Разработка урока русского языка "Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Разработка урока русского языка "Род имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imen_sushchestvitelnyh.docx73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс учителей начальных классов Усть- Ишимского МР «Урок, реализующий системно-деятельностный подход»

Алимбаева Ляля Тухтаровна

 Место работы: МКОУ «Малобичинская СОШ»

 Должность: учитель начальных классов

 Предмет: «Русский язык»

 Класс: 3

УМК «Начальная школа ХХ1 века»

Тема урока: «Род имен существительных»

Тип урока: урок овладения новыми знаниями

Цель: сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного. 

Задачи:

1.Образовательные:

  • формировать умение определять род имён существительных;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса и развитию речи;

2.Развивающие:

  • развивать умение классифицировать по группам слова по определённым признакам;
  •  развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность;

3.Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому языку.

Формируемые УУД: 

- личностные (Л):

  •  формировать положительное отношение к процессу познания;
  •  применять правила делового сотрудничества;

-регулятивные (Р):

  • планировать решение учебной задачи,
  • оценивать  и  корректировать деятельность

 

- познавательные (П):

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  •  находить     дополнительную информацию;
  •  высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

- коммуникативные (К):

  •  участвовать в учебном диалоге,
  • строить и аргументировать монологические высказывания;

 Оборудование:

  • компьютеры, проектор,
  • русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1. -  М.: Вентана-Граф, 2005. – (Начальная школа ХХ1 века)
  • программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word. 
  • карточки для дифференцированной работы

                                                           Сценарий урока

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Самоопределение к деятельности

Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности

1. -Здравствуйте, ребята!

(Слайд №2)

Повторяйте за мной:

Я на уроке русского языка.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

- Открывайте тетради и записываем дату…, Классная работа

2. Минутка чистописания.

  • Посмотрите внимательно, найдите лишнюю фигуру. Объясните почему.

  • Прописываем найденную букву и    сочетание с ней другой буквы, устанавливая закономерность

Кк        Кк        ок         ко        око

( Слад № 3)

Повторяют за учителем.

Записывают дату.

Дети обсуждают, высказывают своё     мнение.

Устанавливают закономерность и прописывают.

Самоопроеделение к деятельности – (Л);

смыслообразование (Л);

аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации- (К)  

  1. . Актуализация знаний, необходимых для открытия нового.

Цель:  повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Перед вами головоломка. Найдите спрятавшиеся в ней слова и запишите в тетрадь через запятую.

( Слайд № 4)

ДКИНОЛИСАКОТЫКВАСКОЛЕСО

Учитель:
- Что объединяет все эти слова? - Как вы определили, что это имена существительные?

 ( Слайд № 5)

- Почему одни имена существительные отвечают на вопрос КТО, а другие - на вопрос ЧТО?

 -Назовите слова, которые отвечают на вопрос Кто?

 -Назовите слова, которые отвечают на вопрос Что?

- КИНО, БЕЛКА, КОТ, КВАС, КОЛЕСО, ТЫКВА

-Это имена существительные.

- Отвечают на вопросы КТО?ЧТО?.

Отвечают на вопросы

-Мыслительные операции (обобщение, анализ,  синтез, сравнение) –(П);

-Извлечение необходимой информации  из текста –( П);

  1.    Выявление места и причины затруднений.

Цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и подвести их к выявлению места и причины затруднения.

А, теперь, я вам предлагаю эти слова разделить на 3 группы.

Как можно разделить? 

- Конечно, ребята, можно и так разделить имена существительные, но такое деление не будет главным признаком, по которому имена существительные будут делиться на три группы. А какой главный признак можно взять?

- Вы смогли сделать задание?

- Почему? В чём затруднение? (не хватает знаний)

- Какой возникает вопрос? (по какому признаку можно разделить слова)

-Где мы можем об этом узнать?

Предлагают различные варианты.

Возможны варианты:

 по ударению - на 1-ом слоге (кот, квас, тыква); на 2-ом слоге (лиса, кино); на 3-ем слоге(колесо);

 по количеству слогов - 1 слог (квас, кот); 2 слога(тыква, белка, кино); 3 слога(колесо) и т.д.).

применение  правил делового сотрудничества(Л)

участвовать в учебном диалоге(К)

находить дополнительную информацию

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи(П)

формирующие умственные операции(К)

          4  . Построение проекта выхода из   затруднения.

       Цель: уточнить тему урока, определить последовательность действий, средства достижения цели( алгоритма)

- Прослушайте грамматическую сказку, которая нам поможет справиться с заданием.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ:

“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца.

Пришла королева и сказала:

“Пусть те слова, которые забрал себе муж, будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, мама, весна, радость…). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, кресло, …)”.

С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия имен существительных.

-Что же нового вы узнали из сказки об имени существительном? Чему мы должны научиться на уроке?

- Прочитайте правило в учебнике и ответьте на вопрос: как определить род имени существительного.

- А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.

                                  (Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской,

Но теперь скажу: “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

Составление алгоритма. Слайд №6)                 

Ученики строят проект выхода из затруднения: -  ставят цель проекта уточняют тему урока,

 - определяют последовательность действий, средства достижения цели (составление алгоритма)

- смыслообразование –(Л);

-мыслительные операции –(П);

-поиск и выделение необходимой информации;

-(П);

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера  на основе метода рефлексивной деятельности .-(Р);

 - выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –(К);

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-(К)

  5. Реализация построенного проекта.

  Цель:  реализация построенного проекта.

-А теперь вернёмся к нашему заданию и выполните его, опираясь на схему. Самопроверка.  (Слайд № 7)-  

Физминутка.

1) Зрительная гимнастика.

Обвести глазами 3 раза

2. Игра «Отдохни и подумай». (Слайд № 8)-  Встаньте около парт. Я буду называть имена существительные,

 а вы поднимайте руки вверх, если это существительное мужского рода, разводите в стороны – если существительное женского рода,

 и ставьте на пояс – если существительное среднего рода.

дядя, озеро, отец, мать, снегирь, туман, растение, дочь, кино, поле, сестра,

Осуществление приёмов сравнения, сопоставления, анализа, синтеза. Учащиеся сами делают вывод о том, что они будут изучать. Развитие логического мышления. Развитие умения использовать приём классификации предметов в реальной жизни. Развитие речи.

Извлечение из предметного текста необходимой информации – (П);

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – (П);

Построение  логической цепи рассуждений и доказательств

        6. Первичное закрепление во внешней   речи.

   Цель:  усвоить  новый  способ действий.

Работа по учебнику. Упр. 1,с. 131 – у доски

Слова, какого рода записаны в первом столбике?

 Какая часть слова помогла тебе образовать новые слова?

К каким словам нельзя подобрать однокоренные слова женского рода? (Петух, бык)

Устно построить способ действия в соответствии с заданием упражнения.

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –(К); (П)

  7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

  Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Работа в паре Упр.№2   . Определите род имен существительных. Поставь прилагательные в нужную форму и запиши получившиеся сочетания слов ( прил. + сущ.). Отметь окончания в именах прилагательных.

-От чего зависит выбор формы имени прилагательного?

 - А теперь ответьте на главный вопрос урока: «Как определить род имен существительных?»

1. Заменить существительное одним словом – он, она, оно.

Тарелка (она) – ж. р

 2.Подбери подходящее по смыслу имя прилагательное.

Красивая тарелка (ж.р)

(Слайд № 9)

Сапроверка. (Слайд №10)

Отработка навыков деления имён существительных по родам. Ученики самостоятельно в парах выполняют задания нового типа и сами проверяют их, пошагово сравнивая с эталоном. По результатам этой работы организуется самооценка усвоения нового знания

Все  познавательные УУД

и (К)

         8. Включение в систему знаний и повторение.

    Цель:  установить, в каких известных типах заданий  оно может быть использовано.

  Дифференцированная работа.                      Карточка1.

Найдите лишнее слово в каждом столбике.

слон     река            окно

тигр     вода            поле

заяц     капля          снег

коза     дождь         небо

Карточка 2.

Вставь подходящие по смыслу имена существительные. Определи их род.

Наступил долгожданный осенний     ….

На улице дует холодный    ….

Мелкий частый …        стучит в окно.

Закрепление изученного материала

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, уметь работать по алгоритму(П),.

положительное отношение к процессу познания; применение  правил делового сотрудничества (Л),

 оценивание и коррекция деятельности(Р)

  9. Рефлексия учебной деятельности.

  Цель: полученный результат соотнести  с поставленной целью, фиксация неразрешенных  затруднений.

- Чему вы научились сегодня на уроке?
(Определять род имён существительных).
- Какие задания показались вам более интересными?
(Ответы детей).
- Оцените свою работу на уроке

- А теперь рассмотрите свои листы самооценки и сделайте вывод о своей работе на уроке. Все ли вам было легко или были трудности?.

(Слайд № 11) - Оцени свою работу:

1 - понятность заданий

2 – трудность выполнения

3 - правильность

img1.jpg (19546 bytes)

Самооценка учениками собственной учебной деятельности

-контроль и оценка способов своей деятельности –(Р);

-самооценка на основе  критерий успешности-(Л);

- следование моральным нормам и этическим требованиям – (Л)

       10. Домашнее задание.

     Цель: Организовать объяснение  домашней работы

Д/З: знать алгоритм определения рода имен существительных.

(Слайд № 12)-

Приложение 1

Карточка 1.

Найдите лишнее слово в каждом столбике.

слон     ре ка            окно

тигр     вода            поле8 М. р. мой он род Ср. р. моё оно Ж.р. Моя она

заяц     капля          снег

коза     дождь         небо

          Оцени свою работу:

1 - понятность заданий

2 – трудность выполнения

3 - правильность

img1.jpg (19546 bytes)

Приложение 2

Карточка 2.

Вставь подходящие по смыслу имена существительные. Определи их род.

Наступил долгожданный осенний     ….

На улице дует холодный    ….

Мелкий частый …        стучит в окно.

Оцени свою работу:

1 - понятность заданий

2 – трудность выполнения

3 - правильность

img1.jpg (19546 bytes)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....

Разработка урока русского языка по теме "Число и род имён существительных". УМК "Школа России", 3 класс

Данный урок разработан с учётом дифференцированного подхода в обучении. УМК "Школа России", 3 класс, автор учебника Зеленина....

Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....

методическая разработка урока русского языка "Решение орфографических задач в безударных падежных окончаниях имён существительных"

                                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«...

разработка урока русского языка " Имя существительное"

Урок повторения в 3 классе по теме "Имя существительное"...

Разработка урока "Три склонения имён существительных"

Конспект урока по теме "Три склонения имён существительных" для 4 класс по учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 4 класс»...