Разработка урока "Три склонения имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по теме "Три склонения имён существительных" для 4 класс по учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 4 класс»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Три склонения имён существительных.

Цели:

Учебно-познавательные: Дать понятие о трех склонениях имен   существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, любовь к природе.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: проблемный урок

Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, презентация, тренажер

                                   ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

 - Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Слайд 2. (презентация  - приложение 1)

(ответы детей).

- У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.

 

2. Постановка учебной задачи.

     На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.

         Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

- В каком падеже существительные по улице и по площади? (В дательном падеже)

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

- Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.

  1. Изучение нового материала.

 Слайд 3 (презентация –приложение 1). Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол, окно, степь

- Прочитайте слова. Что у них общего? (все слова-существительные в единственном числе)

- Разделите имена существительные на группы.

- По каким признакам вы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию. Слайд 4 (презентация-приложение1).

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его СКЛОНЕНИЕ. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Слайд 4 (презентация –приложение1).

- Сделайте вывод: какие существительные относятся 1-му склонению, ко 2-му и 3-му? (к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.) - Прочитайте правило на стр.90. Правильно ли сделали вывод? (читают правило)

  1. Первичное закрепление.

а) Фронтальная работа.

- Найдите упражнение 156. Прочитайте задание.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).

  1. Динамическая пауза.

- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл., вы должны присесть, руки вперед. Если это существительное 2 скл.-правую ногу к груди.

А) Кто ни в жару, ни в стужу

     Не снимает шубу?  (баран)

Б) Кто на ветке шишки грыз

    И бросал объедки вниз? (белка)

В) Заверчу, закружу,

     В небеса улечу (вертолет)

Г) Ящик на  коленях пляшет –

    То поет, то горько плачет (гармонь)

Д) Никого не обижает,

    А её все толкают (дверь)

Е) Закутан ребенок в сто пеленок (капуста)

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- А сейчас посмотрите на экран. Выберите себе то задание, которое вам подходит. Прочитайте задание. Слайд 5. (презентация – приложение 1)

Работа проходит на три уровня.

Спишите предложения, у существительных определите склонение.

Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение.

Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.

Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.

Через поляну вьется лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.

Проверка.

- Как вы определили склонение у существительных? ( поставили существительные в единственном числе, в именительном падеже)

  1. Межпредметная связь.   ( Включается фонограмма с голосами  птиц)

Слайд 6 (презентация – приложение 1)

- Вы только что прогулялись по лесу. Сравните ваш рассказ, которую вы только что написали и картину. Чем они отличаются?  Как надо вести себя в лесу, на поляне?

  1. Рефлексия деятельности.

- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.).

- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).

  1. Домашнее задание.

1 уровень – упр.159. Списать существительные, указать склонение.

2 уровень -  упр.160. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

3 уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.

  1.  Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как узнать склонение существительных?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...

Разработка урока. Склонение имён существительных

Разработка урока по русскому языку в 3 классе составлена в помощь учителям, работающим по УМК "Начальная школа XXI века"...