Программа. Тематическое планирование уроков русского языка. 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

Тикахина Лариса Владимировна

Школа 2100. 4 класс.

Программа. Тематическое планирование уроков русского языка. 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы ОС «Школа 2100» (Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011) и авторской программы по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

I. Пояснительная записка

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

 – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно – языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных  и  речевых умений.  Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого  и  сложного  предложений,  вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях  с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух  частей с союзами и,  а,  но  или  без  союзов  и в простом предложении  с однородными членами  (с  союзами  и,  а,  но  или   без  союзов). Внимание  детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и  чтения, формирование типа  правильной читательской  деятельности.

Знания и умения из  области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу  для  развития устной и  письменной  речи,   для   изучения  слова с  разных  точек  зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно,  ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об  «устройстве»  предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы  самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В  4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3-м  классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского  и женского рода типа  луч, ночь; безударные окончания существительных 1,  2,  3-го  склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3) безударные  окончания  глаголов  1-го   и  2-го  спряжения;  ь после  шипящих в глаголах 2-го  лица единственного числа (читаешь, поёшь); окончания -о, -а  в глаголах прошедшего времени женского  и среднего рода (осветила, осветило); -тся  – -ться в глаголах; не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Развитие умения писать слова  с этими орфограммами продолжается в 5-м классе  основной школы.

Изучение  орфографии в начальной школе направлено  на  то, чтобы  помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи,  но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная  речь  – залог успешного общения в письменной форме.

Этот  подход заложен  уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом  слова, за  собственным  произнесением отдельных звуков, определение места  ударения в слове  – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над  лексическим значением  слова  и его сочетаемостью, так  как умение верно определять лексическое значение корня очень  важно для  правильного написания.

Второй аспект в рассмотрении  слова в курсе русского языка начальной школы –  это его морфемный  состав.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.

В 4-м  классе  дети  продолжают наблюдение за словоизменением и  словообразованием имён существительных,  имён  прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные,  глаголы,  тренируются в образовании этих частей речи  с помощью суффиксов и приставок, в подборе  однокоренных слов, относящихся к различным частям речи  (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

Третий аспект рассмотрения слова  –  лексический. Он связан  с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает  весь  курс:  регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над  словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова  – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так  как его изучение  предполагает  сформированность определённых  мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова  и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в  виду, что  морфология изучается как  средство развития мышления детей, представления о языке как системе и  повышения  орфографической грамотности.

В 4-м  классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для  этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в  результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов  и  антонимов, тематических  групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы. Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Отличие данной программы заключается в том, что:

1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка  - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Программа курса «Русский язык» в 4 классе рассчитана на 153 часа (4,5 часа в неделю).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

4-й класс

Личностными результатами изучения  предмета «Русский  язык» являются следующие умения и качества:

–  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–  чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения  курса  «Русский  язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию, представленную в  разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык» является сформированность следующих умений:

– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

– правильно писать слова с изученными орфограммами;

– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по русскому языку

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

  • овладение функциональной грамотностью;
  • развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
  • развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
  • приобретение и систематизация знаний о языке;
  • развитие чувства языка
  • овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Учебно–языковые умения

Правописные умения

4-й класс

• владеть типом правильной читательской деятельности;

• читать учебно-научный текст изучающим чтением;

• писать подробное изложение доступного текста-повествования;

• писать сочинение на заданную тему по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;

• использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;

• подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи

• выполнять фонетический разбор доступных слов;

• выполнять разбор по составу доступных слов;

• выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;

• выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);

• видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова

• писать безударные гласные в окончаниях имен существительных 1,2,3 склонения; в окончаниях имен прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;

• писать ь после шипящих на конце имен существительных 3 склонения; не писать ь на конце имен существительных м.р. 2 склонения;

• писать частицу не с глаголами;

• писать буквосочетание –тся, -ться в глаголах;

• писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;

• ставить запятые в предложениях с однородными членами

(без союзов, с союзами и, а, но);

• ставить запятую в сложном предложении без союзов, состоящем из двух частей;

• графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;

• находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила

VI. Содержание учебного предмета

(из расчета 5 часов в неделю)

Повторение. (15 ч)

Предложение. Текст. (35 ч)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное. (45 ч)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (20 ч)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол. (36 ч)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания);-тся, -ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о–-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Наречие. (4 ч)

Значение наречия. Употребление в речи.

Повторение. (8 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков:

закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма.

Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

Резерв. (6 ч)


VII. Тематическое планирование уроков русского языка

(4,5 часа в неделю)

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во     часов

Тип урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Повторение – 17 часов

1

Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.

1

ВУ

Знакомиться с новым учебником, использовать приемы ознакомительного и просмотрового чтения.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,   концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2

Контрольное списывание по теме «Повторение».

1

УК

Без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

– обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами

3

Работа над ошибками. Повторение фонетики и графики.

1

ОУ

РУ

Знать: 

– значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

 изученные орфографические правила;

- порядок разбора предложения и образец записи;

- графическое обозначение орфограмм.

Уметь:

– группировать звуки по их характеристикам;

- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

– делить слова на части для переноса;

– соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв;

- группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания;

– находить способ проверки написания слова;

– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

- выполнять разбор предложений (главные и второстепенные члены).

4

Повторение фонетики. Слог и ударение.

1

РУ

5

Что такое графика.

1

ОУ

РУ

6

Фонетический разбор слова.

1

ОУ

РУ

7

Повторение орфографии.

1

ОУ

РУ

8

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.

1

ОУ

РУ

9

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания.

1

РУ

10

Повторение состава слова.

1

ОУ

РУ

11

Повторение изученного о частях речи.

1

ОУ

РУ

12

Повторение изученного по синтаксису.

1

ОУ

РУ

13, 14

Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль».

2

РР

- писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой;

Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

15

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».

1

ОУ

Уметь ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

16

Контрольный диктант №1 (стартовый).

1

УК

Знать изученные орфографические правила и уметь применять их на письме

17

Работа над ошибками «Пиши правильно».

1

РУ

Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте

Предложение. Текст - 30 часов

Простое предложение. Предложения с однородными членами - 12 часов

1/18

Простое и сложное предложение. Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного.

1

РУ

Знать:

-  о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса; - отличительные особенности простого предложения;

 – о стилистической роли в художественном тексте предложений с однородными членами.

Уметь:

– узнавать в тексте словосочетания, простые предложения;

– приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; предложений с однородными членами;

– определять предложения по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложений.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,   концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2/19

Однородные члены без союзов и с союзом и. Предложения с однородными членами в художественном тексте.

1

ОНЗ

3,4/

20,21

Р/р Обучающее изложение «Что я люблю». (упр. 64)

2

РР

РУ

- писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

5/22

Постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, соединенными союзами и, а, но.

1

РУ

Уметь:

- оформлять пунктуационно предложения с однородными  предложения с однородными членами и союзами и, а, но.

Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

6,7/

23,24

Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю». (упр.65)

2

РР

РУ

Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединенных союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»).

Проверять и редактировать текст сочинения.

8,9/

25,26

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами, развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных видов.

2

РУ

Уметь:

– «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

10/27

Упражнения на повторение. 

Проверочная работа №1.

1

РУ

УК

Уметь:

– применять теоретические знания о простом предложении с однородными членами.

11/28

Контрольный диктант №2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами».

1

УК

Уметь:

- грамотно писать под диктовку, правильно оформлять предложения на письме, ставить знаки препинания.

12/29

Работа над ошибками «Пиши правильно». Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения.

1

РУ

Уметь:

- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму.

Сложные предложения с союзами и, а, но – 9 часов

1/30

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

1

РУ

Знать:

– правила расстановки знаков препинания в сложном предложении;

– признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения.

Уметь:

– использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами

и, а, но.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,   концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2/31

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

1

ОНЗ

3/32

Р/р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. (упр.80)

1

РР

Уметь:

– создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану.

Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями.

4/33

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами  и союзами и, а, но.

1

РУ

Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов).

5/34

Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» (упр.82).

1

РР

Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»).

6/35

Упражнения на повторение. 

Проверочная работа №2.

1

РУ

УК

Уметь применять полученные теоретические и практические знания и умения.

7/36

Запятая в сложном предложении. Умение различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты.

1

ОУ

Уметь:

– использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами

и, а, но;

- различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты.

8/37

Контрольный диктант №3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но».

1

УК

Уметь:

- грамотно писать текст под диктовку, правильно оформлять сложные предложения на письме, ставить знаки препинания.

9/38

Работа над ошибками «Пиши правильно». Упражнения на редактирование текста сочинения.

1

РУ

Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста сочинения, применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.

Предложения с прямой речью – 9 часов

1/39

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.

1

ОНЗ

Знать, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,   концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2/40

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

1

РУ

Знать правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Уметь пунктуационно оформлять такие предложения.

Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь и наоборот).

3/41

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед  словами автора.

1

ОНЗ

4/42

Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью. (упр.93)

1

РР

Продуцировать текст с использованием предложений с прямой речью.

5/43

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. Словарный диктант.

1

ОНЗ

УК

Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления.

6/44

Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух» (упр.100).

1

РР

Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки).

Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах).

7/45

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью.

1

ОУ

Знать правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Уметь пунктуационно оформлять такие предложения.

8/46

Контрольный диктант №4 по теме «Предложения с прямой речью».

1

УК

Уметь:

- грамотно писать текст под диктовку, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

9/47

Работа над ошибками «Пиши правильно».

1

РУ

Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта.

СЛОВО

 Части речи и члены предложения

Имя существительное - 44 часа

Что мы знаем об имени существительном – 4 часа

1/48

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

1

ОУ

РУ

Знать:

– определение имени существительного, значение и употребление;

– род имени существительного: мужской, женский, средний;

– существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

– правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на

-мя, -ий, -ья, -ье, -ия,

-ов, -ин).

Уметь:

– Определять грамматические признаки имен существительных, начальную форму.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2/49

Роль имен существительных в предложении, в речи.

1

РУ

3/50

Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» (упр. 108).

1

РР

4/51

Роль имен существительных в предложении, в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

1

РУ

Изменение имен существительных по падежам – 18 часов

1/52

Наблюдение за словоизменением имен существительных.

1

ОНЗ

Относить имя существительное к одному из трех склонений, определять падеж.

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включаться в учебный диалог.

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость.

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,   концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения.

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2,3/

53,54

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы.

2

РУ

4/55

Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе.

1

РУ

5-7/

56-58

Именительный и винительный падежи.

3

ОНЗ

8,9/

59,60

Родительный падеж.

2

ОНЗ

10,11/

61,62

Дательный падеж.

2

ОНЗ

12,13/

63,64

Творительный падеж.

2

ОНЗ

14,15/

65,66

Предложный падеж.

2

ОНЗ

16/67

Обобщение знаний о падежах.

1

ОУ

17/68

Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам» (упр. 157).

1

РР

Накапливать опыт употребления имен существительных в речи. Уметь составлять устный рассказ.

18/69

Упражнения на повторение.

 Проверочная работа №3.

1

РУ

УК

Уметь применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий.

Три склонения имен существительных – 6 часов

1/70

Что такое склонение? Три склонения имен существительных.

1

ОНЗ

Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определенной орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

Определять грамматические признаки имен существительных (морфологический разбор).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

2/71

Развитие умения определять склонение имен существительных.

1

РУ

3,4/

72,73

Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.

2

РУ

5/74

Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления.

1

ОНЗ

6/75

Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!»  (упр.172). Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами.

1

РР

РУ

Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце существительных – 7 часов

1/76

Мягкий знак после букв шипящих в существительных женского рода.

1

ОНЗ

Знать орфограмму

«Ь после шипящих

на конце существительных ж. р. 3-го склонения».

Уметь правильно записывать существительные ж. р. с шипящим на конце.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2/77

Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в конце имен существительных», графически обозначать выбор написания.

1

РУ

Уметь определять признаки «опасных» мест в словах, записывать по памяти словарные слова, графически обозначать орфограмму.

3/78

Упражнения на повторение.

 Проверочная работа №4.

1

РУ

УК

Уметь применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий.

4,5/

79,80

Развитие орфографических умений. Разбор имен существительных по составу.

2

РУ

Уметь определять признаки «опасных» мест в словах, разбирать имя существительное по составу.

6/81

Контрольный диктант №5 по теме  «Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце существительных» (за 1 полугодие).

1

УК

Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта.

7/82

Работа над ошибками «Пиши правильно». Развитие орфографических умений.

1

РУ

Уметь выполнять работу над ошибками

по результатам контрольного диктанта.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных – 9 часов

1/83

Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

1

ОНЗ

Знать общее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных.

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,   концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения.

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2/84

Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму.

1

ОНЗ

Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных.

Уметь применять правило и действовать по алгоритму.

3/85

Р/р Обучающее изложение «Первая газета» (упр.198).

1

РР

РУ

Уметь писать изложение повествовательного характера по плану.

4/86

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант.

1

РУ

УК

Уметь находить слова с изученной орфограммой, анализировать и графически объяснять выбор написания.

5/87

РНО. Р/р Обучающее сочинение «Прогулка» (упр.199).

1

РР

РУ

Уметь составлять устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану

6/88

Упражнения на повторение. 

Проверочная работа №5.

1

РУ

УК

Уметь применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

7/89

Развитие орфографических умений, повторение.

1

РУ

Уметь находить слова с изученной орфограммой, анализировать и графически объяснять выбор написания.

8/90

Контрольный диктант №6 по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных».

1

УК

Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта.

9/91

Работа над ошибками «Пиши правильно». Редактирование.

1

ОУ

РУ

Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта.

Имя прилагательное – 15 часов

Что мы уже знаем об имени прилагательном – 3  часа

1/92

Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи, в тексте.

1

ОУ

Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания.

Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных – антонимов) в речи.

Называть грамматические признаки имен прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

2/93

Роль прилагательных – антонимов в художественном тексте. Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения.

1

РУ

3/94

Морфологический разбор имени прилагательного. Тематические группы имен прилагательных.

1

РУ

Словоизменение имен прилагательных – 3 часа

1,2/

95,96

Изменение имен прилагательных по падежам, числам и по родам.

2

РУ

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.

Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

Накапливать опыт употребления в речи имен прилагательных (обучающее изложение и сочинение).

Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил.+сущ.

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

3/97

Словосочетание сущ.+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании.

1

РУ

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных – 9 часов

1/98

Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Свободный диктант (упр.227)

1

РУ

Знать правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы.

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,   концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения.

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2,3/

99,100

Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие» (упр.228).

2

РР

РУ

Уметь использовать

в письменной речи слова с изученными орфограммами, предложения с однородными членами, сложные предложения.

4/101

Развитие умения писать слова с изученными орфограммой, графически объяснять выбор написания. Разбор имен прилагательных по составу.

1

РУ

Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы, выполнять разбор имен прилагательных по составу.

5/102

Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» (упр.229).

1

РР

РУ

Уметь использовать в сочинении имена прилагательные.

6/103

Упражнения на повторение. 

Проверочная работа №6.

1

РУ

УК

Уметь актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

7/104

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

1

ОУ

Знать правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы.

8/105

Контрольный диктант №7 по теме «Падежные окончания имён прилагательных».

1

УК

Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта.

9/106

Работа над ошибками «Пиши правильно». Редактирование творческих работ.

1

РУ

ОУ

Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст.

Глагол – 37 часов

Что мы уже знаем о глаголе – 5 часов

1/107

Роль глаголов в предложении, в речи. Глагол в роли сказуемого в предложении. Правописание глаголов с частицей не.

1

РУ

Знать:

– значение и употребление глагола в речи;

- об изменении глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

- об изменении глаголов прошедшего времени по родам и числам;

– о правописании  глаголов во 2-м лице ед. ч.

Уметь:

– выделять неопределенную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

- определять грамматические признаки глагола;

- участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах;

- выполнять морфологический разбор глагола.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2,3/

108,109

Значение и грамматические признаки глаголов. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

2

РУ

4,5/

110,111

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе.

2

РУ

Словоизменение глаголов – 3 часа

1/112

Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения по неопределенной форме. Различие глаголов 1 и 2 спряжения по неопр. форме.

1

ОНЗ

Знать алгоритм определения спряжения глагола.

Уметь:

– наблюдать за употреблением глаголов

в устной и письменной речи;

– пользоваться алгоритмом.

2,3/

113,114

Как определить спряжение глаголов, если окончание ударное.

2

РУ

Правописание безударных личных окончаний глаголов – 17 часов

1/115

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.

1

ОНЗ

Знать:

- алгоритм определения спряжения глагола;

– правило правописания безударных личных окончаний глаголов.

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,   концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения.

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2/116

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.

1

РУ

Знать алгоритм определения спряжения глагола.

Уметь:

– пользоваться алгоритмом.

3/117

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глаголов.

1

ОНЗ

Уметь:

– наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи, в том числе и за глаголами-исключениями;

– пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

4,5/

118,119

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

2

РУ

Знать правило правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

6/120

Р/р Обучающее сочинение по картинкам (упр.273).

1

РР

РУ

Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

7/121

Разбор глагола как части речи.

1

ОУ

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

8/122

Контрольный диктант №7 по теме «Падежные окончания имён прилагательных».

1

УК

Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта.

9/123

Работа над ошибками «Пиши правильно». Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться.

1

ОНЗ

Знать правило написания -тся и -ться в глаголах. 

Уметь выполнять работу над ошибками.

10/124

Знакомство с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом.

1

ОНЗ

Знать правило правописания Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.

11,12/

125,126

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

Контрольное списывание.

2

РУ

УК

Без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

13,14/

127,128

Работа над ошибками «Пиши правильно». Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

2

РУ

Уметь писать глаголы с безударными личными окончаниями.

15,16/

129,130

Р/р Обучающее изложение «Первые школы» (упр.291).

2

РР

РУ

Уметь:

- анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов;

– использовать в письменной речи глаголы с изученными орфограммами.

17/131

Работа над ошибками в изложении.

1

РУ

Уметь  редактировать текст изложений.

Разбор глагола по  составу – 12 часов

1/132

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

1

РУ

Уметь выполнять разбор глагола по составу (по алгоритму).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2,3/

133,134

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов.

2

РУ

Уметь выполнять разбор глагола по составу (по алгоритму), писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов.

4,5/

135,136

Р/р Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов в форме настоящего времени с изученными орфограммами (упр.300).

2

РР

РУ

Уметь использовать

в письменной речи глаголы в настоящем времени с изученными орфограммами.

6/137

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами.

Контрольный словарный диктант.

1

РУ

УК

Уметь писать глаголы с изученными орфограммами, без ошибок писать изученные словарные слова.

7/138

Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы» (упр.304).

1

РР

РУ

Уметь:

- составлять и анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов;

– использовать в письменной речи глаголы с изученными орфограммами.

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,   концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать и преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

8/139

Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста.

1

РУ

Знать:

– значение и употребление глагола в речи;

- об изменении глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

- об изменении глаголов прошедшего времени по родам и числам;

- правило написания -тся и -ться в глаголах;

– о правописании  глаголов во 2-м лице ед. ч.

Уметь:

– выделять неопределенную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

- определять грамматические признаки глагола;

- участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах;

- выполнять морфологический разбор глагола.

9/140

Упражнения на повторение. 

Проверочная работа №7.

1

РУ

УК

10/141

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», развитие орфографических, пунктуационных и языковых умений.

1

ОУ

11/142

Контрольный диктант №9 по теме «Глагол».

1

УК

Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта.

12/143

Работа над ошибками «Пиши правильно».

1

РУ

Уметь выполнять работу над ошибками.

Наречие – 2 часа

1,2/

144,145

Значение наречия. Употребление в речи.

2

ОНЗ

Знать:

– определение наречия, значение и употребление наречия в речи.

Повторение - 8 часов

1,2/

146,147

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст».

2

ОУ

Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста.

Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу.

Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами).

Представлять результат исследования в виде связного высказывания.

- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

3/148

Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт».

1

РР

УК

4/149

Работа над ошибками «Пиши правильно».

1

РУ

5,6/

150,151

Комплексное повторение материала по теме «Части речи».

3

ОУ

7/152

Итоговый контрольный диктант №10.

1

УК

Уметь применять

в системе полученные знания.

8/153

Работа над ошибками «Пиши правильно».

1

РУ

Уметь выполнять работу над ошибками.

Условные обозначения типов урока:

ОНЗ – урок открытия новых знаний

РУ - урок развития умений

УК – урок контроля

ОУ – обобщающий урок

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х ч.. Изд. 5-е, перераб. - М.: Баласс, 2013. 

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

  • Комиссарова Л.Ю.

Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся / Под науч. ред. Е.В. Бунеевой. – Изд. 2-е, перераб. – 96 с., ил.

  • Бунеева Е.В.

Проверочные и контрольные работы по русскому языку. (4-й класс. Вар. 1 и 2 – по 48 с. – Изд. 2-е, перераб.

  • Бунеева Е.В., Яковлева М.А

Методические рекомендации  для учителя. Изд. 3-е, испр. - М. : Баласс, 2010.- 208 с.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся: DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор, компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе по системе "Гармония"

Рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка  в 3 классе составлено по учебникам М.С.Соловейчик "К тайнам нашего языка" (УМК "Гармония") с учётом требований ФГОС...

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс-5ч.-н- 175 часа

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»2 класс-5ч.-н- 175 часа...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Русский язык: учебник для 5 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида  Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская . – М.: Просвещение, 2007....

Программа. Тематическое планирование уроков русского языка. 3 класс

Школа 2100. 3 класс.Программа. Тематическое планирование уроков русского языка....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...