Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью"
план-конспект по русскому языку по теме
Конспект урока в технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapyataya_v_slozhnom_predlozhenii_s_bessoyuznoy_svyazyu.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 4 классе (ОС «Школа 2100»).
Тема: «Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью».
Цели урока.
Образовательные:
• совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения;
• формировать умения разделять запятой части сложного предложения с бессоюзной связью;
• формировать умения определять тему и цели урока;
• работать над орфографией и развитием устной и письменной речи.
Развивающие:
• развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
• развивать умения аргументировать, доказывать;
• развивать интерес к русскому языку;
• развивать орфографическую зоркость;
• развивать навыки контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
• воспитание культуры речи;
• воспитание товарищества и взаимопомощи;
• воспитание эстетического вкуса.
Оборудование:
• учебник I часть ( с.58 – 59);
• рабочие тетради;
• карточки с заданиями на этапе актуализации;
• карточки с предложениями для пробного действия;
• карточки для самостоятельной работы;
• эталон выполнения самостоятельной работы;
• алгоритм постановки запятой в сложном предложении;
• карточки с опорными словами.
План урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
- Постановка проблемы.
- Построение проекта выхода из затруднений.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Конспект урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
― Что такое счастье, что значит для школьника быть счастливым? Хорошая отметка, похвала учителя, родителей, хорошие взаимоотношения с одноклассниками.
― А что для этого нужно? Хорошо работать на уроке.
― Вчера на уроке мы выяснили отличие сложного предложения от простого.
― Можем ли мы закончить изучение сложного предложения? Почему?
― Давайте продолжим изучать тему «Сложное предложение».
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
― Какие понятия нужно знать, чтобы успешно работать? Что такое простое и сложное предложение, как их отличить друг от друга.
На карточках у детей записаны предложения и схемы. (Приложение 1).
Листья опадают с деревьев, в воздухе потянулась паутина.
Пришёл сентябрь.
Обнажился лес, часто идут дожди.
Гуси и журавли улетают в тёплые края.
1. [ ‗‗‗‗ ____ ] . 2. [ ____ и ____ ‗‗‗‗ ] .
3. [ ____ ‗‗‗‗ ], [ ‗‗‗‗ ____ ] . 4. [ ‗‗‗‗ ____ ], [ ‗‗‗‗ ____ ] .
― Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание. Надо соединить предложения с соответствующей схемой.
― Соедините.
― Посмотрите на схемы и прочитайте первые два предложения. Найдите в них общее. Это повествовательные предложения, в них по одной грамматической основе.
― Чем они отличаются? В первом предложении нет однородных членов, а во втором – однородные подлежащие.
― Посмотрите на схемы и прочитайте третье и четвертое предложения. Отметьте в них общее. В этих предложениях по две грамматические основы.
― Какие же предложения называются простыми, а какие – сложными?
― Запишите в тетради предложения.
Дождь стучал по крыше, трепал листья. Сверкнула молния, послышался резкий удар грома.
― Как вы расставили запятые. Сравним результаты.
Фиксация индивидуальных затруднений.
3. Постановка проблемы.
― В чем возникло затруднение? В каком месте? Во втором предложении два подлежащих, два сказуемых. Но они не являются однородными членами. Нужна ли запятая?
― Почему возникло затруднение? Не знаем, надо ли ставить запятую, где ставить запятую.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
― Какую учебную задачу ставим? Выяснить вид предложения. Найти правило постановки запятой. (Ученики формулируют с помощью учителя).
― Наметим план наших действий. (Ученики совместно с учителем). (Приложение 2)
- Составим алгоритм действий при постановке запятой.
- Исправим ошибки в нашем предложении.
- Поупражняемся в постановке запятой в подобных предложениях.
― Что нам поможет? (Учебник, учитель, алгоритм)
― Определите тему урока. Запятая в сложном предложении.
5. Реализация построенного проекта.
― Определите вид нашего предложения. Это сложное предложение.
― Докажите.
― Сколько грамматических основ в этом предложении? Две
― Их надо как то разделить на письме? Да
― Какой знак подойдет? Запятая
― А может быть точка? Нет, тогда получатся два предложения, а не одно.
― Какую роль играет запятая в сложном предложении?
― Запятая, как пограничник, охраняет границы между частями сложного предложения.
― Давайте составим алгоритм действий при постановке запятой в сложном предложении.
- Найти и подчеркнуть грамматическую основу.
- Определить границы частей сложного предложения.
- Между частями сложного предложения поставить запятую.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
― Откройте учебники на с. 59, упр. 70
― Самостоятельно прочитайте предложения.
― Объясняем постановку знаков препинания. Кузнечики трещали в порыжелой траве, перепела кричали, ястребы плавно носились над полями… В этом предложении говорится о кузнечиках. (Кто?) кузнечики, это подлежащее, подчеркиваем одной линией. Кузнечики (что делали?) трещали, это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями. Еще в этом предложении говорится о перепелах. (Кто?) перепела, это подлежащее, подчеркиваем одной линией. Перепела (что делали?) кричали, это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями. Еще в этом предложении говорится о ястребах. (Кто?) ястребы, это подлежащее, подчеркиваем одной линией. Ястребы (что делали?) носились, это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями.
― Сколько грамматических основ в этом предложении? Три.
― Как графически покажем части сложного предложения?
― Прочитайте предложение со знаками препинания.
― Составьте схему этого предложения.
― Запишите предложение и схему к нему.
Аналогично разбираются второе и третье предложения.
Физминутка для глаз.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
― Возьмите карточки с заданиями. Прочитайте предложения.
― Кто автор этих строк? А.С. Пушкин
― Из какого произведения они? Сказка о царе Салтане...
― А сейчас самостоятельно поработайте с предложениями.
― Поставьте знаки препинания, соедините предложения с нужными схемами.
У сильных учеников предложения с пропущенными буквами. (Приложение 3)
В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха.
В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещу, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.
Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней.
Ветер весело шумит, судно весело бежит.
[ ‗‗‗‗ _____ ], [ ‗‗‗‗ ____ ]. [ ____ ‗‗‗‗ ], [ ____ ‗‗‗‗ ], [ ____ ‗‗‗‗ ], [ ____ ‗‗‗‗ ].
[ ‗‗‗‗ ____ ], [ ____ ‗‗‗‗ ]. [ ____ ‗‗‗‗ ], [ ____ ‗‗‗‗ ] .
― Возьмите образцы и проверьте свою работу. Поставьте знаки «+» или « ? » (Приложение 4)
― Кто верно расставил знаки препинания?
― Кто верно соединил предложение со схемой?
― Давайте поможем тем, у кого есть ошибки.
― Проговорим алгоритм по «шагам».
― Исправьте ошибки, кто этого ещё не сделал.
8. Включение в систему знаний и повторение.
― Назовите тему сегодняшнего урока.
― Какие соединения букв при написании темы не всегда у вас получаются? Вспомните, какие соединения я выписываю в тетради? Сл, ая, ом, пя, дл, вя.
― Выберите любое соединение и запишите в своих тетрадях.
― На следующей строке запишите это же соединение, увеличивая на одну вторую букву.
― Где мы можем встретить сложные предложения? В текстах, рассказах.
― А в диктантах могут встретится сложные предложения?
― Давайте напишем небольшой диктант.
― Найдите в учебнике на с.58 упр. 69.
― Прочитайте отрывки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», данные в этом упражнении.
― Подчеркните орфограммы, графически покажите, что запятые разделяют части сложного предложения.
― Запишем текст под диктовку.
― Откройте учебник и проверьте написанное.
― Поднимите руки, у кого работа написана без ошибок. Молодцы!
― У кого в работе одна ошибка? Хорошо.
― Поставьте цели для тех ребят, у кого не получилось сегодня хорошо справиться с работой. Надо внимательно слушать ответы одноклассников, обозначать все орфограммы, дома повторять правила.
Резерв. «Найди пару». (Приложение 5)
― Возьмите цветные листочки.
― На них написаны простые предложения. Составьте из них сложные предложения и запишите в тетради.
• Чёрная туча закрыла небо.
• Проливной дождь застучал в окно.
• Наступила осень.
• Перелётные птицы стали собираться в стаи.
• Холодное небо часто хмурится.
• По утрам бывают лёгкие заморозки.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
― Назовите тему нашего урока.
― Какую же роль играет запятая в сложном предложении?
― Определите ключевые слова этой темы. Сложное предложение, несколько грамматических основ, запятая, отличие, простое предложение.
― Оцените свою работу на уроке.
Зелёный цвет – я понял и могу объяснить другому.
Жёлтый – я понял, но нужно потренироваться.
Красный – я не понял.
― Домашнее задание.
Для всех: упр. 40 с.23 из дидактического материала.
По желанию: придумать и записать 2 – 3 сложных предложения с бессоюзной связью, у ним составить схемы.
Приложение 1. Актуализация.
Листья опадают с деревьев в воздухе потянулась паутина. Пришёл сентябрь. Обнажился лес, часто идут дожди. Гуси и журавли улетают в тёплые края. | 1. [ ‗‗‗‗ ____ ] . 2. [ ____ и ____ ‗‗‗‗ ] . 3. [ ____ ‗‗‗‗ ],[ ‗‗‗‗ ____ ] . 4. [ ‗‗‗‗ ____ ],[ ‗‗‗‗ ____ ]. |
Приложение 2.
Алгоритм постановки запятой в сложном предложении. |
1. Найти и подчеркнуть грамматическую основу. |
2. Определить границы частей сложного предложения. |
3. Между частями сложного предложения поставить запятую. |
Приложение 3. Самостоятельная работа.
В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха. Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт. Ветер весело шумит, судно весело бежит. | [ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ]. [ ‗‗ __ ] , [ ‗‗ __ ]. [ ‗‗ __ ] , [ __ ‗‗ ]. [ __ ‗‗ ],[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ] ,[ __ ‗‗ ]. . |
Приложение 4. Образец самостоятельной работы.
В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха. Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт. Ветер весело шумит, судно весело бежит. | [ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ]. [ ‗‗ __ ] , [ ‗‗ __ ]. [ ‗‗ __ ] , [ __ ‗‗ ]. [ __ ‗‗ ],[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ],[ __ ‗‗ ]. . |
Приложение 5. Резерв.
Из данных простых предложений составь сложные и запиши их. • Чёрная туча закрыла небо. • Проливной дождь застучал в окно. • Наступила осень. • Перелётные птицы стали собираться в стаи. • Холодное небо часто хмурится. • По утрам бывают лёгкие заморозки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.
Развивать умения ставить запятые в сложном предложении с бессоюзной связью...
"Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью"
Образовательная система "Школа 2100", русский язык...
Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.
Цели: 1. Образовательные:- формировать умение отличать простое предложение от сложного, графически составить схему сложного предложения;- формировать умение ставить запятую в сложном предло...
Презентация к уроку русского языка, тема: запятая в сложном предложении с бессоюзной связью (повторение).
На уроке использована презентация. Современное техническое средство обучение способствует повышению эффективности изучения учебного материала. В ходе урока использованы инновационные технологии: ...
Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в сложном предложении» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о знаках препинания в сложном предложении.Задачи урокаДидактические:обобщить знания, умения по постановке зн...
урок русского языка в 4 классе "Сложные предложения" умк : школа России
Цели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о сложном предложении, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.К консп...