Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по теме "Буква Ж" в 1 классе 83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Звук [ ж], буква Жж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:

Образовательные:

-        познакомить с новыми звуками; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах. Читать слова с новыми
буквами;

Развивающие:

-        развивать речь, словесно - логическое и наглядно - образное мышление, умение различать мягкие и твёрдые
согласные;

  • развивать умение работать в паре, самостоятельно, делать выводы;
    Воспитательные:
  • воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку
    зрения, отличную от собственной.

Умения:

Предметные:

•        создать условия для ознакомления учащимися с новым звуком и буквой Ж ж, развитием умений читать слова и

слоги с изученной буквой;

  • обучать различным видам работы с текстом, пословицами, словами;
  • помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала на уроке;
    Метапредметные:

•        познавательные: общеучебные - ознакомление с буквой Жж; использование схем и моделей звукового состава
слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приемами
понимания прочитанных и прослушанных произведений.


•      регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

планировать свое действие; Личностные:

•   формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

Методы обучения:

•        Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, карточки-модели звуков, карточки с изображением букв, образцы печатных букв «Ж» и «ж».

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

И за парты тихо сели.

(Слайд 1)

 - Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний.

 - К нам на урок сегодня пришла гостья. Угадайте, кто она.

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

(Слайд 2,3)

 - Откройте учебник на странице 24. Посмотрите, что принесла Дюймовочка с собой. На верху страницы и на экране написана пословица.

«Где дружбой дорожат, там враги дрожат»

 - Как вы понимаете эту пословицу?

(Слайд 4)

 - А мы с вами дружные?

 - Будем дружно работать на уроке и помогать своим друзьям

Игра «Собери буквы»

 - Дюймовочка принесла с собой буквы, но она так спешила, что буквы в её сумке перевернулись. Помогите девочке собрать буквы. (Слайд 5)

 - Назовите эти буквы и звуки, которые они обозначают. (Слайд 6)

Отгадывают загадку.

 - Дюймовочка

Дети читают.

Дети объясняют смысл пословицы

 - Да.

Дети выходят к доске и правильно расставляют буквы (девочки – гласные, мальчики – согласные)

Дети называют буквы и звуки.

Познавательные: логические: сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Познавательные: общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

3. Постановка учебной задачи. Цель: постановка цели урока.

 - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко», ваши ответы мы будем сравнивать с ответами Дюймовочки.

-Вяжет мама длинный шарф, потому что сын …

(Слайд 7)

-В тине живет, комаров жует, старуха – баба, бородавчатая …

(Слайд 8)

-Тёплым днем, весной и в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук,

Я жужжу, я майский …

(Слайд 9)

 - Произнесите ещё раз эти слова.

(Слайд 10)

 - Назовите первые звуки в этих словах.

 - А теперь сформулируйте тему урока.

(Слайд 11)

 - Давайте расскажем Дюймовочке, чему вы должны научиться на уроке.

Создание проблемной ситуации.

 - Дюймовочка спешит предупредить вас о том, что этот звук непростой. Вам предстоит выяснить, в чем особенность этого звука.

(Слайд 12)

 - Жираф.

 - Жаба

 - Жук.

Дети произносят слова.

Называют первый звук слов-отгадок: [ж].

Формулируют тему урока: звук [ж], буква Ж.

Формулируют цели урока: познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж, учиться читать слоги, слова, и предложения с новой буквой.

Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели.

Регулятивные:

целеполагание.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)

 - Может кто-то из вас уже догадался, почему этот звук непростой?

 - Версий много, точного ответа мы не знаем, давайте будем решать эту проблему.

Составление плана решения проблемы.

 - Давайте составим план исследования звука.

 - Что мы должны сказать о звуке?

Поиск решения проблемы. «Открытие» нового знания.

 - Повернитесь друг к другу. Произнесите звук [ж], определите, гласный он или согласный.

 - Встречает ли воздух преграду?

 - Если звук согласный, что мы еще должны о нем сказать?

 - Какой же это звук, звонкий или глухой?

 - Звук [ж] согласный, звонкий. На какой улице ленты букв будет жить этот звук, на красной или на синей?

 - На каком этаже, на верхнем или нижнем?

 - Произнесите еще раз звук [ж]. Что еще заметили? Какой это звук?

 - С каким похожим звуком мы знакомились раньше?

 - Посмотрите на ленту букв. Живут эти звуки рядом. Один выше, другой ниже.

 - Произнесите эти звуки еще раз. Как называют такие звуки?

 - Подберите слова со звуком [ж].

 - Как слышим звук [ж], твердо или мягко?

 - Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?

 - Я тоже не смогла придумать такие слова. Какой сделаем вывод?

 - Вот, о чем хотела предупредить нас Дюймовочка.

(Слайд 13)

Физкультминутка

Игра «Гости»

 - Если в слове услышите новый звук, значит «гость» долгожданный, ему низкий поклон. А если нет – то присядем на корточки.

Жучка, солнышко, журавль, желток, жучок, Саша, дружба, плечо, глаза.

Знакомство с новой буквой.

 - Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? Сейчас Дюймовочка нам покажет букву Ж.

(Слайд 14)

 - На что похожа буква Ж?

Эта буква хороша,

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж!

(С.Маршак)

(Слайд 15)

Работа по учебнику.

 - Откройте учебники на странице 25.

 - Кто изображён справа над схемой?

 - Что он делает? Как называется игра?

 - Пользуясь схемой, проведем звуковой анализ слова «жмурки».

Чтение слогов с новой буквой.

 - Прочитайте слоги.

 - В чём особенность звука [ж]?

 - Получилось ли у букв е, и смягчить предшествующий согласный?

Дети высказывают свои версии.

Гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий

Дети смотрят друг на друга и произносят звук.

При произнесении звука воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный.

Звонкий звук или глухой.

Дети закрывают уши руками.

 - Этот звук звонкий.

 - На синей улице.

 - На верхнем этаже.

Дети произносят звук [ж]

 - Этот звук шипящий.

 - Со звуком [ш].

Дети произносят звуки [ж],[ш].

 - Эти звуки парные по звонкости-глухости.

Дети подбирают слова со звуком [ж].

 - Твердо.

Дети затрудняются ответить.

 - Звук [ж] всегда твёрдый.

Участвуют в игре.

Предположения детей.

 - Изображён мальчик.

 - Мальчик играет в жмурки.

Дети проводят звуковой анализ слова «жмурки»

Читают слоги.

 - Звук [ж] всегда твердый.

 - Не получилось.

Познавательные: логические: выдвижение гипотез.

Общеучебные:

постановка и решение проблемы;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

создание и преобразование модели.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий.

Познавательные:

логические:

подведение под понятие, выведение следствия.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Планирование учебного сотрудничества с учителем.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения.

Познавательные: логические: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

моделирование.

5. Первичное закрепление.

Цель: применение нового знания.

Чтение столбиков слов.

 - Чем отличаются слова друг, дружок?

 - Почему слово «Жучка» написано с заглавной буквы?

 - Когда говорят «могу», а когда «может»?

 - Чем отличаются слова «телега», «тележка»?

Физкультминутка.

На экране видеозапись упражнений под музыку.

Работа с текстом.

 - Посмотрим на рисунок внизу страницы. Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

Учитель читает текст.

Проверка первичного восприятия.

 - О ком этот рассказ?

 - В какую игру играют дети?

 - Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей?

 - О чем предупредили ребята Женю?

 - Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья и поступили благородно?

Дети читают слова.

Ответы детей.

 - Это кличка животного.

 - Я могу. Кто-то может.

Ответы детей.

Танцуют под музыку.

Выдвигают версии.

 - Этот рассказ о детях.

 - Они играют в жмурки.

 - У него завязаны глаза.

Чтение текста детьми.

(Дети читают по предложениям)

 - О луже.

 - Да.

Познавательные: общеучебные: формировать смысловое чтение; формировать умение извлекать информацию.

Личностные: установка на здоровый образ жизни

Регулятивные: прогнозирование.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: логические: установление причинно-следственных связей.

Личностные: формирование умения высказывать свое отношение к героям. Выражать свои эмоции.

6. Включение в систему знаний и повторение.

 - Дюймовочка просит вас сделать звуковой анализ слова «дружок» и составить схему, используя карточки – модели звуков. Работать будем в парах.

(Слайд 16)

 - Проверьте свою работу, используя схему на экране.

(Слайд 17)

 - Пара, у которой все получилось, покажите желтый смайлик. Кому надо еще потренироваться, покажите зеленый.

Работа в парах. Выполнение звуковой анализа слова «дружок».

Дети проверяют правильность выполнения задания.

Оценивают правильность выполнения задания.

Познавательные: моделирование; логические: анализ, синтез, сравнение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

умение работать в паре; учитывать мнение других.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него.

Познавательные: оценка процесса и результата деятельности.

7. Итог урока.

 - С какой пословицы мы начали наш урок?

(Слайд 18)

 - Мы дружно сегодня работали на уроке?

 - Посмотрите на экран. Что хочет спросить у вас Дюймовочка?

 - Ответьте на вопрос.

 - В чем же особенность этой буквы?

(Слайд 19)

 - Где дружбой дорожат – там враги дрожат.

 - Да.

- С какой буквой мы познакомились на уроке?

 - С буквой Ж.

 - Буква Ж обозначает всегда твердый звук [ж].

Познавательные:

ориентироваться в системе полученных знаний

8. Рефлексия.

 - Дюймовочке очень понравилось у нас в гостях, но ей пора возвращаться домой. Подарите Дюймовочке жёлтые смайлики, если считаете, что у вас на уроке все получилось, а если не совсем довольны своей работой и считаете, что надо еще потрудиться, подарите зеленые.

 - Перед тем, как уйти домой, Дюймовочка оставила для вас подарки.

Дети разворачиваю букву «К» и получается буква «Ж».

Регулятивные: оценка  - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено.

Общеучебные: оценка процесса и результата деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Чтение слов с буквой ж. Сочетания жи-ши"

Закрепление знаний о согласной букве ж, знакомство с сочетаниями жи-ши....

Методическая разработка конспекта урока по обучению грамоте (письмо) «Письмо строчной буквы т» 1 класс

Формировать умение писать букву т; учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;закреплять написание изученных букв....

Конспект урока по обучению грамоте "Звуки [п], [п‘], буквы П, п"

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе  по УМК "Планета знаний"....

Конспект урока по обучению грамоте УМК "Гармония" . Тема : " Буквы й,Й. (изучение нового материала) . Учебник ч. 2 с.30-31.

Урок по теме :" Буквы й,Й (изучение нового материала) для учителей, работающих в 1-ом классе по УМК " Гармония". Учебник "Букварь" ч. 2 . Авторы: Соловейчик М.С., и др. Данный урок научит детей анализ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ: "ГЛАСНАЯ БУКВА Э"

Тема: «Гласная буква Э»Задачи: познакомить учащихся с буквами Э,э; совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом; развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознатель...