Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание родовых и падежных окончаний имен существительных и прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Михеева Валентина Леонтьевна

Цели: развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные в различных формах; развитие речи; воспитание эстетических и нравственных чувств.

Оборудование: презентация(слайды: Тема урока», «Зима», «Зимний пейзаж. И.Э.Грабарь», «Портрет П.И.Чайковского»), свеча, карточка с текстами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse_po_teme.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому  языку в 4 классе по теме: «Правописание родовых и падежных окончаний имён прилагательных»

Цели: развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные в различных формах; развитие речи; воспитание эстетических и нравственных чувств.

Оборудование: презентация(слайды: Тема урока», «Зима», «Зимний пейзаж. И.Э.Грабарь», «Портрет П.И.Чайковского»), свеча, карточка с текстами.

Ход урока.

1.Организация начала  урока. Психологическая установка.

- Прозвенел звонок. Начинается урок. Я улыбнусь вам. Вы  улыбнётесь  друг другу и подумаете: «Как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения.

2.Сообщение темы урока.  Cлайд  №1.

_ Тема сегодняшнего урока «Правописание родовых и падежных окончаний имён прилагательных», но говорить мы будем не только об этом.

3. Закрепление знаний и способов действий.

- Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?

4.Беседа о зиме и слушание фрагмента из произведения П.И. Чайковского «Времена года» Слайд №2. «Зима»

- Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Её воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют музыку и слагают стихи. А всё это потому, что природа зимой особенная. Она какая – то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью. Зима – это не только очень красивое время года, а ещё и волшебное.

- Посмотрите в окно. За окном – зима, декабрь.

- Опишите сегодняшний день, используя имена прилагательные.

(Ответы детей)

-( Пасмурный, хмурый, светлый, солнечный.)

- А вот великий русский композитор П.И. Чайковский увидел декабрь по – своему. Послушайте пьесу  из музыкального произведения « Времена года». Эта пьеса называется «Декабрь. Святки».

Слайд №3. Великий композитор П.И. Чайковский. Пьеса «Декабрь» (с наложением музыки).

- Вы прослушали фрагмент из музыкального произведения П.И. Чайковского « Времена года» и узнали, что свои впечатления от красоты природы можно выразить не только словом, но и звуком, музыкой.

5.Составление словосочетаний с использованием имён прилагательных.

- Без чего не бывает зимы? ( Без снега).

- Подберите имена прилагательные к слову снег.

(Учащиеся подбирают имена прилагательные.)

- Что такое имя прилагательное?

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- С какой частью речи связано?

- Как определить род и падеж имён прилагательных?

(На доске таблица.)

- Выделите окончания и определите род.

6.Письмо под диктовку.

- А народная мудрость гласит.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

- Что вы записали? (Пословицу.)

- Как вы понимаете её смысл?

- Какое это предложение?

( С однородными членами предложения.)

- Подчеркните изученные орфограммы. (Проверка.)

7. Обобщение и систематизация знаний.

а) Работа над пейзажем по картине И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж». Слайд №4.

- А знаете ли вы, кто кроме композиторов ещё писал о зиме? (Художники.)

 - Верно художники.

На своих полотнах живописцы изображали картины русской природы, зимние пейзажи. Одной из таких картин является картина И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж».

- Что видите на этой картине? (Зимний лес.)

_ Каким был день?

_ Морозный, солнечный.

_ Как вы об этом догадались?

( Длинные, прозрачные, сине-голубые тени лежат вокруг деревьев.)

- Какое небо, воздух?

 -Небо чистое, воздух прозрачен.

- Какие деревья? (Стройные.)

-Какое настроение вызывает у вас эта картина?

(Каждое время года по – своему прекрасно.)

8.Групповая работа по вариантам.

Задания:

Составьте по картине словосочетания имён существительного и прилагательного.

1 ряд.

Запишите словосочетания  с прилагательными м.р.  Выделите окончания.

2 ряд.

Запишите словосочетания  с прилагательными ср. р. Выделите окончания.

3 ряд.

Запишите словосочетания  с прилагательными ж. р. Выделите окончания.

9.Вывод о правописании родовых окончаний имён прилагательных.

-Какие окончания имеют  прилагательные м.р.ж. р. ср.р.?

- Измените ваши словосочетания так, чтобы прилагательные стояли во множественном числе.

- Докажите, что они во множественном числе.

-Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?

10.Проверка по слайду. (Слайд №5.)

11.Работа в группах.

- Выполните следующие задания:

1в. Запишите словосочетания в  И. п.

2 в. Запишите словосочетания в  Р. п.

3 в. Запишите словосочетания в  Д. п.

4 в. Запишите словосочетания в  В. П.

5 в. Запишите словосочетания в  Т .п.

6 в. Запишите словосочетания в  П. п.

- Выделите окончания.

12.Вывод о правописании падежных окончаний имён прилагательных. Слайд №6.

Физминутка.

13.Чтение учителем стихотворения А.С. Пушкина.

- Как близки этому пейзажу строки А.С. Пушкина – великого русского поэта! Так созвучны они этому  пейзажу.

…Под голубыми небесами

Великолепными коврами.

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет…

14.Словарная работа.

_Что такое иней? Найдите значение этого слова в словаре Ожегова.

_ Составьте такое предложение по картине И.Э Грабаря, чтобы в нём было слово иней.

_ Определите падеж имён существительных и прилагательных. Выделите окончания.

-Какая связь в словосочетаниях? (Соглосование.)

- В чём они согласуются? (В роде, числе, падеже.)

15.Минута поэзии.

_ Представьте, вы сидите у камина. Весело потрескивают дрова. Горят свечи. И вы читаете стихи о зиме.

1 уч. Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

16.Контроль и взаимопроверка знаний. Слайд №6.

Самостоятельная работа по карточкам.

- А чтобы нарисовать красоту нашей природы, родного края, какую часть речи мы должны использовать в своём описании?

Карточка

Вставьте в текст подходящие имена прилагательные, используйте слова из справочного бюро.

……………………………………………………………………………………………………………………………

Прекрасно……………………….зим… . В такой вот день хочется ходить по  ……………..лес… . Слушать, как потрескивают от мороз…   деревь…, и скрипит под ногами …………. Снег. Вдыхать …………….. воздух. Ещё и ещё любоваться природ… .

Справочное бюро: русская, чистый, морозный, белый, зимнему.

-Как можно озаглавить этот текст? Запишите название на первой строке.

Задание: у существительных и прилагательных с пропущенными буквами выделите окончание и определите падеж.

Взаимопроверка. Слайд №7.

-Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

17.Работа над  развитием речи.

1.Рассказывание учителем легенды.

-Что вы знаете о клестах?

Самая примечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди , которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту.

Но это им оказалось не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными . За это  в некоторых странах клестов зовут «христовыми птицами».

2.Работа по сюжетной картине «Помощь зимующим птицам».

-Чтобы птицам было легче переносить зиму, мы должны им помочь.

(Ведётся беседа по содержанию картины.)

-Если помогать птицам зимой, то они отблагодарят нас своим радостным, звонким пением весной. ( Прослушивание грамзаписи «Голоса птиц».)

V.Подведение итогов .

-А теперь давайте возвратимся к вопросу, с которого мы начали урок, постараемся на него ответить.

Cамооценка.

V  Рефлексия .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4 классе "Падежные окончания имен существительных единственного числа"

Цель: формировать  умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имен существительных....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ "ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Презентация отражает основные моменты хода урока по данной теме....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже"

Разработка открытого урока русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже" (УМК "Школа России")...

Конспект урока по русскому языку (4 кл.) «Правописание безударных окончаний имен существительных в Предложном падеже»

Тип  занятия: занятие отработки умений и рефлексии.Цель урока: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в Предложном падеже....