урок по русскому языку для 2 класса по теме: Как определить гласные звуки?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Подробный конспект урока: "Гласные звуки",для 2 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

                                                                              Учитель Ижорина К.А.

                      Тема урока: « Как определить гласные звуки?».

Тип урока: повторение и закрепление изученного в 1 классе.

Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.

Задачи:

 1.  Углубление знаний о гласных звуках. Совершенствование навыков правописания слов с изученными орфограммами.

 2. Способствовать развитию самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

 3.  Воспитывать  культуру общения.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать. 

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое  высказывание в устной форме; формирование умения поиска нужной информации.

Регулятивные: целеполагание, планирование и оценивание полученных результатов с поставленной задачей; умение оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Личностные: формирование позитивной самооценки,  развитие творческого воображения.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык», 2 кл./  В. П. Канакина, В.Г. Горецкий-  М.: Просвещение, 2012.

Необходимое оборудование и материалы для урока: учебник, компьютер, проектор, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной.

                                        Ход урока

  1. Организационный момент.

- Создание эмоционального настроя.

Звучит песня «Когда мои друзья со мной» ( 2 первых куплета)

- Какое настроение возникло у вас после прослушанного?

- О чем говорится в этой песне? Друг всегда придет на помощь.

    -  Тогда  давайте улыбнемся друг другу, и если у кого- то на уроке возникнут трудности, то    

       знайте, друзья всегда рядом и они помогут.

2.Пальчиковая гимнастика.

        -  Что мы выполняем в начале урока? (выполнить разминку)  

        - Поздороваемся пальчиками правой руки с пальчиками левой.

        - Заведем мотор машины (вращение кулаков)

        - Покажите, как работает наше сердце (сжимание и разжимание рук).

        -Раз, два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак)

          и  сразу: все пальчики ушли спать.(наклон кулачков)

         -вдруг проснулись, потянулись.

          -Разминку сделали просто замечательно. Теперь ваши пальчики и руки будут    хорошими

            помощниками на нашем уроке.

         

  1. Откройте тетради, отступите 2 линеечки вниз на 3-й линейке посередине запишу число, сегодня 29 октября, на следующей линейке под числом посередине пишу  с большой буквы Классная работа, поставлю точку.  

             

   Отгадайте загадки:

  А) На огне ворчу-бурчу,

        А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Б)  Мухи белые летели, на дворы, на крыши сели, не сочтёте белых мух. Что летают,          словно пух (снежинки);

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Г) Он хорошо для кислых щей,
   
Помимо прочих овощей (щавель)

Д) Сами крошки,                          Е) Что это у Ванечки?

     Боятся кошки:                               Ниточка на палочке,

     Под полом живут,                        Палочка в руке,

     Туда всё несут.                             А ниточка в воде.

               (мыши)                                                       (удочка)

 

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Сверьте с доской и исправьте ошибки.

Скажите какие правила мы с вами сейчас повторили?( ча-ща, жи-ши, чк)

Составьте предложение с любым из этих слов.( На плите закипел чайник.) Найдите и подчеркните грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), в этом предложении есть предлог, обведите его в кружок.

4.  Самоопределение к деятельности. Формулирование темы и цели  урока.

         

На доске записаны буквы:

у, я. м, а, ы, о, ю, ё, э, е, у, и, ь.

- Найдите лишние буквы, обоснуйте. (Ь – не обозначает звука; М – обозначает согласный звук).

   Стереть с доски лишние буквы.

- Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки).

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах).

Запишите в тетради гласные звуки в алфавитном порядке. А,Е,Ё,И,О,У,Ы, Э, Ю, Я.

- Прочитайте тему урока на с. 89. На какие вопросы нам предстоит ответить?      

 -Новый ли это материал? Какую задачу мы поставим перед собой? Учиться определять

            гласные звуки от согласных и обозначать их на письме.

5.Работа по теме урока.

         Давайте вспомним чем отличаются гласные звуки от согласных?  -  Какие признаки гласных звуков мы с вами знаем?

Назовите: гласный звук состоит только из голоса, воздух проходит через рот свободно и без преград, гласный звук образует слог.

           

Э.П. Как определить гласный звук?

- А теперь прослушаем правило на компьютере.№1

Всё ли мы сказали о гласных звуках?

- Произнесите звуки, записанные на доске. Что вы заметили? Какого звука не хватает?

- Прослушаем материал с компьютера №2.

Что вы можете сказать о количестве гласных  букв?

- Запишем на  доске.

  Звуки:  [а]   [о ]  [у]  [ы]  [и]  [э] -  6

  Буквы: а о у ы и э ю я е ё.         – 10

 Подчеркните буквы, которые состоят из двух звуков. (по одному ученику)

  Внизу подпишем эти звуки.

  Как вы думаете, почему их так назвали? Прочитайте в учебнике на с. 89  «Обратите внимание».

  Организация фронтальной работы по учебнику

- А сейчас в учебнике на с. 90 выполним  № 137

- Прочитайте задание. Посмотрите на рисунки и скажите о каких гласных звуках будем говорить (Е,Ю,Ё,Я)

-  Рассмотрите первый рисунок. Какие буквы написаны? Назовите слова по рисунку, в которых есть эти буквы? (енот, юбка). Я записываю эти слова на доске,  спрашиваю про орфограммы: ЮБКА – пишу букву Б, как проверить ( нет чего – юбок); ЕНОТ – словарное слово, запоминаем букву Е.

- Рассмотрим следующий рисунок? Кого мы видим здесь? Запишем слова. (ёжик, яблоко), ЁЖИК – ЖИ пиши с И; ЯБЛОКО – словарное слово, запомнили букву О

- Подчеркните гласные буквы, состоящие из двух звуков.

    6. Физкультминутка.

Поиграем. Условия игры: услышите гласный звук – хлопнете над головой в ладоши, согласный – потопаете ножками. Постарайтесь сосчитать количество гласных и согласных звуков названных мной. Итак, руки на пояс: [э], [а], [ф], [у], [т”], [н], [ы], [и], [с”], [о].

 (6 гласных звуков, 4 согласных).

  7. Продолжаем работу по учебнику.

У.138, на с.91 Прочитайте задание. Прочитайте пословицы. Когда так говорят? Ответы детей.

Что означают в словах выделенные буквы? ( ТЁПЛОЕ –мягкость согласного звука T’ и звук О; ЕХАЛ – слог ЙЭ; ПРЯМО – мягкость согласного звука Р’ и звук А; ЯМУ – слог ЙА; ЛЮДИ – мягкость согласного звука Л’ и звук У; ПАХАТЬ– звук А; ОН – звук О; РУКАМИ – звук А; МАХАТЬ – звук А. Итак гласные  Е,Ё,Ю,Я обозначают слог, когда стоят в начале слова.

Спишите одну из пословиц, поставьте ударение.

   

       8 Рефлексия. Итог. Оценивание.

     Организация деятельности учащихся по анализу и оцениванию своей деятельности.

- О чём говорили на уроке?

- Сколько гласных звуков в русском языке?

- Сколько гласных букв в русском языке?

- Что могут означать буквы Е,Ё,Ю,Я? (мягкость согласного звука , гласный звук или слог)

     9. Домашнее задание.

      Упр 139. Правило с.91. Рубрика « Страничка для любознательных»

       

                                                                                                 

                               Тест. Гласные звуки.

  1. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Я сегодня нарисую

Зиму, снежную такую.

Лес, дорога-

Все в снегу.

Черный ворон на стогу.

  1. Подчеркни слово, которое начинается с гласного звука.

Муха, рыжик, яблоко, лимон, уши, гуси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

конспект Мультимедийного урока по русскому языку 2 класс по теме "Наблюдение над написанием ипроизношением слов сбезударной гласной."

Конспеки мультимедийного урока по русскому языку по теме "наблюдение над написанием и произношением слов с безударной гласной."...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Гласные звуки" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звукахПланируемые результаты:Предметные: Знать какими буквами на письме обозначаются гласные звукиУметь определять гласные звукиЛичностны...