Рабочая программа по русскому языку в 3 классе (базовый уровень)
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Развивая речь ребёнка, необходимо обращать внимание на то, чтобы речь не отрывалась от мысли, была содержательной, ясной по возможности точной, чтобы за словом стояло представление или понятие. Развивать речь - значит, развивать мышление, формировать взгляды, создавать самого человека. Речь не возникает сама по себе, она всегда является составной частью общения, оно в свою очередь сочетается с какой-то другой деятельностью: практической, познавательной, игровой, творческой и т.п. Развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя. Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_razv._rechi_dlya_natsionalnoy_shkoly.docx | 41.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/Тазиева А.Н./ Протокол № 1 от « » августа 2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ ___________/Шарафутдинова А.Р./
«__»________________2015 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ _______/Шарафиева Г.Б./ Приказ №69 от «29 » августа 2015 г. |
Рабочая программа
по русскому языку в 3 классе (базовый уровень)
учителя начальных классов первой квалификационной категории
Гайфуллиной Гильсины Махмутовны
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Коморгузинская средняя общеобразовательная школа имени Шигабутдина Марджани»
Атнинского муниципального района Республики Татарстан
Ново-Юльбинский филиал
УМК «Перспективная начальная школа»
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по «развитию речи» разработана на основе:
1. Законы РФ и РТ «Об образовании»;
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом минобрнауки России от 6 октября 2009г.№373, зарегистрирован 22 декабря 2009года, регистрационный номер 17785);
3. Приказа МО и НРТот 23 июня 2012 года №7699/12 « Об учебных планах для 1-11 классов школ Республики Татарстан реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»
4. Приказ 09.07.2012 №4154/12 “Об утерждении базисного и примерных учебных планов, для образовательных учреждении РТ, реализующих программы начального общего образования
5. Письмо МО и НРТ 29 июля №9127/13 “ Об учебных планах в 2013-2014 учебном году”
- Учебного плана МБОУ «Коморгузинская средняя общеобразовательная школа имени Шигабутдина Марджани» Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год ( рассмотрен на педагогическом совете ( Педсовет№1, от 28 августа 2015 года), утверждён приказом № 86- о/д от 29.08.2015г.
В 3 классе один час школьного компонента, в условиях отсутствия среды для развития речи, отведен развитию речи 1 час в неделю (34 часов в год)
Цель и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:
Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности, умении вести диалог, выразительно читать и рассказывать , импровизировать.
Задачи:
-формирование умения проводить наблюдения по заданной теме и собирать материал;
- формирование умения излагать воспринятый на слух текст по плану;
- формирование умения составлять план текста;
-воспитание эстетического отношения к искусству слова , интереса к чтению и книге;
- формирование умения составлять продолжение текста с учётом заголовка и содержания начальных частей;
- формирование умения сокращать текст;
- формирование умения строить текст-повествование, текст-описание, текс-рассуждение
Развивая речь ребёнка, необходимо обращать внимание на то, чтобы речь не отрывалась от мысли, была содержательной, ясной по возможности точной, чтобы за словом стояло представление или понятие. Развивать речь - значит, развивать мышление, формировать взгляды, создавать самого человека. Речь не возникает сама по себе, она всегда является составной частью общения, оно в свою очередь сочетается с какой-то другой деятельностью: практической, познавательной, игровой, творческой и т.п.Развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя. Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Работа над развитием устной и письменной речи включает в себя несколько направлений:
1.Речевые ситуации, необходимые для организации общения (разговорно-художественная речь, научно-деловая, художественная).
2.Виды деятельности организации общения (игровая, учебно-практическая, познавательная, "педагогическая")
3. Способы действия с речевыми произведениями или типы учебных заданий (моделирование ситуаций общения, типов высказываний, анализ образцовых текстов, лингвистический эксперимент, наблюдение за речью людей, редактирование речевых погрешностей, воспроизведение текстов, словесные игры, конструирование высказываний из заданных элементов, создание подготовительных высказываний и совершенствование собственных высказываний)
Чтобы работа была эффективной по развитию речи, она должна пройти несколько этапов:
1.Накопление речевого опыта через осознанный анализ готового текста.
2. Создание устных и письменных высказываний по образцу для осмысления и закрепления теоретических сведений.
3. Самостоятельное выполнение творческих работ. В систему работы по развитию речи входят уроки - игры, диалоги, заочные путешествия, драматизация, инсценировка, работа с творческими тетрадями, кукольный театр.
№ | Тема урока | Элементы содержания | Виды учебной деятельности | Требование к уровню подготовки учащихся | Дата ния | Примечание | |
Кал. дата | Ф. дата | ||||||
1. | Речь. Устная и письменная речь. «День знаний» | Осознание целей и ситуации устного общения. Чтение и понимание учебного текста. | Различие письменной и устной речи; их назначение и требования к ним | Знать: отличительные особенности письменной и устной речи Уметь: распознавать единицы языка, речи и пользоваться ими в речи | 05.09 | ||
2. | Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. « Мои летние каникулы» | Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам | признаки текста, сравнение текста и отдельных предложений; определение темы и основной мысли; составление текста на данную тему | Знать: признаки текста Уметь: правильно употреблять предложения в тексте; определять тему и основную мысль текста | 12.09 | ||
3. | Заголовок текста. «Наша Родина» | Оглавление текста | работа над текстом оглавление текста | Уметь: подбирать заголовок в соответствии с темой и основной мыслью текста | 19.09 | ||
4. | Части текста и связь между ними . «Осенняя прогулка» | Деление текста на части | ознакомление с тем, что текст состоит из частей; деление текста на части | Знать: части текста Уметь: устанавливать последовательность частей в тексте; пользоваться красной строкой | 26.09 | ||
5. | Предложение-единица языка и речи. «Хлеб – всему голова» | Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений . Разновидности предложений по цели высказывания (интонации): предложения восклицательные и невосклицательные | составление предложений по рисункам и из отдельных слов; отделение паузой в устной речи; оформление на письме | Знать: что такое предложение, особенности разных предложений по цели высказывания ; оформление Уметь: различать и составлять разные предложения по цели высказывания, оформлять их на письме | 03.10 | ||
6. | Роль окончания и предлога в предложении. Описание животного. | Нахождение окончаний и предлогов | нахождение окончаний и предлогов; их роль в предложении; составление предложений | Знать: особенности окончания как часть слова; роль предлога Уметь: находить предлоги и употреблять подходящие по смыслу; изменять окончания | 10.10 | ||
7. | Рассказ по рисункам «Мы любим спорт. Универсиада - 2013». | Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знак. | составление рассказа по рисункам | Уметь: раскрывать основную мысль в тексте, точно употреблять слова | 17.10 | ||
8. | Роль окончания и предлога в предложении. Повторение изученного. | Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений. | наблюдение, описание природы, сравнение, обобщение материала | Уметь: использовать средства выразительности; последовательно построить рассказ | 24.10 | ||
9. | Особенности построения текстов. Текст-повествование. «Безопасность». | структура повествовательного текста; | структура повествовательного текста; рассказ содержания текста по вопросам с учетом структуры | Знать: особенности текста повествования Уметь: отличать и составить текст-повествование | 31.10 | ||
10. | Рассказ по серии картинок . «Мой любимый мультфильм» | Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений. | обсуждение структуры рассказа; ознакомление с планом; составление рассказа | Уметь: последовательно строить свое высказывание. озаглавливать текст | 14.11 | 14.11 | |
11. | Текст-описание. «Мой друг». | особенности текста-описания; | особенности текста-описания; выполнение заданий. | Знать: особенности текста-описания Уметь: распознавать словосочетания, состоящие из сущ-го и прил-го; точно употреблять имена прил-е; отличать и составлять текст-описание | 21.11 | ||
12. | Текст-рассуждение. Составление текста на тему «Выбор книги в библиотеке» | особенности текста-рассуждения | ознакомление с рассуждением, его структурой; составление рассказа | Знать: особенности текста-рассуждения Уметь: правильно поставить вопрос, доказать свое мнение; составить текст-рассуждение | 28.11 | ||
13. | Диалог. «Мои родители», «Мой близкий человек» | составление диалогов на разные темы и в разных ситуациях | составление диалогов на разные темы и в разных ситуациях | Уметь: ; точно употреблять слова; употреблять разные по цели высказывания предложения | 05.12 | ||
14. | План .Составление плана. «Птицы наши друзья» | коллективно составление плана | чтение текста, деление на части; коллективно составление плана | Уметь: делить текст на части и составлять план; устанавливать последовательность частей; рассказать содержание по плану | 12.12 | ||
15. | Части текста. Рассказ по плану на тему «Интересный случай» | Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений. | уточнение представлений о частях текста; определение темы и основной мысли, её оглавление; составление текста по данному плану | Знать: части текста Уметь: устанавливать последовательность частей в тексте; правильно употреблять предложения в тексте | 19.12 | ||
16. | Имена прилагательные для описания «Новогодняя елка» | Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений. | беседа о новогоднем празднике; составление новогоднего поздравления; структура поздравления; исправления орфог.ошибок | Знать: структуру поздравления и содержание каждой части Уметь: выразительно читать; правильно выбрать интонацию | 26.12 | ||
17. | Опорные слова. « Зимние забавы» | составление плана; определение опорных слов; | чтение сказки, анализ, деление на части; составление плана; определение опорных слов; пересказ сказки
| Уметь: воспринимать, определять тему; составить простой план; передавать её содержание; правильно употреблять слова, предложения в тексте; | 16.01 | ||
18. | Пословицы и поговорки. | чтение пословиц и поговорок, объяснение их смысла; | чтение пословиц и поговорок, объяснение их смысла; заучивание | Знать: пословиц, поговорок, загадок наизусть Уметь: читать наизусть пословицы и поговорки, загадки; анализировать, правильно составлять предложения
| 23.01 | ||
19. | Загадки. | чтение и отгадывание загадок; | чтение и отгадывание загадок; закрепление навыков речи доказательства | 30.01 | |||
20. | Составление рассказа по наблюдениям «Природа зимой». | наблюдение, описание природы | наблюдение, описание природы, сравнение, обобщение материала | Уметь: использовать средства выразительности; последовательно построить рассказ | 06.02 | ||
21. | Выразительное чтение. | выразительное чтение стихотворений | знакомство с великими русскими писателями; выразительное чтение стихотворений, отрывков; интонация | Знать: составить поздравление, точно употреблять слова и правильно оформлять на письме | 13.02 | ||
22. | Слово-строительный материал языка. «23 февраля- день защитников отечества». | сопоставление понятий «слово» и «предложение», | сопоставление понятий «слово» и «предложение», подбор однокоренных слов; игра | Знать: что такое слово, его роль в речи Уметь: правильно употреблять слова в предложении | 20.02 | ||
23. | Синонимы. Антонимы. «Наука и космос» | наблюдение над словами близкими и противоположными по смыслу | наблюдение над словами близкими и противоположными по смыслу; их признаки; подбор синонимов; сравнение предметов | Знать: что такое синонимы и антонимы Уметь: сравнивать слова близкие и противоположные по смыслу и точно употреблять их в речи | 27.02 | ||
24. | Образные выражения. «8 Марта – женский день» | фразеологизмы, их роль в речи | ознакомление с фразеологизмами, их роль в речи, заучивание | Уметь: уместно и точно употреблять их в речи; объяснить смысл | 6.03 | ||
25. | Повторение темы поздравления. | составление рассказа по плану | составление рассказа по плану | Знать: признаки текста и части текста | 13.03 | ||
26. | Фразеологизмы. « Любимая игра» | составление текста по картинке и опорным словам | составление текста по картинке и опорным словам | Уметь: составить текст по рисунку, по плану; правильно строить предложение; устанавливать последовательность частей в тексте; | 20.03 | ||
27. | Редактирование текста. «Мы – твои друзья природа» | составление рассказа, опираясь на его основную мысль и иллюстрацию | составление рассказа, опираясь на его основную мысль и иллюстрацию (стр.158, упр.420) | Уметь: передавать содержание рассказа по вопросам, с учетом его структуры и заголовка. | 3.04 | ||
28. | Экскурсия в библиотеку. «Книга-самое великое чудо». | Отзыв о прочитанной книге в соответствии с изученными правилами | выставка детских книг, встреча с библиотекарем; отзыв о прочитанной книге | Знать: имена великих русских писателей Уметь: правильно употреблять слова, | 10.04 | ||
29. | Собеседники. Умение вести диалог. Словесная игра «Бывает, не бывает». | представление о рассказанной ситуации, определение реального | Уметь: фантазировать, правильно употреблять слова, построить диалог | 17.04 | |||
30. | Речевой этикет. Составление приглашения. | знакомство с содержанием и структурой приглашения; составление своего приглашения | знакомство с содержанием и структурой приглашения; составление своего приглашения | Знать: структуру приглашения Уметь: составить приглашение; правильно использовать в нем слова, глаголы | 24.04 | ||
31. | Кукольный театр. Инсценировка диалога. | чтение сказки, показать героев, определение ролей | чтение сказки, показать героев, определение ролей, игра | Уметь: передавать высказывания героев; показать эмоции и выразить свое отношение | 8.05 | ||
32. | Пишем сказку для сестры. | правильно употреблять слова, построить предложения; устанавливать последовательность частей в тексте | дать определение сказкам, виды; присказка, концовка; написание своей сказки | Знать: что такое сказка, её виды Уметь: правильно употреблять слова, построить предложения; устанавливать последовательность частей в тексте | 15.05 | ||
33. | Использование словарей. «Моя мечта» | Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и | соревнования, игры «Кто больше», «Грамматическое домино» и др. | Уметь: своевременно дать правильные ответы; быстро и точно излагать мысли
| 22.05 | ||
34. | Экскурсия. Составление рассказа по наблюдениям «Весенняя пора». | наблюдение, описание природы | наблюдение, описание природы, сравнение, обобщение материала | Уметь: использовать средства выразительности; последовательно построить рассказ. | 29.05 |
Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:
- свободно воспроизводить содержание текста;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
Литература:
1.С.А.Есенина «Как научить ребенка писать сочинения» Грамотей, 2007
2. Н.В.Кузнецова «Работа с синонимами и антонимами в начальной школе» Москва, 2007
3.Приложение к журналу «Начальная школа». Уроки в начальной школе. 3 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Русский язык» 1 класс Уровень программы базовый. Надомное обучение.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы «Обучение грамоте». Горецкого В. Г.(М.: «Просвещение», 2012), «Русски...
Рабочая программа по английскому языку 2 класс (базовый уровень) по УМК Rainbow English (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)
Рабочая программа по английскому языку 2 класс (базовый уровент) по УМК Rainbow English (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)...
Рабочая учебная программа по немецкому языку 4 класс (базовый уровень)
РУП составлена по ФГОС. Календарно-тематическое планирование содержит характеристику основных видов деятельности учащихся(УУД)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА», 3 класс (базовый уровень), УМК " Школа России"
Рабочая программа для 3 класса по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс (базовый уровень), УМК " Школа России"
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «МАТЕМАТИКА», 4 класс, базовый уровень
Рабочая учебная программа по предмету «Математика» для 4 класса разработана на основе примерной программы по математике в соответствии с Федеральным государственным образовател...
Рабочая программа по математике для 2 класса (базовый уровень)
Программа составлена к УМК "Школа России", расчитана на 136 часов ( 4 часа в неделю)....