Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме "Буква Ж" в 1 классе | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Звук [ ж], буква Жж.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с новыми звуками; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах. Читать слова с новыми
буквами;
Развивающие:
- развивать речь, словесно - логическое и наглядно - образное мышление, умение различать мягкие и твёрдые
согласные;
- развивать умение работать в паре, самостоятельно, делать выводы;
Воспитательные: - воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку
зрения, отличную от собственной.
Умения:
Предметные:
• создать условия для ознакомления учащимися с новым звуком и буквой Ж ж, развитием умений читать слова и
слоги с изученной буквой;
- обучать различным видам работы с текстом, пословицами, словами;
- помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала на уроке;
Метапредметные:
• познавательные: общеучебные - ознакомление с буквой Жж; использование схем и моделей звукового состава
слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приемами
понимания прочитанных и прослушанных произведений.
• регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;
планировать свое действие; Личностные:
• формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
Методы обучения:
• Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- парная;
- индивидуальная
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, карточки-модели звуков, карточки с изображением букв, образцы печатных букв «Ж» и «ж».
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу | Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. На меня все посмотрели, И за парты тихо сели. (Слайд 1) - Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: волевая саморегуляция. | |
2. Актуализация знаний. | - К нам на урок сегодня пришла гостья. Угадайте, кто она. Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. (Слайд 2,3) - Откройте учебник на странице 24. Посмотрите, что принесла Дюймовочка с собой. На верху страницы и на экране написана пословица. «Где дружбой дорожат, там враги дрожат» - Как вы понимаете эту пословицу? (Слайд 4) - А мы с вами дружные? - Будем дружно работать на уроке и помогать своим друзьям Игра «Собери буквы» - Дюймовочка принесла с собой буквы, но она так спешила, что буквы в её сумке перевернулись. Помогите девочке собрать буквы. (Слайд 5) - Назовите эти буквы и звуки, которые они обозначают. (Слайд 6) | Отгадывают загадку. - Дюймовочка Дети читают. Дети объясняют смысл пословицы - Да. Дети выходят к доске и правильно расставляют буквы (девочки – гласные, мальчики – согласные) Дети называют буквы и звуки. | Познавательные: логические: сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Познавательные: общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
3. Постановка учебной задачи. Цель: постановка цели урока. | - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко», ваши ответы мы будем сравнивать с ответами Дюймовочки. -Вяжет мама длинный шарф, потому что сын … (Слайд 7) -В тине живет, комаров жует, старуха – баба, бородавчатая … (Слайд 8) -Тёплым днем, весной и в мае, Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук, Я жужжу, я майский … (Слайд 9) - Произнесите ещё раз эти слова. (Слайд 10) - Назовите первые звуки в этих словах. - А теперь сформулируйте тему урока. (Слайд 11) - Давайте расскажем Дюймовочке, чему вы должны научиться на уроке. Создание проблемной ситуации. - Дюймовочка спешит предупредить вас о том, что этот звук непростой. Вам предстоит выяснить, в чем особенность этого звука. (Слайд 12) | - Жираф. - Жаба - Жук. Дети произносят слова. Называют первый звук слов-отгадок: [ж]. Формулируют тему урока: звук [ж], буква Ж. Формулируют цели урока: познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж, учиться читать слоги, слова, и предложения с новой буквой. | Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели. Регулятивные: целеполагание. |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания) | - Может кто-то из вас уже догадался, почему этот звук непростой? - Версий много, точного ответа мы не знаем, давайте будем решать эту проблему. Составление плана решения проблемы. - Давайте составим план исследования звука. - Что мы должны сказать о звуке? Поиск решения проблемы. «Открытие» нового знания. - Повернитесь друг к другу. Произнесите звук [ж], определите, гласный он или согласный. - Встречает ли воздух преграду? - Если звук согласный, что мы еще должны о нем сказать? - Какой же это звук, звонкий или глухой? - Звук [ж] согласный, звонкий. На какой улице ленты букв будет жить этот звук, на красной или на синей? - На каком этаже, на верхнем или нижнем? - Произнесите еще раз звук [ж]. Что еще заметили? Какой это звук? - С каким похожим звуком мы знакомились раньше? - Посмотрите на ленту букв. Живут эти звуки рядом. Один выше, другой ниже. - Произнесите эти звуки еще раз. Как называют такие звуки? - Подберите слова со звуком [ж]. - Как слышим звук [ж], твердо или мягко? - Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким? - Я тоже не смогла придумать такие слова. Какой сделаем вывод? - Вот, о чем хотела предупредить нас Дюймовочка. (Слайд 13) Физкультминутка Игра «Гости» - Если в слове услышите новый звук, значит «гость» долгожданный, ему низкий поклон. А если нет – то присядем на корточки. Жучка, солнышко, журавль, желток, жучок, Саша, дружба, плечо, глаза. Знакомство с новой буквой. - Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? Сейчас Дюймовочка нам покажет букву Ж. (Слайд 14) - На что похожа буква Ж? Эта буква хороша, И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж! (С.Маршак) (Слайд 15) Работа по учебнику. - Откройте учебники на странице 25. - Кто изображён справа над схемой? - Что он делает? Как называется игра? - Пользуясь схемой, проведем звуковой анализ слова «жмурки». Чтение слогов с новой буквой. - Прочитайте слоги. - В чём особенность звука [ж]? - Получилось ли у букв е, и смягчить предшествующий согласный? | Дети высказывают свои версии. Гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий Дети смотрят друг на друга и произносят звук. При произнесении звука воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный. Звонкий звук или глухой. Дети закрывают уши руками. - Этот звук звонкий. - На синей улице. - На верхнем этаже. Дети произносят звук [ж] - Этот звук шипящий. - Со звуком [ш]. Дети произносят звуки [ж],[ш]. - Эти звуки парные по звонкости-глухости. Дети подбирают слова со звуком [ж]. - Твердо. Дети затрудняются ответить. - Звук [ж] всегда твёрдый. Участвуют в игре. Предположения детей. - Изображён мальчик. - Мальчик играет в жмурки. Дети проводят звуковой анализ слова «жмурки» Читают слоги. - Звук [ж] всегда твердый. - Не получилось. | Познавательные: логические: выдвижение гипотез. Общеучебные: постановка и решение проблемы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; создание и преобразование модели. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Регулятивные: планировать, определять последовательность действий. Познавательные: логические: подведение под понятие, выведение следствия. Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Планирование учебного сотрудничества с учителем. Личностные: установка на здоровый образ жизни. Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения. Познавательные: логические: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; моделирование. |
5. Первичное закрепление. Цель: применение нового знания. | Чтение столбиков слов. - Чем отличаются слова друг, дружок? - Почему слово «Жучка» написано с заглавной буквы? - Когда говорят «могу», а когда «может»? - Чем отличаются слова «телега», «тележка»? Физкультминутка. На экране видеозапись упражнений под музыку. Работа с текстом. - Посмотрим на рисунок внизу страницы. Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте? Учитель читает текст. Проверка первичного восприятия. - О ком этот рассказ? - В какую игру играют дети? - Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей? - О чем предупредили ребята Женю? - Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья и поступили благородно? | Дети читают слова. Ответы детей. - Это кличка животного. - Я могу. Кто-то может. Ответы детей. Танцуют под музыку. Выдвигают версии. - Этот рассказ о детях. - Они играют в жмурки. - У него завязаны глаза. Чтение текста детьми. (Дети читают по предложениям) - О луже. - Да. | Познавательные: общеучебные: формировать смысловое чтение; формировать умение извлекать информацию. Личностные: установка на здоровый образ жизни Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: логические: установление причинно-следственных связей. Личностные: формирование умения высказывать свое отношение к героям. Выражать свои эмоции. |
6. Включение в систему знаний и повторение. | - Дюймовочка просит вас сделать звуковой анализ слова «дружок» и составить схему, используя карточки – модели звуков. Работать будем в парах. (Слайд 16) - Проверьте свою работу, используя схему на экране. (Слайд 17) - Пара, у которой все получилось, покажите желтый смайлик. Кому надо еще потренироваться, покажите зеленый. | Работа в парах. Выполнение звуковой анализа слова «дружок». Дети проверяют правильность выполнения задания. Оценивают правильность выполнения задания. | Познавательные: моделирование; логические: анализ, синтез, сравнение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение работать в паре; учитывать мнение других. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него. Познавательные: оценка процесса и результата деятельности. |
7. Итог урока. | - С какой пословицы мы начали наш урок? (Слайд 18) - Мы дружно сегодня работали на уроке? - Посмотрите на экран. Что хочет спросить у вас Дюймовочка? - Ответьте на вопрос. - В чем же особенность этой буквы? (Слайд 19) | - Где дружбой дорожат – там враги дрожат. - Да. - С какой буквой мы познакомились на уроке? - С буквой Ж. - Буква Ж обозначает всегда твердый звук [ж]. | Познавательные: ориентироваться в системе полученных знаний |
8. Рефлексия. | - Дюймовочке очень понравилось у нас в гостях, но ей пора возвращаться домой. Подарите Дюймовочке жёлтые смайлики, если считаете, что у вас на уроке все получилось, а если не совсем довольны своей работой и считаете, что надо еще потрудиться, подарите зеленые. - Перед тем, как уйти домой, Дюймовочка оставила для вас подарки. | Дети разворачиваю букву «К» и получается буква «Ж». | Регулятивные: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено. Общеучебные: оценка процесса и результата деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте (письмо), тема: "Заглавная буква Б"
ФГОС "Школа России"...
Конспект урока по обучению грамоте "Чтение слов с буквой ж. Сочетания жи-ши"
Закрепление знаний о согласной букве ж, знакомство с сочетаниями жи-ши....
Методическая разработка конспекта урока по обучению грамоте (письмо) «Письмо строчной буквы т» 1 класс
Формировать умение писать букву т; учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;закреплять написание изученных букв....
Конспект урока по обучению грамоте "Звуки [п], [п‘], буквы П, п"
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по УМК "Планета знаний"....
Конспект урока по обучению грамоте УМК "Гармония" . Тема : " Буквы й,Й. (изучение нового материала) . Учебник ч. 2 с.30-31.
Урок по теме :" Буквы й,Й (изучение нового материала) для учителей, работающих в 1-ом классе по УМК " Гармония". Учебник "Букварь" ч. 2 . Авторы: Соловейчик М.С., и др. Данный урок научит детей анализ...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ: "ГЛАСНАЯ БУКВА Э"
Тема: «Гласная буква Э»Задачи: познакомить учащихся с буквами Э,э; совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом; развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознатель...