Разработка урока "Три склонения имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по теме "Три склонения имён существительных" для 4 класс по учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 4 класс»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Три склонения имён существительных.

Цели:

Учебно-познавательные: Дать понятие о трех склонениях имен   существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, любовь к природе.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: проблемный урок

Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, презентация, тренажер

                                   ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

 - Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Слайд 2. (презентация  - приложение 1)

(ответы детей).

- У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.

 

2. Постановка учебной задачи.

     На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.

         Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

- В каком падеже существительные по улице и по площади? (В дательном падеже)

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

- Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.

  1. Изучение нового материала.

 Слайд 3 (презентация –приложение 1). Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол, окно, степь

- Прочитайте слова. Что у них общего? (все слова-существительные в единственном числе)

- Разделите имена существительные на группы.

- По каким признакам вы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию. Слайд 4 (презентация-приложение1).

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его СКЛОНЕНИЕ. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Слайд 4 (презентация –приложение1).

- Сделайте вывод: какие существительные относятся 1-му склонению, ко 2-му и 3-му? (к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.) - Прочитайте правило на стр.90. Правильно ли сделали вывод? (читают правило)

  1. Первичное закрепление.

а) Фронтальная работа.

- Найдите упражнение 156. Прочитайте задание.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).

  1. Динамическая пауза.

- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл., вы должны присесть, руки вперед. Если это существительное 2 скл.-правую ногу к груди.

А) Кто ни в жару, ни в стужу

     Не снимает шубу?  (баран)

Б) Кто на ветке шишки грыз

    И бросал объедки вниз? (белка)

В) Заверчу, закружу,

     В небеса улечу (вертолет)

Г) Ящик на  коленях пляшет –

    То поет, то горько плачет (гармонь)

Д) Никого не обижает,

    А её все толкают (дверь)

Е) Закутан ребенок в сто пеленок (капуста)

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- А сейчас посмотрите на экран. Выберите себе то задание, которое вам подходит. Прочитайте задание. Слайд 5. (презентация – приложение 1)

Работа проходит на три уровня.

Спишите предложения, у существительных определите склонение.

Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение.

Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.

Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.

Через поляну вьется лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.

Проверка.

- Как вы определили склонение у существительных? ( поставили существительные в единственном числе, в именительном падеже)

  1. Межпредметная связь.   ( Включается фонограмма с голосами  птиц)

Слайд 6 (презентация – приложение 1)

- Вы только что прогулялись по лесу. Сравните ваш рассказ, которую вы только что написали и картину. Чем они отличаются?  Как надо вести себя в лесу, на поляне?

  1. Рефлексия деятельности.

- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.).

- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).

  1. Домашнее задание.

1 уровень – упр.159. Списать существительные, указать склонение.

2 уровень -  упр.160. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

3 уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.

  1.  Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как узнать склонение существительных?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Разработка урока. Склонение имён существительных

Разработка урока по русскому языку в 3 классе составлена в помощь учителям, работающим по УМК "Начальная школа XXI века"...

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....