Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память. Повторение изученных букв и звуков" (УМК "Перспектива", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Понкратова Анастасия Алексеевна

Цель урока: создание условий для закрепления знаний об изученных звуках и буквах.

Задачи урока:

Дидактические:

1. Обобщить и систематизировать знания о буквах и звуках;

2. Закрепить умения различать гласные и согласные, мягкие и твёрдые согласные звуки.

Развивающие:

1. Развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

2. Развивать у обучающихся умения анализировать ответы товарищей.

Воспитательные:

1. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;

2. Дать почувствовать, увидеть, что решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Уметь различать понятия «звук» и «буква».

2. Научаться вычленять звуки из слова.

Личностные:

1. Становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны.

2. Признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 08.12.2022

Школа: МАОУ «АЛ №95»

Класс: 1-3

Урок: 3

Время:9.45-10.25 Кабинет: 219

Студент: Понкратова Анастасия Алексеевна

Группа: 43

Учитель: Белоярова Татьяна Валеревна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Узелки на память. Повторение изученных букв и звуков»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: создание условий для закрепления знаний об изученных звуках и буквах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Обобщить и систематизировать знания о буквах и звуках;
  2. Закрепить умения различать гласные и согласные, мягкие и твёрдые согласные звуки.

Предметные:

  1. Уметь различать понятия «звук» и «буква».
  2. Научаться вычленять звуки из слова.

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;
  2. Развивать у обучающихся умения анализировать ответы товарищей.

Личностные:

  1. Становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны.
  2. Признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
  2. Дать почувствовать, увидеть, что решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии.

УМК: «Перспектива»; Азбука, 1 класс, 1 часть; Климанова Л.Ф., Макеева С. Г.

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 минуты)

Самоопределение к деятельности

(1-2 минуты)

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Психологически настраивает учащихся класса на урок.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

-Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Ну-ка улыбнитесь,

А теперь, садитесь.

1. Организуют свое рабочее место; приветствуют учителя.

УУРД: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация (7 минут)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: объяснение

П: инструктаж

Ф:

М: репродуктивный

П: артикуляционная разминка

Ф:

М: беседа

П: ответы на вопросы

  1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала:

-Прежде чем мы начнём с вами работать нам нужно вспомнить, как сидит хороший первоклассник, который готов работать на уроке. Выпрямите спину, руки положите на парту, ноги поставьте на пол.

Организует артикуляционную разминку

-А сейчас, чтобы нам говорить четко и громко нужно размять артикуляционный аппарат. Все-все представили, что наш язык это футбольный мяч и мы с вами на матче. Начинает забивать гол в одни ворота (вправо) и другие (влево).

-Молодцы, хорошо справились. Следующим мы проверим как хорошо вы сегодня почистили зубки. Представим, что ваш язык это зубная щетка. Проверим сначала верхние зубы, а затем нижние (несколько повторений).

-Хорошо почистили зубки, молодцы. А сейчас улыбнемся друг друга. Хорошо растягиваем губы в улыбку, держим 5 секунд, а теперь представим, что нам нужно попить из трубочки, вытягиваем губы вперёд и держим 5 секунд. А теперь снова улыбнёмся, и опять попьем из трубочки.

-Какие все молодцы. Очень старались.

-Посмотрите на слайд. Что вы видите?

-А вы знаете, как правильно называются такие стихотворения?

-Они называются чистоговорки. Они помогают нам правильно произносить звуки. Я прочитаю вам чистоговорку, а вы внимательно слушайте.

Читает чистоговорку

-Прочитаем чистоговорку все вместе хором.

Сначала медленно, затем быстрее.

-А сейчас ваша очередь. Будем читать хором по одному предложению по рядам. Читаем негромко, чтобы не создавать шум; четко, проговариваем все звуки.

-Молодцы, ребята. Ой, смотрите, у меня тут есть верёвочка, а на ней какие-то узелки. Что бы это могло значить, не могу никак вспомнить. Может быть, вы мне поможете вспомнить, зачем нужны эти узелки на верёвке?

-Точно, я вспомнила. Как раз завязала узелок, чтобы не забыть вам рассказать про узелки на память. А может быть вы еще знаете какие-то приемы, которыми пользовались люди раньше или пользуются сейчас для того, чтобы не забывать какую-то информацию?

-Все верно. Этот способ запоминания появился в 20 веке. Люди завязывали узелки на носовых платках, потому что бумага была дорогая и не каждый мог позволить себе записывать все важные дела.

  1. Актуализируют необходимый опыт: Выполняют установку учителя

Выполняют артикуляционную разминку

-Слоги и предложения. Стихотворение.

-Нет.

Читают чистоговорку хором

Читают чистоговорку по рядам

-Раньше для того чтобы не забывать что-то сделать, завязывали узелки.

-Рисуют крестики на руке.

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

УУРД: проявлять готовность выполнять поручения.

УУРД: ответственно выполнять свою часть работы.

УУКД: корректно и аргументировано высказывать свое мнение.

Презентация

Постановка учебной задачи

(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися.

-А как вы думаете, что нам нужно запомнить, какой узелок завязать на уроке обучения грамоте?

-Верно. Предположите тему нашего урока.

-Молодцы. А какую цель поставим на урок?

-Отлично. Но сегодня у нас с вами не просто урок, а урок - соревнование, которые называются «Секреты азбуки». У нас будут различные станции с заданиями, которые вам нужно будет выполнить. Соревноваться будем рядами, то есть первый ряд - первая команда, второй ряд - вторая и третий ряд - третья команда.

-За каждый правильный ответ я начислять вам баллы, у какого ряда в конце урока будет больше баллов, тот ряд и победит.

-Посмотрите на доску, у меня здесь написан план нашего урока. Какой пункт плана мы уже выполнили?

  1. Узнаем, зачем завязывают узелки на верёвке.
  2. Закрепим изученные буквы и звуки.
  3. Узнаем, что такое загадки.
  4. Закрепим знания о согласных звуках.
  5. Научимся произносить скороговорки.
  6. Закрепим составление схему к предложению.
  7. Сделаем выводы о проделанной работе.

-Итак, вы готовы начинать?

Формулируют тему и цели урока

-Нужно запомнить изученные буквы и звуки.

-«Узелки на память. Повторение изученных букв и звуков».

-Повторить изученные буквы и звуки.

  1. Узнаем зачем завязывают узелки на верёвке.

-Да.

УУПД: с помощью учителя планировать цель.

УУКД: корректно и аргументировано высказывать свое мнение.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Презентация

Обобщение и систематизация знаний и умений

(23 мин)

Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений

Ф

М: языковой анализ

П: звукобуквенный разбор

ВК

Ф

М: частично-поисковый

П: загадки

ВК

ВК

Ф

М: языковой анализ

П: звукобуквенный разбор

Ф

М: репродуктивный

П: скороговорка

ВК

Ф

М: языковой анализ

П: фонетический разбор

ВК

Ф

М: языковой анализ

П: синтаксический анализ (составление схемы предложения)

ВК

Ф

М: работа с книгой

П: чтение стихотворений

-Итак, первая станция «Назови меня».

Сейчас на слайде будут появляться буквы. Ваша задача правильно назвать имя буквы и какие звуки она может означать. Готовы?

А

О

Ё

У

Ы

И

Э

Е

М

С

Н

Л

Т

К

Р

В

П

Г

-Молодцы, ребята. Вы все правильно произносите звуки и заработали своим командам много баллов. А мы идем дальше, на следующую станцию.

-Она называется «Скажи слово». Для начала ответьте на вопрос, знаете ли вы, что такое загадка? Загадка - короткое произведение, в котором вместо предмета или явления называются его признаки или действия.

А сейчас задание. На слайде будут загадки, вам нужно догадаться, что это за слово и быстрее другого ряда поднять руку и ответить. Давайте договоримся не кричать и отвечать только по поднятой руке, чтобы другие не подслушали ваш ответ.

  1. Не сапожник, не портной

Носит ножницы с собой.

  1. Всем знакома эта птица,

Не воробей и не синица,

В черном оперении сидит,

«Кар-кар» она громко кричит.

  1. Тело деревянное,

Одежка рваная,

Не ест, не пьет,

Огород стережет.

  1. В воде искупался – сух остался.
  2. Зимой и летом - один цветом.
  3. Спит под ёлкой колобок, колобок – колючий бок.

-Как хорошо вы умеете отгадывать загадки, я даже не думала. Очень много баллов вы принесли своим командам в этом соревновании. Ну а мы движемся дальше. Следующая станция «Схема все знает»

Посмотрите на схемы на доске. В чем разница эти схем?

-Все верно. Я для вас подготовила слоги слова и вам нужно будет разделить их в правильный столбик. Выходим по одному человеку от ряда, выбираем карточку и крепим.

нОс, нЁс, вОл, вЁл, пЁсик, пОни, вОрона, вЁсла, рОв, рЁв, мЭр, мЕл, гИри, гОры, мОл, мЁл.

-Отлично. Дальше нас ждет очень интересная станция: «Всех перескороговори». Знаете ли вы, что такое скороговорки? Скороговорка - это шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

Перед вами скороговорки. Сейчас мы сначала проговорим все скороговорки вместе.

-Почему это скороговорки?

-Повторим скороговорки все вместе быстрее.

-Сейчас проговорите скороговорки про себя. Покажите знаком готовности, когда закончите.

Вам нужно по рядам на счёт три-четыре, в пол голоса, чтобы не мешать другим классам, сказать скороговорку чётко и сложено всем рядом. Готовы?

  1. Уголёк в уголок принеси, в уголке уголёк потуши.
  2. Пели в поле у просёлка перепел и перепёлка.
  3. Ёжик желтой сыроежке рад, как белочка орешкам.

-У вас получается отличная команда.

«Сосчитай меня»

На страницах 108 в учебнике у вас есть загадка:

Мала, а никому не мила.

Подумаем, кто или что это может быть?

-Правильно это мышка. Сейчас мы будем работать в парах с этой загадкой. У каждого ряда свое задание:

  1. Сосчитать, сколько гласных букв;
  2. Сосчитать, сколько мягких согласных;
  3. Сосчитать, сколько твёрдых согласных.

И нужно будет назвать где именно эти звуки.

Начали.

-Все верно, ребята молодцы. И последняя станция на сегодня: «Кирпичик к кирпичику».

У вас будет дано предложение ваша задача составить схему к этому предложению. Я попрошу по одному человеку от ряда выйти к доске, чтобы выполнить это задание. У вас всех одно предложение. Кто быстрее и правильно составит схему, тот заработает балл своей команде.

Пётр Петру пёк пирог.

Если останется время

-Откройте страницу 110. Сейчас диктор прочитает вам эти стихотворения, слушайте внимательно.

-Теперь прочитаем эти стихотворения про себя самостоятельно.

-А теперь давайте прочитаем их по строчке.

Может быть кто-то хочет прочитать всё стихотворение полностью?

IMG_256

-Да.

Буква А, звук [а]

Буква О, звук [о]

Буква Ё, звук [о], [й’ о]

Буква У, звук [у]

Буква Ы, звук [ы]

Буква И, звук [и]

Буква Э, звук [э]

Буква Е, звук [э], [й’ э]

Буква ЭМ, звук [м], [м’]

Буква ЭС, звук [с], [с‘]

Буква ЭН, звук [н], [н‘]

Буква ЭЛЬ, звук [л], [л‘]

Буква ТЭ, звук [т], [т‘]

Буква КА, звук [к], [к‘]

Буква ЭР, звук [р], [р‘]

Буква ВЭ, звук [в], [в‘]

Буква ПЭ, звук [п], [п‘]

Буква ГЭ, звук [г], [г‘]

-Нет.

  1. Рак
  2. Ворона
  3. Пугало
  4. Гусь
  5. Ёлка
  6. Ёжик

-На первой схеме первый звук твердый, на второй схеме первый звук мягкий.

Твердая буква: нос, вол, пони, ворона, ров, мэр, горы, мол.

Мягкая буква: нёс, вёл, пёсик, вёсла, рёв, мел, гири, мёл.

-Нет

-Потому что в этих предложениях есть звуки, которые затрудняют произношение.

Произносят скороговорки

-Мышка.

  1. 9 гласных (мАлА, нО нИкОмУ нЕ мИлА)
  2. 3 согласных (мала, но Никому Не Мила);
  3. 5 согласных (МаЛа, Но ниКоМу Не миЛа).

УУРД: удерживать цель учебной и внеучебной деятельности

УУПД: анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

УУПД: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

УУРД: принимать себя и других, не осуждая.

УУРД: принятие и сохранение учебной задачи

УУРД: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию из текста задачи

УУКД: выражать свою точку зрения

УУРД: удерживать цель учебной и внеучебной деятельности

УУПД: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

УУРД: принимать себя и других, не осуждая.

УУРД: принятие и сохранение учебной задачи

УУРД: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию из текста задачи

УУКД: выражать свою точку зрения

Презентация, учебник, раздотаточный материал

Динамическая пауза

Проводит динамическую паузу.

- Думаю, пришло время немного размяться, для этого аккуратно встаём возле своих мест, так чтобы никому не мешать и повторяем за мной.

«Вертолёт»

- Вверх взлетает вертолёт –

Будь внимательным, пилот!

- Вертолёт, лети-лети,

Лопасти быстрей крути

Повторяют за учителем.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

М: языковой анализ

П: тест

 

С

Организует самостоятельную работу самопроверкой

-Сейчас я раздам вам карточки с заданием, на из выполнение у вас будет 3 минуты. Какой ряд быстрее всех выполнит задание, тот получит балл в общий зачет.

  1. Подчеркни слова, которых есть только твердые согласные звуки:

Волк, лось, крот, жук, дупло, белка.

  1. Подчеркни бувкы, которые делают согласный мягким:

Сорока, гусь, книга, следы, люди, маслята

  1. Прочитай слова. Где надо поставь мягкий зкан (ь).

Степ_, пенал_, огон_, буквар_, арбуз_, лошад_.

-На слайде правильные ответы, проверьте у себя, поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.

  1. Волк, крот, жук, дупло.
  2. гусЬ, кнИга, слЕды, лЮдИ, маслЯта.
  3. Степь, огонь, букварь, лошадь.

Выполняют самопроверку

Поднимают руку у кого правильный ответ

УУРД: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

УУРД: сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем

Презентация, учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: рефлексия

ВК

-Ребята, мы справились со всеми заданиями на сегодня! Скажите, пожалуйста, какой была тема сегодняшнего урока?

-Какую цель мы ставили? Достигли ли мы ее?

-А какая станция вам понравилась и запомнилась больше всего?

Награждает ряд, набравший больше всего баллов грамотой.

-Поднимите руки вверх, если вы довольны своей работой, голова вниз – недовольны.

- А сейчас мы узнаем, как вы будете учиться в 4 классе. У меня конверт с разными оценками, какую оценку вытащите такие и будете получать.

(в конверте все 5)

- Кто у нас отличник?

- Я уверена, что вы все будете получать одни пятерки.

- Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен.

«Узелки на память. Повторение изученных букв и звуков».

-Повторить изученные буквы и звуки.

-Станция со скороговорками.

Поднимают руки

УУРД: выработать  учебную  мотивацию,

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [г], [г\']. Буквы Г г» 1 класс

Тема: «Звуки [г], [г']. Буквы Г г»Тип урока: урок рефлексия...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п» (1 класс)

Тип урока: «открытия» нового знания;Цель урока: создание условий для формирования представлений у учащихся о согласных звуках [п], [п’] и букве Пп; совершенствование навыка слогового...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [п] и [п`], буква П, п» 1 класс

Цель урока: формирование понятия о согласных звуках [п] и [п`] и согласной букве П, п; характеристике этих звуков и умение различать эти звуки.Задачи урокаДидактические:Узнать характеристи...

Технологическая карта урока обучение письму "Письмо предложений с изученными буквами. Сочетания ча и чу" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: фиксирование и коррекция знаний обучающихся о правильном написание изученных букв и их элементов, сочетаний ча и чу.Задачи урокаДидактические:1.Закрепить умения писать изуче...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо предложений с изученными буквами. Сочетания ши" (УМК "Школа России", пропись 1 класс 3 часть)

Цель урока: фиксирование и коррекция знаний обучающихся о правильном написании изученных букв и их элементов, сочетания ши. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Закрепить умени...

Технологическая карта урока обучению письму «Отработка навыка написания изученных букв» (УМК «Чудо – прописи», 1 класс)

Цель урока:систематизация знаний у обучающихся о правильном написании заглавной и строчной букв «Е», «е».Задачи урока:    Дидактические:1. Систематизировать знания об...

Технологическая карту урока обучение письму «Отработка навыка написания изученных букв» (УМК «Чудо-прописи», 1 класс)

Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о правильном написании букв: «Н», «н», «У», «у».Планируемые результатыПредметные:1. Уметь писать аккурат...