Разработка урока русского языка по теме "Число и род имён существительных". УМК "Школа России", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Данный урок разработан с учётом дифференцированного подхода в обучении. УМК "Школа России", 3 класс, автор учебника Зеленина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Число и род имен существительных».
Цель урока:
- Знакомить с приемами распознавания рода имен существительных по окончаниям слов; формировать умение изменят существительные по числам, определять начальную форму имен существительных.
- Способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.
- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе.
Тип урока: объяснение нового материала с элементами закрепления пройденного.
Оборудование: сигнальные карты.
ТСО: интерактивная доска (предметные картинки, слова), магнитофон, кассета с записью мелодий.
Ход урока:
- Организационный момент.
Улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям, которые к нам пришли и начнем урок русского языка.
- Повторение изученного материала.
- Какую часть речи мы начали изучать на уроках русского языка?
- Что вы знаете об имени существительном?
(на доске памятка-подсказка
1.Ч.р.
2.Кто? Что?
3.Собственное, нарицательное
4.Одушевл. Неодуш.
5.Предмет, явление природы, действие, признак.
6.Число
7. Роль в предложении.)
- Как вы думаете, все ли вы знаете об имени существительном или что-то еще новое можно узнать?
- Постановка темы урока.
- Эту значимую часть речи вы будете изучать не только в начальных классах, но и в средних и старших классах тоже. Поэтому будьте сегодня внимательны и активны, потому что сегодня мы будем определять род имен существительных и в каком числе они стоят: множественном или единственном.
- Чистописание
- Минутку чистописания мы сегодня начнем с игры «да», «нет».
Дети задают вопросы учителю, чтобы угадать букву, учитель отвечает односложно «Да», «Нет».
- Эта буква согласная, гласная?
- Эта буква парная? И т. д.
- Это буква Б б.
- Дайте краткую характеристику букве «б» и звуку «б» (звукобуквенный анализ [б]).
Написание букв Бб и слова береза. Переписывание предложения с доски с пропущенными орфограммами (с устным объяснением).
М . л . дая б . рёза к . ч . ется от ветра.
- Работа над новой темой.
- Устное объяснение (единственное и множественное число имен существительных).
Молодая берёза качается от ветра.
- Выделите основу предложения: (береза качается)
- Какой частью речи является подлежащее?
- Речь идет об одной березе. Существительное стоит в единственном числе, если речь пойдет о двух или нескольких предметах, то существительное будет стоять во множественном числе.
- Измените форму частей речи в этом предложении, чтобы существительное стало во множественном числе.
Молодые березы качаются от ветра.
- Мы получили форму множественного числа.
(На доску рисунки – одной березы и нескольких берез).
- Устные примеры детей.
- Рассказ учителя о берёзе. (Текст перед глазами у каждого ученика).
- Кого березой удивишь? Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. Выгляни из окна в городе или в деревне – всюду березу увидишь. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас в России. Мила она русскому человеку. Береза – и в песнях, и в стихах, и в сказках. Очень много рек, городов, сел, деревень названо в честь березки. Все вы часто встречаете березу, а знаете ли вы, что береза – это целый род – и в нем 140 видов и более половины из них растут в нашей стране. Любит наш народ свою белоствольную красавицу и за красоту и за пользу, которую она приносит.
- А какую пользу приносит береза?
(Ответы детей дополняет учитель).
Из почек приготавливают лекарство.
Из ветвей делают метла и веники.
Из бересты народные умельцы мастерят лукошки для сбора грибов и ягод.
Березовые дрова лучшее топливо для русской печки и бани.
Из древесины березы изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус, добывают скипидар.
- Ребята, я не сказала о березовом соке, потому что, собрав с дерева баночку сока этим самым можно сгубить его. Раненое дерево истощается. Запасы сока нудны дереву для образования молодых листьев и ветвей. Через ранку попадают микробы, и они вызывают болезнь дерева. Берегите березки и не губите их из-за сока.
- Вспомните, что такое синквейн? Попробуем сочинить маленькое стихотворение опираясь на этот текст.
- Берёза.
- Белоствольная, милая.
- Растёт, радует, приносит.
- Любит наш народ русскую красавицу.
- Словарный диктант.
- Что такое словосочетание? (Дети рассказывают изученное правило).
- Учитель диктует словосочетания:
А) Ранняя весна, поздняя осень, ненастная погода, веселый праздник, холмистая местность, доброе сердце, сладкие духи.
Б) Подчеркните в словосочетаниях главное слово;
В) зачитайте слова, которые подчеркнули. Какой частью речи они являются?
- Сейчас мы будем определять род имен существительных. Но для этого нужно знать, что существительное, которое можно заменить личным местоимением «он» - существительное мужского рода. Существительное, которое можно заменить личным местоимением «она» - существительное женского рода. Существительное, которое можно заменить личным местоимением «оно» - существительное среднего рода. Что вызвало затруднение? ( Сладкие духи). Какого рода слово духи? А знаете ли вы ещё какие-нибудь такие слова? (Ножницы, бусы, опилки, сливки, часы). Да, в русском языке есть слова, у которых нельзя определить род. Они употребляются только во множественном числе.
На доске учитель вывешивает рисунки с изображением женского рода, мужского рода, среднего рода и читает стихотворение:
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «оно – моё».
Это правило твоё.
- Приведите примеры имен существительных: мужского рода, женского рода, среднего рода. (устные примеры детей).
Г) в словосочетаниях над каждым существительным укажите род;
Д) взаимопроверка работ;
Е) взаимообратная связь – работа с карточками (учитель называет слова, а учащиеся показывают на сигнальных карточках род имен существительных и безударную гласную).
- Запишите, эти слова по памяти в свои тетради.
Слова: л . сник, гр . бок, п . ляна, дер . во, л . сточек, цв . ток, к . ра.
Ж) письмо по памяти:
- Физминутка.
- Много песен сложено про березку и под музыку одной из них мы сейчас отдохнем.
- Работа по учебнику.
- Самостоятельная работа. Упражнение 15, с. 109 / д.м.)
( УМК «Школа России». Учебник 2 класса, автор Зеленина)
- Проверка самостоятельной работы.
- Вступительное слово о произведении «Береза» С.А.Есенина.
- Многие поэты и писатели в своих произведениях отметили красоту белоствольной березы. В 1913 году великий русский поэт С.А.Есенин написал прекрасное стихотворение «Береза», где описал белоствольную красавицу в зимнем убранстве.
1) Стихотворение «Береза» С.А.Есенина читает ученик.
2) Задание по вариантам:
- Выпишите существительные в начальной форме и определите число и род.
1 вариант 2 вариант
Белая береза На пушистых ветках
Под моим окном Снежною каймой
Принакрылась снегом, Распустились кисти
Точно серебром. Белой бахромой.
(Проверка по эталону).
3) Письмо под диктовку, выделяя главные члены предложения.
- На березе лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжести.
(У доски работает ученик)
- Итог урока.
- В начале урока вы оказались правы, что не всё еще вы знаете об имени существительном.
- Что же нового вы узнали об этой части речи?
- Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном числе?
- Какие слова помогают определить род имен существительных?
- На следующих уроках русского языка вы продолжите дальнейшее изучением этой части речи.
- Домашнее задание.
- Составить 5 предложений о березе, определить род и число имен существительных.
- Выставление оценок.
- Урок окончен.
- Если понравился этот урок вам, то улыбнитесь мне, друг другу и гостям.
- Кого берёзой удивишь? Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. Выгляни из окна в городе или в деревне — всюду березу увидишь. Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас в России. Мила она русскому человеку. Берёза — и в песнях, и в стихах, и в сказках. Очень много рек, городов, сел, деревень названо в честь березки. Все вы часто встречаете березу, а знаете ли вы, что береза — это целый род — и в нем 140 видов и более половины из них растут в нашей стране. Любит наш народ свою белоствольную красавицу и за красоту и за пользу, которую она приносит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"
Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...
Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс
Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...
Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".
Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....
презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной
презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...
Разработка урока русского языка на тему "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"
Тема урока "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" Программа "Школа России"Цели "познакомить учащихся с окончанием имён существительных в творитель...
Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" (2 класс "Школа России")
Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" (2 класс "Школа России")...