Буква у, звук [у]. Перспектива
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Уроки 23, 28. Звук [у]. Строчная буква у. Заглавная буква У.
Задачи: учить распознавать звук [у] и соответствующую букву, давать характеристику звука [у], различать твёрдые и мягкие согласные звуки, писать строчную букву у, соединения букв; упражнять в делении слов на слоги, в составлении предложений.
Формируемые УУД: распознавать звук [у] и соответствующую букву; давать характеристику звука [у]; писать строчную букву у; делить слова на слоги; составлять предложения по схеме; составлять рассказ по опорным словам.
Ход уроков
I. Организационный момент
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
- Как вы думаете, без каких знаний невозможно взаимопонимание на уроке?
- Давайте настроимся на дружную и добрую работу.
II. Эмоционально-волевая регуляция
Дыхательная гимнастика
(Исходное положение — сидя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах. Вдох и выдох со спокойным и плавным опусканием ключиц и плеч. Упражнение повторить 5—7 раз.)
III. Актуализация знаний
- Что называют звуками речи? (Звуки, которые человек использует в своей речи.)
- Как обозначается речевой звук на письме? (Буквой.)
- С какими речевыми звуками мы уже познакомились? (Со звуками [а], [о].)
- Какими буквами они обозначаются на письме? Напишите эти буквы.
(Учащиеся пишут изученные печатные и письменные буквы на индивидуальных магнитных досках.)
- Что такое ударение в слове? (Когда один слог произносится с большей силой голоса.)
- Составьте предложение о погоде из четырёх слов.
IV. Мотивационно-целевой этап
- Какой одинаковый звук есть в словах умница, Маруся, курица, лук, груша, кенгуру! (Звук [у].)
- Что вы можете рассказать об этом звуке?
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке [у], научиться писать соответствующие буквы.)
V. Работа по теме уроков
1. Работа по «Азбуке» (с. 70)
- Рассмотрите рисунок.
- Что делает волчонок? (Воет на луну.)
- Почему он закрыл глаза? (Ему грустно.)
- Почему волчонку грустно? (Он один.)
- Попробуйте изобразить голосом, как воет волчонок. (У-у-у-у-у)
- С каким звуком познакомил нас волчонок? (Со звуком [у].)
- Произнесите этот звук ещё раз и охарактеризуйте его. (Звук [у] гласный, потому что при его произнесении воздух изо рта выходит свободно.)
- Кто изображён на «волшебном» рисунке? (Улитка.)
- Какую букву она напоминает? Почему?
- Покажите прописную и строчную буквы У, у на ленте букв.
- Что вы знаете об улитке? (Медленно передвигающийся моллюск, любит жить во влажных местах.)
- В какой части слова вы слышите новый звук?
- Разгадайте ребус. (Улитка.)
- Как вы догадались? (Звуко-буквенный анализ слов луна, туча.)
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 10)
- Какие слова зашифрованы с помощью рисунков? (Улитка, луна.)
- Составьте звуковые схемы этих слов.
- Чем похожи и чем различаются прописная и строчная буквы У и у? (Форма букв одинаковая, но прописная буква немного возвышается над строкой.)
- Рассмотрите письменную строчную букву у в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
- Откуда нужно начинать писать букву у?
- Обведите образец.
(Буква состоит из двух элементов. Первый элемент – короткая палочка с закруглением внизу. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз. Чуть-чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до верхней линии рабочей строки.
Второй элемент – палочка с петлей внизу. Второй элемент начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз длинную палочку, затем движением руки влево пишем петлю, она должна быть небольшой. Петля пересекается с наклонной палочкой обязательно на нижней линии рабочей строки. Заканчиваем писать на середине рабочей строки.)
- Рассмотрите картинки, данные ниже.
- Что на них изображено?
- В каких словах есть звук [у]? (Сумка, утка, куры.)
- Составьте звуковые схемы этих слов. Обозначьте звук [у] в словах буквами.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме уроков
1. Работа по «Азбуке» (с. 70)
(Чтение текста читающими учениками.)
- Составьте предложение по приведённой ниже схеме. (Работа в парах.)
- Произнесите каждое слово предложения, разделяя на слоги.
— Произнесите слова так, чтобы отчётливо слышался ударный звук.
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 10)
(Учащиеся обводят и прописывают соединения букв, слово ау.)
3. Работа по «Азбуке» (с. 71)
- Рассмотрите верхний рисунок.
- Кто на нём изображён? (Петухи куры.)
— Покажите, как кричит петух.
(Звуковой анализ слов ку-ка-ре-ку, куры.)
- Тле находится звук [у] в слове куры! Какой буквой он обозначается на письме?
- Кто изображён на рисунке ниже? (Корова.)
— А что «говорит» корова?
(Звуковой анализ слова му-му.)
- Рассмотрите задание внизу страницы. Как вы думаете, что нужно сделать? (Найти лишнюю картинку.)
- Какая картинка лишняя? (Та, на которой изображены жуки, так как на остальных картинках нарисованы птицы.)
— Назовите этих птиц. (Голуби, журавли.)
(Звуко-буквенный анализ слов жуки, голуби, журавли.)
4. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 11)
- Кто изображён на рисунке сверху? (Удав.)
- Составьте звуковую схему слова удав.
- Назовите ударный звук в этом слове.
- Раскрасьте рисунок.
— Рассмотрите письменную прописную букву У в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
(Написание элементов письменной прописной буквы Усначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
VIII. Физкультминутка
IX. Продолжение работы по теме уроков
1. Упражнения в распознавании гласных звуков в словах
- Послушайте сказку «Про маленького паучка» и попытайтесь определить, сколько раз в словах сказки встретится звук [у]
На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух.
Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись а его братья - большие пауки ругали и называли лодырем, а он доказать всем, что я не лодырь», — решил маленький паучок. И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.
«Вот обрадуются утром братья, - думал довольный паучок, — ведь это так красиво — красная паутина!»
- Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.
Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась. А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живёт...
Г.Юдин
- Чему учит эта сказка? (Не следует делать того, в чём неуверен, даже из добрых побуждений. Всему надо учиться у взрослых.)
- Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если звук (а] находится в начале слова, кивните головой, если звук (а] находится в середине слова, топнете ногой, если звук [а] находится на конце слова.
Лужа, диван, стул, бумага, книга, ужин, пропись, задание, музыка, тетрадь. азбука, друг, мастер, Анна, матрёшка, телевизор, зима.
2. Упражнение в распознавании буквы о в словах
(Каждый ученик получает карточку с перечнем разных букв, нуту нужно подчеркнуть все буквы о и сосчитать их количество.)
. о, ю, о, р, с, э, в, с, о, ы, ф, с, о, е, в, я, о, ю, п, з, а, т.
3. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 11)
- Рассмотрите рисунок внизу страницы.
- Составьте рассказ по рисунку.
Примерный рассказ
У пруда утка с утятами. Утята ловят рыбу удочкой. На ужин будет уха.
(Звуковой анализ слова утята)
X. Подведение итогов уроков
- Что нового узнали?
- Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звуки [т] [т`], буква Т,т УМК Перспектива Климанова Л.Ф.
Звуки [т] [т`], буква Т,т УМК Перспектива Климанова Л.Ф. Урок с мультимедийным приложением....
Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"
Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...
Урок обучения грамоте 1 класс УМК Перспектива "Буква Чч, звук (ч)
Урок обучения грамоте...
Конспект урока по обучению грамоте Буква А, звук [а]. Перспектива
Конспект урока по обучению грамоте Буква А, звук [а]. Перспектива....
Буква О, звук [о]. Перспектива
Буква О, звук [о]. Перспектива...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память. Повторение изученных букв и звуков" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цель урока: создание условий для закрепления знаний об изученных звуках и буквах.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о буквах и звуках;2. Закрепить умения ...