Программа кружка дополнительного образования "Чтение с увлечением" 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Актуальность программы обусловлена тем, что способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, воспитанию ученика-читателя. Введение спецкурса по литературе поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.
Содержание программы спецкурса по литературе создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_chtenie_s_uvlecheniem.docx | 92.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по специальному курсу по литературе
1 классы
(платные дополнительные образовательные услуги)
Автор-составитель:
Свищева Е.А.
Нижний Новгород
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа спецкурс по литературе («Чтение с увлечением») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рассчитана на развитие интереса к чтению и составлена на основе:
- Закона Российской Федерации "Об образовании";
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- С учетом методических материалов (Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)
Направленность программы спецкурс по литературе («Чтение с увлечением»)
по функциональному предназначению — учебно-познавательная,
по форме организации — кружковая,
по времени реализации — годичная.
Тип программы: тематическая, реализующая интеллектуальное, художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности.
Новизна программы:
В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанные ею этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных занятиях для осуществления квалифицированной читательской деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, воспитанию ученика-читателя. Введение спецкурса по литературе поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.
Содержание программы спецкурса по литературе создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Педагогическая целесообразность
Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
- ориентация на читательские интересы ребенка;
- разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
- разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые в курсе, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков литературного чтения;
- важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Практическая значимость курса заключается в умении:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Цель программы:
- организация самостоятельного чтения младших школьников;
- развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения.
Задачи:
- совершенствование навыка чтения обучающихся;
- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
- формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.
Спецкурс по литературе («Чтение с увлечением») имеет тесные межпредметные связи с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки.
Описание места курса
Программа спецкурса по литературе («Чтение с увлечением») рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 1 классов. На реализацию курса отводится 2 часа в неделю с октября по май (56 часов в год).
Формы организации внеурочных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли. Предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования. Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой общеобразовательной базой, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста.
Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время и в детской библиотеке.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Содержание программы занятий спецкурса по литературе («Чтение с увлечением») создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы спецкурса по литературе
1 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;
– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах;
Обучающийся получит возможность для формирования:
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– любви к природе, интереса к произведениям народного творчества;
– умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок и рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
– принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– читать тексты и понимать их фактическое содержание;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выполнять логические действия (анализ, сравнение);
– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
– сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный);
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– принимать участие в обсуждении прочитанного.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.
Предметные знания:
1 уровень
- название залов библиотеки;
- знать элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.
- что такое устное народное творчество.
2 уровень
– знать некоторых авторов книг и их название;
3 уровень
- знать наизусть 2-3 стихотворения;
- особенности русской народной сказки:
- знать детскую периодику.
Предметные умения:
1 уровень
- определять автора книги и ее название;
- соотносить иллюстрацию с текстом;
- читать по ролям.
2 уровень
- задавать и отвечать на вопросы по содержанию;
- пересказывать прочитанное;
-давать характеристику герою по его поступкам
3 уровень
– определять возможное содержание книги;
- рассказывать о полученной информации из журнала;
- сравнивать, обобщать, делать выводы.
Способы проверки результатов освоения программы
В ходе изучения каждого раздела предусмотрены коллективные творческие дела: создание книжки-малышки; создание кроссворда; создание сборника иллюстраций; создание праздничного выпуска журнала; конкурс чтецов; игры, конкурсы, викторины, в ходе которых учащиеся смогут продемонстрировать полученные знания, применить умения на практике.
Учебно – тематический план
2 часа в неделю, всего 56 часов
№ | Наименование разделов и тем | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Количество часов | Дата | ||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | ||||||||
Вводный курс (8 ч) | ||||||||||
Устное народное творчество (12 ч) | ||||||||||
1 | Понятие «устное народное творчество». Пословицы и поговорки. | Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Доказывать, что прочитанное произведение – это пословица, подбирать к рисункам строчки из стихотворения. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | 1 | 10.10 | ||||
2 | Скороговор-ки. Создание сборника. Игра «Посчитай-ся». | Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Вла-деть монологической и диалогической формами речи. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | 1 | 12.10 | ||||
3 | Загадки. Создание сборника. Игра «Отгадай загадку». | 1 | 17.10 | |||||||
4 | Колыбель-ные песенки. Театрализация. | Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Объяснять, что такое песенка; определять темп и интонационную выразительность чтения. Выразительно читать песенки. Объяснять, что такое потешка; приводить примеры потешек. Выразительно читать потешки, передавая настроение с помощью интонации. Объяснять отличие потешки от других малых литературных жанров. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | 1 | 19.10 | ||||
5 | Песенки. Инсцениро-вание. | 1 | 24.10 | |||||||
6 | Докучные сказки. | Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | 1 | 26.10 | ||||
7 | Небылицы. | 1 | 31.10 | |||||||
8 | Считалки. Игры-импровиза-ции. | 1 | 07.11 | |||||||
Основной курс (48 ч) | ||||||||||
9 | Русские народные сказки о животных. | Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении – читать выразительно; воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить логические рассуждения, прово дить аналогии, ис пользовать обобщенные способы действий. | Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, уважать их труд, заботиться о близких, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам. | 1 | 09.11 | ||||
10 | Урок-драматиза-ция по русским народным сказкам. | Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. | Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Владеть монологической и диалогической формами речи. | 1 | 14.11 | ||||
11-12 | Коллективное творческое дело: создание книжки-малышки. | Элементы, из которых состоит книга. Профессии, связанные с созданием книги. Способы деятельности по созданию книги. | Определять уровень своих достижений на основе диагностической работы. Корректировать свою работу на основе выполнен ной диагностики. | Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Владеть монологической и диалогической формами речи. | 2 | 16.11, 21.11 | ||||
Поэты - детям (10 ч) | ||||||||||
13 | Стихи о школе и детях. А.Барто. | Рассматривать выставку книг; находить нужную книгу, рассказывать о ней. Читать наизусть знакомые стихи. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Определять настроение стихотворения. Находить слова, которые помогают передать настроение. Читать стихотворение, отражая настроение. | Оценивать себя на основе совместно выработанных критериев оценивания. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | 1 | 23.11 | ||||
14 | Стихи о школе и детях. С.Михалков. | 1 | 28.11 | |||||||
15 | Стихи о школе и детях. С.Маршак. | 1 | 30.11 | |||||||
16 | Развитие речи. | Отработка навыков осмысленного беглого чтения и тренировки связной речи: - прочитать текст; - расставить предложения или части текста в правильной последовательности; - вставить пропущенные буквы, слоги, слова; - пересказать текст по картинкам и по опорным словам; - расположить рисунки по порядку; - найти лишний рисунок; - придумать начало или продолжение истории; - связать начало и концовку предложений; - ответить на поставленные вопросы полным ответом; - составить рассказ по картинкам. | Уметь слушать учителя и одноклассников, ставить учебную задачу, планировать свои действия для её достижения, осуществлять контроль своих действий в ходе работы, оценивать результат. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям. | 1 | 05.12 | ||||
17 | Б.Заходер. Стихи. | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Вла деть монологической и диалогической формами речи. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Пони мать причины успеха в собст венной учебе. | 1 | 07.12 | ||||
18 | В.Берестов. Стихи. | 1 | 15.12 | |||||||
19 | Развитие речи. | 1 | 16.12 | |||||||
20 | И.Токмако-ва. Стихи. | Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Соблюдать морально-эти ческие нормы, проявлять доб рое отношение к людям. | 1 | 19.12 | ||||
21 | Э.Успенс-кий. Стихи. | 1 | 21.12 | |||||||
22 | В. Степанов. Стихи. | 1 | 26.12 | |||||||
23 | Г.Остер. Вредные советы. | Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | 1 | 28.12 | ||||
24 | Конкурс чтецов. Стихи о школе и детях. | Читать стихи наизусть. Выбирать стихотворение для конкурса с помощью учителя, родителей. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. | Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | 1 | 09.01 | ||||
Писатели – классики детям (6 ч) | ||||||||||
25 | Сказки А.С.Пушкина. Викторина. | Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. | Проверять чтение друг друга; работая в парах и самостоятельно, оценивать свои достижения. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | 1 | 11.01 | ||||
26 | П.П.Ер-шов. Конёк – Горбунок. | Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении – читать выразительно; воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. | Проверять чтение друг друга; работая в парах и самостоятельно, оценивать свои достижения. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. | 1 | 16.01 | |||||
27 | Коллективное творческое дело: создание кроссворда по сказке «Конёк – Горбунок». | Понятие «кроссворд». Приёмы создания кроссвор-да, способы загадывания слов. Подбор слов для кроссворда. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | 1 | 18.01 | ||||
28 | Развитие речи. | 1 | 23.01 | |||||||
29 | Л.Н.Толс-той. Маленькие рассказы. | Читать самостоятельно рассказы Л.Н. Толстого. Определять смысл поступков героев; соотносить поступки героев со своими поступками. Придумывать свои рассказы на определенные жизненные ситуации. Находить рассказы из азбуки Л.Н. Толстого в сборнике. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Извле кать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. | 1 | 25.01 | ||||
30 | А.М.Горь-кий. Воробьишко. | Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Читать слова, верно выделяя ударный слог. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Читать целыми словами. Подробно пересказывать текст. | Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики. Владеть монологической и диалогической формами речи. | Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам. | 1 | 30.01 | ||||
31 | А.М.Горь-кий. Про Иванушку-дурачка. | 1 | 01.02 | |||||||
Мир современной литературы для детей. (13 ч) | ||||||||||
32 | Е.Чарушин – писатель и иллюстра-тор. Рассказы. | Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуж дения, проводить аналогии, исполь зовать обобщенные способы действий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | 1 | 06.02 | ||||
33 | М.Пляцковский. Солнышко на память. Выставка рисунков «Любимые герои» | 1 | 08.02 | |||||||
34 | В.Сутеев – писатель и иллюстра-тор. Сказки. Викторина. | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. | Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | Выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. | 1 | 13.02 | ||||
35 | Урок – драматизация по сказкам В.Сутеева. | Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Понимать при чины успеха и неудач в собст венной учебе. | 1 | 15.02 | |||||
36 | Коллективное творческое дело: создание сборника иллюстра-ций к сказкам В.Сутеева. | Выполнение творческого задания. Создание иллюстраций. Оформление сборника. | Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Корректировать свою работу на основе выполнен ной диагностики. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | 1 | 20.02 | ||||
37 | Развитие речи. | 1 | 22.02 | |||||||
38 | Е.Пермяк. Сказки и рассказы. | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. | Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. | 1 | 27.02 | ||||
39 | В.Осеева. Стихи. Рассказы. Сказка «Волшебная иголочка» | Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказы вать содержание текста с опорой на иллюстрации. | Оценивать себя на основе совместно выработанных критериев оценивания. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуж дения, проводить аналогии. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | 1 | 01.03 | ||||
40 | Л.Воронко-ва. Рассказы. | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Владеть монологи-ческой и диалоги-ческой формами речи. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Понимать причины успеха в собственной учебе. | 1 | 06.03 | ||||
41 | С.Прокофьева. Сказки. | 1 | 13.03 | |||||||
42 | Н.Носов. Рассказы. | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. | Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. | 1 | 15.03 | ||||
43 | Н.Сладков. Рассказы. | Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших. Называть особенности сказок-несказок; придумывать свои собственные сказки-несказки; находить сказки-несказки в книгах. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуж-дения, проводить аналогии, исполь-зовать обобщенные способы действий. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. | 1 | 20.03 | ||||
44 | Г.Остер. Сказки. | Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Заучи-вать наизусть небольшие тексты. | Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | 1 | 22.03 | ||||
45 | Развитие речи. | 1 | 27.03 | |||||||
46 | Библиотеч-ный урок. | Сравнение художественного и научно-популяр-ного текстов. Описывать основные события рассказа. Пересказ на основе иллюстрации. | Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | 1 | 29.03 | ||||
Сказки зарубежных писателей (3 ч) | ||||||||||
47 | Сказки Ш.Перро. | Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. | Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | Выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. | 1 | 03.04 | ||||
48 | Г.Х.Андерсен. Сказки. | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | 1 | 05.04 | ||||
49 | Сказки братьев Гримм. | Понимать, как содержание помогает выбрать нужную интонацию. Пересказывать произведение по рисункам, вопросам, плану. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | 1 | 10.04 | ||||
50 | Развитие речи. | 1 | 12.04 | |||||||
Детская периодическая печать (5 ч) | ||||||||||
51 | Знакомство с детскими журналами «Весёлые картинки», «Дисней», «Вини и его друзья». | Искать, получать и использовать информацию: оценивать содержание, языковые средства, структуру текста; обнаруживать недостоверность сведений, пробелы в информации и находить пути ее восполнения; высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста | Определение после-довательности про-межуточных целей с учетом конечного результата; состав-ление плана и по-следовательности действий. Выделение и осознание учащим-ся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Планирование учебного со-трудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников со-трудничества, способов взаи-модействия); постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе инфор-мации); учет позиции парт-неров по обще-нию; управле-ние поведени-ем партнера (контроль, кор-рекция, оценка его действия). | 1 | 17.04 | ||||
52 | Знакомство с детскими журналами «Свирель-ка», «Тошка и компа-ния». | Умение составлять небольшой связный текст в 2-3 предложения (о чем текст, его главная мысль); высказать свое мнение о прочитанном и обосновать его | Определение после-довательности про-межуточных целей с учетом конечного результата; состав-ление плана и по-следовательности действий. Выделение и осознание учащим-ся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | 1 | 19.04 | ||||
53-54 | Создание праздничного выпуска журнала «Капитошка», посвящённого окончанию 1 класса. | Анализ объектов с целью выделения признаков; синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, обобщения; подведение под понятие; построение логической цепочки, рассуждения; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Предвосхищение результата, его временных характеристик. Сличение способа действия и его результата с задан-ным эталоном с целью обнаруже-ния отклонений и отличий от эталона. Внесение необхо-димых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Планирование учебного со- трудничества; управление своим поведе- нием и поведе нием партнера; построение речевых выска зываний; вла-дение моноло-гической и диалогической формами речи; разрешение конфликтов. | 2 | 24.04, 26.04 | ||||
55 | Развитие речи. | 1 | 03.05 | |||||||
56 | Библиотеч-ная мозаика: выставка книг, игры, конкурсы. | Называть произведения, их авторов. Отвечать на вопросы; комментировать чтение. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуж-дения, проводить аналогии. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. | 1 | 08.05 |
Содержание курса
1 класс
Устное народное творчество (12ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Пословицы и поговорки. Скороговорки и загадки. Колыбельные песенки и потешки. Докучные сказки и небылицы. Считалки. Русские народные сказки о животных. Урок-драматизация по русским народным сказкам. Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность). Творческая работа «Создание книжки-малышки».
Поэты - детям (10 ч)
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова, С.Маршака, Б.Заходера, И.Токмаковой, Э.Успенского, Н.Стожковой, В. Степанова, Г.Остера.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Писатели – классики детям (6 ч)
Сказки А.С.Пушкина. Викторина. П.П.Ершов. Конёк – Горбунок. Коллективное творческое дело: создание кроссворда по сказке «Конёк – Горбунок». Л.Н.Толстой. Маленькие рассказы. А.М.Горький. Воробьишко. Про Иванушку-дурачка.
Мир современной литературы для детей. (13 ч)
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей. Е.Пермяк. Сказки и рассказы. В.Осеева. Стихи. Рассказы. Сказка «Волшебная иголочка» Л.Воронкова. Рассказы. Н.Носов. Рассказы. Н.Сладков. Рассказы. Г.Остер. Сказки. С.Прокофьева. Сказки. Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
По страницам книг В. Сутеева. Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В.Сутеев – автор и художник – оформитель. Игра «По страницам сказок В.Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
М.Пляцковский. Солнышко на память. Сборник сказок. Выставка рисунков «Любимые герои».
Библиотечный урок. Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Г.Х.Андерсен. Сказки. Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Сказки братьев Гримм.
Библиотечная мозаика: выставка книг, игры, конкурсы.
Детская периодическая печать (5 ч) Знакомство с детскими журналами «Весёлые картинки», «Дисней», «Вини и его друзья», «Свирелька», «Тошка и компания».
Уроки развития речи (7 ч) призваны помочь ребёнку освоить и полюбить процесс чтения и в дальнейшем овладеть грамотным письмом. Для уроков развития речи подготовлены папки по числу учащихся с текстами и заданиями. Задания для отработки навыков осмысленного беглого чтения и тренировки связной речи:
- прочитать текст;
- расставить предложения или части текста в правильной последовательности;
- вставить пропущенные буквы, слоги, слова;
- пересказать текст по картинкам и по опорным словам;
- расположить рисунки по порядку;
- найти лишний рисунок;
- придумать начало или продолжение истории;
- связать начало и концовку предложений;
- ответить на поставленные вопросы полным ответом;
- составить рассказ по картинкам.
Методическое обеспечение программы
1.Учебно-методическое обеспечение:
Материалы для учителя:
Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009
Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста, «Оникс21 век», 2007
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Узорова О.В. Тексты для проверки техники чтения М: АСТ Астрель, 2000
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Материалы для учащихся:
Различная печатная продукция по теме занятия, цветные и простой карандаши.
2.Наглядные пособия:
- демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов;
- репродукции картин в соответствии с содержанием программы;
- художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
- иллюстрации к литературным произведениям;
- музыкальное, аудио- и видеосопровождение.
3.Технические средства:
- компьютер;
- мультимедийный проектор и экран;
- презентации по теме занятий.
В процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение.
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы:
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов:
- замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
- отыскание свойств объекта в иной среде;
- изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведётся в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринуждённая обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведённое для мозгового штурма время.
Список литературы
«Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы», под ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва, изд-во «Вентана-Граф», 2011
«Внеклассное чтение», автор С.В.Кутявина, Москва, изд-во «ВАКО», 2010
«Внеклассное чтение. 1-4 классы. Интерактивные занятия», автор Н.В.Лободина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013
«Внеклассное чтение для начальной школы. 1-3 классы», автор О.В.Узорова, Москва, изд-во «Аквариум», 2012
Наборы сюжетных (предметных) картинок.
Словари: толковый, фразеологизмов, синонимов и антонимов.
Репродукции картин.
Портреты писателей.
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...
программа кружка дополнительного образования
данная программа расчитана на детей 4 класса,как кружок дополнительного образования по русскому языку...
программа кружка дополнительного объединения "Зеркало театра"
данная прогамма рассчитана на работу с начальными классами, позволяющая раскрыть таланты детей. рабаота проводится в различных ракурсах, татк как в начале надо познакомить учащихся с" условиями" работ...
Рабочая программа кружка дополнительного образования для 3 классов «Умники и умницы» на 2016 – 2017 учебный год для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа для организации кружковой работы обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государ...
Рабочая программа кружка дополнительного образования для 4 классов «Умники и умницы» на 2016 – 2017 учебный год для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа для организации кружковой работы обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государ...