Буква О, звук [о]. Перспектива
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Уроки 22, 27. Звук [о]. Буквы О, о
Задачи: учить распознавать звук [o] и соответствующую букву; давать характеристику звука [o]; правильно писать буквы О, о; формировать гуманитарное мышление; обогащать словарный запас; прививать позитивное отношение к миру, к личности.
Формируемые УУД: распознавать звук [о] и соответствующую букву; давать характеристику звука [o]; писать буквы О, о; соотносить букву и звук; находить место звука и буквы в слове; составлять рассказ по опорным словам; определять в слове ударный звук; работать в парах и группах.
Ход уроков
I. Организационный момент
—Давайте «расшифруем» для себя слово урок. Назовите то полезное, что вы унесёте с урока, на каждую букву этого слова. (Примерный ответ. У— ум, умиротворение, учёность, усилие, упорство, умение, удовольствие и т. д.;р — радость, раздумье, рассудительность, рекорд, рост и т. д.; о — общительность, обаяние, обучение, обязательность, оживление, и т. д.; к — красоту, количество, критику, компетентность и т. д.)
II.Эмоционально-волевая регуляция
— Что случится, если в классе не будет единства? (Будут ссоры, дружба уйдёт.)
— Что невозможно сделать в одиночку? (Ответы детей.)
Игра «Строим вместе»
(Класс делится на группы. Каждая группа получает одно блиц-задание на 1-2 мин. Надо ответить на вопрос, какую работу нужно выполнить, чтобы появился мост, дом и т. д.)
III. Развитие речевого аппарата
1. Артикуляционная разминка
(Рот широко открыт, губы втянуть внутрь, плотно прижать к зубам.)
2. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Воздушный шарик»
(Вдох носом, резкий, шумный выдох, как будто надуваем возушный шарик, губы сложены трубочкой. Упражнение повторить 5-6 раз)
3. Работа над дикцией
— Произнесите скороговорку несколько раз, постепенно увеличивая темп, меняя интонацию и силу голоса.
Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса!
IV. Актуализация знаний
- Как плакала лиса, когда пришла к Айболиту?
- Какой буквой обозначается этот звук?
— Подберите слова с буквой а в начале, в середине, на конце слова и произносите их так, чтобы все услышали ударный гласный звук.
V. Мотивационно-целевой этап
— Откройте «Азбуку» на с. 69.
Сегодня тоже ведёт приём доктор Айболит. Звери плачут от боли. (Учитель читает текст.)
- Как плачет Барбос? (Меня курица клюнула в но-о-о-о-с.)
- Барбос плачет не так, как лиса. Какой звук мы слышим? (Звук [о].)
- Что вы можете рассказать об этом звуке?
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке [о], научиться писать соответствующие буквы.)
VI. Работа по теме уроков
1. Работа по «Азбуке» (с. 69)
- Назовите предмет, который изображён на «волшебном» рисунке. (Обруч.)
- Произнесите это слово так, чтобы ударный звук слышался отчётливо.
- Произнесите звук [о] отдельно.
- Теперь произнесите звук [а].
- Что вы замечаете?
(Учащиеся отмечают отличие и сходство в произношении звуков, а также различное расположение губ.)
— Звук [о] гласный или согласный? Объясните свою точку зрения. (Звук [о] гласный, при произношении этого звука воздух изо рта выходит свободно)
- Какой буквой обозначается звук [о] на письме? Найдите подсказку на «волшебном» рисунке.
- Покажите прописную и строчную буквы О, о на ленте букв.
- Разгадайте ребус. (Осы.) (Звуко-буквенный анализ слов осы, нос.)
- Где находится звук [о] в этих словах?
- Какой буквой он обозначается?
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 8)
— Какие слова зашифрованы с помощью рисунков? (Дупло, сова.)
(Звуковой анализ слов. Составление схемы слова сова.)
- Почему буква о написана красным цветом? (Потому что она обозначает гласный звук.)
- Рассмотрите письменную строчную букву о в правом верхнем углу страницы. На что она похожа? (На овал.)
- Чем письменная буква о отличается от печатной? (Наклоном.)
- Откуда начинают писать букву о?
- Обведите образец.
(Написание письменной строчной буквы о сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
- Посмотрите на свою работу. Подчеркните буквы, которые у вас лучше всего получилось написать.
- Рассмотрите картинки внизу страницы. Что на них изображено?
- Назовите слова, в которых есть звук [о]. (Дом, кот, осы.)
- Выполните звуковой анализ этих слов. Обозначьте звук [о] буквой.
- Физкультминутка
- Продолжение работы по теме уроков
1. Работа по «Азбуке» (с. 69)
— Что такое предложение? (Законченная мысль, высказанная словами.)
- Составьте предложение по схеме. Сколько в нём будет слов? (Три_)
— Назовите первое слово. (Айболит.)
- Где работает Айболит? (В ветлечебнице, в цирке, на ферме.) (Учитель читает текст, данный ниже. )
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 9)
- Кто выступает на арене? (Слон.)
- Где в этом слове находится звук [о]?
— Раскрасьте рисунок.
- Сколько слогов в слове слон! (Один.)
- Рассмотрите письменную прописную букву О в правом верхнем углу страницы. -Чем она отличается от строчной буквы о? (Она немного возвышается над строкой.)
— Обведите образец.
— Рассмотрите рисунок ниже.
- Составьте рассказ по рисунку и опорным словам.
(Учитель помогает детям наводящими вопросами, а в конце воспроизводит весь рассказ.) – Какие из данных слов соответствуют схемам?
(Звуковой анализ слов ослик, слон, обозначение звука [о] буквой)
- А теперь подберите любое слово, в котором есть звук [о], составьте его звуковую схему, и составьте его звуковую схему)
IX. Рефлексивно-оценочный этап
-Назовнте слова, которые начинаются на букву о.
Оцените свою работу на уроке.
- Кому нужна помощь учителя?
X. Подведение итогов уроков
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Где вы будете применять эти умения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звуки [т] [т`], буква Т,т УМК Перспектива Климанова Л.Ф.
Звуки [т] [т`], буква Т,т УМК Перспектива Климанова Л.Ф. Урок с мультимедийным приложением....
Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"
Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...
Урок обучения грамоте 1 класс УМК Перспектива "Буква Чч, звук (ч)
Урок обучения грамоте...
Конспект урока по обучению грамоте Буква А, звук [а]. Перспектива
Конспект урока по обучению грамоте Буква А, звук [а]. Перспектива....
Буква у, звук [у]. Перспектива
Буква у, звук [у]. Перспектива...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память. Повторение изученных букв и звуков" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цель урока: создание условий для закрепления знаний об изученных звуках и буквах.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о буквах и звуках;2. Закрепить умения ...