Конспект урока и презентация "Глаголы-исключения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Войло Людмила Анатольевна

Конспект урока "Глаголы исключения" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_glagoly-isklyucheniya.docx39.2 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.95 МБ
Файл prilozhenie_k_uroku.docx53.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Глаголы – исключения"

УМК: «Гармония»

Тип урока: освоение новых знаний.

Вид урока: урок по проблемно-диалоговой технологии.

Цель: познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи:

  • Образовательные:
  • формировать представление  о глаголах-исключениях;
  • формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение;
  • совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать  их личные окончания;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;
  • Воспитательные:
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе, прививать интерес к русскому языку;
  • Формировать УУД:
  • личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • коммуникативные: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.
  • познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат:

  • Предметные: уметь находить  в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .
  • Личностные: уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Метапредметные:
  • уметь определять и формулировать цель на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;   (Коммуникативные УУД).
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

ХОД УРОКА

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность учителя

УУД

I. Организационный момент(мотивация к учебной деятельности)
Цели: 
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 


– Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. Необычный, потому что к нам пришли гости, я надеюсь, что вы будете активными и внимательными на уроке.

- Ребята, вы хотели бы найти клад? -  А что это такое?(Клад - это богатство, деньги, золото.)

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся.

-Садитесь.

-Каждый поставьте для себя цель на урок русского языка?

 

II. Актуализация знаний

 Цель:актуализировать знания по теме глагол

Выполняют логическое задание «Путаница»
Делят слова на две группы.
Записывают словарные слова.
Обобщают  знания по теме глагол.
Определяют спряжение глаголов.

-Откройте тетради запишите число, классная работа и оставьте строчку для темы урока.

А)Чистописание

-Пропишите сочетание букв.(нарушен наклон, нет соединения, нарушена форма, размер.)

ут ют ат ят

-В какой части речи мы встречали такое сочетание букв?(глагол)

-Б) Фронтальный опрос

-Дополни предложение!(Глагол- это.., Отвечает на вопросы… Глагол обозначает …Глаголы настоящего и будущего времени изменяются …Глаголы прошедшего времени изменяются … В предложении выступает в роли…)

В) Словарная работа.

-Я назову слова, запишите только глаголы.(ягода, жёлтый, слушать, скоро, аллея, жужжать, аккуратный, заметить, двадцать).

-Чем похожи названные мною слова?(словарные)

-Чем различались?(частью речи)

-Слова каких частей речи вы услышали?(сущ., прил., глагол, нареч.,числ.)

-Поменяйтесь тетрадками, проверьте. Поставьте плюс если правильно, минус если нет.(слушать, жужжать заметить)

-Поднимите руки те у кого 3 плюса.

-Молодцы, умеете различать части речи.

Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;

III. Формирование новых знаний и умений

Цель: создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на  решение проблемы.

Постановка проблемы.

Поиск решения.

Выражение решения.

- Что учились делать на прошлом уроке?(определять спряжение глаголов)

-Что такое спряжение? (изменение слова по лицам и числам в нас. и буд. времени).

-Определите спряжение, вставьте пропущенную букву. (самостоятельно) (напишЕм 1 спр., дышЕм 1 спр.)

-Как определили какую букву вставить? (узнавали спряжение)

- Как? (действовали по алгоритму)

-Проверим.(Переведу… Посмотрю… Все остальные…)

-С нами за кладом знаний отравились Сем и Антон из учебника? И  они определил так. (напишЕм 1 спр., дышИм 2 спр.)

-Кто же ошиблись они или вы?

- А предлагаю поработать в группе и найти ответ на этот вопрос.(1 группа ищет ответ в справочнике,2 группа в энциклопедии, 3 группа в учебнике)

-Давайте послушаем, что  вы нашли?

-Каково же тема урока?

Микроитог: Так сложилось в русском языке, что по законам 2 спр. стали писать не только глаголы на ить, но и 11 глаголов-исключений:  

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать,

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –Е спрягать нельзя!

А 1спр.  относятся остальные глаголы, то есть те, неопр. форма которых оканчивается не на –ИТЬ, а также глаголы-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

-Кто же не правильно определил спряжение и букву в слове дышим и почему?

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;
Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные
точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее резу льтата

Физкультминутка

Цель: отдых

Выполняют движения под музыку.

 

 

 IV.Применение новых знаний и умений

Цель: закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях

Реализация продукта.

 

.

Определяют спряжение глаголов-исключений.
Спрягают глаголы исключения.
Вставляют пропущенные буквы в текст (личные окончания глаголов-исключений)
Находят лишнее слово среди глаголов (глагол-исключение)

– Для закрепления нового материала, мы выполним задание. (растЁт, направляЕт,смотрит(искл.), терпит(искл.)

Позновательные УУД:воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
применять схему для получения информации;
Регулятивные УУД:оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

V. Итог урока

Цель: обобщить полученные знания и сделать выводы.

Анализируют полученную информацию, делают выводы.

– Что нового открыли для себя о глаголе?

-  Почему эти глаголы являются исключениями?

- Перечислите их?

Регулятивные УУД:осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»)

 

VI. Домашнее задание

 

Домашнее задание:

Выучить глаголы-исключения. Вам в помощь Схема-помощница.  

1 уровень. Составить словосочетание с каждым глаголом-исключением в неопределённой форме.

2 уровень. Поставить каждый глагол-исключение в форму 2-го лица, единственного числа и составить с ним словосочетание.

3 уровень. Написать мини-сочинение “Случай с другом”, используя глаголы-исключения.

 

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

– организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Делают самооценку своей деятельности.

Сегодня я узнал…                     

Я научился…

Меня удивило                            

Я понял, что..

Я теперь могу….   

-Оцените, на какой ступеньке вы оказался в результате деятельности во время урока.

Микроитог

Урок окончен!

Личностные УУД:способность к самооценке
Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от
успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

о иттср ояагд тчлие оеттпрр ттрпеи тдее иытшд

Слайд 2

строит лечит ягода портрет терпит едет дышит

Слайд 3

я года портрет с троит лечит терпит е дет дышит

Слайд 4

Терпит - ? с пр . Дышит - ? с пр .

Слайд 5

Глагол Я, царь Глагол, повелеваю: жителей своего царства - глаголы гнать, держать, слышать, дышать и смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть оставить в царстве II спряжения, а глаголы брить, стелить – в царстве I спряжения.

Слайд 6

Терп и т Дыш и т т ерп еть ( гл. искл .) II спр . д ыш ать ( г л. искл .) II спр .

Слайд 7

Задание 1. Проспрягайте глаголы – исключения. Выделите окончания. 1 ряд 2 ряд 3 ряд с мотреть слышать брить

Слайд 8

1 ряд Я смотр ю Ты смотр ишь Он смотр ит Мы смотр им Вы смотр ите Они смотр ят 2 ряд Я слыш у Ты слыш ишь Он слыш ит Мы слыш им Вы слыш ите Они слыш ат 3 ряд Я бре ю Ты бре ешь Он бре ет Мы бре ем Вы бре ете Они бре ют Упражнение 1 .

Слайд 9

Задание 2. Прочитайте текст. К какому жанру устного народного творчества он относится? Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов. В чужом глазу соринку вид … т , в своём бревна не замеча … т . Люб…т того, кто не обид … т никого . Не глаза вид…т , а человек; не ухо слыш … т , а душа.

Слайд 10

. В чужом глазу соринку вид и т, в своём бревна не замеча е т. Люб я т того, кто не обид и т никого. Не глаза вид я т, а человек; не ухо слыш и т, а душа. Упражнение 2.

Слайд 11

Задание 3. ( устно) Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор. Писать, дышать, покупать, читать Петь, смотреть, краснеть, болеть Ходить, чистить, стелить, купить

Слайд 12

Задание 3. Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор. Писать, дышать , покупать, читать Петь, смотреть , краснеть, болеть Ходить, чистить, стелить , купить

Слайд 13

С какой проблемой мы сегодня столкнулись? Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности? Схема - помощница

Слайд 14

Рифмованное стихотворение Гнать, держать , Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –Е спрягать нельзя! Домашнее задание: Выучить стихотворение, стр. 82 упр. 63

Слайд 15

Молодцы!!!

Слайд 16

На уроке русского языка мы изучали глаголы – исключения.



Предварительный просмотр:

Cхема – помощница

Схема – помощница

Рифмованное стихотворение

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать,

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –Е спрягать нельзя!

Рифмованное стихотворение

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать,

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –Е спрягать нельзя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...