языка
(4,5 часа в неделю)
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные |
|
Повторение – 17 часов |
1 |
| Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке. | 1 | ВУ | Знакомиться с новым учебником, использовать приемы ознакомительного и просмотрового чтения. | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы.
| - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
|
2 |
| Контрольное списывание по теме «Повторение». | 1 | УК | Без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами |
3 |
| Работа над ошибками. Повторение фонетики и графики. | 1 | ОУ РУ | Знать: – значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; – изученные орфографические правила; - порядок разбора предложения и образец записи; - графическое обозначение орфограмм. Уметь: – группировать звуки по их характеристикам; - правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; – делить слова на части для переноса; – соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв; - группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания; – находить способ проверки написания слова; – производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах; - выполнять разбор предложений (главные и второстепенные члены). |
4 |
| Повторение фонетики. Слог и ударение. | 1 | РУ |
5 |
| Что такое графика. | 1 | ОУ РУ |
6 |
| Фонетический разбор слова. | 1 | ОУ РУ |
7 |
| Повторение орфографии. | 1 | ОУ РУ |
8 |
| Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. | 1 | ОУ РУ |
9 |
| Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. | 1 | РУ |
10 |
| Повторение состава слова. | 1 | ОУ РУ |
|
11 |
| Повторение изученного о частях речи. | 1 | ОУ РУ |
|
12 |
| Повторение изученного по синтаксису. | 1 | ОУ РУ |
|
13, 14 |
| Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль». | 2 | РР | - писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой; Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. |
|
15 |
| Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение». | 1 | ОУ | Уметь ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). |
|
16 |
| Контрольный диктант №1 (стартовый). | 1 | УК | Знать изученные орфографические правила и уметь применять их на письме |
|
17 |
| Работа над ошибками «Пиши правильно». | 1 | РУ | Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте |
|
Предложение. Текст - 30 часов Простое предложение. Предложения с однородными членами - 12 часов |
1/18 |
| Простое и сложное предложение. Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного. | 1 | РУ | Знать: - о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса; - отличительные особенности простого предложения; – о стилистической роли в художественном тексте предложений с однородными членами. Уметь: – узнавать в тексте словосочетания, простые предложения; – приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; предложений с однородными членами; – определять предложения по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложений. | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы.
| - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
|
2/19 |
| Однородные члены без союзов и с союзом и. Предложения с однородными членами в художественном тексте. | 1 | ОНЗ |
3,4/ 20,21 |
| Р/р Обучающее изложение «Что я люблю». (упр. 64) | 2 | РР РУ | - писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. |
5/22 |
| Постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. | 1 | РУ | Уметь: - оформлять пунктуационно предложения с однородными предложения с однородными членами и союзами и, а, но. Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. |
|
6,7/ 23,24 |
| Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю». (упр.65) | 2 | РР РУ | Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединенных союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»). Проверять и редактировать текст сочинения. |
|
8,9/ 25,26 |
| Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами, развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных видов. | 2 | РУ | Уметь: – «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
|
10/27 |
| Упражнения на повторение. Проверочная работа №1. | 1 | РУ УК | Уметь: – применять теоретические знания о простом предложении с однородными членами. |
|
11/28 |
| Контрольный диктант №2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами». | 1 | УК | Уметь: - грамотно писать под диктовку, правильно оформлять предложения на письме, ставить знаки препинания. |
|
|
12/29 |
| Работа над ошибками «Пиши правильно». Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения. | 1 | РУ | Уметь: - находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. |
|
|
Сложные предложения с союзами и, а, но – 9 часов |
1/30 |
| Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. | 1 | РУ | Знать: – правила расстановки знаков препинания в сложном предложении; – признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения. Уметь: – использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но. | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. | - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
|
2/31 |
| Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | ОНЗ |
3/32 |
| Р/р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. (упр.80) | 1 | РР | Уметь: – создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями. |
4/33 |
| Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но. | 1 | РУ | Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). |
5/34 |
| Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» (упр.82). | 1 | РР | Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). |
|
6/35 |
| Упражнения на повторение. Проверочная работа №2. | 1 | РУ УК | Уметь применять полученные теоретические и практические знания и умения. |
|
7/36 |
| Запятая в сложном предложении. Умение различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. | 1 | ОУ | Уметь: – использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но; - различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. |
|
8/37 |
| Контрольный диктант №3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но». | 1 | УК | Уметь: - грамотно писать текст под диктовку, правильно оформлять сложные предложения на письме, ставить знаки препинания. |
|
9/38 |
| Работа над ошибками «Пиши правильно». Упражнения на редактирование текста сочинения. | 1 | РУ
| Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста сочинения, применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. |
|
Предложения с прямой речью – 9 часов |
1/39 |
| Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. | 1 | ОНЗ | Знать, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. | - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
|
2/40 |
| Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. | 1 | РУ | Знать правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь пунктуационно оформлять такие предложения. Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь и наоборот). |
3/41 |
| Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора. | 1 | ОНЗ |
4/42 |
| Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью. (упр.93) | 1 | РР | Продуцировать текст с использованием предложений с прямой речью.
|
|
5/43 |
| Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. Словарный диктант. | 1 | ОНЗ УК | Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. |
|
6/44 |
| Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух» (упр.100). | 1 | РР | Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). |
|
7/45 |
| Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью. | 1 | ОУ | Знать правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь пунктуационно оформлять такие предложения. |
|
8/46 |
| Контрольный диктант №4 по теме «Предложения с прямой речью». | 1 | УК | Уметь: - грамотно писать текст под диктовку, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
|
9/47 |
| Работа над ошибками «Пиши правильно». | 1 | РУ | Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта. |
|
СЛОВО Части речи и члены предложения Имя существительное - 44 часа Что мы знаем об имени существительном – 4 часа |
1/48 |
| Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. | 1 | ОУ РУ | Знать: – определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний; – существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); – правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Уметь: – Определять грамматические признаки имен существительных, начальную форму. | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
| - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
2/49 |
| Роль имен существительных в предложении, в речи. | 1 | РУ
|
3/50 |
| Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» (упр. 108). | 1 | РР |
4/51 |
| Роль имен существительных в предложении, в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы. | 1 | РУ |
Изменение имен существительных по падежам – 18 часов |
1/52 |
| Наблюдение за словоизменением имен существительных. | 1 | ОНЗ | Относить имя существительное к одному из трех склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включаться в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. | Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждения.
| - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
|
2,3/ 53,54 |
| Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы. | 2 | РУ |
4/55 |
| Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе. | 1 | РУ |
5-7/ 56-58 |
| Именительный и винительный падежи. | 3 | ОНЗ |
8,9/ 59,60 |
| Родительный падеж. | 2 | ОНЗ |
10,11/ 61,62 |
| Дательный падеж. | 2 | ОНЗ |
12,13/ 63,64 |
| Творительный падеж. | 2 | ОНЗ |
14,15/ 65,66 |
| Предложный падеж. | 2 | ОНЗ |
16/67 |
| Обобщение знаний о падежах. | 1 | ОУ |
17/68 |
| Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам» (упр. 157). | 1 | РР | Накапливать опыт употребления имен существительных в речи. Уметь составлять устный рассказ. |
18/69 |
| Упражнения на повторение. Проверочная работа №3.
| 1 | РУ УК | Уметь применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий. |
Три склонения имен существительных – 6 часов |
1/70 |
| Что такое склонение? Три склонения имен существительных. | 1 | ОНЗ | Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определенной орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. Определять грамматические признаки имен существительных (морфологический разбор). | Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. |
|
2/71 |
| Развитие умения определять склонение имен существительных. | 1 | РУ |
|
3,4/ 72,73 |
| Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 2 | РУ |
|
5/74 |
| Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления. | 1 | ОНЗ |
|
6/75 |
| Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» (упр.172). Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами. | 1 | РР РУ |
|
Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце существительных – 7 часов |
1/76 |
| Мягкий знак после букв шипящих в существительных женского рода. | 1 | ОНЗ | Знать орфограмму «Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения». Уметь правильно записывать существительные ж. р. с шипящим на конце. | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
| - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
|
2/77 |
| Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в конце имен существительных», графически обозначать выбор написания. | 1 | РУ | Уметь определять признаки «опасных» мест в словах, записывать по памяти словарные слова, графически обозначать орфограмму. |
3/78 |
| Упражнения на повторение. Проверочная работа №4.
| 1 | РУ УК | Уметь применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий. |
4,5/ 79,80 |
| Развитие орфографических умений. Разбор имен существительных по составу. | 2 | РУ | Уметь определять признаки «опасных» мест в словах, разбирать имя существительное по составу. |
6/81 |
| Контрольный диктант №5 по теме «Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце существительных» (за 1 полугодие). | 1 | УК | Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта. |
7/82 |
| Работа над ошибками «Пиши правильно». Развитие орфографических умений. | 1 | РУ | Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта. |
|
|
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных – 9 часов |
1/83 |
| Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | ОНЗ | Знать общее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных. | Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждения.
| - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
2/84 |
| Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму. | 1 | ОНЗ | Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь применять правило и действовать по алгоритму. |
3/85 |
| Р/р Обучающее изложение «Первая газета» (упр.198). | 1 | РР РУ | Уметь писать изложение повествовательного характера по плану. |
4/86 |
| Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант. | 1 | РУ УК | Уметь находить слова с изученной орфограммой, анализировать и графически объяснять выбор написания. |
5/87 |
| РНО. Р/р Обучающее сочинение «Прогулка» (упр.199). | 1 | РР РУ | Уметь составлять устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану |
6/88 |
| Упражнения на повторение. Проверочная работа №5. | 1 | РУ УК | Уметь применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий. | Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. |
7/89 |
| Развитие орфографических умений, повторение. | 1 | РУ | Уметь находить слова с изученной орфограммой, анализировать и графически объяснять выбор написания. |
|
8/90 |
| Контрольный диктант №6 по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных». | 1 | УК | Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта. |
|
9/91 |
| Работа над ошибками «Пиши правильно». Редактирование. | 1 | ОУ РУ | Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта. |
|
Имя прилагательное – 15 часов Что мы уже знаем об имени прилагательном – 3 часа |
1/92 |
| Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи, в тексте. | 1 | ОУ | Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания. Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных – антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имен прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму.
| Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
|
2/93 |
| Роль прилагательных – антонимов в художественном тексте. Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. | 1 | РУ |
3/94 |
| Морфологический разбор имени прилагательного. Тематические группы имен прилагательных. | 1 | РУ |
Словоизменение имен прилагательных – 3 часа |
1,2/ 95,96 |
| Изменение имен прилагательных по падежам, числам и по родам. | 2 | РУ | Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имен прилагательных (обучающее изложение и сочинение). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил.+сущ. |
| - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
|
3/97 |
| Словосочетание сущ.+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании. | 1 | РУ |
|
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных – 9 часов |
1/98 |
| Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Свободный диктант (упр.227) | 1 | РУ | Знать правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы. | Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждения.
| - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
|
2,3/ 99,100 |
| Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие» (упр.228). | 2 | РР РУ | Уметь использовать в письменной речи слова с изученными орфограммами, предложения с однородными членами, сложные предложения. |
4/101 |
| Развитие умения писать слова с изученными орфограммой, графически объяснять выбор написания. Разбор имен прилагательных по составу. | 1 | РУ | Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы, выполнять разбор имен прилагательных по составу. |
5/102 |
| Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» (упр.229). | 1 | РР РУ | Уметь использовать в сочинении имена прилагательные. |
|
6/103 |
| Упражнения на повторение. Проверочная работа №6. | 1 | РУ УК | Уметь актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал. | Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. |
|
7/104 |
| Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | 1 | ОУ | Знать правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы. |
|
8/105 |
| Контрольный диктант №7 по теме «Падежные окончания имён прилагательных». | 1 | УК | Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта. |
|
9/106 |
| Работа над ошибками «Пиши правильно». Редактирование творческих работ. | 1 | РУ ОУ
| Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст. |
|
Глагол – 37 часов Что мы уже знаем о глаголе – 5 часов |
1/107 |
| Роль глаголов в предложении, в речи. Глагол в роли сказуемого в предложении. Правописание глаголов с частицей не. | 1 | РУ | Знать: – значение и употребление глагола в речи; - об изменении глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); - об изменении глаголов прошедшего времени по родам и числам; – о правописании глаголов во 2-м лице ед. ч. Уметь: – выделять неопределенную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. - определять грамматические признаки глагола; - участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах; - выполнять морфологический разбор глагола. | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
|
2,3/ 108,109 |
| Значение и грамматические признаки глаголов. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | 2 | РУ |
4,5/ 110,111 |
| Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. | 2 | РУ |
Словоизменение глаголов – 3 часа |
1/112 |
| Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения по неопределенной форме. Различие глаголов 1 и 2 спряжения по неопр. форме. | 1 | ОНЗ | Знать алгоритм определения спряжения глагола. Уметь: – наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи; – пользоваться алгоритмом. |
|
|
2,3/ 113,114 |
| Как определить спряжение глаголов, если окончание ударное. | 2 | РУ |
|
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов – 17 часов |
1/115 |
| Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. | 1 | ОНЗ | Знать: - алгоритм определения спряжения глагола; – правило правописания безударных личных окончаний глаголов. | Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждения. | - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
|
2/116 |
| Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. | 1 | РУ | Знать алгоритм определения спряжения глагола. Уметь: – пользоваться алгоритмом. |
3/117 |
| Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глаголов. | 1 | ОНЗ | Уметь: – наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи, в том числе и за глаголами-исключениями; – пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола. |
4,5/ 118,119 |
| Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | 2 | РУ | Знать правило правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами. | Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. |
6/120 |
| Р/р Обучающее сочинение по картинкам (упр.273). | 1 | РР РУ | Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). |
|
7/121 |
| Разбор глагола как части речи. | 1 | ОУ | Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). |
|
8/122 |
| Контрольный диктант №7 по теме «Падежные окончания имён прилагательных». | 1 | УК | Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта. |
|
9/123 |
| Работа над ошибками «Пиши правильно». Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться. | 1 | ОНЗ | Знать правило написания -тся и -ться в глаголах. Уметь выполнять работу над ошибками. |
|
10/124 |
| Знакомство с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом. | 1 | ОНЗ | Знать правило правописания Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа. |
|
11,12/ 125,126 |
| Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание. | 2 | РУ УК | Без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. |
|
|
13,14/ 127,128 |
| Работа над ошибками «Пиши правильно». Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | 2 | РУ | Уметь писать глаголы с безударными личными окончаниями. |
|
|
15,16/ 129,130 |
| Р/р Обучающее изложение «Первые школы» (упр.291). | 2 | РР РУ | Уметь: - анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов; – использовать в письменной речи глаголы с изученными орфограммами. |
|
|
17/131 |
| Работа над ошибками в изложении. | 1 | РУ | Уметь редактировать текст изложений. |
|
|
Разбор глагола по составу – 12 часов |
1/132 |
| Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. | 1 | РУ | Уметь выполнять разбор глагола по составу (по алгоритму). | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
| - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
|
2,3/ 133,134 |
| Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов. | 2 | РУ | Уметь выполнять разбор глагола по составу (по алгоритму), писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов. |
4,5/ 135,136 |
| Р/р Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов в форме настоящего времени с изученными орфограммами (упр.300). | 2 | РР РУ | Уметь использовать в письменной речи глаголы в настоящем времени с изученными орфограммами. |
6/137 |
| Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Контрольный словарный диктант. | 1 | РУ УК | Уметь писать глаголы с изученными орфограммами, без ошибок писать изученные словарные слова. |
7/138 |
| Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы» (упр.304). | 1 | РР РУ | Уметь: - составлять и анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов; – использовать в письменной речи глаголы с изученными орфограммами. | Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. |
8/139 |
| Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. | 1 | РУ | Знать: – значение и употребление глагола в речи; - об изменении глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); - об изменении глаголов прошедшего времени по родам и числам; - правило написания -тся и -ться в глаголах; – о правописании глаголов во 2-м лице ед. ч. Уметь: – выделять неопределенную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. - определять грамматические признаки глагола; - участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах; - выполнять морфологический разбор глагола. |
|
9/140 |
| Упражнения на повторение. Проверочная работа №7. | 1 | РУ УК |
|
10/141 |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», развитие орфографических, пунктуационных и языковых умений. | 1 | ОУ |
|
11/142 |
| Контрольный диктант №9 по теме «Глагол». | 1 | УК | Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта. |
|
12/143 |
| Работа над ошибками «Пиши правильно». | 1 | РУ | Уметь выполнять работу над ошибками. |
|
Наречие – 2 часа |
1,2/ 144,145 |
| Значение наречия. Употребление в речи. | 2 | ОНЗ | Знать: – определение наречия, значение и употребление наречия в речи. |
|
|
Повторение - 8 часов |
1,2/ 146,147 |
| Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст». | 2 | ОУ | Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания. |
| - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
3/148 |
| Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт». | 1 | РР УК |
|
4/149 |
| Работа над ошибками «Пиши правильно». | 1 | РУ |
|
5,6/ 150,151 |
| Комплексное повторение материала по теме «Части речи». | 3 | ОУ |
|
7/152 |
| Итоговый контрольный диктант №10. | 1 | УК | Уметь применять в системе полученные знания. |
|
8/153 |
| Работа над ошибками «Пиши правильно». | 1 | РУ | Уметь выполнять работу над ошибками. |
|
Условные обозначения типов урока:
ОНЗ – урок открытия новых знаний
РУ - урок развития умений
УК – урок контроля
ОУ – обобщающий урок
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х ч.. Изд. 5-е, перераб. - М.: Баласс, 2013.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся / Под науч. ред. Е.В. Бунеевой. – Изд. 2-е, перераб. – 96 с., ил.
Проверочные и контрольные работы по русскому языку. (4-й класс. Вар. 1 и 2 – по 48 с. – Изд. 2-е, перераб.
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А
Методические рекомендации для учителя. Изд. 3-е, испр. - М. : Баласс, 2010.- 208 с.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся: DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор, компьютер.