Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью"
план-конспект по русскому языку по теме

Давыдова Ольга Германовна

Конспект урока  в технологии деятельностного метода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе (ОС «Школа 2100»).

Тема: «Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью».

Цели урока.

Образовательные:

• совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения;

• формировать умения разделять запятой части сложного предложения с бессоюзной связью;

• формировать умения определять тему и цели урока;

• работать над орфографией и развитием устной и письменной речи.

Развивающие:

• развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

• развивать умения аргументировать, доказывать;

• развивать интерес к русскому языку;

• развивать орфографическую зоркость;

• развивать навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные:

• воспитание культуры речи;

• воспитание товарищества и взаимопомощи;

• воспитание эстетического вкуса.

Оборудование:

• учебник I часть ( с.58 – 59);

• рабочие тетради;

• карточки с заданиями на этапе актуализации;

• карточки с предложениями для пробного действия;

• карточки для самостоятельной работы;

• эталон выполнения самостоятельной работы;

• алгоритм постановки запятой в сложном предложении;

• карточки с опорными словами.

План урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
  3. Постановка проблемы.
  4. Построение проекта выхода из затруднений.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Конспект урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

 Что такое счастье, что значит для школьника быть счастливым? Хорошая отметка, похвала учителя, родителей, хорошие взаимоотношения с одноклассниками.

 А что для этого нужно? Хорошо работать на уроке.

 Вчера на уроке мы выяснили отличие сложного предложения от простого.

 Можем ли мы закончить изучение сложного предложения? Почему?

 Давайте продолжим изучать тему «Сложное предложение».

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

 Какие понятия нужно знать, чтобы успешно работать? Что такое простое и сложное предложение, как их отличить друг от друга.

На карточках у детей записаны предложения и схемы.      (Приложение 1).

Листья опадают с деревьев, в воздухе потянулась паутина.

Пришёл сентябрь.

Обнажился лес, часто идут дожди.

Гуси и журавли улетают в тёплые края.

1.  [ ‗‗‗‗  ____ ] .                            2. [ ____  и ____ ‗‗‗‗ ] .  

 3. [ ____ ‗‗‗‗  ], [ ‗‗‗‗ ____ ] .     4. [ ‗‗‗‗ ____ ],  [ ‗‗‗‗ ____ ]  .

 Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание. Надо соединить предложения с соответствующей схемой.

 Соедините.

 Посмотрите на схемы и прочитайте первые два предложения. Найдите в них общее. Это повествовательные предложения, в них по одной грамматической основе.

 Чем они отличаются? В первом предложении нет однородных членов, а во втором – однородные подлежащие.

 Посмотрите на схемы и прочитайте третье и четвертое предложения. Отметьте в них общее. В этих предложениях по две грамматические основы.

 Какие же предложения называются простыми, а какие – сложными?

 Запишите в тетради предложения.

Дождь стучал по крыше, трепал листья. Сверкнула молния, послышался резкий удар грома.

 Как вы расставили запятые. Сравним результаты.

Фиксация индивидуальных затруднений.

 

3. Постановка проблемы.

 В чем возникло затруднение? В каком месте? Во втором предложении два подлежащих, два сказуемых. Но они не являются однородными членами. Нужна ли запятая?

 Почему возникло затруднение? Не знаем, надо ли ставить запятую, где ставить запятую.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 Какую учебную задачу ставим? Выяснить вид предложения. Найти правило постановки запятой. (Ученики формулируют с помощью учителя).

 Наметим план наших действий. (Ученики совместно с учителем).   (Приложение 2)

  1. Составим алгоритм действий при постановке запятой.
  2. Исправим ошибки в нашем предложении.
  3. Поупражняемся в постановке запятой в подобных предложениях.

 Что нам поможет? (Учебник, учитель, алгоритм)

 Определите тему урока. Запятая в сложном предложении.

5. Реализация построенного проекта.

 Определите вид нашего предложения. Это сложное предложение.

 Докажите.

 Сколько грамматических основ в этом предложении? Две

 Их надо как то разделить на письме? Да

 Какой знак подойдет? Запятая

 А может быть точка? Нет, тогда получатся два предложения, а не одно.

 Какую роль играет запятая в сложном предложении?

 Запятая, как пограничник, охраняет границы между частями сложного предложения.

 Давайте составим алгоритм  действий при постановке запятой в сложном предложении.

  1. Найти и подчеркнуть грамматическую основу.
  2. Определить границы частей сложного предложения.
  3. Между частями сложного предложения поставить запятую.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 Откройте учебники на с. 59, упр. 70

 Самостоятельно прочитайте предложения.

 Объясняем постановку знаков препинания. Кузнечики трещали в порыжелой траве, перепела кричали, ястребы плавно носились над полями…  В этом предложении говорится о кузнечиках. (Кто?) кузнечики, это подлежащее, подчеркиваем одной линией. Кузнечики (что делали?) трещали, это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями. Еще в этом предложении говорится о перепелах. (Кто?) перепела, это подлежащее, подчеркиваем одной линией.  Перепела (что делали?) кричали, это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями. Еще в этом предложении говорится о ястребах. (Кто?) ястребы, это подлежащее, подчеркиваем одной линией. Ястребы (что делали?) носились, это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями.

 Сколько грамматических основ в этом предложении? Три.

 Как графически покажем части сложного предложения?

 Прочитайте предложение со знаками препинания.

 Составьте схему этого предложения.

 Запишите предложение и схему к нему.

Аналогично разбираются второе и третье предложения.

Физминутка для глаз.    

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Возьмите карточки с заданиями. Прочитайте предложения.

 Кто автор этих строк? А.С. Пушкин

 Из какого произведения они? Сказка о царе Салтане...

 А сейчас самостоятельно поработайте с предложениями.

 Поставьте знаки препинания, соедините предложения с нужными схемами.

У сильных учеников предложения с пропущенными буквами.   (Приложение 3)

В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха.

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещу, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней.

Ветер весело шумит, судно весело бежит.

[ ‗‗‗‗  _____ ], [ ‗‗‗‗ ____ ].       [ ____ ‗‗‗‗ ], [ ____ ‗‗‗‗ ], [ ____ ‗‗‗‗ ], [ ____ ‗‗‗‗ ].  

[ ‗‗‗‗ ____ ], [ ____ ‗‗‗‗ ].         [ ____ ‗‗‗‗ ], [ ____ ‗‗‗‗ ] .

 Возьмите образцы и проверьте свою работу. Поставьте знаки «+» или « ? » (Приложение 4)

 Кто верно расставил знаки препинания?

 Кто верно соединил предложение со схемой?

 Давайте поможем тем, у кого есть ошибки.

 Проговорим алгоритм по «шагам».

 Исправьте ошибки, кто этого ещё не сделал.

8. Включение в систему знаний и повторение.

 Назовите тему сегодняшнего урока.

 Какие соединения букв при написании темы не всегда у вас получаются? Вспомните, какие соединения я выписываю в тетради? Сл, ая, ом, пя, дл, вя.

 Выберите любое соединение и запишите в своих тетрадях.

 На следующей строке запишите это же соединение, увеличивая на одну вторую букву.

 Где мы можем встретить сложные предложения? В текстах, рассказах.

 А в диктантах могут встретится сложные предложения?

 Давайте напишем небольшой диктант.

 Найдите в учебнике на с.58 упр. 69.

 Прочитайте отрывки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», данные в этом упражнении.

 Подчеркните орфограммы, графически покажите, что запятые разделяют части сложного предложения.

 Запишем текст под диктовку.

 Откройте учебник и проверьте написанное.

 Поднимите руки, у кого работа написана без ошибок. Молодцы!

 У кого в работе одна ошибка? Хорошо.

 Поставьте цели для тех ребят, у кого не получилось сегодня хорошо справиться с работой. Надо внимательно слушать ответы одноклассников, обозначать все орфограммы, дома повторять правила.

Резерв. «Найди пару».  (Приложение 5)

 Возьмите цветные листочки.

 На них написаны простые предложения. Составьте из них сложные предложения и запишите в тетради.

• Чёрная туча закрыла небо.

• Проливной дождь застучал в окно.

• Наступила осень.

• Перелётные птицы стали собираться в стаи.

• Холодное небо часто хмурится.

• По утрам бывают лёгкие заморозки.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 Назовите тему нашего урока.

 Какую же роль играет запятая в сложном предложении?

 Определите ключевые слова этой темы. Сложное предложение, несколько грамматических основ, запятая, отличие, простое предложение.

 Оцените свою работу на уроке.

Зелёный цвет – я понял и могу объяснить другому.

Жёлтый – я понял, но нужно потренироваться.

Красный – я не понял.

 Домашнее задание.

Для всех: упр. 40 с.23 из дидактического материала.

По желанию: придумать и записать 2 – 3 сложных предложения с бессоюзной связью, у ним составить схемы.

Приложение 1.   Актуализация.

Листья опадают с деревьев в воздухе потянулась паутина.

Пришёл сентябрь.

Обнажился лес, часто идут дожди.

Гуси и журавли улетают в тёплые края.

1. [ ‗‗‗‗ ____ ] .

2. [ ____ и ____ ‗‗‗‗ ] .

3. [ ____ ‗‗‗‗ ],[ ‗‗‗‗ ____ ] .

4. [ ‗‗‗‗ ____ ],[ ‗‗‗‗ ____ ].

Приложение 2.

Алгоритм постановки запятой в сложном предложении.

1. Найти и подчеркнуть грамматическую основу.

2. Определить границы частей сложного предложения.

3. Между частями сложного предложения поставить запятую.

Приложение 3.  Самостоятельная работа.

В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха.

Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней.

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

Ветер весело шумит, судно весело бежит.

[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ].

[ ‗‗ __ ] , [ ‗‗ __ ].

[ ‗‗ __  ] , [ __ ‗‗ ].

 [ __ ‗‗ ],[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ] ,[ __ ‗‗  ]. .

Приложение 4. Образец самостоятельной работы.

В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха.

Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней.

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

Ветер весело шумит, судно весело бежит.

[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ].

[ ‗‗ __ ] , [ ‗‗ __ ].

[ ‗‗ __  ] , [ __ ‗‗ ].

 [ __ ‗‗ ],[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ],[ __ ‗‗  ]. .

Приложение 5.    Резерв.

Из данных простых предложений составь сложные и запиши их.

• Чёрная туча закрыла небо.

• Проливной дождь застучал в окно.

• Наступила осень.

• Перелётные птицы стали собираться в стаи.

• Холодное небо часто хмурится.

• По утрам бывают лёгкие заморозки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

Развивать умения ставить запятые в сложном предложении с бессоюзной связью...

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

Цели: 1. Образовательные:- формировать умение отличать простое предложение от сложного, графически составить схему сложного предложения;- формировать умение ставить запятую в сложном предло...

Презентация к уроку русского языка, тема: запятая в сложном предложении с бессоюзной связью (повторение).

На уроке использована презентация. Современное техническое средство обучение способствует повышению эффективности изучения учебного материала. В ходе урока использованы инновационные технологии: ...

Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в сложном предложении» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о знаках препинания в сложном предложении.Задачи урокаДидактические:обобщить знания, умения по постановке зн...

урок русского языка в 4 классе "Сложные предложения" умк : школа России

Цели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о сложном предложении, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.К консп...