Конспект урока по обучению грамоте Буква А, звук [а]. Перспектива
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект урока по обучению грамоте Буква А, звук [а]. Перспектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_a_bukva_a.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРАНА АБВГДейка
Уроки 21, 2 6. Звук [а]. Буквы А, а
Задачи: учить распознавать звук [а] и соответствующую букву, давать характеристику звука [а], правильно писать буквы Л, а; развивать навыки звукового анализа слов по алгоритму, умение соотносить букву и звук; формировать навыки работы с ребусами; прививать интерес к аналитико-синтетической работе, милосердное отношение к животным.
Формируемые УУД: распознавать звук [а] и соответствующую букву; давать характеристику звука [а]; правильно писать буквы А, а; разгадывать ребусы; выполнять звуковой анализ слов; работать в группах.
Ход уроков
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
II. Эмоционально-волевая регуляция
(Все встают в круг, по очереди обращаются за помощью друг к другу. Например: «Мне трудно завязать шнурки на ботинках». Те, кто желает помочь, отзываются словами: «Я с удовольствием помогу тебе».)
III. Развитие речевого аппарата
1.Артикуляционная разминка
(Сильно надувать щёки, изо всех сил удерживая во рту воздух.)
2. Дыхательная гимнастика
(Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), длительный выдох можно сочетать со звуком [а-а-а-а].)
3. Работа над дикцией
- Повторите за мной.
Анна, аист, апельсин,
Ася, Вася, мандарин,
Азбука, аквамарин,
Атом, арфа, аспирин.
Аквамарин — драгоценный камень зеленовато-голубого цвета. (Учитель показывает положение губ при произнесении звука [а].)
IV. Мотивационно-целевой этап
- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а-а.)
- Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа.)
- Какой звук сегодня у нас в гостях? (Звук [а].)
- Что вы можете рассказать об этом звуке?
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке [а], научиться писать соответствующие буквы.)
V. Работа по теме уроков
1. Работа по «Азбуке» (с. 68)
- Рассмотрите рисунок на жёлтом фоне в правом верхнем углу страницы. Этот рисунок волшебный, потому что он поможет нам познакомиться с новым звуком и новой буквой.
- Назовите птицу. (Аист.)
- Произнесите слово по слогам.
- Произнесите первый слог.
- Что вы заметили? (Это гласный звук.)
- Докажите. (При произнесении гласного звука воздух во рту не встречает преград, выходит свободно.)
- Помогите мне выложить на наборном полотне звуковой состав слова аист.
Один из звуков этого слова мы сегодня заменим специальным знаком — буквой. Эта буква так и называется: а.
(Учитель заменяет на наборном полотне значок звука на букву.)
- Прочитайте букву. Произнесите всё слово.
- Разгадайте ребус. (Акула.)
(При необходимости учитель объясняет принцип разгадывания ребуса. Далее звуко-буквенный анализ слова акула.)
- В каком месте слова находится звук [а]?
- Разделите слово на слоги.
- Произнесите слово с ударением.
- Назовите ударный слог, ударный гласный звук.
- Как определить ударный гласный звук?
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 2-6)
— Чем эта тетрадь отличается от предыдущей рабочей тетради?
(Учитель обращает внимание детей на особенности условных знаков.)
— Для чего мы будем работать в прописях? (Чтобы научиться красиво и правильно писать буквы.)
- Рассмотрите рисунок на с. 4. Кто на нём изображён? (Пчела.)
- Кто такая пчела? (Насекомое.)
- Какую пользу приносит пчела? (Даёт мёд.)
- О каком человеке говорят: «Трудолюбив, как пчела»?
— Как можно объяснить пчеле дорогу к улью?
(Объяснение учителя сопровождается показом на доске, разлинованной соответствующим образом.)
- Обведите дорогу пчелы к цветам.
- Рассмотрите рисунок на с. 5.
- Помогите кораблику доплыть до берега. (Учитель показывает на доске.)
- На рисунке внизу обведите все недорисованные линии.
- Что вы заметили? (Эти линии волнистые.)
- Откройте прописи на с. 6.
- Какое слово зашифровано с помощью рисунков? (Аист.)
- Что обозначает схема, данная ниже? (Это звуковая схема слова аист.)
- Разгадайте следующее слово. (Астра.)
- Составьте звуковую схему слова астра.
- Почему буква а написана красным цветом? (Потому что она обозначает гласный звук.)
-- Напишите печатную заглавную букву А по образцу, ориентируясь по стрелкам.
(Далее учащиеся самостоятельно прописывают букву на свободной строке. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы а.)
- Рассмотрите письменную строчную букву а в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
- С какого элемента следует начать написание буквы?
- Обведите образец.
Написание элементов письменной строчной буквы а сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
- Посмотрите на свою работу. Подчеркните буквы, которые у вас лучше всего получилось написать.
- Какие фрукты и овощи вы видите на рисунке снизу?
- Назовите те из них, в названиях которых есть звук [а]. (Банан, груша, репа.)
- Обозначьте звук [а] в этих словах буквой.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме уроков
1. Работа по «Азбуке» (с. 68)
(Учитель читает стихотворение.)
- Кого лечил Айболит? (Всех животных.)
- Кто пришёл к Айболиту? (Лиса.)
(Звуко-буквенный анализ слова лиса. Составление предложения по схеме.)
— Попробуйте подготовить инсценировку этого отрывка.
(Работа в группах. Самооценка. Каждый рассказывает о своём участии в общем деле.)
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 7)
- Что нарисовано в левом верхнем углу страницы? (Ананас.)
- Составьте звуковую схему слова ананас.
- Раскрасьте ананас.
- Рассмотрите письменную прописную букву А в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
- С какого элемента следует начать писать заглавную букву А!
- Обведите образец.
(Написание элементов письменной прописной буквы А сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания же, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают 5уквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
- Рассмотрите картинки внизу. Что на них изображено?
- Напишите первые буквы этих слов.
(Повторение правила написания заглавной буквы в словах.)
VIII. Рефлексивно-оценочный этап
— Назовите слова, которые начинаются на букву а.
- Оцените свою работу на уроке.
- Кому нужна помощь учителя?
IX. Подведение итогов уроков
- Чем полезен был сегодняшний урок?
- Чему вы научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте "Буква В, звуки [в], [в`].
Урок составлен по УМК "Школы России" к азбуке Горецкого....
Конспект урока по обучению грамоте. Буква Ц,ц. Звук [Ц].
конспект урока по обучению грамоте по новым стандартам....
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."
Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС...
Конспект урока по обучению грамоте на тему «Звуки [н], [н\'], буквы Н, н.
Цели урока:познакомить детей с согласными звуками [н], [н\'], буквами Н, н;учить слышать эти звуки и давать им характеристику;вырабатывать навыки осознанного чтения;способствовать обогащению слов...
конспект урока по обучению грамоте по теме "Звуки [З],[C],буквы З,С
данный конспект урока поможет учителю в занимательной форме познакомить учащихся с понятием парные звонкие и глухие согласные...
Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...
Конспект урока по обучению грамоте.Буква и звук Зз
Цели урока: - познакомить с новыми звуками и буквой; формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения, деления слов на слоги- развивать фонематический слух, внимание, памя...