Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

Морозова Валентина Ивановна

Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Цель  урока:  отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.

Задачи:

Личностные:

1.  Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2.  Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3.  Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать   умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2. Формировать умение  принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания о склонениях имен существительных.

2. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных во всех  падежах.

Оборудование : учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, мультимедийная презентация, карточки со словами на стенах для составления предложений, карточки для парной и групповой работы. Листы самооценки

Ход  урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Учебник, тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники.

Запишите сегодняшнее число и классная работа. Комментирует запись (называю ученика).Подчеркните орфограммы.

Проверяют своё рабочее место.

Записывают число, классная работа, подчёркивают орфограммы

Личностные, регулятивные

2.

Актуализация знаний.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует работу по уточнению и конкретизации знаний об определении склонения им. сущ.,

Предлагает составить 2 предложения из карточек разного цвета. Определить склонение и падеж имён существительных.

-На стене карточки. Составьте два  предложения,  сначала из слов ,записанных на карточках жёлтого цвета, а потом  - из синего.

Голодно стало в лесу.

Пёстрый дятел спешит к ели.

Определите склонение и падеж имён существительных, подчеркните орфограммы.

Проверка.

-О каком времени года идёи речь? Как догадались?

-Чем мы можем помочь зимующим птицам?

Оцените свою работу на этом этапе.

Проговаривают полученные знания об имени существительном.

Выполняют задание в тетради.

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Голодно стало в лесу.

Пёстрый дятел спешит к ели.

Сущ. – в лесу (2 скл., П.п.), дятел (2 скл., И.п), к ели (3 скл, Д.п.)  

Орфограммы – голодно –без.гл., лесу – без.гл., дятел –непров. без.гл., спешит – без.гл., ели – без.оконч.

-О зиме.

-Подкармливать, развешивать кормушки.

Оценивают свою работу в листах самооценки.

Предметные

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

3.

Самоопределение к деятельности.

-Соедините карточки так, чтобы можно было из них составить словосочетания.

Запиши словосочетания, изменяя окончания имён существительных.

Предметные

Регулятивные, познавательные,

Проверим работу.

-Какие словосочетания у вас получились?

- Объясните написание падежных окончаний имён существительных.

-Сформулируйте тему. Какие цели вы поставите перед собой?

-Оцените себя на этом этапе.

Работают в паре.

Составляют словосочетания, изменяя окончания имён существительных.

Под руководством учителя формулируют тему и цели урока.

Читают получившиеся словосочетания.

-Плыть по реке (1 скл. Д.п.), встретиться с дочерью (3 скл., Т.п., выйти без шапки (1 скл., Р.п), учиться в институте (2 скл. П.п)

- Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Цель: научиться правильно писать безударные окончания существительных во всех падежах

Коммуникативные

Регулятивные (Целеполагание, прогнозирование, самооценка)

4.

Работа по теме урока.

Организует работу по формулированию правила написания безударных падежных окончаний существительных.

-Вспомним алгоритм для определения безударного окончания существительного.

1.Определить падеж.

2.Опрелить склонение.

3.Вспоминаем окончание или подставляем слово с ударным окончанием того же типа склонения и в том же падеже.

Работа по учебнику.

-Выполните упр. 241 самостоятельно.

Проверка.

Назовите орфограммы в корне слов.

Назовите существительные  с безударным  окончанием. Объясните его написание.

Оцените себя.

Вспоминают  алгоритм для определения безударного окончания существительного.

1.Определить падеж.

2.Опрелить склонение.

3.Вспоминаем окончание или подставляем слово с ударным окончанием того же типа склонения и в том же падеже.

В корне –зимой, зелёная, зелень, живая.

Безуд. окончание – в шапочке, шарфике, о морозе.

Оценивают свою работу в листах самооценки.

Предметные

Регулятивные

5.

Физкультминутка.

-Встаньте все. Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопайте в ладоши, если ко 2-му – руки вверх, если к 3-му- руки в стороны.

(Зима, мороз, метель, вьюга, снегирь, шуба, капель)

-Какое слово было лишнее? Почему? (Капель – относится к весенней теме, а все остальные слова  - к зимней.)

Определяют склонение и выполняют соответствующее движение руками.

Предметные

Регулятивные

6.

Закрепление изученного материала.

Организовывает работу по группам.

-Зима приготовила вам интересное задание.   Задания для групп на снежинках.  

Давайте вспомним правила групповой работы. (Дружно работать, выслушивать каждого)

- Сегодня мы будем исправлять ошибки, то есть поработаем корректорами. (человек, работает в издательстве и  исправляет ошибки)

       Как прекрасен зимний лес!  Деревья все в серебре. Всё вокруг  покрыто пушистым  снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки? Он спрятался около еле.

- Какие ошибки нашли? (по цепочке проверяем). Поднимите руки, кто с ними согласен.

- На какую орфограмму эти ошибки?

(На правописание безударных окончаний существительных)

Оцените  свою работу на этом этапе урока.

Организуются в группы. Советуются, исправляют ошибки. Доказывают правильность выполнения.

Снегом- ом, -Т.п.2 скл.

В берлоге – П.п., 1 скл.

На вершине – П.п.1 скл.

В шубке - П.п.1 скл.

Около ели – Р.п.3 скл.

- На правописание безударных окончаний существительных.

Оценивают свою работу в листах самооценки

Коммуникативные

Регулятивные

7.

Творческая работа.

-  Ребята, я для вас приготовила карточки, а Зима решила над вами пошутить.

Что не так в этих карточках?

Восстановите текст, вставьте подходящие по смыслу имена существительные.

Работаем в паре.

Зимний _________похож на ________.

Мягкий  ________ покрыл __________ пушистым __________.

Стройная ___________ укрылась мягким ________.

Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.

На _________ сосны суетится _______.

Как прекрасен зимний _________!

-Кто закончил? Продолжите.

- Подчеркните безударные падежные окончания

(Два ученика читают).

-В каких словах есть падежные безударные окончания? (снегом, на  ветке, на вершине).

- Подчеркните.

Во время работы учащихся,  звучит музыка. (Садовский. Сонет « Зима»)

Работают в паре.

Обсуждая, вставляют пропущенные имена существительные.

Кто справится раньше, продолжит этот текст дальше.

Называют  имена существительные с безударными окончаниями.

(снегом, на  ветке, на вершине)

Коммуникативные

Регулятивные

8.

Контроль и самопроверка  знаний

-Теперь проведём экспресс- опрос , проверим ваши знания по правописанию безударных падежных окончаний.

Всего три вопроса.

1. Укажи ошибку в окончании.

      А) на качалке;

      Б) для кормушке;

2. Где неправильно определили падеж существительного?

                А) о доме – П.п

                Б) без страха  – В.п .

3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?

                А) из тетрад_, о морков_,  около березк_;

                Б) к дяд_,  на кроват_,  у дорог_.

Проверим:

1.Б

2.Б

3.А

Отвечают на вопросы теста.

Проверяют результат.

Предметные

Регулятивные

9.

Домашнее задание.

Упр. 242. Списать, указать падеж имён существительных в первом предложении. Дополнительно творческое задание: составить текст на тему «Берегите лес от пожара».

Задание можно выбрать и выполнить частично, за творческую работу дополнительный балл.

Записывают задание в дневник.

Регулятивные, личностные, предметные

10.

Рефлексия.

Добились ли вы поставленной цели?

Закончи фразы:

Посчитайте. Сколько баллов вы набрали за урок.

Максимальный балл -25(30, если успели под *)23-25б.- 5

От 22- до18б.- 4

От-17б. и ниже- 3

Выделить дополнительно активных детей на уроке.

Дети объясняют. Что им было интересно, что вызвало затруднение, чему они научились на уроке.

Подсчитывают свои баллы и выставляют себе оценку.

Предметные

Регулятивные, познавательные,

Личностные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морозова Валентина Ивановна учитель начальных классов МАОУ « СОШ №12 с УИОП» города Губкин Белгородской области Урок русского языка

Слайд 2

Голодно стало в лесу. Пёстрый дятел спешит к ели. В лесу – 2 скл.,П.п Дятел – 2 скл ., И.п. К ели – 3 скл.,Д.п . Предложения

Слайд 3

Гол о дно стало в л е су. Пёстрый дят е л сп еши т к ел и .

Слайд 4

Дождик (2 скл .), словечко (2 скл .), крылечко (2 скл .), дом (2 скл .), кровать (3 скл .), дочь (3 скл .), лес (2 скл .), облако (2 скл .), новость (3 скл .), линейка (1 скл .), дружок (2 скл .), дорога (1 скл .), вход (2 скл .). Эталон

Слайд 6

Плыть без дочь Встретился по институт Выйти в река Учиться с шапк а Работа в паре

Слайд 7

Проверка Плыть по реке Встретился с дочерью Выйти без шапки Учиться в институте 1 скл.,Д.п . 3 скл.,Т.п . 1скл., Р.п. 2 скл ., П.п

Слайд 8

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Слайд 9

Алгоритм работы Чтобы правильно писать безударное окончание существительного надо: Шаг 1 Определить падеж. Шаг 2 Определить склонение. Шаг 3 Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже .

Слайд 10

Упр.241. В корне – з и мой, з е лёная, ж и вая, зел е нь В окончании – в шапочк е и шарфик е , о мороз е . Самостоятельная работа

Слайд 11

1 скл . – хлопаем в ладоши 2 скл . –поднимаем руки вверх 3 скл . – руки в стороны Физкультминутка

Слайд 12

Работа в группе Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снег ам . В лесу очень тихо. Спит медведь в берлог и . На вершин и высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубк и . Он спрятался около еле.

Слайд 13

Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снег о м . В лесу очень тихо. Спит медведь в берлог е . На вершин е высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубк е . Он спрятался около ел и . Проверка

Слайд 14

1 . Укажи ошибку в окончании. А) на качалке; Б) для кормушке; 2. Где неправильно определили падеж существительного? А) о доме – П.п Б) без страха – В.п . 3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания? А) из тетрад_ , о морков_ , около березк_ ; Б) к дяд_ , на кроват_ , у дорог_ . Экспресс- опрос

Слайд 15

1.Б 2.Б 3.А Проверь себя

Слайд 16

1) №242 (списать стихотворение, в первом предложении над каждым именем существительным указать падеж) 2)Составить текст на тему «Береги лес от пожара» Домашнее задание

Слайд 17

Закончи фразу: Теперь я могу… Мне было интересно.. Было трудно.. Рефлексия

Слайд 18

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

методическая разработка урока русского языка "Решение орфографических задач в безударных падежных окончаниях имён существительных"

                                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«...

Тренажёр по русскому языку "Безударные падежные окончания имён существительных"

Тренажёр по русскому языку "Безударные падежные окончания имён существительных"...

Методическая разработка уроков русского языка по теме "Изменение имён существительных по падежам"

УМК «21 век». Русский язык. 3класс. В данной разработке представлена технологическая карта 4 уроков русского языка. Цели: Сформировать представление об изменение имен существительных по падежам. Вв...

Технологическая карта урока по теме "Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе" (русский язык, 4 класс)

Урок открытия новых знаний и способов действия. Цель: создать условие для знакомства с новым приёмом выбора букв в безударном падежном окончании имени существительного в единственном числе....