Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации работы был и остается урок, на которм должны использоваться все резервы по решению данной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка 2 класс. | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 4
Методическая разработка конспекта урока русского языка.
(2 класс).
Программа: «Начальная школа XXI века».
Автор: Кравченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МОУ гимназии № 4, первой квалификационной категории.
Волгоград 2014 г.
Аннотация: Здоровый ребёнок – главная проблема ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
• Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
• Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
• Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Воспитание здорового образа жизни эффективно начинать еще в дошкольном возрасте, а продолжать в младших классах общеобразовательной школы, стимулируя и побуждая обучающихся к новым видам деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
Описание используемых мной здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах:
- Психологический климат на уроке (эмоциональная подготовка к изучению нового, создание атмосферы хорошего насторения).
- Пальчиковая гимнастика (развития мелкой моторики рук, подготовка к письму).
Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.
- Гимнастика для глаз. «Бабочка», «восьмерка», «день, ночь» (способствует снятию напряжения глаз, расслаблению, выполняется под музыку)
- Динамическая пауза. «Игра с мячом» (в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье, также игра создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга)
- Физкультурная минутка. (В стихах или под музыку, могут повторять за учителем, мульт. Героем, а так же может проводить дежурный по классу).
- Смена видов деятельности (предотвращает утомление учащихся)
- Голосовая гимнастика (протяжное произношение гласных нормализует работу всего организма)
Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а]. (массаж щитовидной железы)
Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.
Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.
Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.
Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цели: 1. Познакомить с понятиями «опасное место», «орфограмма», изучить правило обозначения безударных гласных в корне слова;
- Отработать применение изученного правила (орфографический тренинг);
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс, под редакцией С.В. Иванова, тетрадь с печатной основой «Пишем грамотно»» 2 класс, корзина с фруктами, фруктовое дерево, грибочки со звуками, презентация к уроку.
Ход урока:
- Организационный момент: (создание психологического климата на уроке)
Здравствуйте, ребята! Сегодня на урок нам кто – то принёс подарки, а кто, отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь раздеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень)
Верно, это осень. А в корзинке у меня разноцветные фрукты. Красные яблочки- для хорошего настроения, желтые груши- это сомнения, фиолетовые сливы – неуверенность в себе, опасения. Выберите тот фрукт, с каким настроением Вы пришли на урок. Что от урока ожидаете, чего опасаетесь? (Дети выбирают фрукты, объясняют свой выбор). Эти фрукты мы разместим на дерево, а в конце урока проверим, совпадут ли ваши сомнения и опасения.
- Постановка цели урока, знакомство с новой темой.
Осень принесла нам ребята не только фрукты, но и новые интересные задания, а чтобы их выполнить, нужно познакомиться с новой темой.
Презентация. (слайд № 1)
-Прочитайте название темы урока: «Учимся писать безударные гласные в корне слова».
-Какую же задачу мы перед собой сегодня поставим? (Научиться писать безударные гласные в корне слова).
-Какие гласные называют безударными? (Те, что не под ударением).
-Что такое корень слова? (Корень – это общая часть родственных слов).
3. Создание проблемной ситуации.
Презентация (слайд № 2)
-Понаблюдаем за гласными звуками в корнях слов. Прочитайте слова первого и второго столбиков, что Вам удалось заметить? (Однокоренные слова в каждой строке).
-Какой гласный звук в корне стоит под ударением? (Лес – гласный [е], Сосны – гласный [о], реки – гласный [е]).
- Рассмотрим слова второго столбика. Какой безударный гласный слышен в корне этих слов? (В слове лесной – слышим гласный [и], сосна – слышим гласный [а], река – слышим гласный [и]).
-Как определить какой буквой обозначать эти звуки на письме? (Такой же, как стоит в родственном слове под ударением).
4. Речевая разминка
- Отгадайте загадку:
По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица. (Белка).
-Белка собрала грибочки, на них написаны гласные звуки. Сядьте удобно, ровно и протяжно произнесите эти звуки [а], [и], [о]…
(Учитель показывает грибок со звуком, дети произносят.
5. Работа с учебником.
-В словах второго столбика мы столкнулись с проблемой, «опасным местом». Прочитаем в учебнике на стр. 77, как оно называется. (Читает правило учитель или хорошо читающий ученик).
-Начиная с этого урока, мы будем подчеркивать орфограмму одной чертой.
Презентация (слайд № 3).
-На стр. 78 в учебнике правило, как писать безударный гласный в корне слова. Прочитайте правило самостоятельно. (Дети читают про себя).
-Кто сможет рассказать своими словами? ( Безударные гласные в корне нужно проверять, для этого заменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором этот гласный стоит под ударением).
Презентация (слайд № 4)
- Физминутка.
Формирование правильной осанки
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два. Три. Четыре.
Три. Четыре, раз. Два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. Два. Три. Четыре,
(Повороты туловища.)
Три. Четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда – сюда!
(Повороты туловища направо –налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
- Каллиграфическая минутка
Презентация (слайд № 5) Запишите число, классная работа.
Прописать ряд строчных букв е, ё.
8. Закрепление изученного
-Выполним упражнение № 1 на стр. 78.
-Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Списать слова, выделить корни, поставить ударение). (Выполняется фронтально).
-Осень приготовила для Вас интересное задание. Чтобы его выполнить повторим правило.
(Читают правило на стр.79.)
- Пальчиковая гимнастика.
Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.
Вырос у нас чесночок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка, безымянный
Лук и немножко горошка, мизинец
Овощи мы собирали, сжимание и разжимание
Ими друзей угощали. Пальцев на обеих руках.
- Лингвистическое задание.
Презентация (слайд № 6).
(Выполняется письменно, образец пишет учитель на доске, орфограмма подчеркивается, корень выделяется).
-Выберите нужное проверочное слово:
Уд…вительно (диво, дева); м…нять (мена, мина); л..пить (липка, лепка); л..нивый (линька, лень); скр..пучий (скрип, скрепка); м..стерить (мост, мастер).
- Гимнастика для глаз. («Восьмёрка», «День, ночь»).
- Работа в тетради с печатной основой. Орфографический тренинг.
-Выполним задание упр. № 1 на стр. 8 в тетради «Пишем грамотно» (письмо с комментированием по цепочке).
13. Рефлексия.
Презентация (слайд № 7)
-Что нового Вы сегодня узнали на уроке? (Как писать безударный гласный в корне слова) С каким понятием познакомились? (Орфограмма, «опасное место» в слове, его нужно подчеркивать на письме). С каким настроением пришли на урок? Что изменилось? Какой цвет выберите теперь? (Изменить фруктовое дерево).
14. Задание на дом.
Презентация ( слайд № 8)
На выбор в учебнике стр.78. упр .2, в рабочей тетради стр. 9, упр. № 2,3. Для всех обязательно: выучить правило, стр. 79 в учебнике или раздать на листочке для каждого ученика.
Список используемой литературы:
- «Комментарии к урокам», 2 класс , авторы: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова ( Москва, издательский центр «Вентана – Граф»).
- «Учимся играя» Автор: В Волина (Москва, издательство «Новая школа»).
- «Физкультминутки в начальной школе» (Москва, издательство « Граф-пресс»).
Информационные ресурсы:
http://spelling.siteedit.ru/pesni Учимся припеваючи (песни на правила русского языка)
http://gramota.ru/class Запоминалки, пословицы, поговорки, скороговорки.
http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/progr.html На этом сайте много загадок по темам, сказок, аудио по математике и азбуке (Волина. Занимательная азбука. Занимательная математика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
Урок по программе Школа России, по учебнику Т.Г. Рамзаевой. Форма урока - игровая, интегрированная (русский язык и окружающий мир). Включены творческие задания по технологии развивающего обучения....
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"
Данный урок проводится в 3 классе по сле изучения темы "Правописание безударных глассных в корне слова" на этапе закрепления. Проводится творческая работа. Детям даётся задание: 1 группа: принести на ...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"
Конспект урока русского языка во 2 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандартас позиции реализации деятельностного методаУМК «Школа России»...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"
Конспект урока русского языка во 2 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандартас позиции реализации деятельностного методаУМК «Школа России»...
Урок русского языка во 2 классе по теме " Правописание безударной гласной в корне слова"
Урок разработан в технологии деятельностного метода....
Урок русского языка во 2 классе на тему " Правописание безударных гласных в корне слова"
Урок обобщения и закрепления знаний....
Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова». УМК «Школа 2100»
На уроке сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;- подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;- расширить словарный запас учащихся;-освоение уме...