Программа к курсу "Умники и умницы" или "Русский с увлечением".
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Грищук Юлия Владимировна

Программа к курсу "Умники и умницы" или "Русский с увлечением".

тематическое планирование для 4 класса, проверочные работы, ключи к проверочным работам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        Приложение №1.  

                                     

                                                 Проверочная  работа  № 1.

1. Решите  пропорции.

[ д ] / [ т ] = [ б ] /  ?               [ г ] / [ к ] = [ р ] /  ?                     [л’] / [л] =  ? / [ н]

     *Дополнительные  вопросы.

- Какие  согласные  звуки  не  имеют  пары  по  мягкости?

- Какие  согласные  звуки  не  имеют  пары  по  твёрдости?          

2. Сколько  раз  в  предложении  встречается  звук  [ш], [а]?

                    Не  тот  хорош, кто  лицом  пригож, а  тот  хорош, кто  для  дела  гож.   

3. Найдите  лишнее  слово  и  объясните, по  какому  принципу  оно  выбрано.

                  Гвоздь, гвоздик, авоська.

                 Свадьба, резьба, борьба.

  4. В  каких  словах  дон  разбор  по  слогам, а  в  каких  по  морфемам.

(Морфемы – части  слов.)  Запиши  слова  в  два  столбика.

                До - мик, дом – ик, во – зни – кнуть, воз – ник – ну - ть.

5. Запишите  буквами  слова, данные  в  транскрипции.

      /                              /               /                  /                  /

[j’астр’ип]      [в’j’унок]      [скушна]    [т’ашкаj]     [кон’ицы]

6. а). Какие  ошибки  допущены  в  наименовании  букв?   «Б»    «ЭЛ»   «ШЕ»

    б).Запиши  буквы, которые  раньше  назывались  так: «ЕР», «ЕРИ», «ЕРЫ».

    в). На  какое  танцевальное  движение  нужно  поставить  букву, чтобы  получить  черноморский  курорт?

    г). Из  названий  каких  двух  букв  можно  приготовить  еду?

   д). Какую  букву  нужно  спрятать  за  местоимение, чтобы  получить  название  животного?

   е). В  каких  словах  100  одинаковых  букв?

       100 . ,  100 . ,   100 . , 100 . , 100 . .

  ж). В  каком  слове  сорок  гласных?

  з). Напишите  русское  женское  имя, которое  не  оканчивалось  бы  ни  на  А, ни  на  Я?

  и). Напишите  русские  слова, начинающиеся  с  четырёх  согласных  подряд.

7. Расшифруйте  фамилии  известных  поэтов  и  писателей.

                                   Лрмнтв, Снн, Брт, Мршк.

8. Поставь  в  словах  ударение.

        Алфавит, баловать, ворота, диалог, звонит, искра, каталог, комбайнер, кухонный, столяр.

9. Перед  тобой  в  столбике  слова, хвост  одного – другому  голова.

             НАПРИМЕР: КОР _  _   _  Л =  КОРОВА  И  ОВАЛ

   БА   _   _   _   ЕЦ =    _____________   И   _______________

   ЧУ   _   _   _   ОТЬ = ____________   И   _______________

   ИРИ   _   _   _   ЛА = ___________    И    ______________

   БУ   _     _   _   _  ЗИН = ____________    И    ______________

10. В  каждой  из  фраз  спряталось  название  птицы. Найди  его.

           а). Дон  и  Волга  соединены  каналом.

           б). Топор  ёлку  рубит.

           в). На  улице  у  крыльца  плясали  и  пели.

           г). Войдя  во  двор, она  окликнула  сына.

           д). Этот  вид  роз  давно  завезли  из  Румынии.

                                     

                                         Проверочная  работа  № 2.

1. Найдите и  подчеркните  «лишнее»  слово.

           Здоровье, здание, раздам.

           Изгиб, искра, скрёб.

           Расписание, растение, расколоть.

           Лес, лестница, лесничий.

           Смешной, смешать, смешить.

           Жаркое, жаровня, раскалённый.

2.  Найдите  среди  данных  слов, слово, которое  соответствует  схеме.

            СБРОСИТЬ

            ЗДОРОВЬЕ

            ПОЕДУ                                                                      

            ПОДУМАЛИ                                 _______________/                ____________

3.  Отгадайте  шарады:

   Корень  мой  находится  в  цене -,                    

   В  очерке  найти  приставку  мне.

   Суффикс мой  в  тетрадке  вы  встречали

   Вся  же - в  дневнике  я  и  в  журнале.                    _________________________

                                                       

   Корнем  с  дорогой  роднится,

   В  сборе  приставка  таится

   Суффикс – как  в  слове  дневник,

   Целым  же  в  космос  проник.                                 __________________________

      Его  корень  в  слове  «лесной», приставка  в  слове  «перелёт», суффикс  в  слове  «грибок», окончание  в  слове  «волк».                      __________________________

   Его  корень  в  слове  «дороженька», приставка  в  слове  «попрыгать», суффикс  в  слове  «лесник», окончание  в  слове  «заяц».                      __________________________

    4. Подчеркните  слова  с  приставкой  подо – .

                    Подоблачный, подосиновик, подоходный, пододвинуть,                

               подобреть, подолгу, подорожник, подобрать, подоконник, подождать.

5. Сложные  слова  распались  на  две  части, потеряли  соединительную  гласную, и  перепутались. Помогите  частям  сложных  слов  соединиться  в  одно  слово. Запишите  получившиеся  сложные  слова. (Каждую  часть  можно  использовать  только  один  раз.)

               ТЕПЛО       ПРОВОД           _______________________________

               СЕНО          КОМБИНАТ    _______________________________

               ГРОМ          КОСИЛКА       _______________________________

               МЯСО         ХОД                  _______________________________

               ВЕЗДЕ        ОТВОД            _______________________________

6. Хитрые  вопросы.

   а). Как  большой  дом  превратить  в  маленький? _________________________________

   б). Как  из  маленького  хвостика  сделать  большой?  ______________________________

   в). Что  нужно  прибавить  к  трактору, чтобы  получился  человек? ___________________

   г). Можно  ли  превратить  рыбу  в  человека? ______________________________________

7. Назови  предметы, которые  могут  сочетать  2  названные  признака.

    ЗВОНКИЙ      ГРОМКИЙ      

     

   СИЛЬНЫЙ     ДОБРЫЙ      

      8. Впишите  в  скобки  слово, которое  служило  бы  концовкой  первого слова  и  началом  второго  слова.

                  ПРО ( _  _  _ ) ОТА                         ПЛА ( _  _  _ ) АРЬ

                           

                                              Проверочная  работа  № 3.

1. Прочти   предложения. Поставь  где  нужно  знаки  препинания. Подчеркни  главные  члены  предложения. Составь  схемы  1-го   и  2-го   предложений.

               Зашевелились  тревожно  зашумели  застонали  заскрипели  над  головой  сосны.

Сырой  лес  зашумел  ровно  неумолчно. Огонь  маслом  не  заливают.

2.  «Прочитай»  схемы  предложений. Расставь  в  них, где  это  нужно,  запятые.

Придумай  и  запиши  к  каждой  схеме  предложение.

 [О   О    О  =  ].      [ ____    О    а    О ].     [  ______  ====     и  О   и   О    и      О].              

3. Запиши  данные  предложения  в  виде  предложений  с  прямой  речью.

         Малыш  попросил  маму  и  папу  подарить  ему  на  день  рождения  собаку.

Мама  сказала  Коле, что  нужно  не  ерундой  заниматься, а  учить  уроки.

4. Правильно  ли  составлены  схемы? Исправь  в  схемах, где  нужно,  ошибки.

           «П».  - А.                  «П?» - А                    «П…» - а.               А: «п».

5. Прочтите  слово  ТИР.

    Определите, сколько  раз  каждый  звук  этого  слова  встречается  в  следующей  фразе:

    «Жили - были  старик  да  старуха».

6.

а). Какие  вы  знаете  сложные  предлоги? ________________________________________________

б). Какие  женские  имена  состоят  из  союзов? ___________________________________________

г). Что  находится  между  рекой  и  берегом? _____________________________________________

7. Подбери  к  данным  словам  синонимы.

    Равнодушный - __________,   одежда - ____________ ,  

 

    горе - __________________,  неуклюжий -  __________.

8.  Замени  устойчивое  выражение  близким  по  смыслу  словом.

 Мозолить  глаза - ____________ ; бить  баклуши - _________________;

 

 ахиллесова  пята - ___________________; во  что  бы  то  ни  стало ______________________.

                                                Проверочная  работа  № 4.

1.  Прочитайте  слова.

           Тюль, непоседа, мозоль, обжора, шампунь, вуаль, кофе, поэтесса, соня, неряха, лебедь, авиация.

- На  какие  три  равные  группы  можно  разделить  данные  слова? Каждую  группу  слов  запишите  в  отдельный  столбик.

__________________      ____________________    ____________________

2. Какие  собственные  имена  могут  принадлежать  как  мальчику, так  и  девочке? Запишите их.

3.  Подчеркните  имена  существительные, имеющие  форму  только  единственного  числа.

             Молодёжь, брюки, облако, белила, метро, пальто, юношество, цинк, носок.

4. Поставьте  во  множественное  число  и  запишите  слова:

   Человек - ________________, судно - ____________, порт - __________________,

   слесарь - ______________.

5. Допиши  окончание:

    без  дорг_           - по  дорог_

    от  подруг_         - к  подруг_

    возле  речк_       - по  речк_

    по  тропинк_      - без  тропинк_

    около  лужайк_ - по  лужайк_

 6.  Найди  вторую  половину  выражения. Соедини  стрелками  две  части  выражения  так, чтобы  получилось  нужное  предложение.

     

Всяк  человек…

… и  тебя  пожалеют.

Ты  пожалей…

… а  на  уме  ледок.

У  страха  глаза…

…по  делу  познаётся.

На  языке  медок…

… велики.

7. Вставь  пропущенные  слова.

    _____________  наплакал.     Убить  двух  __________________.

   

   Стреляный  ___________.     Брать   _______________   за  рога.

  ____________________  слёзы.    

8. Составь  из  букв  слова.  Найди  и  подчеркни  «лишнее»  слово.  

                 ЖААРБ _______________

                 ТЯХА     _______________

                 НУССК  _______________

                 КОДАЛ  _______________          

                                             Проверочная  работа  №  5.

1. Прочитай  отрывок  из  стихотворения  К. Бальмонта  «Снежинка». Подчеркни  эпитеты.

                         Светло-пушистая                         Дорогой  бурною

                         Снежинка  белая,                         Легко  проносится

                         Какая  чистая,                               Не  в  высь  лазурную,

                         Какая  смелая.                               На  землю  просится.

 2.  Введи  в  текст  эпитеты, которые  помогут  увидеть  всю  красоту  леса  зимой.

            Я  шагнула  на   ________________  тропинку.  Меня  обступили  _________________   деревья.  Рукой  я  дотронулась  до  ____________________ берёзки. Залюбовалась  _________________ дубом. Он  замер  рядом  с  ___________________  осинкой.                                                    

3. Хитрые  вопросы.

– Какое  местоимение  превратится  в  мелкого  грызуна, если  к  нему  добавить  шипящую  букву  и  мягкий  знак? ______________________________

- Какое  местоимение  нужно  добавить  и  к  какому, чтобы  получились  самые  крупные  овощи?

___________________________

- Какие  местоимения  одинаково  читаются  слева  направо  и  справа  налево?  ________________

- За  какое  местоимение  нужно  спрятать  букву  Ц, чтобы  получилось  название  животного?

___________________________

4. Найди  в  каждой  строке  «лишнее»  слово  и  подчеркни  его.

               Я, ОН, НА, ТЫ

               НАС, НАМИ, НЕМ, НАМ

               МЫ, ОН, ВЫ, НО

               ТЕБЯ, ТЕБЕ, ТОБОЙ, ТАБУН

                МНОЙ, МЕНЯ, МНИ, МНЕ

1

2

3

7

6

5

4

5. Вставь  пропущенные  буквы.

      Насл…ждаться  пением.           Блес…нуть  знаниями.

     Скр…петь  на  морозе.              Мелкая  рыбё…ка.

     Прелес…ный  цветок.               Зы…кий  песок.

     Одр…хлевшее  дерево.              Грус…ная  улы…ка.  

     Вес…ник  несчастья.                  У…кая   доро…ка.  

6. Разбери  слова  по  составу.

                          Ромашка, растаять, сбежать, дубинка, сложить.

7.  Чайнворд.

                 1. Неопределённая  форма  глагола, являющегося  синонимом  к  глаголу  ходить.

2. Глагол  играть  в  прошедшем  времени, множественного  числа.

3. Возвратный  глагол  от  существительного  интерес.

4. Глагол  3-го  лица, единственного  числа, со  значением  «наушничать».

5. Глагол  таять, мужского  рода, в  единственном  числе, прошедшего  времени.

6. Глагол  3-го  лица, единственного  числа, со  значением  «несвязно, неразборчиво  говорить».

7. Глагол  терять  в  прошедшем  времени, множественного  числа.

                                     

                               

                                          Проверочная  работа  №  6.

1. Соедини  стрелочками  близкие  по  значению  фразеологические  обороты.    

          Не  покладая  рук.                                      И  стар  и  млад.

          Не  успел  глазом  моргнуть.                    Рукой  подать.

          Все  от  мала  до  велика.                          До  седьмого  пота.  

          В  двух  шагах.                                           В  подмётки  не  годится.

          На  седьмом  небе.                                     Не  успел  оглянуться.

          Мизинца  не  стоит.                                   На  верху  блаженства.

2. Доскажи  фразеологизм.

    Товарищ  твой  просит  украдкой                                      Дружнее  этих  двух  ребят

     Ответ  списать  из  тетрадки.                                             На  свете  не  найдёшь.

     Не  надо! Ведь  этим  ты  другу                                         О  них  обычно  говорят:

     Окажешь  _____________________________.                 «_________________________».

    Мы  исходили  городок

    Буквально  _______________________________.

3. Замени  устойчивое  выражение  одним  словом.

     Во  что  бы  то  ни  стало. _________________________

     Перемывать  косточки.   __________________________

     Бок  о  бок. _____________________________________

     Точить  лясы. ___________________________________

     Валять  дурака.__________________________________

 4. Подберите  к  данным  словам  антонимы  (слова, противоположные  по  смыслу).

Поддельный - _______________________.

Пассивный – ________________________.

Передовой – _________________________.        

Роскошь –  __________________________.

Индивидуальный - ___________________.

Лаконичный - _______________________.

Лицемерный - _______________________.

5. К  данным  словам  подберите  слова, близкие  по  смыслу (синонимы).

Выдуманный – ____________________.

Солдат – _________________________.

Противник –  _____________________.

Работа –  _________________________.

Красный – ________________________.

Друг –  ___________________________.

Идти – ___________________________.

6. Какого  зверя  так  называют?

 Сохатый _____________,   рогатый  ______________,   косой  __________________,

ядовитая  ____________,  бурый ________________.

7.  Вставь  пропущенное  слово.

         БАГОР  (РОСА)  ТЕСАК                                     ФЛЯГА  ( АЛЬТ)  ЖЕСТЬ

         ГАРАЖ  ( _______ )  ТАБАК                               КОСЯК  ( _______ )  МИРАЖ

8. Вставь  слово, которое  означало  бы  то  же, что  и  слова, стоящие  вне  скобок.

  РУКА ( ________________ ) ГРОЗДЬ         СКАМЬЯ  ( __________________ )  МАГАЗИН

       

  ЖИВОТНОЕ  ( _______________ )  НЕЖНОСТЬ       ШАЛОСТЬ ( _________________ )  БОЛЕЗНЬ

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Учение с увлечением"

Цель программы «Учение с увлечением» состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка, математике, литературному чтению, окружающему миру, ...

Методическая разработка рабочей программы для 2 класса "Чтение с увлечением. Удивительный мир природы."

1.Данная программа составлена на основе авторской программы «Чтение с увлечением. 2 класс.  М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой интегрированного курса «Удивительный мир природы» (литерат...

Методическая разработка рабочей программы для 3 класса "Чтение с увлечением. По страницам добрых книг"

Данная программа составлена на основе авторской программы «Чтение с увлечением. 3 класс».  М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг». Прог...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку...

Программа кружка дополнительного образования "Чтение с увлечением" 1 класс

Актуальность программы обусловлена тем, что способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивиду­альных возможностей каждого обучаю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»

Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального о...

методическое пособие-рабочая программа по предмету "Русский язык с увлечением" 4 класс

Представление рабочей программы по предмету "Русский язык с увлечением"  4 класс с  указанием УУД....