Программа кружка дополнительного образования "Чтение с увлечением" 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Свищёва Елена Анатольевна

 Актуальность программы обусловлена тем, что способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивиду­альных возможностей каждого обучающегося, воспитанию ученика-читателя. Введение спецкурса по литературе поможет  решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.   

    Содержание программы  спецкурса по литературе создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

    Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

    В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_chtenie_s_uvlecheniem.docx92.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по специальному курсу по литературе

1 классы

(платные дополнительные образовательные услуги)

Автор-составитель:

Свищева Е.А.

                                 

Нижний Новгород

2016г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа спецкурс по литературе («Чтение с увлечением») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рассчитана на развитие интереса к чтению и составлена на основе:

- Закона Российской Федерации "Об образовании";

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

- С учетом методических материалов (Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)  

Направленность программы спецкурс по литературе («Чтение с увлечением»)  

по функциональному предназначению — учебно-познавательная,  

по форме организации —     кружковая,  

по времени реализации —  годичная.

 

Тип программы: тематическая, реализующая интеллектуальное, художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности.

Новизна программы:       

       В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанные ею этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.        

      Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных занятиях для осуществления квалифицированной читательской деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, воспитанию ученика-читателя. Введение спецкурса по литературе поможет  решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.    

    Содержание программы  спецкурса по литературе создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

    Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

    В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Педагогическая целесообразность 

Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов: 

- ориентация на читательские интересы ребенка;

- разнообразие тематики и жанров литературных текстов;

- разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые в курсе, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков литературного чтения;

- важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

Практическая значимость курса заключается в умении:

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Цель программы: 

- организация самостоятельного чтения младших школьников;

- развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

-воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения.

 

Задачи:

- совершенствование навыка чтения обучающихся;

- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

- знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

- формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;

- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки,         полученные на уроках литературного чтения;

- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.

      Спецкурс по литературе («Чтение с увлечением») имеет тесные межпредметные связи с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки.

Описание места курса

           Программа спецкурса по литературе («Чтение с увлечением»)  рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 1 классов. На реализацию курса отводится 2 часа в неделю с октября по май (56 часов в год).

Формы организации внеурочных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли. Предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования.  Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие,  предисловие, форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой  общеобразовательной базой, ориентированной  на обучение детей  младшего школьного возраста.

Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время и в детской библиотеке.

 Описание ценностных ориентиров содержания программы

           Содержание программы занятий спецкурса по литературе («Чтение с увлечением») создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

Личностные, метапредметные и предметные результаты 

освоения программы спецкурса по литературе  

1 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;

– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах;

Обучающийся получит возможность для формирования:

– основы для эмоционального переживания художественного текста;

– любви к природе, интереса к произведениям народного творчества;

– умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок и рассказов.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

– принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать цель и смысл выполняемых заданий;

– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

– осуществлять первоначальный контроль своих действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– читать тексты и понимать их фактическое содержание;

– выделять события, видеть их последовательность в произведении.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выполнять логические действия (анализ, сравнение);

– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

– сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный);

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

– принимать участие в обсуждении прочитанного.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять интерес к общению и групповой работе;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.

Предметные знания:

1 уровень

- название залов библиотеки;

- знать элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.

- что такое устное народное творчество.

2 уровень

– знать некоторых авторов  книг и их название;

3 уровень

- знать наизусть 2-3 стихотворения;

- особенности русской народной сказки:

- знать детскую периодику.

Предметные умения:

1 уровень

-  определять автора книги и ее название;

-  соотносить иллюстрацию с текстом;

- читать по ролям.

2 уровень

- задавать и  отвечать на вопросы по содержанию;

- пересказывать прочитанное;

-давать характеристику герою по его поступкам

3 уровень

– определять возможное содержание книги;

- рассказывать о полученной информации из журнала;

- сравнивать, обобщать, делать выводы.

Способы проверки результатов освоения программы

В ходе изучения каждого раздела предусмотрены коллективные творческие дела: создание книжки-малышки; создание кроссворда; создание сборника иллюстраций; создание праздничного выпуска журнала; конкурс чтецов; игры, конкурсы, викторины, в ходе которых учащиеся смогут продемонстрировать полученные знания, применить умения на практике.

Учебно – тематический план

2 часа в неделю, всего 56 часов

Наименование разделов и тем

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Количество часов

Дата

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Вводный курс (8 ч)

Устное народное творчество (12 ч)

1

Понятие «устное народное творчество». Пословицы и поговорки.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Доказывать, что прочитанное произведение – это пословица, подбирать к рисункам строчки из стихотворения.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

1

10.10

2

Скороговор-ки. Создание сборника. Игра «Посчитай-ся».

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Вла-деть монологической и диалогической формами речи.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

1

12.10

3

Загадки. Создание сборника. Игра «Отгадай загадку».

1

17.10

4

Колыбель-ные песенки. Театрализация.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Объяснять, что такое песенка; определять темп и интонационную выразительность чтения. Выразительно читать песенки. Объяснять, что такое потешка; приводить примеры потешек. Выразительно читать потешки, передавая настроение с помощью интонации. Объяснять отличие потешки от других малых литературных жанров.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

1

19.10

5

Песенки. Инсцениро-вание.

1

24.10

6

Докучные сказки.  

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

1

26.10

7

Небылицы.

1

31.10

8

Считалки. Игры-импровиза-ции.

1

07.11

Основной курс (48 ч)

9

Русские народные сказки о животных.

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении – читать выразительно; воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить логические рассуждения, прово дить аналогии, ис пользовать обобщенные способы действий.

Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, уважать их труд, заботиться о близких, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.

1

09.11

10

Урок-драматиза-ция по русским народным сказкам.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления.

Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Владеть монологической и диалогической формами речи.

1

14.11

11-12

Коллективное творческое дело: создание книжки-малышки.

Элементы, из которых состоит книга. Профессии, связанные с созданием книги. Способы деятельности по созданию книги.

Определять уровень своих достижений на основе диагностической работы. Корректировать свою работу на основе выполнен ной диагностики.

Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Владеть монологической и диалогической формами речи.

2

16.11, 21.11

Поэты - детям (10 ч)

13

Стихи о школе и детях. А.Барто.

Рассматривать выставку книг; находить нужную книгу, рассказывать о ней. Читать наизусть знакомые стихи. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Определять настроение стихотворения. Находить слова, которые помогают передать настроение. Читать стихотворение, отражая настроение.

Оценивать себя на основе совместно выработанных критериев оценивания. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

1

23.11

14

Стихи о школе и детях.   С.Михалков.

1

28.11

15

Стихи о школе и детях.    С.Маршак.

1

30.11

16

Развитие речи.

Отработка навыков осмысленного беглого чтения и тренировки связной речи:

- прочитать текст;

- расставить предложения или части текста в правильной последовательности;

- вставить пропущенные буквы, слоги, слова;

- пересказать текст по картинкам и по опорным словам;

- расположить рисунки по порядку;

- найти лишний рисунок;

- придумать начало или продолжение истории;

- связать начало и концовку предложений;

- ответить на поставленные вопросы полным ответом;

- составить рассказ по картинкам.

Уметь слушать учителя и одноклассников, ставить учебную задачу, планировать свои действия для её достижения, осуществлять контроль своих действий в ходе работы, оценивать результат.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям.

1

05.12

17

Б.Заходер. Стихи.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Вла деть монологической и диалогической формами речи.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Пони мать причины успеха в собст венной учебе.

1

07.12

18

В.Берестов. Стихи.

1

15.12

19

Развитие речи.

1

16.12

20

И.Токмако-ва. Стихи.

Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Соблюдать морально-эти ческие нормы, проявлять доб рое отношение к людям.

1

19.12

21

Э.Успенс-кий. Стихи.

1

21.12

22

В. Степанов. Стихи.

1

26.12

23

Г.Остер. Вредные советы.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

1

28.12

24

Конкурс чтецов. Стихи о школе и детях.

Читать стихи наизусть. Выбирать стихотворение для конкурса с помощью учителя, родителей. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.

Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

1

09.01

Писатели – классики детям (6 ч)

25

Сказки А.С.Пушкина. Викторина.

Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Проверять чтение друг друга; работая в парах и самостоятельно, оценивать свои достижения. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

1

11.01

26

П.П.Ер-шов. Конёк – Горбунок.

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении – читать выразительно; воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать народную и литературную сказку. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Проверять чтение друг друга; работая в парах и самостоятельно, оценивать свои достижения. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

1

16.01

27

Коллективное творческое дело: создание кроссворда по сказке «Конёк – Горбунок».

Понятие «кроссворд». Приёмы создания кроссвор-да, способы загадывания слов. Подбор слов для кроссворда.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

1

18.01

28

Развитие речи.

1

23.01

29

Л.Н.Толс-той. Маленькие рассказы.

Читать самостоятельно рассказы Л.Н. Толстого. Определять смысл поступков героев; соотносить поступки героев со своими поступками. Придумывать свои рассказы на определенные жизненные ситуации. Находить рассказы из азбуки Л.Н. Толстого в сборнике.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Извле кать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

1

25.01

30

А.М.Горь-кий. Воробьишко.  

Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Читать слова, верно выделяя ударный слог. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Читать целыми словами. Подробно пересказывать текст.

Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.

1

30.01

31

А.М.Горь-кий. Про Иванушку-дурачка.

1

01.02

Мир современной литературы для детей.  (13 ч)

32

Е.Чарушин – писатель и иллюстра-тор.

Рассказы.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуж дения, проводить аналогии, исполь зовать обобщенные способы действий.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

1

06.02

33

М.Пляцковский. Солнышко на память. Выставка рисунков «Любимые герои»

1

08.02

34

В.Сутеев – писатель и иллюстра-тор. Сказки. Викторина.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

1

13.02

35

Урок – драматизация по сказкам В.Сутеева.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Понимать при чины успеха и неудач в собст венной учебе.

1

15.02

36

Коллективное творческое дело: создание сборника иллюстра-ций к сказкам В.Сутеева.

Выполнение творческого задания. Создание иллюстраций. Оформление сборника.

Проверять себя и оценивать свои  достижения (с помощью учителя). Корректировать свою работу на основе выполнен ной диагностики.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

1

20.02

37

Развитие речи.

1

22.02

38

Е.Пермяк. Сказки и рассказы.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

1

27.02

39

В.Осеева. Стихи. Рассказы. Сказка «Волшебная иголочка»

Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказы вать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Оценивать себя на основе совместно выработанных критериев оценивания. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуж дения, проводить аналогии.

Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

1

01.03

40

Л.Воронко-ва. Рассказы.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Владеть монологи-ческой и диалоги-ческой формами речи.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Понимать причины успеха в собственной учебе.

1

06.03

41

С.Прокофьева. Сказки.

1

13.03

42

Н.Носов. Рассказы.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

1

15.03

43

Н.Сладков. Рассказы.

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших. Называть особенности сказок-несказок; придумывать свои собственные сказки-несказки; находить сказки-несказки в книгах. Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуж-дения, проводить аналогии, исполь-зовать обобщенные способы действий.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

1

20.03

44

Г.Остер. Сказки.

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Заучи-вать наизусть небольшие тексты.

Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

1

22.03

45

Развитие речи.

1

27.03

46

Библиотеч-ный урок.

Сравнение художественного и научно-популяр-ного текстов. Описывать основные события рассказа. Пересказ на основе иллюстрации.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

1

29.03

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

47

Сказки Ш.Перро.

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

1

03.04

48

Г.Х.Андерсен. Сказки.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец  предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

1

05.04

49

Сказки братьев Гримм.

Понимать, как содержание помогает выбрать нужную интонацию. Пересказывать произведение по рисункам, вопросам, плану.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

1

10.04

50

Развитие речи.

1

12.04

Детская периодическая печать (5 ч)

51

Знакомство с детскими журналами «Весёлые картинки», «Дисней», «Вини и его друзья».

Искать, получать и использовать информацию: оценивать содержание, языковые средства, структуру текста; обнаруживать недостоверность сведений, пробелы в информации и находить пути ее восполнения; высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста

Определение после-довательности про-межуточных целей с учетом конечного результата; состав-ление плана и по-следовательности действий.

Выделение и осознание учащим-ся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Планирование учебного со-трудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников со-трудничества, способов взаи-модействия);

постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе инфор-мации);  учет позиции парт-неров по обще-нию; управле-ние поведени-ем партнера (контроль, кор-рекция, оценка его действия).

1

17.04

52

Знакомство с детскими журналами «Свирель-ка», «Тошка и компа-ния».

Умение составлять небольшой связный текст в 2-3 предложения (о чем текст, его главная мысль); высказать  свое мнение  о прочитанном и обосновать его

Определение после-довательности про-межуточных целей с учетом конечного результата; состав-ление плана и по-следовательности действий.

Выделение и осознание учащим-ся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1

19.04

53-54

Создание праздничного выпуска журнала «Капитошка», посвящённого окончанию 1 класса.

Анализ объектов с целью выделения признаков;

синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, обобщения;

подведение под понятие;

построение логической цепочки, рассуждения;

доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Предвосхищение результата, его временных характеристик.  Сличение способа действия и его результата с задан-ным эталоном с целью обнаруже-ния отклонений и отличий от эталона. Внесение необхо-димых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Планирование

учебного со- трудничества; управление

своим поведе- нием и поведе нием партнера; построение

речевых выска зываний; вла-дение моноло-гической и диалогической

формами речи;

разрешение

конфликтов.

2

24.04, 26.04

55

Развитие речи.

1

03.05

56

Библиотеч-ная мозаика: выставка книг, игры, конкурсы.

Называть произведения, их авторов. Отвечать на вопросы; комментировать чтение. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуж-дения, проводить аналогии.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

1

08.05

Содержание курса

1 класс

Устное народное творчество (12ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Пословицы и поговорки. Скороговорки и загадки. Колыбельные песенки и потешки. Докучные сказки и небылицы. Считалки. Русские народные сказки о животных. Урок-драматизация по русским народным сказкам. Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.  Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность). Творческая работа «Создание книжки-малышки».

Поэты - детям (10 ч)

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова, С.Маршака, Б.Заходера, И.Токмаковой, Э.Успенского, Н.Стожковой, В. Степанова,  Г.Остера.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Писатели – классики детям (6 ч)

Сказки А.С.Пушкина. Викторина. П.П.Ершов. Конёк – Горбунок. Коллективное творческое дело: создание кроссворда по сказке «Конёк – Горбунок». Л.Н.Толстой. Маленькие рассказы. А.М.Горький. Воробьишко. Про Иванушку-дурачка.

Мир современной литературы для детей.  (13 ч)

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей. Е.Пермяк. Сказки и рассказы. В.Осеева. Стихи. Рассказы. Сказка «Волшебная иголочка» Л.Воронкова. Рассказы. Н.Носов. Рассказы. Н.Сладков. Рассказы. Г.Остер. Сказки. С.Прокофьева. Сказки. Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.

По страницам книг В. Сутеева. Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В.Сутеев – автор и художник – оформитель. Игра «По страницам сказок В.Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

М.Пляцковский. Солнышко на память. Сборник сказок. Выставка рисунков «Любимые герои».

Библиотечный урок. Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения  в библиотеке.

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

 Г.Х.Андерсен. Сказки. Книга-сборник историй. Герои книги.  Слушание и чтение отдельных историй.

Сказки братьев Гримм.

Библиотечная мозаика: выставка книг, игры, конкурсы.

Детская периодическая печать (5 ч) Знакомство с детскими журналами «Весёлые картинки», «Дисней», «Вини и его друзья», «Свирелька», «Тошка и компания».

Уроки развития речи (7 ч) призваны помочь ребёнку освоить и полюбить процесс чтения и в дальнейшем овладеть грамотным письмом.  Для уроков развития речи подготовлены папки по числу учащихся с текстами и заданиями. Задания для отработки навыков осмысленного беглого чтения и тренировки связной речи:

- прочитать текст;

- расставить предложения или части текста в правильной последовательности;

- вставить пропущенные буквы, слоги, слова;

- пересказать текст по картинкам и по опорным словам;

- расположить рисунки по порядку;

- найти лишний рисунок;

- придумать начало или продолжение истории;

- связать начало и концовку предложений;

- ответить на поставленные вопросы полным ответом;

- составить рассказ по картинкам.

Методическое обеспечение программы

1.Учебно-методическое обеспечение:

Материалы для учителя:

Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009

Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста, «Оникс21 век», 2007

Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

Узорова О.В. Тексты для проверки техники чтения М: АСТ Астрель, 2000

Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

Материалы для учащихся:

 Различная печатная продукция по теме занятия, цветные и простой карандаши.

2.Наглядные пособия:

- демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов;

- репродукции картин в соответствии с содержанием программы;

- художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

- иллюстрации к литературным произведениям;

- музыкальное, аудио- и видеосопровождение.

3.Технические средства:

- компьютер;

- мультимедийный проектор и экран;

- презентации по теме занятий.

В процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение.

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

- ослабить скрытые конфликты;

- выработать общее решение;

- повысить эффективность работы участников дискуссии;

- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы:

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов:

- замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

- отыскание свойств объекта в иной среде;

- изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведётся в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринуждённая обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведённое для мозгового штурма время.

Список литературы

«Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы»,  под ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва, изд-во «Вентана-Граф»,  2011

«Внеклассное чтение», автор С.В.Кутявина, Москва, изд-во «ВАКО», 2010

«Внеклассное чтение. 1-4 классы. Интерактивные занятия», автор Н.В.Лободина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013

«Внеклассное чтение для начальной школы. 1-3 классы», автор О.В.Узорова, Москва, изд-во «Аквариум», 2012

Наборы сюжетных (предметных) картинок.

Словари: толковый, фразеологизмов, синонимов и антонимов.

Репродукции картин.

Портреты писателей.

Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х   ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»

Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.

Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка"  1 класс...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...

программа кружка дополнительного образования

данная программа расчитана на детей 4 класса,как кружок дополнительного образования по русскому языку...

программа кружка дополнительного объединения "Зеркало театра"

данная прогамма рассчитана на работу с начальными классами, позволяющая раскрыть таланты детей. рабаота проводится в различных ракурсах, татк как в начале надо познакомить учащихся с" условиями" работ...

Рабочая программа кружка дополнительного образования для 3 классов «Умники и умницы» на 2016 – 2017 учебный год для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа для организации кружковой работы обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государ...

Рабочая программа кружка дополнительного образования для 4 классов «Умники и умницы» на 2016 – 2017 учебный год для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа для организации кружковой работы обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государ...