Рабочая программа по русскому языку, 4 класс ( автор Н. В. Нечаева)
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку, предметная область «Филология», составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки от 06 октября 2009 г. №373) и на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, требований к результатам освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий (УУД). Рабочая программа разработана в рамках УМК системы развивающего обучения Л. В. Занкова. При составлении рабочей программы использовались примерная программа по отдельным учебным предметам (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2010 г.) и авторская программа Н.В. Нечаевой «Русский язык» (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_rus_yaz_4_kl.doc | 464.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку, предметная область «Филология», составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки от 06 октября 2009 г. №373) и на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, требований к результатам освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий (УУД). Рабочая программа разработана в рамках УМК системы развивающего обучения Л. В. Занкова. При составлении рабочей программы использовались примерная программа по отдельным учебным предметам (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2010 г.) и авторская программа Н.В. Нечаевой «Русский язык» (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011 г.).
Цели начального общего образования:
-становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;
Специфика учебного предмета:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека;
Общая характеристика
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Общая характеристика учебного предмета
В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык - универсальное средство общения, речь – функция языка, его индивидуальное воплощение в конкретной практике.
Система языка проявляет себя в речевой деятельности, которая невозможна для человека без знания законов языка. Задача состоит не только в том, чтобы дать знания о языковых средствах, - надо создать условия для повседневного приобретения опыта пользования ими во внешней (устной и письменной) и внутренней речи. Курс характеризует его практическая направленность на пользование системой языка.
Таким образом, выделяются две основные цели преподавания русского языка как государственного языка РФ и языка межнационального общения в Российской Федерации: социокультурная и когнитивно-познавательная. Социокультурная цель предполагает формирование:
а) коммуникативной компетентности учащихся - развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; б) навыков грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека.
Когнитивно - познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.
Цели, поставленные перед преподаванием русского языка, достигаются в ходе решения задач:
- осознание учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами (лексикой, грамматикой, звуками и буквами) в различных речевых ситуациях устного и письменного общения
- приобретения необходимых навыков пользования языковыми средствами.
Так создаются условия для достижения не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов обучения. Представление о языке и речи как объективно существующем целом создает реальные условия для духовно-нравственного развития и воспитания школьников, их личностного развития.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа составлена в соответствии с базисным учебным планом и рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю, 34недели) согласно обязательной части.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка формирует представления о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная речь- это показатель культуры человека. На уроках русского языка учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является основой всего процесса обучения. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.
Требования к уровню подготовки учащихся
На конец 4 класса в ходе освоения содержания курса «Русский язык» средствами УМК развивающей системы Л. В. Занкова обеспечиваются условия для достижения обучающимися всех видов результатов.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык;
осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
- знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
- этические чувства- сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознанных устойчивых этических предпочтений и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленные на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др.;
- различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
-осуществлять запись указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, вт.ч. схемы для решения учебных задач;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты –тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-обобщать;
- подводить анализируемые объекты под понятия на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающей с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Развитие речи
Учащийся научится:
- оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
- корректировать тексты, в которых нарушения культуры речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип;
- различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового; разговорного и научного или делового);
- выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, услышанного, увиденного, соблюдая правила построения связного монологического высказывания;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений;
- анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении;
- оформлять результаты исследовательской работы.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика.
Учащийся научится:
-различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Учащийся получит возможность научиться:
- проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения разбора;
-соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно, либо обращаться за помощью;
- совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Учащийся научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- выявлять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Учащийся получит возможность научиться:
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Состав слова (морфемика)
Учащийся научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные слова и формы слова;
- находить в словах корень, приставку, суффикс, окончание.
Учащийся получит возможность научиться:
- находить в словах корень, приставку, суффикс, окончание, основу, постфикс, соединительные гласные в сложных словах;
- узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность выполнения разбора по составу.
Морфология
Учащийся научится:
- определять грамматические признаки имен существительных- род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имен прилагательных- род, число, падеж;
- определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Учащийся получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся , союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Синтаксис
Учащийся научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные /вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию;
- находить главные и второстепенные члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами .
Учащийся получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения;
- находить обращения.
Орфография и пунктуация
Учащийся научится:
- применять правила правописания:
- раздельное написание слов;
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
- сочетанич чк,чн, чт,щн,рщ;
- перенос слов;
- правописание букв в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными;
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ь,ъ;
- ь после шипящих на конце существительных;
- безударные падежные окончания имен существительных;
- безударные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- ь после шипящих на конце глаголов в форме 2 лица ед.числа;
- ь в глаголах в сочетании – ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак;
- знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- определять написание слова по орфографическому словарю;
- безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов;
- писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Учащийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания;
- -приставки на з- и с-;
- - гласные в суффиксах ик,ек;
- - о,е в падежных окончаниях после шипящих и ц;
- - и,ы после ц в разных частях речи;
- соединительные гласные о, е в сложных словах;
- осознавать место возможной ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
- при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;
- различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Система внутренней оценки достижения планируемых результатов
строится на следующих принципах:
- принцип развития;
- задачный принцип;
- принцип рефлексии;
- принцип ведущей роли детских действий контроля и оценки;
- принцип преемственности между ступенями обучения;
- принцип открытости в процессе контроля и оценки;
- принцип накопительной оценки достижений учащихся.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания учебного предмета «Русский язык» на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Предметом оценки и содержательной основой оценки образовательной деятельности учащихся в начальной школе являются планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: предметные, метапредметные, личностные.
В рамках системы внутренней оценки осуществляется оценка личностного прогресса.
Метапредметные результаты
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.
Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:
- решение задач творческого и поискового характера;
- проектная деятельность;
- текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;
- комплексные работы на межпредметной основе.
Оценка предметных результатов
Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфолио.
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
Текущая аттестация
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа (диктант, контрольное списывание, тесты);
- изложение;
- сочинение;
- творческая работа;
Промежуточная аттестация
- диктант;
- изложение
-письменная работа тестового характера
Контроль
№ п/п | № урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
1 | 12 | Входной контрольный диктант. | текущий | диктант |
2 | 38 | Контрольный диктант по теме "Склонение имён существительных в форме ед.ч." | текущий | диктант |
3 | 53 | Диктант с грамматическим заданием по теме: "Склонение имён прилагательных" | текущий | диктант |
4 | 63 | Диктант по теме "Местоимение" | текущий | диктант |
5 | 68 | Административный контрольный диктант за I полугодие | текущий | диктант |
6 | 84 | Диктант с грамматическим заданием по теме "Глагол" | текущий | диктант |
7 | 103 | Контрольный диктант по теме "Грамматические признаки глагола" | текущий | диктант |
8 | 108 | Контрольное списывание с заданием | текущий | списывание |
9 | 114 | Диктант по теме «Сложное предложение» с грамматическим заданием | текущий | диктант |
10 | 124 | Комплексная работа | текущий | Тестовая работа |
11 | 131 | ОПМР в форме тестирования | текущий | Тестовая работа |
12 | 143 | Контрольное списывание с заданием | текущий | списывание |
13 | 160 | Контрольный диктант за II полугодие | текущий | диктант |
14 | 165 | Контрольное изложение | текущий | изложение |
Содержание учебного предмета
- Развитие речи
Устная речь (слушание, говорение)
Практика устного общения в повседневных и в специально создаваемых ситуациях. Соответствие языковых и неязыковых средств устного общения речевой ситуации (на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста). Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение основными нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение, смешанный тип).
Речь - отражение культуры и развития человека. Голос, движения, мимика, жесты - отражение индивидуальных особенностей человека. Соответствие речи орфоэпическим нормам.
Письменная речь (чтение, письмо)
Текст (высказывание, связная речь) - результат говорения или письма, результат речевой деятельности, основная коммуникативная единица, которой человек пользуется в процессе речевой деятельности. Признаки текста: единство темы и замысла, связность, целостность и законченность. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Ознакомление со стилями языка. Анализ научного (учебного) текста: тема, заголовок, структурные части (вступление, основная часть, заключение); смысловые связи между частями, абзацами, предложениями; научные слова (понятия), ключевые (опорные) слова. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Выделение в тексте главного, высказывание собственного мнения по поводу прочитанного, услышанного, увиденного с соблюдением правил построения связного монологического высказывания. Определение основной мысли текста. План текста. Составление плана к данному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам. Подробное воспроизведение текста, его пересказ выборочно, от другого лица. Опыт самостоятельного составления письма, поздравительной открытки, инструкции, словарной статьи, отзыва об услышанном, увиденном, прочитанном. Заполнение бланка телеграммы, анкеты, оформление конвертов (добавление к работе с другими малыми жанрами). Репродуктивные и творческие сочинения как результат индивидуальной и групповой работы. Подбор материала для сочинений. Редактирование. Использование письменных ученических работ в качестве содержания на уроках по различным учебным предметам. Составление альбомов, выставки детских работ. Работа со справочной литературой, телеинформацией, Интернетом. Исследовательская работа (по выбору): «Великие люди России»; «Темы природы, добра и зла, взаимоотношений между людьми в творчестве твоего народа». Проведение исследования, оформление работы, подготовка доклада, его представление с сопровождением на бумажном или электронном носителе.
II. Система языка
Фонетика и орфоэпия
Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Расширение представлений об исторических чередованиях гласных и согласных в корне слов. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике). Фонетический разбор слова (алгоритм см. в учебнике).
Графика
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа звезда, коньки; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Совершенствование навыка клавиатурного письма.
Лексика
Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Употребление в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Работа со справочниками в учебнике: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов. Желательный список словарей для работы: словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса, соединительного гласного (интерфикса). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок, сложения основ. Разбор слова по составу.
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» (одушевленные, неодушевленные). Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3_му склонению. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3_го лица единственного и множественного числа. Представление о склонении личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?», ознакомление с категорией вида глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Ознакомление с дифференциацией второстепенных членов на определения, дополнения и обстоятельства. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении однородных членов предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Ознакомление с обращениями. Наблюдение смысловой зависимости содержания предложения от использованных грамматических средств.
III. Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря. Применение правил правописания:
- сочетания жи_ши, ча_ща, чу_щу в положении под ударением;
- сочетание чк_чн, чт, щн, рщ;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными;
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- ь после шипящих на конце существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
- безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на _мя, _ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ин);
- безударные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании _ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Практическое ознакомление с написанием приставок на з- и с-, гласных в суффиксах -ик, -ек; о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц; и, ы после ц в разных частях слова; соединительных гласных о, е в сложных словах.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. «Русский язык: Учебник для 4 класса», 170 часов, 5 часов в неделю
Содержание предмета | Номера и темы уроков | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
Развитие речи Устная речь (слушание, говорение) Практика устного общения в повседневных и в специально создаваемых ситуациях. Соответствие языковых и неязыковых средств устного общения речевой ситуации (на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста). Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение основными нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение, смешанный тип). Речь - отражение культуры и развития человека. Голос, движения, мимика, жесты - отражение индивидуальных особенностей человека. Соответствие речи орфоэпическим нормам. Письменная речь (чтение, письмо) Текст (высказывание, связная речь) - результат говорения или письма, результат речевой деятельности, основная коммуникативная единица, которой человек пользуется в процессе речевой деятельности. Признаки текста: единство темы и замысла, связность, целостность и законченность. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Ознакомление со стилями языка. Анализ научного (учебного) текста: тема, заголовок, структурные части (вступление, основная часть, заключение); смысловые связи между частями, абзацами, предложениями; научные слова (понятия), ключевые (опорные) слова. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Выделение в тексте главного, высказывание собственного мнения по поводу прочитанного, услышанного, увиденного с соблюдением правил построения связного монологического высказывания. Определение основной мысли текста. План текста. Составление плана к данному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам. Подробное воспроизведение текста, его пересказ выборочно, от другого лица. Опыт самостоятельного составления письма, поздравительной открытки, инструкции, словарной статьи, отзыва об услышанном, увиденном, прочитанном. Заполнение бланка телеграммы, анкеты, оформление конвертов (добавление к работе с другими малыми жанрами). Репродуктивные и творческие сочинения как результат индивидуальной и групповой работы. Подбор материала для сочинений. Редактирование. Использование письменных ученических работ в качестве содержания на уроках по различным учебным предметам. Составление альбомов, выставки детских работ. Работа со справочной литературой, телеинформацией, Интернетом. Исследовательская работа (по выбору): «Великие люди России»; «Темы природы, добра и зла, взаимоотношений между людьми в творчестве твоего народа». Проведение исследования, оформление работы, подготовка доклада, его представление с сопровождением на бумажном или электронном носителе. | 1 | Средства устного общения: речевая ситуация, инсценирование. Сочинение продолжения заданной ситуации. | Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников место, время средств коммуникации. Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми разного возраста. Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру. Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы) Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нём другой стороны. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Создавать тексты по предложенному заголовку. Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица и с заданной темой. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Составлять план текста с помощью учителя. Сравнивать разные типы текстов: описание, повествование, рассуждение, осознавать особенности каждого типа текста. Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность. Составлять устные монологические высказывания: словесный отчёт о выполненной работе, рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи. Сочинять письма, поздравительные открытки, записки. Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. Корректировать тексты, в которых допущены смысловые ошибки. Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями. Оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
2 | Предложение, средства связи слов в предложении, виды предложений. Текст: стиль, типы, жанры. | ||
3 | Предложение, средства связи слов в предложении, виды предложений. Текст: стиль, типы, жанры. Телеграмма как жанр текста. Составление и редактирование текста телеграммы. | ||
4 | Текст: стиль, тип, признаки. Тема текста. Выбор темы для написания сочинения. Грамматическая и лексическая сочетаемость. | ||
6 | Текст: тема, заголовок, основная мысль. Лексическая работа: значение слова, синонимы, виды словарей, стилистически окрашенная лексика. | ||
7 | Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке" | ||
8 | Анализ и редактирование текста сочинения | ||
9 | Работа со словарём, словарной статьёй. Синонимы, стилистически окрашенные слова. Литературные нормы и разговорный язык. | ||
11 | Диалог, умение доказывать свою точку зрения. Преобразование предложения. Зависимость смысла предложения от форм слов и порядка слов. | ||
12 | Входной контрольный диктант. | ||
13 | Работа над ошибками. | ||
21 | Текст: тема, заголовок, стиль. Стилистические особенности научного стиля. Стилистически окрашенная лексика (роль уменьшительно-ласкательных суффиксов). | ||
22 | Выделение обращения в устной и письменной речи. Обращение, состоящее из нескольких слов. Самостоятельное составление письма. | ||
23 | Сочинение - описание по наблюдениям "Прогулка по осеннему парку". | ||
24 | Анализ и редактирование текста. | ||
27 | Работа с текстом: обсуждение стилистических особенностей прочитанных текстов. Инструкция как вид текста. Составление инструкции. | ||
31 | Сочинение – повествование по рисунку и данному началу "Помощь малышам" | ||
32 | Анализ и редактирование текста сочинения. | ||
35 | Текст: частотность употребления падежей в текстах разных стилей. Различение существительных 2 склонения в форме Р. и В. падеж ей. | ||
46 | Подробное изложение "Теплинка" | ||
47 | Анализ и редактирование текста изложения | ||
49 | Сочинение-описание по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка" | ||
50 | Анализ и редактирование текста сочинения | ||
62 | Склонение личных местоимений. Самостоятельное составление поздравительной открытки. | ||
133 | Речь. Текст. Главная мысль текста. Смысловые связи между частями текста. | ||
134 | Текст. Стили речи. | ||
135 | Прямая речь (понятие) | ||
136 | Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи. | ||
137 | Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи. | ||
138 | Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи. Проверочная работа «Прямая речь». | ||
141 | Сочинение - рассуждение «Кем я хочу быть?». | ||
142 | Анализ и редактирование текста | ||
164 | Текст. Предложение. Словосочетание | ||
165 | Контрольное изложение | ||
166 | Работа над ошибками | ||
II. Система языка Фонетика и орфоэпия Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Расширение представлений об исторических чередованиях гласных и согласных в корне слов. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике). Фонетический разбор слова (алгоритм см. в учебнике). | 5 | Орфоэпические и орфографические нормы. Словосочетание. Правописание безударных окончаний имён существительных и прилагательных. | Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям. Характеризовать звуки (гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, звонкие – глухие) Анализировать: определять звук по его характеристике, приводить примеры гласных звуков, согласных твёрдых – мягких, звонких – глухих. Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв. Объяснять принцип деления слов на слоги. Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму. |
91 | Спряжение глагола. Фонетический разбор слова. | ||
Графика Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа звезда, коньки; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Совершенствование навыка клавиатурного письма. | 28 | Изменение существительных 1, 2, 3 склонения по падежам. Проверочная работа "Звуки и буквы" | Наблюдать различные способы обозначения на письме мягкости согласных звуков (буквы е,ё, и, я, ю, ь). Сравнивать звуковой и буквенный состав слова. Объяснять функцию букв ь и ъ. Использовать алфавит для поиска необходимой информации и для упорядочения найденной информации. |
49 | Сочинение-описание по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка". Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. | ||
55 | О-е после шипящих и ц в окончании прилагательных. Работа с орфографическим словарем, использование знания алфавита. | ||
77 | Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом л. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. | ||
166 | Работа над ошибками. Совершенствование навыка клавиатурного письма. | ||
Лексика Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Употребление в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Работа со справочниками в учебнике: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов. Желательный список словарей для работы: словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов. | 6 | Текст: тема, заголовок, основная мысль. Лексическая работа: значение слова, синонимы, виды словарей, стилистически окрашенная лексика. | Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова. Объяснять принцип построения толкового словаря Определять значения слова, пользуясь словарём в учебника или в толковым словарём. Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых было ранее неизвестно. Наблюдать за использованием в тексте синонимов. Реконструировать текс, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложении текста. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении. |
9 | Работа со словарём, словарной статьёй. Синонимы, стилистически окрашенные слова. Литературные нормы и разговорный язык. | ||
15 | Фразеологизмы, их роль в языке. Справочник эпитетов: работа со словарной статьёй. | ||
17 | Глаголы со значением повеления в предложениях с обращениями. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова. Тест "Предложение. Текст" | ||
40 | Фразеологизмы и их роль в языке. | ||
41 | Синонимы, омонимы, антонимы, многозначные слова. Употребление числительных "оба" и "обе". | ||
146 | Однородные члены предложения. Слово и его лексическое значение. | ||
Состав слова (морфемика) Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса, соединительного гласного (интерфикса). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок, сложения основ. Разбор слова по составу. | 21 | Текст: тема, заголовок, стиль. Стилистические особенности научного стиля. Стилистически окрашенная лексика (роль уменьшительно-ласкательных суффиксов). | Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать изменяемые слова в предложения. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаружить лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его. Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава. Объяснять значение слова – давать развёрнутое толкование его значения. Различать родственные слова и формы слова. Анализировать текст с установкой на поиск в нём родственных слов, слов с заданными приставками и суффиксами. Моделировать слова заданного состава. |
140 | Повторение изученного за год. Состав слова | ||
147 | Состав слова | ||
Морфология Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» (одушевленные, неодушевленные). Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3_му склонению. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3_го лица единственного и множественного числа. Представление о склонении личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?», ознакомление с категорией вида глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение. | 25 | Самостоятельные и служебные. Грамматические признаки частей речи. | Находить основание для классификации слов (по частям речи, по родам, по числам0. Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными грамматическими характеристиками. Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных ( к какому роду относится, изменяется по числам или нет, изменяется по падежам или нет). Сравнивать имена существительные: находить лишнее имя существительное (не имеющее каких- либо грамматических признаков, общих с другими существительными). Подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному. Уметь определять начальную форму имени существительного. Опознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное» Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Наблюдать: определять наличие в тексте личных местоимений. Трансформировать текст изменяя время глагола. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «первое» и «второе» спряжение глаголов» Моделировать в процессе работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. |
26 | Грамматические признаки частей речи. Роль служебных частей речи (союзов, частиц). | ||
27 | Работа с текстом: обсуждение стилистических особенностей прочитанных текстов. Инструкция как вид текста. Составление инструкции. | ||
28 | Изменение существительных 1, 2, 3 склонения по падежам. Проверочная работа "Звуки и буквы" | ||
29 | Окончания существительных 3 склонения в Т.п. | ||
30 | Склонение существительных 1, 2 и 3 склонения. Правописание безударных окончаний существительных в Р., Д., П падежах. Согласование существительного и прилагательного. | ||
33 | Составление таблицы: "Правописание безударных гласных -и/-е в окончаниях существительных единственного числа". Окончание как грамматический показатель. | ||
34 | Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П падежей. Окончание как грамматический показатель. Словарный диктант. | ||
35 | Текст: частотность употребления падежей в текстах разных стилей. Различение существительных 2 склонения в форме Р. и В. падежей. | ||
36 | Типы склонения. | ||
37 | Окончание как грамматический показатель. Р.п. множественного числа существительных. | ||
38 | Контрольный диктант по теме "Склонение имён существительных в форме ед.ч." | ||
39 | Работа над ошибками. | ||
40 | Фразеологизмы и их роль в языке. | ||
41 | Синонимы, омонимы, антонимы, многозначные слова. Употребление числительных "оба" и "обе". | ||
42 | Т.п. множественного числа существительных. | ||
43 | Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного. Типы склонения. | ||
44 | Образование прилагательных. Разряды прилагательных. Притяжательные прилагательные. | ||
45 | Правописание падежных окончаний прилагательных | ||
48 | Окончание у прилагательных мужского, женского, среднего рода в Р.п. Роль прилагательных и существительных в предложении. | ||
51 | Грамматические признаки прилагательного. Особенности склонения прилагательных м.р. и ср.рода. Правописание безударных окончаний прилагательных мужского рода в Т.п. П.п. | ||
52 | Правописание безударных окончаний прилагательных (Р.п., Т.п. м.р.; В.п., Т.п. ж.р.) | ||
53 | Диктант с грамматическим заданием по теме: "Склонение имён прилагательных" | ||
54 | Работа над ошибками. О-е после шипящих и ц в окончании прилагательных. | ||
55 | О-е после шипящих и ц в окончании прилагательных. Работа с орфографическим словарем, использование знания алфавита. | ||
56 | Обобщение знаний по теме "Склонение имён прилагательных" | ||
57 | Местоимение как часть речи. Значение и употребление в речи. Разряды местоимений. | ||
58 | Личные местоимения. | ||
59 | Личные местоимения. Проверка правил. | ||
60 | Грамматические признаки личных местоимений. Синтаксическая роль личных местоимений. Проверочная работа "Личные местоимения" | ||
61 | Склонение личных местоимений | ||
62 | Склонение личных местоимений. Самостоятельное составление поздравительной открытки. | ||
63 | Диктант по теме "Местоимение" | ||
64 | Работа над ошибками. Правописание предлогов с личными местоимениями | ||
65 | Правописание предлогов с личными местоимениями. Тест по теме "Местоимение" | ||
66 | Правописание предлогов с личными местоимениями | ||
67 | Правописание предлогов с личными местоимениями. Проверочная работа по теме "Местоимение" | ||
68 | Административный контрольный диктант за I полугодие | ||
69 | Работа над ошибками | ||
70 | Неопределённая форма глагола. Вид глагола | ||
71 | Неопределённая форма глагола. Вид глагола | ||
72 | Вид глагола | ||
73 | Вид глагола | ||
74 | Вид глагола. Образование глаголов совершенного и несовершенного вида | ||
75 | Прошедшее время глагола. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | ||
76 | Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом л | ||
77 | Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом л. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. | ||
78 | Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом л | ||
79 | Образование формы прошедшего времени с суффиксом л и без него | ||
80 | Образование формы прошедшего времени с суффиксом л и без него | ||
81 | Настоящее и будущее время | ||
82 | Настоящее и будущее время | ||
83 | Правописание глаголов на ться и тся | ||
84 | Диктант с грамматическим заданием по теме "Глагол" | ||
85 | Лицо глагола | ||
86 | Лицо глагола. Самостоятельная работа "Грамматические признаки глагола" | ||
87 | Правописание ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа | ||
88 | Правописание ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа | ||
89 | Спряжение глагола. Способы определения 1,2 спряжения глаголов. | ||
90 | Выборочное изложение по рассказу Ю. Качаева « Страх». | ||
91 | Спряжение глагола | ||
92 | Спряжение глагола | ||
93 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||
94 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||
95 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||
96 | Письмо по памяти по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" | ||
97 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||
98 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||
99 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||
100 | Слуховой диктант по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов" | ||
101 | Работа над ошибками | ||
102 | Морфологический разбор глагола | ||
103 | Контрольный диктант по теме "Грамматические признаки глагола" | ||
104 | Работа над ошибками | ||
105 | Обобщающий урок по теме глагол "Грамматические признаки глагола". Контрольный тест | ||
118 | Наречие. Значение и употребление в речи. | ||
119 | Образование наречий от прилагательных. | ||
120 | Образование наречий от косвенных падежей существительных. | ||
121 | Образование наречий. | ||
122 | Свободный диктант | ||
123 | Работа над ошибками. Правописание наречий. О и Е на конце наречий. | ||
124 | Комплексная работа | ||
125 | Объяснительный диктант | ||
126 | Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в -, на-, за-. | ||
127 | Правописание наречий с приставкой по-. | ||
128 | Правописание наречий. Проверочная работа «Правописание наречий» | ||
129 | Правописание наречий | ||
130 | Правописание наречий | ||
131 | Административный контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
132 | Работа над ошибками | ||
148 | Части речи | ||
149 | Имя существительное. Склонение и правописание безударных падежных окончаний имён существительных | ||
150 | Имя существительное. Склонение и правописание безударных падежных окончаний имён существительных | ||
151 | Имя существительное. Склонение и правописание безударных падежных окончаний имён существительных | ||
152 | Имя прилагательное. Склонение и правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | ||
153 | Имя прилагательное. Склонение и правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | ||
154 | Имя прилагательное. Склонение и правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | ||
155 | Местоимение | ||
156 | Диктант с грамматическим заданием | ||
157 | Глагол. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов | ||
158 | Глагол. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов | ||
159 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | ||
160 | Контрольный диктант за II полугодие | ||
161 | Работа над ошибками | ||
162 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов в прошедшем времени | ||
163 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов в прошедшем времени | ||
168 | Морфологический разбор существительного | ||
169 | Морфологический разбор прилагательного | ||
170 | Морфологический разбор глагола | ||
Синтаксис Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Ознакомление с дифференциацией второстепенных членов на определения, дополнения и обстоятельства. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении однородных членов предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Ознакомление с обращениями. Наблюдение смысловой зависимости содержания предложения от использованных грамматических средств. | 11 | Диалог, умение доказывать свою точку зрения. Преобразование предложения. Зависимость смысла предложения от форм слов и порядка слов. | Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и словосочетании. Наблюдать: находить в тексте повествовательные /побудительные/ вопросительные предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания. Соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками. Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложения. Объяснять способы нахождения главных членов предложения. |
16 | Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. | ||
17 | Глаголы со значением повеления в предложениях с обращениями. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова. Тест "Предложение. Текст" | ||
18 | Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Роль обращений в устном народном творчестве (заклички, скороговорки). Проверочная работа по теме "Предложение" | ||
19 | Объяснительный диктант. | ||
20 | Существительные и местоимения, их заменяющие. Грамматическая связь: гл.+ мест. | ||
21 | Текст: тема, заголовок, стиль. Стилистические особенности научного стиля. Стилистически окрашенная лексика (роль уменьшительно-ласкательных суффиксов). | ||
22 | Выделение обращения в устной и письменной речи. Обращение, состоящее из нескольких слов. Самостоятельное составление письма. | ||
106 | Сложное предложение. Различение простых и сложных предложений. | ||
107 | Сложное предложение | ||
108 | Контрольное списывание с заданием | ||
109 | Работа над ошибками | ||
110 | Сложное предложение | ||
111 | Сложное предложение | ||
112 | Предупредительный диктант | ||
113 | Сложное предложение | ||
114 | Диктант по теме «Сложное предложение» с грамматическим заданием | ||
115 | Работа над ошибками | ||
116 | Сложное предложение | ||
117 | Знаки препинания в сложном предложении | ||
145 | Текст. Предложение. Словосочетание. | ||
146 | Однородные члены предложения. Слово и его лексическое значение. | ||
164 | Текст. Предложение. Словосочетание | ||
167 | Главные и второстепенные члены предложения | ||
III. Орфография и пунктуация Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря. Применение правил правописания: - сочетания жи_ши, ча_ща, чу_щу в положении под ударением; - сочетание чк_чн, чт, щн, рщ; - перенос слов; - прописная буква в начале предложения, в именах собственных; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - непроизносимые согласные; - непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными; - гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; - разделительные ъ и ь; - ь после шипящих на конце существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч); - безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на _мя, _ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ин); - безударные окончания имен прилагательных; - раздельное написание предлогов с личными местоимениями; - не с глаголами; - ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишь); - мягкий знак в глаголах в сочетании _ться; - безударные личные окончания глаголов; - раздельное написание предлогов с другими словами; - знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; - знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. Практическое ознакомление с написанием приставок на з- и с-, гласных в суффиксах -ик, -ек; о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц; и, ы после ц в разных частях слова; соединительных гласных о, е в сложных словах. | 33 | Составление таблицы: "Правописание безударных гласных -и/-е в окончаниях существительных единственного числа". Окончание как грамматический показатель. | Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки, объяснять их причины. Устанавливать написание слов. Прогнозировать наличие определённых орфограмм. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. Группировать слова по месту орфограммы и типу орфограммы. Прогнозировать необходимость использованиядополнительных источников информации: уточнять написание слов по орфографическому словарю. Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. Оценивать свои возможности грамотного письма слов, составлять собственный словарь трудных слов. Анализировать текст , находить слова с определённой орфограммой. Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. |
34 | Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П падежей. Окончание как грамматический показатель. Словарный диктант. | ||
35 | Текст: частотность употребления падежей в текстах разных стилей. Различение существительных 2 склонения в форме Р. и В. падежей. | ||
37 | Окончание как грамматический показатель. Р.п. множественного числа существительных. | ||
38 | Контрольный диктант по теме "Склонение имён существительных в форме ед.ч." | ||
39 | Работа над ошибками. | ||
42 | Т.п. множественного числа существительных. | ||
45 | Правописание падежных окончаний прилагательных | ||
48 | Окончание у прилагательных мужского, женского, среднего рода в Р.п. Роль прилагательных и существительных в предложении. | ||
51 | Грамматические признаки прилагательного. Особенности склонения прилагательных м.р. и ср.рода. Правописание безударных окончаний прилагательных мужского рода в Т.п. П.п. | ||
52 | Правописание безударных окончаний прилагательных (Р.п., Т.п. м.р.; В.п., Т.п. ж.р.) | ||
53 | Диктант с грамматическим заданием по теме "Склонение имён прилагательных" | ||
54 | Работа над ошибками. О-е после шипящих и ц в окончании прилагательных. | ||
55 | О-е после шипящих и ц в окончании прилагательных. Работа с орфографическим словарем, использование знания алфавита. | ||
56 | Обобщение знаний по теме "Склонение имён прилагательных" | ||
51 | Грамматические признаки прилагательного. Особенности склонения прилагательных м.р. и ср.рода. Правописание безударных окончаний прилагательных мужского рода в Т.п. П.п. | ||
52 | Правописание безударных окончаний прилагательных (Р.п., Т.п. м.р.; В.п., Т.п. ж.р.) | ||
53 | Диктант с грамматическим заданием по теме: "Склонение имён прилагательных" | ||
54 | Работа над ошибками. О-е после шипящих и ц в окончании прилагательных. | ||
55 | О-е после шипящих и ц в окончании прилагательных. Работа с орфографическим словарем, использование знания алфавита. | ||
76 | Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом л | ||
77 | Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом л. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. | ||
78 | Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом л | ||
83 | Правописание глаголов на ться и тся | ||
84 | Диктант с грамматическим заданием по теме "Глагол" | ||
87 | Правописание ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа | ||
88 | Правописание ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа | ||
93 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||
94 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||
95 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||
96 | Письмо по памяти по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" | ||
97 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||
98 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||
99 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||
100 | Слуховой диктант по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов" | ||
101 | Работа над ошибками | ||
117 | Знаки препинания в сложном предложении | ||
123 | Работа над ошибками. Правописание наречий. О и Е на конце наречий. | ||
125 | Объяснительный диктант | ||
126 | Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в -, на-, за-. | ||
127 | Правописание наречий с приставкой по-. | ||
128 | Правописание наречий. Проверочная работа «Правописание наречий» | ||
129 | Правописание наречий | ||
130 | Правописание наречий | ||
136 | Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи. | ||
137 | Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи. | ||
138 | Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи. Проверочная работа «Прямая речь». | ||
139 | Повторение изученного за год. Правописание местоимений | ||
149 | Имя существительное. Склонение и правописание безударных падежных окончаний имён существительных | ||
150 | Имя существительное. Склонение и правописание безударных падежных окончаний имён существительных | ||
151 | Имя существительное. Склонение и правописание безударных падежных окончаний имён существительных | ||
152 | Имя прилагательное. Склонение и правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | ||
153 | Имя прилагательное. Склонение и правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | ||
154 | Имя прилагательное. Склонение и правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | ||
159 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | ||
162 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов в прошедшем времени | ||
163 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов в прошедшем времени |
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»
( В соответствии с Приказом Минобрнауки от 4.10.2010 № 986)
Материально – техническое оснащение
- лента букв;
- таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);
- интерактивная доска;
- ноутбук;
- проектор;
Учебно – методическое обеспечение
- для учащихся:
1) Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса. – 6-е изд., перераб. и доп.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
- для учителя:
1) Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык»: 4 класс- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
2) Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.
3) Программы «Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Русский язык. Москва «Просвещение» 2010г
Дополнительная литература
- Авт. – сост. Н. Н. Максимук. Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку – М.: ВАКО, 2010.
- Т.А.Круглова Итоговая аттестация, 4 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
3) Нефедова Е.А., Узорова О. В.Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. – М.: Аквариум, 2006.
Информационное обеспечение учебного процесса
1) Компакт-диски "Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык». 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Кирилл и Мефодий, 2010;
2) Образовательный комплекс «Игры и задачи, 1-4 класс». Обучение грамоте. Русский язык. Литературное чтение. Данилов Д.Д., Куревина О.А. и др., ООО "1С-Паблишинг", 2009;
3) Интерактивные наглядные пособия. Для интерактивных досок. Страна Лингвиния. Русский язык в алгоритмах, стихах и рисунках 2-7 класс. Программно-методический комплекс. ООО «Новый диск», 2009;
4) Современный словарь по русскому языку. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Род имён существительных. Словарь грамматических трудностей русского языка. Толковый словарь. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Фразеологический словарь. Этимологический словарь. Издательская группа «ВЕСЬ» - ДОБРЫЕ ВЕСТИ, 2012;
5) Русский язык. Тренажёр по русскому языку 1-4 класс. ЗАО «1С»;
http://nsportal.ru Социальная сеть работников образования;
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов;
http://nsc.1september.ru Материалы газеты и журнала «Начальная школа». Издательство «Первое сентября»;
http://www.zankov.ru Сайт Занкова, представлены статьи и научные работы по системе Занкова;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Автор учебника Нечаева Н.В.
Рабочая программа по русскому языку 3 класс на 2012-13 уч. г. Автор учебника Нечаева Н.В. ( Интернет)...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.В. Нечаевой 4 класс
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса разработана на основе авторской программы Н.В. Нечаевой (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой МО РФ в соответс...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (учебник Нечаевой Н.В.)
Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного пре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе
Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П. И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Н. В. Нечаева СРО Л.В. Занков
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Н. В. Нечаева СРО Л.В. Занков...