Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Гоголева Мария Гаврильевна

 

Цели:

 1. Образовательные:

- формировать умение отличать простое предложение от сложного, графически составить схему сложного предложения;

- формировать умение ставить запятую в сложном предложении с бессоюзной связью.

2. Развивающие:

- Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

- Развивать орфографическую зоркость;

- Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

3. Воспитывающие:

- формирование умения работать в группе;

- формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга)

- воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, листы

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор

 

В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:

- игровая (групповая работа)

- личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)

- проблемное обучение (частично – поисковый)

- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otlichie_prostogo_predlozheniya_ot_slozhnogo.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

(4 класс, «Школа 2100»)

Учитель: Гоголева М.Г.

Предмет: русский язык

 класс  4

Цели:

 1. Образовательные:

- формировать умение отличать простое предложение от сложного, графически составить схему сложного предложения;

- формировать умение ставить запятую в сложном предложении с бессоюзной связью.

2. Развивающие:

- Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

- Развивать орфографическую зоркость;

- Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

3. Воспитывающие:

- формирование умения работать в группе;

- формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга)

- воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, листы

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор

В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:

- игровая (групповая работа)

- личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)

- проблемное обучение (частично – поисковый)

- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)

Планируемые результаты

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- выполнять разбор сложного предложения в соответствии с эталоном;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные УУД:

- находить отличия;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;

-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- работать в группе;

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в  учении;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.  Организационный момент.  Мотивация учебной деятельности.

-Встали тихонечко,

Сразу успокоимся.

На хорошую работу

Мы сейчас настроимся!

 -Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Итак, начинаем наш урок.

- Откройте тетради. (Слайд1)

Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проверяют готовность к уроку, наличие всех необходимых предметов.

Дети записывают в тетрадях дату.

 Личностные УУД:

самооценка готовности к уроку

II. Актуализация знаний. (вспоминаем…)

1.Словарная работа.

- Мы продолжаем с вами изучать разделы науки о языке. Давайте вспомним, что изучают фонетика, морфология, словообразование, пунктуация, синтаксис.

- Какой раздел мы изучаем? (Синтаксис)

2. Вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. (Слайды 5-7)

1. Какая пара не является словосочетанием?

2. Отметь в каком предложении правильно выделены главные члены?

3. В каком предложении не нужна запятая?

- Рассмотрите схемы, что вы можете сказать? (Слайд 8)

 1. Если однородные члены соединяются без союзов, между ними запятая ставится.

2. Если союз и одиночный, запятая не ставится.

3. Если союз и повторяющийся, запятая ставится.

4. Перед союзами а, но всегда ставится запятая.

- Молодцы! Вы справились.

Ответы детей с опорой на слайд 2, 3, 4.

Выполняют тест и объясняют почему они выбрали такой ответ.

Расставляют знаки препинания, где это нужно.

Регулятивные УУД: принимает и сохраняет учебную задачу, вносит необходимые коррективы по ходу выполнения задания. Личностные УУД: формирование адекватной и позитивной самооценки и самовосприятия.

Коммуникативные УУД: взаимоконтроль и взаимопомощь

III. Постановка проблемы. (знакомимся…)

- А теперь внимательно прочитайте эти предложения. 1 задание: Найдите грамматические основы. (Слайд 9)

1. Жёлтые, красные, голубые цветы пестрели на клумбе.

2. Цветы пестрели на клумбе, над ними порхали бабочки.

- Чем отличаются эти предложения?

- О чём говорится в первом предложении? А во втором?

Учитель создаёт проблемную ситуацию и выдвижение гипотез.

2 задание: Составьте схемы.

- А чем же мы будем заниматься на уроке? – Итак, мы определили цель нашего урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о предложениях, в которых две и больше грамм.основ.

Ответы детей: в первом предложении одна грамм.основа. Во втором предложении 2 грамм основы.

Дети самостоятельно определяют главные цели урока.

(Сегодня на уроке мы будем говорить о предложениях, в которых две и больше грамм.основ)

Регулятивные УУД: принимать и сохранять поставленную задачу, выполнять пошаговый контроль, волевая саморегуляция. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания.

Личностные УУД: определять цель действию.

 IV. Открытие нового. (узнаем…)

- Давайте ещё раз рассмотрим это предложение. Сначала находим главные члены. Потом определяем части и обозначаем их цифрами. Здесь два предложения, их разделяет запятая. А вот теперь сделаем схему.

- У нас получились такие схемы.

- Сформулируйте новое правило. (Слайд 11)

- Предложение, в котором 1 грамм. основа, - это простое предложение.

- Предложение, в котором две грамматические основы и больше, - это сложное предложение.

- А теперь составьте алгоритм выполнения разбора:

1.

2.

- Молодцы! Сравним наш алгоритм с эталоном.

1. Выделяем грамматические основы.

2. Определяем количество частей, цифрами показываем границы.

3. Ставим запятую между его частями.

4. Составляем схемы.

- Ура! Мы узнали новое.

На основе наблюдений над предложениями сформулируют новое правило.

Составляют инструкцию. (Пишут на доске).

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные УУД: Умение слушать  слышать, ориентация на партнёра по общению. Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблемы творческо – поискового характера, построение высказывания.

V. Физминутка

(Музыкальная видеофизминутка)

Дети делают зарядку

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД:  эмоционально – позитивное отношение к процессу.

VI. Первичное закрепление. (применяем…)

-Применяем новые знания, развиваем умения.

Спят поляны снеговые дремлет тёмный лес в небе звёздочки горят.

- Молодцы!  Объединитесь в группы и выполните задание.

(Работа в группе).

  1. Выпишите грамматическую основу: Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.
  2. Составьте сложные предложения, используя схему.
  3. Дополните пословицы и вставьте знак препинания:
  • Умный себя винит….
  • Ласточка день начинает а..

4. Из этих простых предложений составьте одно сложное предложение.

1. Ребята выбежали на перемену.

2. Началась весёлая игра.

Учащиеся используя алгоритм, разбирают предложение.

Работают в группе, потом

коллективно выполняют с проговариванием вслух. Оценивают свои достижения и достижения своих товарищей.

Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, установление причинно – следственных связей. Смысловое чтение, моделирование, составление схем.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принятие учебной задачи, умение вносить необходимые коррективы, оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, умение сотрудничать со взрослым и товарищем в классе, взаимопомощь и контроль.

Личностные УУД: формирование адекватной самооценки.

VII. Подведение итогов.

- Что мы сегодня изучали на уроке?

Обобщают полученные знания, подводят итог, делают выводы.

Познавательные УУД: строить речевое высказывание, обобщать полученные знания.

VIII. Рефлексия.

- Что вам понравилось на уроке?

- Кого вы хотите поблагодарить?

- Я могу похвалить себя за …

Подводят итог. Оценивают свои достижения и  достижения своего  товарища.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, оценивать правильность выполненных действий, адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные УУД: формирование адекватной самооценки учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью"

Конспект урока  в технологии деятельностного метода....

Запятая в сложных союзных и бессоюзных предложениях, запятая в простых предложениях с однородными членами. 4 класс

Конспект урока написан в форме сказочного приключения по поиску клада героями известного мультфильма.Игровая форма подачи материала понравятся ребёнку и превратят урок в увлекательную игру.На данном у...

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

Развивать умения ставить запятые в сложном предложении с бессоюзной связью...

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Научить детей отличать простое предложение от сложного.Задачи: Научить отличать простое предложе...