Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание родовых и падежных окончаний имен существительных и прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цели: развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные в различных формах; развитие речи; воспитание эстетических и нравственных чувств.
Оборудование: презентация(слайды: Тема урока», «Зима», «Зимний пейзаж. И.Э.Грабарь», «Портрет П.И.Чайковского»), свеча, карточка с текстами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse_po_teme.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Правописание родовых и падежных окончаний имён прилагательных»
Цели: развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные в различных формах; развитие речи; воспитание эстетических и нравственных чувств.
Оборудование: презентация(слайды: Тема урока», «Зима», «Зимний пейзаж. И.Э.Грабарь», «Портрет П.И.Чайковского»), свеча, карточка с текстами.
Ход урока.
1.Организация начала урока. Психологическая установка.
- Прозвенел звонок. Начинается урок. Я улыбнусь вам. Вы улыбнётесь друг другу и подумаете: «Как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения.
2.Сообщение темы урока. Cлайд №1.
_ Тема сегодняшнего урока «Правописание родовых и падежных окончаний имён прилагательных», но говорить мы будем не только об этом.
3. Закрепление знаний и способов действий.
- Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?
4.Беседа о зиме и слушание фрагмента из произведения П.И. Чайковского «Времена года» Слайд №2. «Зима»
- Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Её воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют музыку и слагают стихи. А всё это потому, что природа зимой особенная. Она какая – то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью. Зима – это не только очень красивое время года, а ещё и волшебное.
- Посмотрите в окно. За окном – зима, декабрь.
- Опишите сегодняшний день, используя имена прилагательные.
(Ответы детей)
-( Пасмурный, хмурый, светлый, солнечный.)
- А вот великий русский композитор П.И. Чайковский увидел декабрь по – своему. Послушайте пьесу из музыкального произведения « Времена года». Эта пьеса называется «Декабрь. Святки».
Слайд №3. Великий композитор П.И. Чайковский. Пьеса «Декабрь» (с наложением музыки).
- Вы прослушали фрагмент из музыкального произведения П.И. Чайковского « Времена года» и узнали, что свои впечатления от красоты природы можно выразить не только словом, но и звуком, музыкой.
5.Составление словосочетаний с использованием имён прилагательных.
- Без чего не бывает зимы? ( Без снега).
- Подберите имена прилагательные к слову снег.
(Учащиеся подбирают имена прилагательные.)
- Что такое имя прилагательное?
- Что оно обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- С какой частью речи связано?
- Как определить род и падеж имён прилагательных?
(На доске таблица.)
- Выделите окончания и определите род.
6.Письмо под диктовку.
- А народная мудрость гласит.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Что вы записали? (Пословицу.)
- Как вы понимаете её смысл?
- Какое это предложение?
( С однородными членами предложения.)
- Подчеркните изученные орфограммы. (Проверка.)
7. Обобщение и систематизация знаний.
а) Работа над пейзажем по картине И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж». Слайд №4.
- А знаете ли вы, кто кроме композиторов ещё писал о зиме? (Художники.)
- Верно художники.
На своих полотнах живописцы изображали картины русской природы, зимние пейзажи. Одной из таких картин является картина И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж».
- Что видите на этой картине? (Зимний лес.)
_ Каким был день?
_ Морозный, солнечный.
_ Как вы об этом догадались?
( Длинные, прозрачные, сине-голубые тени лежат вокруг деревьев.)
- Какое небо, воздух?
-Небо чистое, воздух прозрачен.
- Какие деревья? (Стройные.)
-Какое настроение вызывает у вас эта картина?
(Каждое время года по – своему прекрасно.)
8.Групповая работа по вариантам.
Задания:
Составьте по картине словосочетания имён существительного и прилагательного.
1 ряд.
Запишите словосочетания с прилагательными м.р. Выделите окончания.
2 ряд.
Запишите словосочетания с прилагательными ср. р. Выделите окончания.
3 ряд.
Запишите словосочетания с прилагательными ж. р. Выделите окончания.
9.Вывод о правописании родовых окончаний имён прилагательных.
-Какие окончания имеют прилагательные м.р.ж. р. ср.р.?
- Измените ваши словосочетания так, чтобы прилагательные стояли во множественном числе.
- Докажите, что они во множественном числе.
-Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
10.Проверка по слайду. (Слайд №5.)
11.Работа в группах.
- Выполните следующие задания:
1в. Запишите словосочетания в И. п.
2 в. Запишите словосочетания в Р. п.
3 в. Запишите словосочетания в Д. п.
4 в. Запишите словосочетания в В. П.
5 в. Запишите словосочетания в Т .п.
6 в. Запишите словосочетания в П. п.
- Выделите окончания.
12.Вывод о правописании падежных окончаний имён прилагательных. Слайд №6.
Физминутка.
13.Чтение учителем стихотворения А.С. Пушкина.
- Как близки этому пейзажу строки А.С. Пушкина – великого русского поэта! Так созвучны они этому пейзажу.
…Под голубыми небесами
Великолепными коврами.
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет…
14.Словарная работа.
_Что такое иней? Найдите значение этого слова в словаре Ожегова.
_ Составьте такое предложение по картине И.Э Грабаря, чтобы в нём было слово иней.
_ Определите падеж имён существительных и прилагательных. Выделите окончания.
-Какая связь в словосочетаниях? (Соглосование.)
- В чём они согласуются? (В роде, числе, падеже.)
15.Минута поэзии.
_ Представьте, вы сидите у камина. Весело потрескивают дрова. Горят свечи. И вы читаете стихи о зиме.
1 уч. Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
16.Контроль и взаимопроверка знаний. Слайд №6.
Самостоятельная работа по карточкам.
- А чтобы нарисовать красоту нашей природы, родного края, какую часть речи мы должны использовать в своём описании?
Карточка
Вставьте в текст подходящие имена прилагательные, используйте слова из справочного бюро.
……………………………………………………………………………………………………………………………
Прекрасно……………………….зим… . В такой вот день хочется ходить по ……………..лес… . Слушать, как потрескивают от мороз… деревь…, и скрипит под ногами …………. Снег. Вдыхать …………….. воздух. Ещё и ещё любоваться природ… .
Справочное бюро: русская, чистый, морозный, белый, зимнему.
-Как можно озаглавить этот текст? Запишите название на первой строке.
Задание: у существительных и прилагательных с пропущенными буквами выделите окончание и определите падеж.
Взаимопроверка. Слайд №7.
-Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
17.Работа над развитием речи.
1.Рассказывание учителем легенды.
-Что вы знаете о клестах?
Самая примечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди , которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту.
Но это им оказалось не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными . За это в некоторых странах клестов зовут «христовыми птицами».
2.Работа по сюжетной картине «Помощь зимующим птицам».
-Чтобы птицам было легче переносить зиму, мы должны им помочь.
(Ведётся беседа по содержанию картины.)
-Если помогать птицам зимой, то они отблагодарят нас своим радостным, звонким пением весной. ( Прослушивание грамзаписи «Голоса птиц».)
V.Подведение итогов .
-А теперь давайте возвратимся к вопросу, с которого мы начали урок, постараемся на него ответить.
Cамооценка.
V Рефлексия .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4 классе "Падежные окончания имен существительных единственного числа"
Цель: формировать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имен существительных....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ "ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
Презентация отражает основные моменты хода урока по данной теме....
Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)
План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....
презентация к открытому уроку по русскому языку "Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных."
Открытый урок соответствует ФГОС НОО. УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные падежные окончания имен существительных III склонения в единственном числе" 3 класс ПНШ
Конспект урока по русскому языку 3 класс ПНШ...
Конспект урока русского языка в 4 классе "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже"
Разработка открытого урока русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже" (УМК "Школа России")...
Конспект урока по русскому языку (4 кл.) «Правописание безударных окончаний имен существительных в Предложном падеже»
Тип занятия: занятие отработки умений и рефлексии.Цель урока: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в Предложном падеже....