Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.В. Нечаевой 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса разработана на основе авторской программы Н.В. Нечаевой (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._po_russ.yaz_._4_kl.docx | 68.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса разработана на основе авторской программы Н.В. Нечаевой (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.
Цель курса: организовать исследование «жизни» уже изученных языковых норм в речи, а также многоаспектный анализ чужого текста, опыт собственной речевой деятельности в устной и письменной формах, в том числе и включение в проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи курса:
- сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- способствовать пониманию обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознанию значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Развитие речи | |
Устная речь | Практика устного общения в повседневных и в специально создаваемых ситуациях. Соответствие языковых и неязыковых средств устного общения речевой ситуации (на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста). Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение основными нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение, смешанный тип). Речь - отражение культуры и развития человека. Голос, движения, мимика, жесты - отражение индивидуальных особенностей человека. Соответствие речи орфоэпическим нормам. |
Письменная речь | Текст (высказывание, связная речь) - результат говорения или письма, результат речевой деятельности, основная коммуникативная единица, которой человек пользуется в процессе речевой деятельности. Признаки текста: единство темы и замысла, связность, целостность и законченность. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Ознакомление со стилями языка. Анализ научного (учебного) текста: тема, заголовок, структурные части (вступление, основная часть, заключение); смысловые связи между частями, абзацами, предложениями; научные слова (понятия), ключевые (опорные) слова. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Выделение в тексте главного, высказывание собственного мнения по поводу прочитанного, услышанного, увиденного с соблюдением правил построения связного монологического высказывания. Определение основной мысли текста. План текста. Составление плана к данному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам. Подробное воспроизведение текста, его пересказ выборочно, от другого лица. Опыт самостоятельного составления письма, поздравительной открытки, инструкции, словарной статьи, отзыва об услышанном, увиденном, прочитанном. Заполнение бланка телеграммы, анкеты, оформление конвертов (добавление к работе с другими малыми жанрами). Репродуктивные и творческие сочинения как результат индивидуальной и групповой работы. Подбор материала для сочинений. Редактирование. Использование письменных ученических работ в качестве содержания на уроках по различным учебным предметам. Составление альбомов, выставки детских работ. Работа со справочной литературой, телеинформацией, Интернетом. Исследовательская работа (по выбору): «Великие люди России»; «Темы природы, добра и зла, взаимоотношений между людьми в творчестве твоего народа». Проведение исследования, оформление работы, подготовка доклада, его представление с сопровождением на бумажном или электронном носителе. |
Система языка | |
Фонетика и орфоэпия | Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Расширение представлений об исторических чередованиях гласных и согласных в корне слов. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике). Фонетический разбор слова (алгоритм см. в учебнике). |
Графика | Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа звезда, коньки; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Совершенствование навыка клавиатурного письма. |
Лексика | Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Употребление в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Работа со справочниками в учебнике: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов. Желательный список словарей для работы: словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов. |
Состав слова | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса, соединительного гласного (интерфикса). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок, сложения основ. Разбор слова по составу |
Морфология | Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» (одушевленные, неодушевленные). Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3_му склонению. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3_го лица единственного и множественного числа. Представление о склонении личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?», ознакомление с категорией вида глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение. |
Синтаксис | Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Ознакомление с дифференциацией второстепенных членов на определения, дополнения и обстоятельства. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении однородных членов предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Ознакомление с обращениями. Наблюдение смысловой зависимости содержания предложения от использованных грамматических средств. |
Орфография и пунктуация | |
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря. Применение правил правописания: - сочетания жи_ши, ча_ща, чу_щу в положении под ударением; - сочетание чк_чн, чт, щн, рщ; - перенос слов; - прописная буква в начале предложения, в именах собственных; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - непроизносимые согласные; - непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными; - гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; - разделительные ъ и ь; - ь после шипящих на конце существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч); - безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на _мя, _ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ин); - безударные окончания имен прилагательных; - раздельное написание предлогов с личными местоимениями; - не с глаголами; - ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишь); - мягкий знак в глаголах в сочетании _ться; - безударные личные окончания глаголов; - раздельное написание предлогов с другими словами; - знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; - знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. Практическое ознакомление с написанием приставок на з- и с-, гласных в суффиксах -ик, -ек; о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц; и, ы после ц в разных частях слова; соединительных гласных о, е в сложных словах. |
Матрица учебного содержания
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Что нужно для общения | 15 ч |
2 | Обращение | 9 ч |
3 | Части речи | 86 ч |
4 | Сложное предложение | 6 ч |
5 | Наречие | 12 ч |
6 | Законы языка в практике речи | 8 ч |
Работа по курсу обеспечивается
УМК | Материально-технической базой | |
Для учащихся | Для учителя | |
1. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». | 1. Нечаева Н.В., Антохина В.А. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 3, 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». | Наглядные пособия: - таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой); - наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе; - интерактивная доска; - наборы ролевых игр (по темам инсценировок); - настольные развивающие игры; - аудиозаписи в соответствии с программой обучения; - слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности). |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия | |
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; – знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки; – этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; – чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка. | – внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. | – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (например: часть речи – самостоятельная часть речи; глагол – глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.); – устанавливать аналогии. | – осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия. | – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС 2013/2014 уч.год
№ | Тема урока | Содержание образования | Страницы учебника, № | Дата проведения |
Что нужно для общения. | ||||
1 | Соответствие средств устного общения речевой ситуации. | Средства устного общения: речевая ситуация, инсценирование. Сочинение продолжения заданной речевой ситуации. Актуализация языковых знаний: разделы языка; части речи и члены предложения, однородные члены предложения и знаки препинания при них, предложение и словосочетание, состав слова, склонение имени существительного и прилагательного. Морфологический разбор имени существительного. Грамматические признаки глагола. Связь местоимения и глагола. Решение орфографических задач (орфограммы гласного и согласного). Систематизация знаний по темам русского языка | 4 – 5 1 - 4 | 02.09 |
2 | Составление текста телеграммы. | Предложение, средства связи слов в предложении, виды предложений. Текст: стиль, типы, жанры. Телеграмма как жанр текста. Составление и редактирование текста телеграммы. Актуализация знаний: алфавит, лексическое значение слова, состав слова. Решение орфографических задач: правописание слов с непроверяемыми гласными (словарные слова). Окончание как средство связи слов в предложении и как грамматический показатель. Заимствованные слова, способы определения лексического значения заимствованных слов | 7 – 10 5 - 9 | 03.09 |
3 | Стиль, тип и тема текста. | Текст: стиль, тип, признаки. Тема текста. Выбор темы, написание сочинения. Грамматическая и лексическая сочетаемость. Орфоэпические и орфографические нормы. Словосочетания: сущ. + прилаг., сущ. + сущ., гл. + сущ. Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных. Обобщение знаний: составление таблицы пропущенных орфограмм. Текст: стиль, тип, признаки. Тема текста. Выбор темы, написание сочинения. | 10 – 14 10 - 15 | 04.09 |
4 | Заголовок и основная мысль текста. | Текст: тема, заголовок, основная мысль. Лексическая работа: значение слова, синонимы, виды словарей, стилистически окрашенная лексика. Актуализация знаний: фонетика и орфография, склонение существительных, зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного; однородные члены. Решение орфографических задач: правописание безударных окончаний имени существительного и прилагательного, слова с непроверяемыми орфограммами | 14 – 17 16 - 20 | 05.09 |
5 | Работа со словарем и словарной статьей. | Работа со словарем, словарной статьей. Синонимы, стилистически окрашенные слова. Литературные нормы и разговорный язык. Письменный анализ одной из сказок Чуковского с опорой на данные вопросы. Имена существительные, имеющие форму только единственного (множественного) числа. Решение орфографических задач. Связь: род им. сущ. и род местоимения, на него указывающего. Словосочетание гл. + мест. | 18 – 19 21 - 24 | 09.09 |
6 | Диалог. Зависимость смысла предложения от форм слов и их порядка. | Диалог, умение доказывать свою точку зрения. Преобразование предложения. Зависимость смысла предложения от форм слов и порядка слов. Выбор темы исследования: «Великие люди России» или «Творчество моего народа». Данные темы поддерживаются содержанием всего учебника, но возможны и другие те- мы исследования (представление работ по мере их завершения). Словообразование. Глагол и отглагольные существительные. Падеж имен существительных, влияние изменения падежа существительного на смысл предложения. Актуализация знаний: существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Решение орфографических задач: роль мягкого знака, правописание Ь после шипящих | 19 – 21 25 - 28 | 10.09 |
7 | Входная контрольная работа (диктант) | Диагностика логопедических и грамматических проблем. | 11.09 | |
8 | Работа над ошибками. Обобщение знаний и их систематизация по темам русского языка. | Обобщение знаний, их систематизация по темам русского языка. Решение орфографических задач: Правописание безударных окончаний имен сущ. и прил., буква удвоенного согласного, Ь в конце слова, в т.ч. после шипящих, буквы парн. согл., непроизносимых согл., безуд. гласн. в корне слова. Лексическая работа: эпитеты, их роль | 22 -23 Проверь себя | 12.09 |
9 | Описание как тип текста. Роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании. | Лексическая работа: описание как тип текста, роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании; роль союза «но». Актуализация знаний: члены предложения (главные, второстепенные), однородные члены предложения и знаки препинания при них, части речи. Решение орфографических задач: правописание безударных окончаний имен прилагательных. Грамматические признаки существительных, глаголов. Морфологический и фонетический разбор | 24 – 25 32 - 35 | 16.09 |
10 | Роль Ь и Ъ. Словарный диктант. | Роль Ъ и Ь. Стили: художественный и научно-популярный (назначение, признаки, сравнение). Работа с репродукциями картин. Глагол и отглагольные (без введения понятия) существительные. Морфологический и морфемный разбор имени существительного, сложные слова | 26 – 27 36 - 40 | 17.09 |
11 | Правописание безударных окончаний имен существительных. | Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном, предложном падежах. Разбор текста на предмет его сокращения. Лексическая работа. Грамматические признаки имени существительного. Решение орфографических задач: безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением. Словообразование. Чередование согласных звуков и их букв в корне слова при словообразовании. Актуализация знаний: алфавит, фонетический разбор. Лексическая работа: словарная статья, эпитеты, их роль в тексте, характеристика предмета или явления, составление характеристики, редактирование. Работа с репродукциями картин. Актуализация знаний: разбор слова по составу. Решение орфографических задач: гласные о ё после шипящих и ц, ы и после ц, словарные слова | 28 – 31 41 - 49 | 18.09 |
12 | Проверочная работа по теме «Систематизация орфограмм» | Контроль знаний учащихся после обобщения и систематизации орфограмм, изученных в 1 – 3 классах | 19.09 | |
13 | Работа над ошибками. Синонимы, стилистические синонимы. | Лексическая работа: словарная статья, синонимы, лексическая сочетаемость, стилистические синонимы (без введения понятия). Актуализация знаний: словосочетание, падеж и склонение имен существительных. Решение орфографических задач: словарные слова, орфограммы гласного и согласного | 32 – 35 50 - 57 | 23.09 |
14 | Определение лексического значения слова. | Лексическая работа: определение лексического значения слова, работа со словарной статьей. Актуализация знаний: члены предложения и части речи, склонение и падеж, родственные слова, разбор слова по составу, способы словообразования. Решение орфографических задач: правописание приставок, буквы гласного и согласного в приставках. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова. Выбор темы исследования. Обсуждение порядка его проведения (см. с. 154–155) | 34 – 35 55 - 57 | 24.09 |
15 | Фразеологизмы, их роль в языке. | Фразеологизмы, их роль в языке. Справочник эпитетов: работа со словарной статьей. Анализ высказываний. Решение орфографических задач | 36 58 - 59 | 25.09 |
Обращения. | ||||
16 | Выделение обращения в устной и письменной речи. | Обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Виды предложений с обращениями по цели высказывания. Работа с репродукциями картин. Повелительное наклонение глагола в предложениях с обращениями. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова | 37 – 40 60 - 66 | 26.09 |
17 | Выделение обращения в устной и письменной речи. Словарный диктант. | Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Роль обращений в устном народном творчестве (заклички, скороговорки). Актуализация знаний: фонетический анализ слов, состав слова, разбор слова по составу. Решение орфографических задач: правописание парных согласных, суффикса - ек-. Лексическая работа: этимология слова, работа со словарной статьей | 41 67 - 68 | 25.09 |
18 | Средства устного общения. | Средства устного общения: вежливое поведение, слова вежливого обращения в быту, в учебной ситцуации. Лексическая работа: характеристика человека, составление характеристики, происхождение фамилий. Обособление обращений. Актуализация знаний: члены предложения, части речи, местоимение как часть речи, роль местоимений. Существительные и местоимения, их заменяющие.Грамматическая связь: гл. + мест. Решение орфографических задач | 42 – 44 69 - 74 | 30.09 |
19 | Средства устного общения. Тест. | Проверка упр. 74. Существительные и местоимения, их заменяющие. Грамматическая связь: гл + мест. Решение орфографических задач: выбор предлога о и об, правописание суффиксов -ек-, -ик-. Анализ предложений с обращениями. Этимология фамилий. Актуализация знаний: состав слова, чередование, возникающее при образовании новых слов; фонетический анализ слов. Лексическая работа: синонимы, работа со словарной статьей. Восклицательный знак при обращении (упр. 78) Текст: тема, заголовок, стиль. Лексическая работа: стилистические особенности научного стиля, происхождение фамилий; стилистически окрашенная лексика (роль уменьшительно-ласкательных суффиксов) | 44 – 47 75 - 81 | 01.10 |
20 | Виды обращения в зависимости от адресата и места общения. | Актуализация знаний: фонетический анализ слова, склонение существительных. Средства устного общения: виды обращений в зависимости от адресата и места общения. Работа с репродукциями картин. Лексическая работа: открытка как вид текста, составление текста открытки. Решение орфографических задач: словарные слова | 47- 49 82 - 84 | 02.10 |
21 | Обращение, состоящее из нескольких слов. | Выделение обращения в устной и письменной речи. Обращение, состоящее из нескольких слов. Виды обращений в зависимости от ситуации общения. Стилистически окрашенные обращение, условия их употребления. Актуализация знаний: словосочетание, грамматические признаки существительного и глагола, разбор слова по составу, роль местоимений в речи, изменение местоимений по падежам; определение падежей, склонение существительных. | 49 – 52 85 - 89 | 03.10 |
22 | Контрольная работа по теме «Обращение» | Контроль знаний по изученной теме. | 07.10 | |
23 | Работа над ошибками. Выделение обращения в устной и письменной речи. Обобщение. | Обобщение знаний по теме. Решение орфографических задач. Средства устного общения: инсценирование. Лексическая работа: этимология слова, этимологический словарь. Исторические чередования звуков (букв) в слове | 53 – 55 90 - 92 Проверь себя | 08.10 |
Части речи. | ||||
24 | Части речи: самостоятельные и служебные. | Части речи: самостоятельные и служебные (актуализация знаний и введение новой ин- формации). Составление монологического устного или письменного сообщения с опорой на заданный текст. Однокоренные слова и части речи. Грамматические признаки частей речи. Решение орфографических задач: словарные слова | 56 – 57 93 - 94 | 09.10 |
25 | Грамматические признаки частей речи. Роль служебных частей речи. | Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке. Сфера употребление фразеологизмов в речи. Грамматические признаки частей речи. Роль служебных частей речи (союзов, частиц). Лексическая работа: влияние приставки на значение слова. Относительные прилагательные (без введения понятия). Актуализация знаний: склонение, падеж имен сущ. | 58 – 60 95 - 99 | 10.10 |
26 | Части речи и их грамматические признаки. Словарный диктант. | Части речи, их грамматические признаки. Части речи и члены предложения. Лексическая работа: текст, инструкция как вид текста, стилистические особенности инструкции, составление инструкции. Решение орфографических задач | 60 – 62 100 - 102 | 14.10 |
Склонение имен существительных в форме единственного числа. | ||||
27 | Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. | Актуализация знаний: имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Согласование существительного с прилагательным. Изменение существительных 1, 2, 3 склонения по падежам. Окончания существительных 1, 3 склонения в форме Р., Д., П. падежей. Решение орфографических задач: правописание падежных окончаний существительных, словарные слова. Лексическая работа | 63 – 65 103 - 106 | 15.10 |
28 | Правописание окончаний существительных третьего склонения в творительном падеже. | Окончания существительных 3 склонения в Т.п. Лексическая работа: текст, тип текста, переносное значение слова, многозначность, лексическая сочетаемость. Фонетический и грамматический анализ слова. Работа с репродукцией картины. Актуализация знаний: обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. | 65 – 68 107 - 112 | 16.10 |
29 | Контрольное списывание. | Контроль умения работать с текстом | 17.10 | |
30 | Работа над ошибками. Правописание окончаний существительных. | Средства устного общения: самостоятельное создание речевой ситуации на заданную тему. Лексическая работа: значение слов и выражений, лексическая сочетаемость, синонимы. Описание (устное или письменное) на заданную тему. Актуализация знаний: состав слова, разбор слова по составу. Решение орфографических задач | 69 – 70 113 - 117 | 21.10 |
31 | Согласование существительного и прилагательного. | Склонение существительных 1, 2 и 3 скл. Правописание безударных окончаний существительных в Р., Д., П. падежах. Согласование существительного и прилагательного. Актуализация знаний: обращение, выделение обращения в устной и письменной речи. Обобщение знаний: составление таблицы «Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей». Окончание как грамматический показатель. Актуализация знаний: обращение | 71 – 73 118 - 123 | 22.10 |
32 | Контрольный диктант за 1 четверть. | Контроль знаний учащихся. | 23.10 | |
33 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных. | Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей. Окончание как грамматический показатель. Лексическая работа: синонимы, эпитеты | 74 – 75 124 - 126 | 24.10 |
34 | Правописание окончаний имен существительных. | Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей. Окончание как грамматический показатель. Лексическая работа: синонимы, эпитеты | 75 – 78 127 - 135 | 28.10 |
35 | Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных в форме единственного числа» | Контроль знаний по изученной теме | 29.10 | |
36 | Правописание окончаний имен существительных. | Текст: частотность употребления падежей в текстах разных стилей. Работа с диаграмма- ми. Краткое изложение текста. Сравнение падежных форм в научном и художественном текстах. Различение существительных 2 склонения в форме Р. и В. падежа | 78 – 81 136 - 140 | 30.10 |
Склонение имен существительных в форме множественного числа | ||||
1 | Склонение имён существительных в форме множественного числа. | Склонение существительных в форме множественного числа. Типы склонения. Обобщение знаний: составление сводной таблицы склонений существительных мн. ч. Лексическая работа: синонимы, лексическая сочетаемость. Решение орфографических задач: безударная гласная в корне. Работа с репродукциями картин. Самостоятельное составление рассказа (устного или письменного) на основе текста и репродукций картин | 82 – 85 141 - 147 | 31.10 |
3 | Окончание как грамматический показатель. | Окончание как грамматический показатель (проверка домашнего задания). Р.п. множественного числа существительных | 86 – 87 148 - 150 | 11.11 |
4 | Окончание как грамматический показатель. Тест. | Продолжение темы. Лексическая работа: синонимы, переносное значение, антонимы, многозначность слова. Омонимы. Употребление числительных «оба» и «обе». Средства устного общения: инсценирование | 87 – 89 151 - 154 | 12.11 |
5 | Склонение имён существительных в форме множественного числа. | Проверка домашнего задания. Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке. Словообразование. Т.п. множественного числа существительного. Существительные, имеющие одну форму числа. Решение орфографических задач: о–ё после шипящих и ц. Работа с текстом: тема, заголовок, план; составление характеристики человека на основе текста и репродукции. | 89 – 93 155 - 160 | 13.11 |
6 | Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных во множественном числе» | Контроль знаний по изученной теме. | 14.11 | |
7 | Работа над ошибками. Обобщение знаний. | «Проверь себя!» Обобщение знаний по теме «Склонение имен существительных» | 93 – 95 Проверь себя | 18.11 |
Склонение имен прилагательных | ||||
8 | Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного. | Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного. Согласование прилагательного существительным. Типы склонения прилагательного (с мягкой и твердой основой). Окончания прилагательного в форме И., Р., В. падежей при их употреблении с одушевленным и неодушевленным существительным. Работа с текстом: тема, абзац, тема абзаца | 96 – 99 161 - 164 | 19.11 |
9 | Образование имён прилагательных. | Проверка домашнего задания. Образование имен прилагательных. Притяжательные прилагательные. Актуализация знаний: члены предложения и части речи, разбор предложений; фонетический анализ слова. Сложное предложение, роль в предложении личного местоимения в косвенной форме. Решение орфографических задач: удвоенные согласные, безударные гласные. Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке | 99 – 102 165 - 170 | 20.11 |
10 | Правописание падежных окончаний прилагательных. | Проверка домашнего задания. Работа с текстом: структурные части, повтор слов как стилистический прием. Правописание падежн. оконч. прилаг. Актуализация знаний: состав слова и части речи; части речи и члены предложения; алфавит; фонетический анализ слова. Морфологический разбор прилаг. Окончание как грамматический показатель. Решение орфографических задач: словарные слова, безударные окончания прилагательных. Лексическая работа: слова, называющие цвета, роль прилагательных в речи | 103 – 104 171 - 174 | 21.11 |
11 | Роль прилагательных в речи. | Роль прилагательных в речи. Лексическая и грамматическая связь между существительным и прилагательным. Согласование прилагательного с существительным. Актуализация знаний: однокоренные слова, части речи, их разбор. Связь личного местоимения с существительным, на которое оно указывает. Правописание безударных окончаний прилагательного. Работа с текстом: эссе (размышление), написание эссе на основе данного текста и собственной информированности | 104 – 106 175 - 176 | 25.11 |
12 | Роль прилагательных в речи. Словарный диктант. | Актуализация знаний: алфавит, разбор по составу, способы словообразования. Лексическая работа: объяснение значения слова через словообразование. Заполнение адреса на конверте. Окончание у прилагательных м., ж., ср. рода в Р.п. Роль имен прилаг. И сущ. в предложении. Лексическая работа: анализ смысла пословиц, синонимы, многозначность, переносное значение. Чередование в корне при словообразовании | 107 – 108 177 - 182 | 26.11 |
13 | Особенности склонения имен прилагательных. | Грамматические признаки прилагательного. Особенности склонения прилагательных м. и ср. рода. Правописание безударных окончаний прилаг. Т.п. и П.п. прилаг. м. рода. Особенности склонения прилагательных женского рода. В.п. и Т.п. прилагательных женского рода. Роль прилагательных в тексте. Сравнение текста описания и текста повествования; прием олицетворения. Актуализация знаний: орфограммы в корне и окончании, однородные члены предложения, знаки препинания при них, состав слова, грамматические признаки существительного, прилагательного и глагола | 109 – 112 183 - 188 | 27.11 |
14 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных. | Правописание безударных окончаний прилагательных (Р.п., Т.п. мужского рода, В.п., Т.п. женского рода.). Работа с текстом: описание в научном и художественном стиле. Роль прилагательных в речи. Текст-повествование: роль глаголов в речи. Актуализация знаний: части речи и члены предложения, разбор предложения | 112 – 116 189 - 197 | 28.11 |
15 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных. | Продолжение темы. Решение орфографических задач в сочетании с лексической работой. Актуализация знаний: фонетический и морфологический анализ слова. о–е после шипящих и ц в окончании имен существительных и прилагательных | 117 – 119 198 - 201 | 02.12 |
16 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных. | о–е после шипящих и ц в окончании прилагательных. Прилагательные-паронимы, лексическая сочетаемость. Работа с текстом: связное устное высказывание; обоснованное и необоснованное употребление стилистического приема «повтор»; лишние слова; синонимы | 120 – 121 202- 207 | 03.12 |
17 | Контрольное списывание. | Контроль знаний по изученным темам | 04.12 | |
18 | Знаки препинания как средство художественной выразительности. | Знаки препинания как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: решение орфографических задач (составление таблицы орфограмм), разбор предложения по членам и по частям речи. Субстантивация (переход прилагательных в существительные) – упр. 210. Повтор как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: фонетический анализ слов | 121 – 124 208 - 213 | 05.12 |
19 | Обобщение знаний по теме «Склонение имен прилагательных» | Обобщение знаний по теме «Склонение имен прилагательных» | 124 – 125 Проверь себя | 09.12 |
20 | Контрольная работа по теме «склонение имён прилагательных» | Контроль знаний по изученным темам | 10.12 | |
Местоимение (2 ч) | ||||
21 | Работа над ошибками. Местоимение как часть речи. | Местоимение как часть речи. Нахождение местоимений без различения их разрядов в тексте | 126 – 127 215 - 217 | 11.12 |
22 | Роль местоимений в речи. | Работа с текстом: восстановление деформированного текста. Лексическая работа: синонимы. Роль местоимений в речи. Местоимение – член предложения. Устранение стилистических ошибок, связанных с повтором слов. Грамматическая связь местоимения с сущ., на которое оно указывает. Грамматическая связь местоимения с глаголом | 127 – 129 218 - 220 | 12.12 |
Личные местоимения (6 ч) | ||||
23 | Исследование грамматических признаков личных местоимений. | Введение понятия «личные местоимения». Исследование грамматических признаков личных местоимений. Синтаксическая роль личных местоимений. Смысловая и грамматическая связь местоимения и существительного, на которое оно указывает | 130 – 133 222 - 225 | 16.12 |
24 | Исследование грамматических признаков личных местоимений. | Продолжение темы. Обсуждение домашнего задания. Средства устного общения: инсценирование ситуаций, раскрывающих смысл личных местоимений. Анкета как вид текста официально-делового стиля. Заполнение анкеты. Взаимосвязь личных местоимений и глаголов настоящего времени | 133- 135 226 - 230 | 17.12 |
25 | Синтаксическая роль личных местоимений. | Лексическая работа: синонимы. Работа с репродукцией картины. Употребления местоимений в речи. Развитие устной речи: инсценирование. Синтаксическая роль личных местоимений. Грамматическая связь личных местоимений и глаголов. Актуализация знаний: грамматические признаки глагола, грамматическая связь существительного с прилагательным. Лексическая работа: переносное значение слов. Ошибки, связанные с употреблением местоимений | 136 – 137 231 - 234 | 18.12 |
26 | Грамматические признаки личных местоимений. | Грамматические признаки личн. местоимений. Синтаксическая роль личн. местоимений. Грамматическая связь личных местоимений и глаголов настоящего времени. Актуализация знаний: окончания глаголов, фонетический разбор. Род несклоняемых существительных. Ошибки, связанные с употреблением местоимений. | 138 235 - 237 | 19.12 |
27 | Связь грамматических признаков личного местоимения и существительного. | Связь грамматических признаков местоимения и существительного, на которое оно указывает. Работа с текстом: основная мысль автора; тип текста, особенности употребления частей речи в тексте-описании и в тексте-повествовании. Преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика. Актуализация знаний: разбор по членам предложения, разбор как части речи. Наблюдение зависимости: личное местоимение – окончание глагола | 138 – 140 238 - 241 | 23.12 |
28 | Контрольная работа по теме «Личные местоимения» | Контроль знаний по изученной теме | 24.12 | |
Склонение личных местоимений | ||||
29 | Работа над ошибками. Склонение личных местоимений. | Склонение личных местоимений (анализ таблиц на с. 141). Орфограммы, связанные со склонением личных местоимений | 140 – 142 242 - 244 | 25.12 |
30 | Правописание предлогов с личными местоимениями. | Работа с репродукциями. Правописание предлогов с личными местоимениями. Особенности склонения личных местоимений 3 лица. Написание начальное буквы Н у местоимений после некоторых предлогов. Лексическая работа: синонимы | 143 – 144 245 - 247 | 26.12 |
31 | Правописание предлогов с личными местоимениями. | Правописание предлогов с личными местоимениями. Особенности склонения личных местоимений (продолжение темы). Синтаксическая роль личных местоимений. Употребление множественного числа в значении единственного. Средства устного общения: инсценирование речевой ситуации. Грамматическая связь глагола с личным местоимением; орфоэпические нормы; орфографические нормы написания личн. местоимений | 145 – 147 248 - 252 | 30.12 |
32 | Грамматическая связь глагола с личными местоимениями. Словарный диктант. | Продолжение темы. Решение орфографических задач (составление таблицы). Лексическая работа: многозначность слова. Грамматическая связь глагола с личным место имением. Работа с текстом: преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика | 147 – 149 253 - 257 | |
33 | Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие. | Контроль знаний за 1 полугодие. | ||
34 | Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант. | Контроль знаний за 1 полугодие. | ||
35 | Грамматическая связь глагола с личными местоимениями. | Решение орфографических задач. Работа с текстом: преобразование текста в связи с за- меной лица рассказчика. Актуализация знаний: обращение, характеристика предложений. | 149 – 151 258 - 260 | |
36 | Склонение личных местоимений. Обобщение. | Обобщение знаний по теме. Проверь себя. Работа с текстом инструкции | С. 152 – 153 Проверь себя. | |
Грамматические признаки глагола | ||||
1 | Неопределенная форма глагола. | Представление о неопределенной форме глагола т её отличительных признаках. Основа неопределённой формы глагола. | 3 – 5 261 - 264 | |
2 | Вид глагола. | Грамматические признаки глагола: вид, время, лицо, число, род. Диалог. Разбор глаголов по составу. Роль глаголов в речи. | 5 – 8 265 - 270 | |
3 | Совершенный и несовершенный вид глагола. | Вид – как постоянный признак. Законченное и незаконченное действия. Роль глаголов в предложении. Зависимость времени и вида глаголов. | 9 – 11 271 - 275 | |
4 | Простое и составное сказуемое. Словарный диктант. | Алгоритм определения вида глагола. Этапы проведения исследования на примере из упражнения 277. Цитата. Звуко-буквенный анализ слов. Определение грамматических признаков глаголов. Понятие о составном сказуемом. Глаголы-синонимы. | 12 – 15 276 - 281 | |
5 | Совершенный и несовершенный вид глагола. | Образование совершенного и несовершенного видов глагола от разных основ (на примерах). Способы образования слов. Основная мысль текста. Работа корректора. | 16 – 19 282 - 287 | |
6 | Правописание глагольных суффиксов. | Понятие о глагольном суффиксе. Разбор глаголов по составу. Глаголы-синонимы. Образование глаголов совершенного и несовершенного видов. | 19 – 20 288 - 290 | |
7 | Контрольная работа по теме «Неопределенная форма глагола. Вид глагола». | Контроль знаний по изученной теме. | ||
8 | Работа над ошибками. Прошедшее время глагола. | Глаголы – антонимы. Разбор по составу глаголов. Простое предложение с однородными членами. Сравнение грамматических признаков подлежащего и сказуемого. Грамматические признаки глаголов прошедшего времени. Правописание безударного окончания глаголов прошедшего времени. Справочник глаголов с безударными суффиксами. | 21 – 23 291 - 297 | |
9 | Правописание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени. | Алгоритм определения безударного суффикса глагола прошедшего времени. Схема предложения. Правильное произношение слов из рубрики «Говори правильно». Стили текста. Разбор глаголов по составу. Морфологический анализ существительного, прилагательного и глагола. Глаголы – синонимы. | 23 – 26 298 - 302 | |
10 | Правописание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени. Тест. | Редкие формы глаголов прошедшего времени (без суффикса –л-) Глаголы – синонимы. Группировка глаголов по форме времени. Правописание Ь в глаголах с возвратным значением и в неопределенной форме ( -тся, -ться) | 27 – 29 303 - 308 | |
11 | Настоящее и будущее время глагола. Правописание глаголов на –ться и –тся. | Правило написания Ь в глаголах на –тся и –ться. Разбор слов по составу. Группирование глаголов по определенным грамматическим признакам. Однокоренныйе слова. Инсценирование речевой ситуации. Распознавание глаголов на –ться и –тся на слух. | 30 – 32 309 - 314 | |
12 | Правописание глаголов на –ться и –тся. | Звуко-буквенный состав слов. Синонимы. Составление словосочетаний. Грамматические признаки существительных и глаголов. Работа по репродукциям. Слова из рубрики «Запомни» | 33 – 34 315 - 319 | |
13 | Правописание глаголов на –ться и –тся. | Восстановление сказки. Справочник эпитетов. Неопределенная форма глагола. Глаголы настоящего и будущего времени. Роль глаголов в предложении. Грамматические признаки существительных. Прилагательных и глаголов. | 35 – 36 320 - 322 | |
14 | Контрольная работа по теме «Настоящее и будущее время глагола. Правописание глаголов на –ться и –тся». | Контроль знаний по изученным темам. | ||
15 | Работа над ошибками. Лицо глагола. | Окончание (напоминание). Связь окончаний слов и их грамматических признаков. Роль окончаний. Восстановление предложений. Окончания глаголов. Связь глаголов с местоимениями. Личные формы глаголов. Глаголы-синонимы. Личные окончания глаголов. | 37 – 39 323 - 326 | |
16 | Личные окончания глаголов. | Грамматические признаки глагола. Работа над изученными орфограммами. Стихотворный текст. Колыбельная. Олицетворение. Личные окончания глаголов. Изменение глагола звонить по лицам и его употребление в устной речи. | 40 – 42 327 - 331 | |
17 | Личные окончания глаголов. Тест. | Употребление глаголов в речи. (правильная постановка ударения) определение формы времени глаголов. Определение грамматических признаков глаголов. Теме текста. Составление плана текста. Выборочное изложение. Работа с репродукциями. Орфограммы гласных и согласных. | 42 – 45 332 - 336 | |
18 | Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. | Лицо глагола. Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. Правописание Ь после шипящих у существительных 3 склонения, у глаголов в неопределенной форме. Тема текста. Абзац. Части текста. План текста. Слова с удвоенной согласной. | 46 – 48 336 - 341 | |
19 | Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. | Текст – рассуждение. Роль Ь при произношении глагола. Личные окончания глагола. Изменение глаголов по лицам, наблюдение за окончаниями глаголов. Чередование согласных в корне. Этапы исследования на примере текста-повествования. Звуко-буквенный анализ слов. | 49 – 52 342 - 346 | |
20 | Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. | Составление словосочетания с глаголами. Орфограммы личных глаголов. Грамматические признаки слов в тексте., объясняющие написание или отсутствие Ь. Характеристика предложения по цели высказывания. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Фонетический разбор слов. | 52 – 53 347 - 350 | |
21 | Контрольная работа по теме «Лицо глагола» | Контроль знаний по изученным темам. | ||
Спряжение глагола | ||||
22 | Работа над ошибками. Спряжение глагола. | Грамматические признаки глаголов. Личные местоимения. Сравнение окончаний однокоренных глаголов. Спряжение глаголов. Таблица спряжений глаголов. Таблица окончаний глаголов. | 54 – 56 351 – 353 | |
23 | Спряжение глагола. Ударное окончание. | Личные окончания глаголов. Определение спряжения глаголов. Ударное окончание глагола. Грамматические при знаки глагола. Развитие речи – инсценирование речевой ситуации.. разбор слов по составу. Составление предложения. Чередование гласных в корне. Спряжение (этимологический словарь) | 56 – 59 354 – 357 | |
24 | Определение спряжения у глаголов с безударным личным окончанием. | Связь грамматических форм существительных, местоимений и глаголов. Безударные окончания глаголов. Звуко-буквенный анализ слов. Словарь. Правописание безударных окончаний глаголов. Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями. Инсценирование диалогов с последующим придумыванием продолжения диалога. Глаголы – исключения. | 59 – 62 358 – 364 | |
25 | Определение спряжения глагола по форме 3-го лица множественного числа. | Составление плана с использованием глаголов в неопределенной форме. Грамматические признаки глаголов. Определение вида глаголов. Определение спряжения глаголов по форме 3-го лица множественного числа. Глаголы-исключения. Рифмовки для их запоминания. Восстановление начала текста. Продолжение рассказа. | 62 – 65 365 – 371 | |
26 | Словарный диктант. Определение спряжения глагола по форме 3-го лица множественного числа. | Толковый словарь – определение лексического значения слов по словарю. Составление словосочетаний. Определение грамматических признаков слов. Справочник эпитетов. Характеристика предложений по интонации. Составление ответа на вопрос текста от лица персонажа. Работа с репродукциями картин. | 66 – 68 372 – 376 | |
27 | Определение спряжения родственных глаголов. | Ударение. Определение вида и спряжения глаголов. Определение спряжения родственных глаголов. Фразеологизмы. Безударные гласные в корне. Фонетический разбор. Глаголы-синонимы. | 68 – 70 377 – 380 | |
28 | Алгоритм определения спряжения глагола. | Глаголы-исключения. Способы образования слов. Определение вида и спряжения глаголов. Алгоритм определения спряжения глагола. Пословицы. | 70 – 72 381 – 383 | |
29 | Обобщение по теме «Спряжение глагола» | Задания «Проверь себя» | 72 – 73 Проверь себя | |
30 | Контрольная работа по теме «Спряжения глаголов». Диктант. | Контроль знаний по изученным темам. | ||
Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||||
31 | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов 3-го лица единственного числа. | Сравнение текстов по стилю. Слова-синонимы. Разбор по составу сложных слов. Составление предложений. Определение окончаний глаголов 3-го лица единственного лица по алгоритму. Прилагательные в роли определений. Глаголы – исключения. Составление таблицы орфограмм. Разбор по членам предложений. | 74 – 76 384 - 389 | |
32 | Правописание безударных окончаний глаголов 3-го лица множественного числа. | Составление текста-рассуждения. Письмо по памяти. Звуко-буквенный анализ слов. Определение окончаний глаголов в форме 3-го лица множественного числа. Лексическое значение слов. Составление словосочетаний. Небылица. Слова-синонимы. Работа с репродукциями картин. | 76 – 79 390 - 396 | |
33 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Фонетический разбор слов. Основа предложения. Дополнение. Реплика. Грамматические признаки глагола. Признаки старой речи. Словообразование. Составление словосочетаний. Грамматические признаки существительных. Одушевленные и неодушевленные существительные. Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием. | 79 – 82 397 - 400 | |
34 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Тест. | Письмо по памяти. Роль глаголов в речи. Справочник эпитетов. Образование глаголов от прилагательных. Определение спряжений глаголов. Образное выражение. | 83 – 84 401 - 403 | |
35 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Обобщение. | Задания «Проверь себя» | 84 – 85 Проверь себя | |
36 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Распознавание изученных орфограмм. Диалог. Инсценирование речевой ситуации. Определение спряжения глагола. Составление словосочетаний с глаголами. Отрывок газетной статьи. Личные окончания глаголов. Составление текста для газетной статьи. | 86 – 88 404 - 408 | |
37 | Контрольная работа по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» диктант. | Контроль знаний по изученной теме. | ||
38 | Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов | Лексическое значение слов. Статья как жанр. Афоризмы. | 88 – 91 409 - 413 | |
Сложное предложение | ||||
39 | Сложное предложение. | Уточнение понятия «простое предложение». Характеристика простых предложений. Главные члены предложения. Понятие «сложного предложения». Распознавание предложения по схеме. Сравнение предложений по смыслу и интонации. Роль союзов и, но в сложном предложении. | 92 – 95 414 - 419 | |
40 | Определение грамматической основы сложного предложения. | Роль знаков препинания в предложении. Составление сложных предложений. Разбор глагола по составу. Лексическое значение слова. Работа с репродукциями картин. Орфограмма непроверяемого гласного. Грамматическая основа предложения. | 95 – 98 420 - 425 | |
41 | Запятая в сложном предложении. | Определение спряжения глаголов. Падежные окончания существительных. Восстановление текста. Запятая в сложном предложении. Слова – синонимы. Слова – антонимы. Составление словосочетаний. Письмо по памяти. Этапы исследовательской деятельности. Текст-рассуждение. Грамматически признаки слов при выборе пропущенной буквы. | 98 – 103 426 - 436 | |
42 | Словарный диктант. Сравнение сложного предложения с простым с однородными членами. | Разбор слов по составу. Расстановка запятых в сложном предложении. Отличие сложного предложения от простого с однородными членами. Грамматические признаки существительных. Определение грамматической основы сложных предложений. | 103 – 105 437 - 439 | |
43 | Сложное предложение. Обобщение. | Задания «Проверь себя» | 105 – 106 Проверь себя | |
44 | Контрольная работа по теме «Сложное предложение. Диктант | Контроль знаний по изученной теме. | ||
45 | Работа над ошибками. | Постановка запятых в сложных предложениях. Слова – синонимы. Образование глаголов от существительных. | 440, 441 | |
46 | Сложное предложение. Обобщение. | Постановка запятых в сложном предложении. Основы предложения. Художественный образ. Поэтический образ. Живопись и стихи. | 106 – 108 442 - 444 | |
47 | Контрольное списывание. | |||
48 | Тест по теме «Сложное предложение» | |||
Наречие. | ||||
1 | Употребление наречий в речи. | Сравнение предложений по смыслу. Основа предложений. Согласование прилагательного с существительным по грамматическим признакам. Разбор слов по составу. Слова, обозначающие признак действия. Схема предложения. Грамматические признаки глагола. | 109 – 110 445 – 448 | |
2 | Наречие как часть речи. | Составление предложений с наречиями. Понятие о наречии как части речи. Роль наречий в речи. Роль наречий в предложении. Составление словосочетаний с наречиями. | 111 – 112 449 - 451 | |
3 | Отличие наречия от существительного. | Наречия, оканчивающиеся на –о. Орфограммы в наречиях. Различение существительного и наречия. Составление словосочетания прил. + наречие. Слова – синонимы. Преобразование прилагательных в наречия. | 112 – 114 452 - 454 | |
4 | Связь наречия с глаголом. Словарный диктант. | Ребусы. Однокоренные слова. Фразеологизмы – синонимы. Связь наречия с глаголом. Составление предложений с наречиями. Миниатюра. Орфограммы в наречиях. Характеристика предложения. | 114 – 116 455 - 458 | |
5 | Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества. | Многозначные слова. Фразеологизмы. Принцип противопоставления в пословицах. Наречия – антонимы. Словосочетания. Грамматические признаки слов. Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества. Определение значения наречий. | 117- 120 459 - 465 | |
6 | Контрольная работа по теме «Наречие как часть речи». Диктант. | Контроль знаний по изученной теме | ||
7 | Работа над ошибками. Образование и правописание наречий. | Однокоренные имена существительные и наречия. Роль существительных и наречий в предложении. Разбор слов по составу. Способ образования наречий от имен существительных. Составление предложений, разбор предложений по членам. Правило образования наречий. | 120 – 122 466 - 469 | |
8 | Образование наречий от прилагательных. | Определение значения наречий. Образование наречий с суффиксами –о и –е от прилагательных. Замена прилагательных однокоренными наречиями в предложении. Наречия – как члены предложения. Справочник эпитетов. Инсценирование походки человека по наречиям. | 122 – 124 470 - 475 | |
9 | Образование наречий от существительных. | Фразеологизмы. Редактирование предложений. Преобразование прилагательных в наречия в предложении. Придумывание заданий к наречиям. Образование наречий от существительных. | 125 – 129 476 - 482 | |
10 | Образование наречий от существительных. | Составление предложений с наречиями. Правило образования наречий с помощью приставок. Образование наречий по заданным частям слов. | 129 – 130 483 - 484 | |
11 | Образование и правописание наречий. Обобщение. | Задание «Проверь себя» | 130 – 131 Проверь себя | |
12 | Контрольная работа по теме «Наречия». Диктант . | Контроль знаний по изученной теме | ||
13 | Работа над ошибками. Образование и правописание наречий. | Ребусы. Буква безударного гласного. Текст-повествование. Художественный стиль. Орфограммы в наречиях. Антонимы. Составление текста-описания. | 131 – 133 485 - 489 | |
Законы языка в практике речи. | ||||
14 | Средства выразительности речи. | Сравнение текстов – поэзия и проза. Средства выразительности речи. Выбор частей речи при составлении поэтических и прозаических текстов. Орфограмма безударного гласного. Склонение существительных. | 134 – 135 490 | |
15 | Выбор заголовка текста. Определение темы текста, его главной мысли. | Заголовок текста. Тема текста. Слова –синонимы. Справочник синонимов. Звуко-буквеный анализ слов. Классификация изученных орфограмм. Склонение словосочетаний. | 135 – 137 491-493 | |
16 | Контрольный словарный диктант. | Итоговый контроль за курс начальной школы. | ||
17 | Средства связи между словами в предложении. | Определение грамматических признаков по окончанию слова. Составление словосочетаний. Антонимы. Многозначные слова. Составление предложений. Характеристика предложений. | 139 496 - 498 | |
18 | Тип и стиль текста. | Тип текста. Стиль текста. Орфограммы. Решение орфографических задач. | 139 – 141 499 - 501 | |
19 | Итоговый контрольный диктант за 4 класс. | Итоговый контроль знаний. | ||
20 | Анализ работ. Работа над ошибками. Слова-омонимы. | Составление предложений. Слова-синонимы. Слова-омонимы. Составление предложений со словами-омонимами. | 141 – 142 502 - 503 | |
21 | Слова-омонимы. | Изменение лексического значения слов при перестановке ударения. Определение части речи слов по внешним признакам. (работа со словами не существующими в русской речи, а только похожими на них) | 142 – 143 504 - 505 | |
22 | Итоговое контрольное тестирование. | Контроль знаний за курс начальной школы. | ||
23 | Сравнение содержания текстов разных жанров. | Сравнение текстов. Характеристика предложения, разбор по членам. Лексическое значение слов. Фразеологизмы. Инсценирование придуманных ситуаций. | 143 – 145 506 - 508 | |
24 | Контрольное списывание. | Контроль знаний за курс начальной школы. | ||
25 | Работа над ошибками | |||
26 | Обобщение знаний по темам 4 класса. | Разбор предложений по членам. Склоняемые части речи. Звуко-буквенный анализ. Письмо поп памяти. | 146 - 147 511 - 512 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку по учебнику А.В. Поляковой 4 класс
Программа рассчитана на 170 часов. В программу внесены изменения по количеству часов ( +0,5, итого 184 ч. ): выделены отдельные уроки на анализ сочинений и изложений после их написания, разбор стилист...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной. 1 класс. ФГОС.
Данная программа составлена на основе авторской программы В.П.Канакиной....
Рабочая программа по русскому языку по учебнику Соловейчик для 4 класса
Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование , рассчитанное на 4 часа в неделю...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Поляковой А.В. 1 класс ФГОС
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Программа включает пояснительную записку и тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Канакина В.П."Русский язык.4 класс"
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 4 класса, занимающихся по учебнику В.П. Канакиной "Русский язык" 4 класс....
Рабочая программа по русскому языку к учебнику "Русский язык" 3 класс (автор - Канакина В.П.)
Программа по русскому языку для 3 класс разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа, авторской програ...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику "Русский язык. 4 класс" Канакиной В.П.
Рабочая программа предмета «Русский язык» 4 класс составлена на основе· Федерального государственного стандарта начального общего обр...