Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Автор учебника Нечаева Н.В.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Иштирякова Валентина Васильевна

Рабочая программа по русскому языку 3 класс на 2012-13 уч. г. Автор учебника Нечаева Н.В. ( Интернет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

Автор Н.В.Нечаева

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык универсальное средство общения (кодовая система), речь  функция языка, индивидуальное воплощение языка в конкретной практике.

 Язык усваивается не ради него самого, а как основное средство и способ деятельности, поведения и мышления, как знание этих способов, облеченных в языковую оболочку. Поэтому в обучении нельзя отрывать речевую деятельность от средств языка. Задача, таким образом, состоит не только в том, что надо дать знания о языковых средствах  надо создать условия для повседневного приобретения опыта пользования ими в устной и письменной речи, оттачивания своей индивидуальной, отличной от других манеры.

 Цель предлагаемого курса: освоение коммуникативной функции языка (адекватного его восприятия и пользования), осознание языка как средства приобщения к богатству русской культуры.

 Задача курса: развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Задача решается в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами речи лексикой, грамматикой, звуками и буквами в различных речевых ситуациях устного и письменного общения и приобретения необходимых навыков пользования языковыми средствами.

Предлагается непрерывный курс русского языка, построенный в соответствии с целью и задачей, которые определены выше. В период обучения грамоте основной единицей речи выступает слово. Вслушиваясь в смысл слова, дети устанавливают его зависимость от звукового и буквенного состава, от смысла высказывания. Вся работа в этот период подчинена продуктивному обучению детей чтению и письму. Далее, до конца начальной школы, ученики погружаются в осознание зависимости смысла высказывания от используемых средств языка. Именно высказывание (предложение, текст) как смысловая единица речи структурирует программу русского языка в начальных классах. В основной школе системообразующим фактором курса выступает стилистика.

Такое структурирование материала позволяет одно и то же языковое явление рассматривать с разных точек зрения, чем обеспечивается многоаспектность анализа, устанавливать всевозможные связи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям. Этот подход позволяет постепенно наращивать и усложнять уровень теоретических обобщений, которыми должен оперировать ученик. Многоаспектность анализа, кроме того, обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях, тем самым расширяются коммуникативные возможности учеников, развивается «чувство языка», формируется прочность усвоения программного материала.


РУССКИЙ ЯЗЫК

Пояснительная записка

Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте и строится на общих концептуальных положениях, изложенных в начале программы.

Задачи обучения русскому языку: развитие внешней (устной и письменной) и внутренней речи, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка,                                                                                                                                                                                                                      первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике;                                                                                    овладение умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами; развитие самостоятельности мышления, воображения, формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; формирование навыков самообразования; формирование умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками; развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам, культуре своего и других народов, способствовать эстетическому воспитанию.

В содержании всех классов с разной полнотой рассматриваются следующие темы: признаки текста, признаки предложения, лексические и грамматические группы слов, звуки речи, соотнесение звукового и буквенного состава слов.

 Стержневая тема курса русского языка  лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: формы слов, порядок слов в предложении, служебные слова, местоимения, интонационные средства. Наиболее продуктивно это направление реализуется на уровне словосочетаний, предложений и текстов при постоянном сравнении смысла разных вариантов высказываний в устной и письменной речи, в разных речевых ситуациях: реальных, литературных и воображаемых. Правильность выбора слов и установление правильных связей между ними требует знания законов словообразования и словоизменения, правил выбора буквы, если звук находится в слабой позиции.

Таким образом, стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В этот круг входит и обязательный образовательный стандарт, предусмотренный нормативными документами.

Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел  «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения. Второй раздел составляет собственно система языка

.I. Развитие речевой деятельности

В первом классе, как и в период обучения грамоте, особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствует возникновению у школьников опыта устной речи, речи разговорной и научной, воспитывает ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Программа каждого следующего года обучения предусматривает расширение опыта детей в устном общении: в умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание.

На принципиально новый качественный уровень выходит работа учеников над своей и чужой письменной речью. Понимание, осмысление чужой письменной речи лежит в основе успешности обучения всем учебным предметам. В программе представлена система работы над чужим текстом, которая подводит ребенка к осознанию признаков текста и умению его анализировать. Эта часть программы реализуется во всех учебных предметах. Работа над художественными произведениями подробно представлена в программе по литературному чтению.

Особое значение в развитии речевой деятельности учащихся придается сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития личности, как средство усвоения содержания образования и осмысления своего социального опыта.

 На первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего на основе его собственных наблюдений, впечатлений, на основе разворачивающегося содержания образования. Предоставляется полная свобода самовыражения ребенка в слове, поэтому перед написанием сочинений отсутствует обычно принятая подготовка.

Логика работы над сочинениями: от работ, написанных самостоятельно, спонтанно, без непосредственной подготовки, к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинений разных стилей и жанров. Это движение становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся: нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, на умение работать с текстом, на их языковое развитие; сочетание сочинений на творческие и репродуктивные темы, серьезная работа над сочинением после его написания (устное обсуждение, редактирование, использование детских работ на уроках).

На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа. Учащиеся на практике знакомятся с многозначностью слов, омонимией, расширяется их словарь синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением.

Основной способ освоения устной и письменной речи самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

II. Система языка

Структурирование системы русского языка осуществляется с учетом объективно существующих связей между его разделами.

Так, формирование понятия «безударная гласная» и ее правописание проходит за годы обучения в школе множество этапов: от редуцированных гласных в корне слова до их редукции в частицах. Чтобы обеспечить прочность навыка написания проверяемой безударной гласной в корне, в течение всего 1 класса дети сравнивают звуковой и буквенный образ слов, учатся различать звуки: гласные и согласные, ударные и безударные, находить в ряду слов однокоренные слова, выделять корень слова, наблюдают случаи чередования согласных в однокоренных словах, знакомятся с грамматическими группами слов по их значению. Вводится орфограмма «Проверяемая безударная гласная в корне» во 2 классе, после ознакомления детей с составом слова, при сравнении способов ее проверки с другими корневыми орфограммами: непроверяемыми гласными (тема идет с 1 класса), оглушением звонких согласных и непроизносимыми согласными. Тогда же ученики знакомятся с частями речи (имя существительное, прилагательное, глагол) и их грамматическими признаками (род, число). Теперь дети готовы к орфографической теме 3 и 4 классов «Безударная гласная в окончаниях слов», правила проверки которой сравнивается с уже известными правилами проверки безударных гласных в других частях слова. Для этого есть необходимые фонетические знания (дифференциация гласные - согласные, ударные - безударные гласные), знание состава слова, частей речи и их грамматических признаков, опыт установления связей слов в предложении. В 3-4классах дети, кроме того, узнают о правилах правописания приставок с гласными –о-,- а- и суффиксов –ик-, -ек-.

Во всех случаях новое правило написания безударной гласной выводится при сравнении с уже известными правилами. Прямо или косвенно широкая орфографическая тема «Правописание безударной гласной» рассматривается в теснейшей связи с лексическим, грамматическим значением слова, со смыслом высказывания. Так правописание приобретает смысловую, понятную детям мотивацию. Примерно так же рассматриваются другие темы. Их развитие от класса к классу осуществляется во взаимодействиях с другими, объективно связанными с изучаемой темой. Понятия в курсе русского языка определяются терминами, принятыми в науке, или по их существенным признакам. При отборе материала учитывалась его актуальность, практическая значимость.


Содержание  программы.

3 класс (170 часов)

I. Развитие речевой деятельности

Устная речь

Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики. Монолог, диалог - расширение опыта на новом содержании. Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.

Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).

Письменная речь

Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах.

Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста.

Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора (в течение 3-4 классов).

Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.

Реклама, афиша, различные виды объявлений.

Сочинения (репродуктивные и творческие) - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ.

Оформление диалога: реплики, слова автора.

Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении. Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.

Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами.

Работа со словарями. Их выбор (по возможностям): орфографический, словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.

II. Система языка

Предложение. Предложения утвердительные и отрицательные.

Грамматическая основа предложения. Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением. Сказуемое, выраженное глаголом.

Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении, запятые при однородных членах предложения.

Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.

Части речи. Глагол. Употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по числам и по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Раздельное написание частицы не с глаголами.

Имя существительное. Употребление в речи. Начальная форма.

Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных в форме единственного числа. Первичное освоение правописания безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения (кроме существительных на -мя ,-ий, -ья, -ье ,-ия, -ов,-ин). Правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Мягкий знак и его отсутствие после шипящих на конце имен существительных. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова. Правописание суффиксов -ик, -ек. Склонение существительных во множественном числе. Представление

о словосочетании типа управления.

Имя прилагательное. Употребление в речи. Начальная форма.

Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Ознакомление со склонением имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов,

-ин. Представление о словосочетании типа согласования.

Предлоги и союзы. Их роль в речи. Раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями при сравнении с написанием приставок.

Слово. Анализ слов по их роли в предложении, по принадлежности к определенной части речи, по составу. Одно слово с разными окончаниями. Одно окончание у разных слов.

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: основы, корня, окончания, приставки, суффикса, постфикса -ся (-сь). Образование слов способом сложения основ (сложные

слова). Правописание соединительных гласных о, е в сложных словах. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с двойными согласными (в соответствии с изученным). Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках, в том числе в приставках с гласными о, а. Практическое ознакомление с приставками на з и с.

Звуки, буквы. Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные, согласные звонкие, глухие, шипящие,

всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков.

Орфография. Слабая и сильная позиции гласных и согласных звуков. Орфограммы (обозначены выше). Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

                               Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу третьего класса

Обучающиеся должны

иметь представление:

-о типах и стилях текста;

- о средствах связи частей текста, о плане текста, о средствах связи между предложениями в тексте;

- об оформлении диалога;

- об основных способах выражения подлежащего (имя существительное, личное местоимение) и сказуемого (глагол);

- о сложных словах и их правописании;

- о способах составления собственных письменных высказываний;

владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

- группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям (при указании и без указания количества групп);

- подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: предложение - члены предложения – главные члены предложения, второстепенные члены - подлежащее);

- пользоваться речевым этикетом в ежедневных ситуациях общения;

- использовать средства устного общения в соответствии с речевой ситуацией;

- оценивать адекватность своей речи (устной и письменной) речевой ситуации (жизненной и учебной);

- выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу услышанного, увиденного, прочитанного;

- пользоваться словарями, справочниками, учебной и дополнительной литературой.

знать/понимать:

- главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения (без их дифференциации);

- признаки однородных членов предложения;

- изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму существительных, склонение имен существительных, падежные окончания;

- правило правописания безударных окончаний у имен существительных в форме единственного числа;

- правило правописания имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (отсутствие мягкого знака и его написание);

- правила правописания слов с непроизносимым согласным в корне;

- части слова (основа, окончание, корень, приставка, суффикс, постфикс);

уметь:

- распознавать предложения с однородными членами;

- производить разбор предложения в пределах программного материала;

- различать изученные части речи, производить их разбор в пределах программного материала;

- изменять имена существительные по падежам;

- производить разбор слова по составу;

- писать слова с изученными орфограммами: правописание безударных окончаний имен существительных, правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц, мягкого знака после

шипящих на конце имен существительных, соединительных гласных о, е в сложных словах, слов с непроизносимыми согласными в корне, приставок с гласными о, а; и, ы после ц; суффиксы -ик, ек; раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями, частицы не с глаголами; а также правописание слов с непроверяемыми написаниями;

- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.

                                               Учебно-тематическое планирование

по русскому языку.

Класс – 3

Учитель: Иштирякова В.В.

Количество часов:

всего - 170 часов; в неделю - 5 часов.

Контрольных работ  –  14 ч.

Тематическое планирование составлено на основе:

  1. Авторской программы Нечаевой Н.В. Русский язык. (Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова. Издательский дом «Федоров»,
  2. 2011 год)
  3. Федерального компонента государственного стандарта.

  1. Нечаева Н. В. Русский язык. 3 класс.
  1. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012 год.
  1. Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу
  1. «Русский язык». 3 класс.
  2. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012 год.

Список литературы.

                                          Основная:

 

  1. Авторской программы Нечаевой Н.В. Русский язык.  (Сборник  программ  для начальной школы.  Система  Л.В. Занкова)

               Издательский дом «Федоров»,2011 год)

  1. Федерального компонента государственного стандарта.

  1. Нечаева Н. В. «Русский язык. 3 класс».
  1. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012 год.
  1. Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 3 класс

Самара: Издательский дом «Федоров», 2012 год

                                                         Дополнительная:

Словари: толковый, фразеологический, орфоэпический, словарь синонимов и антонимов.




Предварительный просмотр:

                                                                           Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Тип урока

Вид контроля,

измерителя

Элементы

содержания урока

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Дата проведения

план

факт

Что нужно для общения (12 часов)

1

 Лексическое и грамматическое значение слова.

(1-6)

1

Урок совершенствования знаний.

Фронтальный

Работа с толковым словарем, словосочетаниями. Значение общения в жизни человека.

Уметь распознавать лексическое и грамматическое значение слов. Иметь представление о значении общения в жизни человека.

2

Текст. Признаки текста, типы текста

(7-13)

1

Урок развития речи. Составление устного рассказа по картине.

Текущий.

Работа с текстом и его признаками. Устный рассказ по картине.

Знать признаки и типы текста. Уметь составлять текст на заданную тему.

3

Состав слова. Однокоренные слова.

 (14-16)

1

Урок совершенствования  знаний.

Тематический.

Восстановление деформированного текста. Разбор слов по составу, звукобуквенный анализ.

Уметь разбирать слова по составу, проводить звукобуквенный анализ.

4

Многозначность слов.  

(17-20).

1

Урок  формирования новых знаний.

Групповой.

Работа со словарями, текстом, словосочетаниями.

Уметь пользоваться толковым словарем, различать многозначные слова и омонимы.

5

Средства устного и письменного общения.

(21-24)

1

Урок-наблюдение.

Фронтальный.

Словарный диктант.

Работа с текстами разных типов, стилевой окраской слов, стилистическими синонимами.

Уметь различать типы текстов. Иметь представление о стилевой окраске слов.

6

 Средства создания речевой ситуации в устной и письменной речи. (25-29)

1

Урок развития речи. Обыгрывание речевых ситуаций.

Индивидуальный.

Работа со средствами устной и письменной речи.

Иметь представление об особенностях речевой ситуации и речевых средствах.

7

 Чередование: позиционное и историческое.

(30-35)

1

Урок совершенствования  знаний.

Фронтальный.

Выделение сильной и слабой позиции гласных и согласных.

Иметь представление о позиционном и историческом чередовании гласных и согласных.

8

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

 (36-39)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий.

Разбор предложений по членам предложения, по цели высказывания и по интонации.

Уметь находить главные члены предложения. Иметь представление об оформлении диалога.

9

Оформление диалога. Правописание  З, С  на конце приставок.(40-42)

1

Урок-практикум.

Индивидуальный.

Работа с диалогом. Значение слов с частицей НЕ. Работа с алгоритмом правописания приставок.

Уметь оформлять диалог на письме.

10

Обобщение знаний по теме «Что нужно для общения в устной и письменной форме».(43-49)

1

Урок обобщения.

Групповой.

Разбор предложений по членам предложения, по цели высказывания и по интонации.

Уметь находить главные члены предложения. Различать предложения по цели высказывания и по интонации.

11

Контрольный диктант «Лесная прогулка».

1

Урок контроля  знаний.

Индивидуальный.

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

12

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний.

Индивидуальный.

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

Уметь анализировать собственные ошибки.

Секреты появления слов в русском языке (33 ч)

Заимствованные слова (3 ч.)

13

Тема, план текста. (50-54)

1

Урок формирования новых знаний.

Фронтальный.

Определение темы текста, составление плана.

Уметь определять тему текста, составлять план.

14

 Составление текста.

 (55-59)

1

Урок развития связной речи. Составление устного текста «Спортивная игра»

Индивидуальный.Объяснительный диктант.

Составление плана. Орфографическая подготовка. Признаки текста.

Уметь составлять предложения на заданную тему.

15

 Правописание сочетаний -ОЛО-, -ОРО-,- ЕРЕ-. (60-62)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий. Словарный диктант.

Наблюдение правописания сочетаний – ОЛО -, - ОРО -,

-ЕРЕ-.

Иметь представление о полногласии и неполногласии.

Основа слова

(2ч.)

16

Состав слова.  Способы словообразования (63-65)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Работа с перфокартами.

Работа с памяткой «Разбор слов по составу», словообразовательным  словарем

Уметь разбирать слова по составу, пользоваться словарем.

17

Основа слова. Составление текста-описания.

(66-68)

1

Урок развития связной речи. Составление текста-описания.

Индивидуальный.

Составление плана. Орфографическая подготовка. Признаки текста.

Уметь составлять предложения на заданную тему.

Какую работу выполняет в основе слова суффикс (11ч.)

18

Суффикс как словообразователь-ная

 морфема. Суффиксы существительных. (69-73)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Парный.

Работа с алгоритмом разбора слов по составу. Словообразование имен существительных.

Знать алгоритм разбора слов по составу.

19

Уменьшительно-ласкательные суффиксы и их правописание.

 (74-77)

1

Урок-исследование.

Фронтальный.

Исследование и формулирование правил написания суффиксов

 -ОНЬК-, -ЕНЬК-.

Уметь писать уменьшительно-ласкательные суффиксы.

20

Суффиксы-омонимы.

(78-80)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий.

Работа в парах. Словообразование.

Уметь писать слова с изученными орфограммами.

21

Значения суффиксов.

 (81-86)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Индивидуальный

Выборочный диктант.

Разбор слов по составу. Упражнения в правописании суффиксов.

Уметь проводить разбор слов по составу.

22

Формообразование

словообразование.  (87-92)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Групповой.

Упражнения в различении формообразования и словообразования. Разбор слов по составу.

Уметь различать формообразование  и словообразование.

23

Способы образования слов. Состав слова.

 (93-97)

1

Урок формирования и совершенствования

знаний.

Тест.

Разбор слов по составу. Упражнения в правописании суффиксов.

Знать алгоритм разбора слов по составу.

24

Обращение. Устаревшие слова. (98-101)

1

Урок формирования знаний.

Фронтальный. Словарный диктант.

Нахождение обращения в тексте. Выделение обращения в устной и письменной речи.

Иметь представление об обращении и выделении его в устной и письменной речи.

25

Текст-описание. Составление текста-описания. (102-105)

1

Урок развития связной речи. Составление текста-описания.

Индивидуальный.

Составление плана. Орфографическая подготовка. Признаки текста.

Уметь составлять предложения на заданную тему.

26

 Стилистические ошибки. Паронимы.

 (106-111)

1

Урок-наблюдение.

Фронтальный.

Особенности текста-описания. Редактирование текста.

Иметь представление о тексте-описании.

27

Контрольное списывание «Лось заболел».

1

Урок контроля знаний

Индивидуальный.

Работа с алгоритмом списывания.

Уметь списывать текст с доски.

28

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний

Индивидуальный. Работа с деформированным текстом.

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

Уметь анализировать собственные ошибки.

Какую роль выполняет в основе слова приставка (8 ч.)

29

Предложение. Члены предложения и части речи.

(112-115)

1

Урок-практикум.

Индивидуальный.

Разбор предложений по членам и частям речи, выделение словосочетаний. Упражнения  на правописание предлогов и приставок.

Уметь находить главные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении.

30

 Предлоги и приставки. Время глагола.

(116-118)

1

Урок-исследование.

Фронтальный.

Упражнения в различении приставок и предлогов. Исследовательская работа по тексту.

Уметь определять время глагола, различать приставки и предлоги.

31

Выделение обращения в устной и письменной речи. (119-122)

1

Урок совершенствования

знаний.

Текущий.

Нахождение обращения в тексте. Выделение обращения в устной и письменной речи. Оформление диалога.

Иметь представление об оформлении диалога и обращения в тексте.

32

 Правописание гласных и согласных в приставках.

(123-128)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный.

Работа с опорой. Упражнения в написании гласных и согласных в приставках.

Уметь писать слова с изученными приставками.

33

Текст-описание и текст-рассуждение. (129-132)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Групповой.

Особенности текста-рассуждения и текста-описания. Упражнения в правописании приставок.

Иметь представление о видах текста.

34

Правописание приставок и предлогов.

Характеристика героя. (133-136)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный. Зрительный диктант.

Составление характеристики героя по опорным словам. Правописание приставок с буквами З, С на конце.

Иметь представление о характеристики героя.

35

Обучающее изложение «Хитрые уши».

1

Урок развития связной речи. Письменный пересказ текста.

Индивидуальный.

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения.

36

Работа над ошибками.

 (137-142)

1

Урок коррекции знаний и умений.

Индивидуальный.

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

Уметь анализировать собственные ошибки.

Сложные слова (9 ч.)

37

Способы словообразования

(143-147)

1

Урок-наблюдение.

Групповой. Словарный диктант.

Словарно-орфографическая работа. Упражнения в образовании сложных слов.

Иметь представление об образовании сложных слов.

38

Правописание соединительных гласных в сложных словах.

 (148-151)

1

Урок-практикум.

Индивидуальный.

Исследовательская работа по написанию соединительных гласных в сложных словах.

Иметь представление о правописании соединительных гласных в сложных словах.

39

Контрольный диктант «Лесной пожар».

1

Урок контроля  знаний

Индивидуальный.

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

40

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний и умений.

Индивидуальный.

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

Уметь анализировать собственные ошибки.

41

Правописание сложных слов.

 (152-156)

1

Урок-практикум.

Индивидуальный.

Упражнения в правописании  и определении лексического значения сложных слов.

Иметь представление о правописании сложных слов.

42

Лексическое значение сложных слов. Сложение без соединительной гласной. (157-161)

1

Урок-исследование.

Фронтальный.

Упражнения в образовании сложных слов. Исследование сложных слов с соединительной гласной и без неё.

Иметь представление о сложных словах с соединительной гласной и без неё.

43

Текст-рассуждение.

(162-165)

1

Урок развития речи. Составление текста-рассуждения.

Групповой.

Составление текста-рассуждения с использованием сложных слов.

Иметь представление о тексте-рассуждении.

44

Образование и правописание сложных слов. Стили языка.  

(166-171)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный.

Работа с текстами по определению их стиля.

Иметь представление о стилях текста.

45

Обобщение темы: «Состав слова. Словообразование.

1

Урок-обобщение.

Групповой.

Тест.

Разбор слов по составу. Упражнения в словообразовании.

Знать алгоритм разбора слов по составу.

Как из слов образуются предложения (часть I) (32 ч)

Средства связи слов в предложении (2 ч.)

46

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

 (172-177)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный. Словарный диктант.

Составление предложений. Установление связи между словами в предложении.

Уметь выделять словосочетания в предложении.

47

Логическое ударение  и смысл высказывания.

 (178-181)

1

Урок-исследование.

Групповой.

Исследовательская работа с текстом: влияние логического ударения на понимание смысла высказывания

Иметь представление о логическом ударении.

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы (16 ч.)

48

Служебные части речи.

 (182-185)

1

Урок-исследование.

Парный.

Исследовательская работа с научно-популярным текстом: формулирование определения.

Иметь представление о служебных частях речи.

49

Признаки текста и типы текста.

 (186-188)

1

Урок развития связной речи. Составление текста на заданную тему.

Индивидуальный.

Составление плана. Орфографическая подготовка. Признаки текста.

Уметь составлять предложения на заданную тему.

50

Роль предлогов и приставок. Мини-сочинение «Моё путешествие».

(189-192)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий. Объяснительный диктант.

Упражнения в сопоставлении предлогов и приставок. Составление словосочетаний. Формулирования понятия - предлог.

Уметь различать предлоги и приставки, составлять словосочетания.

51

Контрольный диктант «Снежная страница».

1

Урок контроля  знаний.

Индивидуальный.

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

52

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний и умений.

Индивидуальный.

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

Уметь анализировать собственные ошибки.

53

Предлог как часть речи. Правописание предлогов с существительными и местоимениями. (193-196)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий.

Работа с опорой. Выделение обращений в тексте. Составление отрицательных предложений.

Уметь употреблять предлоги с существительными.

54

Обращение. Знаки препинания при обращении.

 (197-201)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Парный.

Упражнения на расстановку знаков препинания при обращении, в использовании подходящих по смыслу предлогов.

Иметь представление о знаках препинания при обращении. Уметь правильно использовать предлоги в речи.

55

 Союз как часть речи. Соединительные и противительные союзы. (202-207)

1

Урок формирования  и совершенствованиязнаний.

Фронтальный. Словарный диктант.

Работа с текстом. Слова-приветствия. Определение роли союзов в предложении.

Уметь выделять союзы в предложении.

56

Обучающее изложение «Берёзы плачут».

1

Урок развития связной речи. Письменный пересказ текста.

Индивидуальный.

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения.

57

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции  знаний.

Индивидуальный. Работа с деформированным текстом.

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

Уметь анализировать собственные ошибки.

58

Соединительные и противительные союзы. Различение союзов «а» и «но». Составление текста о союзах. (208-211)

1

Урок развития связной речи. Составление письменного текста на заданную тему.

Индивидуальный.

Составление плана. Орфографическая подготовка. Признаки текста.

Уметь составлять предложения на заданную тему.

59

Текст. Стиль, тип, тема, микротема. Текст-рассуждение. (212-217)

1

Урок развития связной речи. Составление текста-рассуждения на заданную тему.

Индивидуальный.

Составление плана. Орфографическая подготовка. Признаки текста.

Уметь составлять предложения на заданную тему.

60

Частица как часть речи. Правописание частиц.

(218-220)

1

Урок формирования знаний.

Индивидуальный.

Определение роли частиц в речи. Упражнения в правописании частиц.

Иметь представление о частице как части речи.

61

Предложения утвердительные и отрицательные. (221-224)

1

Урок-исследование.

Групповой.

Исследовательская работа с текстом: выявление места частицы НЕ.

Знать написание частицы НЕ с глаголами.

62

Правописание частицы НЕ с глаголами.

(225-229)

1

Урок формирования и совершенствованиязнаний.

Текущий.

Упражнения в написании НЕ с глаголами. Роль частицы НЕ в предложении.

Знать написание частицы НЕ с глаголами.

63

Проверочная работа на тему «Служебные слова.  Состав слова».

1

Урок контроля знаний.

Индивидуальный.

Уметь применять полученные знания по изученным темам.

Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода. Неопределённая форма (14 ч.)

64

Глагол как часть речи. (230-233)

1

Урок-исследование.

Фронтальный. Выборочный диктант.

Исследовательская работа: грамматический анализ текста.

Уметь выделять глаголы в речи.

65

Грамматические признаки глагола (число, время, род).

(234-237)

1

Урок формирования и совершенствованиязнаний.

Индивидуальный. Словарный диктант.

Упражнения в выделении грамматических признаков глагола и постановке вопросов  к нему.

Уметь определять число, время, род глагола.

66

Время глагола. Вид глагола.

(240)

1

Урок-практикум.

Текущий.

Работа с таблицей по различению вида глагола. Изменение глаголов по лицам.

Иметь представление о видах глаголов, их изменении  по лицам.

67

Глаголы прошедшего времени. Понятие формообразующего суффикса.

(241-243)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный

Упражнения в выделении формообразующего суффикса «л» у глаголов прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Иметь представление о формообразующем суффиксе у глаголов прошедшего времени и их изменении по родам.

68

 Разбор глаголов по составу.

(244-247)

1

Урок формирования и совершенствованиязнаний.

Текущий.

Упражнения в выделении постфикса – СЯ. Разбор по составу глаголов прошедшего времени и глаголов с постфиксом

–СЯ.

Иметь представление о постфиксе и его влиянии на значение глагола.

69

Анализ текста: стиль, тип, признаки, тема, микротема.

 (248-252)

1

Урок развития речи. Восстановление непунктированного текста.

Индивидуальный.

Работа с текстом: тип, признаки, тема, микротема. Восстановление непунктированного текста.

Иметь представление о типе, признаках, теме, микротеме текста.

70

 Лексико-грамматические признаки глагола. (253-257)

1

Урок формирования и совершенствованиязнаний.

Текущий.

Упражнения в определении лексико-грамматических признаков глагола.

Иметь представление о лексико-грамматических признаках глагола.

71

Неопределённая форма глагола и его  грамматические признаки.(258-261)

1

Урок формирования  знаний.

Фронтальный. Зрительный диктант.

Упражнения в нахождении инфинитива в предложениях. Разбор глаголов по составу

Иметь представление о неопределённой форме глагола.

72

-ТЬ, - ЧЬ в неопределённой форме.

(262-265)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий.

Разбор глаголов по составу. Упражнения в определении прямого и переносно значения слов.

Знать особенности  глаголов в неопределенной форме.

73

Неопределённая форма глагола.

 (266-269)

1

Урок совершенствованиязнаний.

Фронтальный.

Упражнения в изменении глаголов по временам и определении грамматических признаков глаголов.

Иметь представление об изменении  глаголов по временам.

74

Контрольный диктант  «Чудесная ёлка».

1

Урок контроля знаний.

Индивидуальный.

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

75

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний.

Индивидуальный.

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

Уметь анализировать собственные ошибки.

76

 Будущее время глагола: простое и сложное.

(270-274)

1

Урок формирования и совершенствованиязнаний.

Фронтальный. Словарный диктант.

Морфологический разбор глагола и существительного. Упражнения в различении будущего простого и сложного времени.

Уметь различать будущее время глагола: простое и сложное.

77

Обобщение знаний по теме: «Текст. Типы текста».

1

Урок-проект.

Групповой

Защита проекта.

Иметь представление о проектно-исследовательской деятельности.

Как из слов образуются предложения (часть II)

Грамматические признаки имени существительного (12 ч.)

78

Грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные). (275-280)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный. Предупредитель-

ный

 диктант.

Работа с опорной схемой «Имя существительное». Упражнения в определении рода и числа имени существительного.

Уметь определять род и число имени существительного.

79

Изменения имён существительных по вопросам.

 (281-284)

1

Урок-практикум.

Фронтальный.

Упражнения в изменении имен существительных по вопросам. Разбор по составу.

Уметь изменять имена существительные по вопросам.

80

Значение предметности как обобщающее грамматическое значение им.существительн.

Начальная форма им.существитель-

ного.(285-288)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий.

Упражнения в определении грамматических признаков и начальной формы имени существительного.

Иметь представление о грамматических признаках и начальной форме имени существительного.

81

Орфограммы в окончаниях существительных. (289-292)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный.

Упражнения в определении слабой и сильной позиций в окончаниях имен существительных.

Иметь представление об изменении имен существительных по вопросам, слабой и сильной позиции в окончаниях существительных.

82

Имена существительные, имеющие форму только ед. /мн. числа. (293-299)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий.

Упражнения в изменении имен существительных по числам, на выделение  имен существительных, имеющих форму только единственного (мн.) числа.

Иметь представление о существительных, имеющих форму только ед./мн. числа.

83

 Синонимы, антонимы. Многозначность слов.

 (300-304)

1

Урок-наблюдение.

Групповой

Работа с толковым словарем, выполнение упражнений на нахождение антонимов, синонимов, подбор однокоренных слов.

Уметь определять лексическое значение слова с помощью словаря.

84

Обучающее изложение «Кто хозяин?»

1

Урок развития связной речи. Письменный пересказ текста.

Индивидуальный.

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения.

85

Работа над ошибками.  

(305-308)

1

Урок коррекции знаний

Индивидуальный. Объяснительный диктант.

Работа с памяткой «Работа над ошибками». Упражнения в определении грамматических признаков имени существительного.

Уметь анализировать собственные ошибки. Иметь представление о грамматических признаках имени существительного.

86

Род, число имени существительного.

(309-313)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий. Словарный диктант.

Упражнения в определении рода имени существительного по окончанию как показателю рода.

Иметь представление об определении рода имени существительного по окончанию.

87

Соотношение рода и окончания у имён существительных. (314-317)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный.

Разбор имени существительного по составу. Составление таблицы  «Соотношение рода и окончания у имён существительных».

Умет соотносить род с окончанием имени существительного.

88

Контрольный диктант «На радость людям».

1

Урок контроля знаний.

Индивидуальный.

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

89

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний.

Индивидуальный.

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

Уметь анализировать собственные ошибки.

Правописание Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных (5ч.)

90

Роль Ь в словах.. (318-322)

1

Урок-исследование.

Парный.

Упражнения в определении рода имени существительного с шипящим на конце.

Иметь представление о правописании Ь после шипящих в конце слова.

91

Правописание Ь после шипящих на конце им.существитель-ных. (323-324)

1

Урок-практикум.

Групповой.

Работа со схемой, с алгоритмом по теме: «Написания Ь после букв шипящих согласных на конце имён существительных».

Иметь представление о правописании Ь после шипящих в конце слова.

92

Имена существительные с  шипящими  в конце слова.

 (325-326)

1

Урок совершенствования знаний.

Индивидуальный. Работа с деформированным текстом.

Упражнения на написание имен существительных с шипящими на конце.

Уметь писать имена существительные с шипящими на конце слова.

93

Обучающее изложение «Умный баран».

1

Урок развития связной речи. Письменный пересказ текста.

Индивидуальный.

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения.

Словосочетание (5 ч.)

95

Словосочетание. Главное и зависимое слово.  

(327-331)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный.

Упражнения на выделение словосочетаний, на определение главного и зависимого слова, на сравнение грамматических признаков главного слова и зависимого.

Иметь представление о главном и зависимом слове в словосочетании.

96

 Грамматические признаки имени прилагательного.

Связь  слов в словосочетании. (332-335)

1

Урок-исследование.

Парный. Словарный диктант.

Упражнения в графическом обозначении связи слов в словосочетании, составление словосочетаний, в определении грамматических признаков прилагательных.

Уметь графически обозначать связь слов в словосочетании.

97

Лексическая работа: стиль, крылатые выражения. Редактирование текста.

 (336-339)

1

Урок совершенствования знаний.

Текущий.

Упражнения на устный и письменный разбор словосочетаний. Редактирование текста с использованием крылатых выражений.

Уметь выполнять устный и письменный разбор словосочетаний.

98

Работа с текстом: сжатый текст, стиль, тема, микротема.

 (340-343)

1

Урок-практикум.

Групповой. Зрительный диктант.

Упражнение на сжатие текста, определение темы, стиля и микротемы.

Иметь представление о приемах редактирования текста.

99

Контрольное списывание  «В лесу».

1

Урок контроля знаний

Индивидуальный.

Работа с алгоритмом списывания.

Уметь списывать текст с доски.

Правописание гласных Ы, И после Ц (4 ч.)

100

Работа над ошибками. Написание  И,  Ы после  шипящих  и Ц. (344-349)

1

Урок коррекции знаний

Индивидуальный.

Работа с памяткой «Работа над ошибками». Исследование слов на написание И, Ы  после Ц.

Уметь анализировать собственные ошибки. Иметь представление о написании И, Ы  после Ц.

101

Разбор словосочетаний. (350-356)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Индивидуальный.

Упражнения  на написание И, Ы  после Ц.  Инсценирование.

Иметь представление о написании И, Ы  после Ц.

102

 Изменение имени существительного по падежам.

(357-359)

1

Урок-практикум.

Индивидуальный.

Выполнение упражнений на написание  Ы, И после Ц, изменение имени существительного по вопросам.

Уметь писать Ы, И после Ц.

103

Стиль текста. Тест «Проверь себя». 

1

Урок контроля  знаний и умений.

Индивидуальный

Выполнение тестовых заданий.

Уметь выполнять задания на изученные темы.

Изменение имен существительных по падежам (9 ч.)

104

Склонение  имён существительных. (360-369)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный.

Упражнения в определении начальной формы и грамматических признаков имени существительного.

Иметь представление о склонениях и падежах имени существительного

105

Падежи имён существительных. (370-373)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный.

Составление таблицы «Склонение имен существительных». Нахождение слабой и сильной позиции в окончаниях имен существительных.

Иметь представление о склонениях и падежах имени существительного

106

Контрольный диктант «Весенний дождь».

1

Урок контроля знаний.

Индивидуальный.

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

107

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний.

Индивидуальный.

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

Уметь анализировать собственные ошибки.

108

Правописание безударных падежных окончаний имени существительного.(374-378)

1

Урок совершенствования знаний.

Фронтальный.

Словарный диктант.

Морфологический разбор имени существительного. Упражнения в изменении имени существительного по падежам.

Иметь представление об определении падежа существительного по вопросу.

109

 Составление сжатого текста. (379-383)

1

Урок развития связной речи. Составление сжатого текста. 

Индивидуальный.

Составление плана. Орфографическая подготовка. Признаки текста.

Уметь составлять предложения на заданную тему.

110

 Предлог как указатель падежа.

 (384-386)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий.

Составление и анализ таблицы «Склонение имён существительных». Предлог как указатель падежа.

Иметь представление о предлоге как указателе падежа.

111

Склонение существительных-

во множественном числе.

 (387-388)

1

Урок-наблюдение.

Групповой.

Наблюдение за изменением по падежам существительных во мн. числе с использованием слов-помощников.

Иметь представление о склонении существительных во множественном числе.

112

Литературная миниатюра, смысл которой можно выразить пословицей.

(390-392)

1

Урок развития речи. Составление литературных миниатюр.

Парный. Объяснительный диктант.

Упражнения в составлении литературных миниатюр, смысл которых можно выразить пословицей.

Иметь представление о литературной миниатюре.

Второстепенный член предложения – дополнение (7 ч.)

113

Второстепенные члены предложения, их роль. Дополнение.  (393-396)

1

Урок формирования знаний.

Фронтальный.

Упражнения в разборе предложения по членам предложения. Работа с алгоритмом.

Иметь представление о дополнении как второстепенном члене предложения.

114

Различение существительных

 в форме  И.п. и В.п.

(397-400)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий.

Упражнения в разборе предложения по членам предложения и различении И.п. и В.п.

Уметь различать существительные  в И.п. и В.п.

115

Определение падежей имён существительных. (401-405)

1

Урок совершенствования знаний.

Индивидуальный

Упражнения в склонении и определении падежа имени существительного.

Уметь определять склонение и падеж имени существительного.

116

Окончания и предлоги существительных

 в Д.п.

 (406-408)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Парный.

Упражнения в определении падежа имени существительного с помощью предлогов. Инсценирование.

Уметь определять Д.п. с помощью предлога.

117

Работа с текстом. Орфографическая работа.

(409-411)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Индивидуальный  Словарный диктант.

Работа с текстом: разбор по членам предложения, по составу, определение падежа имени существительного.

Уметь разбирать предложения по членам и определять падежи.

118

Контрольное изложение «Медвежонок спасён».

1

Урок развития связной речи. Письменный пересказ текста.

Индивидуальный

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения.

119

Работа над ошибками.

(412-413)

1

Урок коррекции знаний

Индивидуальный. Работа с деформированным текстом.

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

Уметь анализировать собственные ошибки.

Склонение имен существительных в форме единственного числа (9 ч.)

120

Понятие «склонение».

Три склонения имён существительных.

(414-418)

1

Урок-исследование.

Фронтальный.

Упражнения в склонении имени существительного, работа с таблицей.

Иметь представление о делении существительных на три склонения.

121

Определение склонения существительного.Составление алгоритма.

(419-423)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий.

Работа с алгоритмом для определения склонения. Упражнения в склонении имени существительного.

Иметь представление о делении существительных на три склонения.

122

 Окончания существительных различных типов склонения.

(424-427)

1

Урок совершенствования знаний.

Текущий.

Упражнения в разборе предложений по членам, определение падежей и грамматических признаков существительных.

Уметь определять склонение имени существительного

123

Первое склонение существитель-

ных. Буквы Е, И в  окончаниях им.существи-

тельных.

 (428-432)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный.

Упражнения в изменении по падежам существительных первого склонения, в различении мягкой и твёрдой основы.

Уметь писать безударные падежные окончания существительных первого склонения.

124

Второе склонение им. существительных.

(433-434)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный.

Упражнения в изменении по падежам существительных 2-го склонения, в различении мягкой и твёрдой основы.

Уметь писать безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.

125

Контрольный диктант  «Цветы».

1

Урок контроля знаний.

Индивидуальный.

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

126

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний

Индивидуальный.

Выборочный диктант.

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

Уметь анализировать собственные ошибки.

127

Третье склонение  имён  существительных.

(435-437)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий. Словарный диктант.

Упражнения в изменении по падежам существительных

 3-го склонения.

Уметь писать безударные падежные окончания существительных 3-го склонения.

128

 Абзац. Микротема. Стиль и типы текста.(438-439)

1

Урок-исследование.

Групповой

Исследование текста. Части, тип и стиль текста. Выделение слов из текста для характеристики героев.

Иметь представление о средствах письменной речи.

Правописание падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа (6 ч.)

129

Буква безударного гласного в окончании им. существительного (440-441)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий.

Упражнения в склонении имени существительного, работа с таблицей, опорой и памяткой.

Знать падежи и их вопросы.

130

Правописание безударных окончаний существительных 1-го  и 3-го склонений.

(442-445)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Групповой.

Упражнения в склонении и сопоставлении существительных 1-го и 3-го склонений.

Уметь различать  существительные 1-го и 3-го склонений.

131

Безударные окончания им. существительных 1-го и 2-госклонения в П.п.(446-451).

1

Урок совершенствования знаний.

Индивидуальный.

Упражнения в склонении и сопоставлении существительных  1-го и 2-го склонений, в определении падежей имени существительного.

Уметь различать  существительные 1-го и 2-го склонений.

132

Правописание безударных окончаний им. существительных

 (452-457)

1

Урок совершенствования знаний.

Парный.

Упражнения в склонении им. существительных  1-го, 2-го и 3-го склонений.

Уметь различать  существительные 1-го, 2-го и 3-го склонений.

133

Правописание безударных окончаний существительных в Р.п,  Д.п, П.п.

(458-463).

1

Урок совершенствования знаний.

Индивидуальный Зрительный диктант.

Упражнения в склонении им. существительного 1-го, 2-го и 3-го склонений.

Уметь различать  существительные 1-го, 2-го и 3-го склонений.

134

Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения.

(464-469)

1

Урок развития связной речи.

Индивидуальный

Составление плана. Орфографическая подготовка. Признаки текста.

Уметь составлять предложения на заданную тему.

О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и  Ц (6 ч.)

135

Правописание гласных после шипящих согласных и Ц.

(470-475)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный.

Наблюдение над написанием О   и  Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.

Иметь представление о написании  О  и  Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.

136

Правописание  О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц.

(476-479)

1

Урок совершенствования знаний.

Групповой.

Составление схемы или таблицы, отражающей выбор О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.

Иметь представление о написании О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.

137

Значение суффиксов. Буква гласного в суффиксах

-ек-, -ик-.

(480-484)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный. Словарный диктант.

Разбор слов по составу. Упражнения на выделение суффиксов и определение их значения.

Иметь представление о написании суффиксов

-ик- и -ек-.

138

Контрольное списывание  «Соборная площадь».

1

Урок контроля знаний.

Индивидуальный

Работа с алгоритмом списывания.

Уметь списывать текст с доски.

139

Работа над ошибками.

 (485-487)

1

Урок коррекции знаний и умений.

Индивидуальный.

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

Уметь анализировать собственные ошибки.

140

Правописание суффиксов

 -ек-, -ик-.

 (488-492)

1

Урок совершенствования знаний.

Текущий. Предупреди-

тельный диктант.

Упражнения на написание слов с суффиксами -ек-  и

 -ик- разбор по членам предложения.

Уметь писать суффиксы

-ик-  и -ек-.

Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа (7 ч.)

141

Склонение имен существительных во мн. числе.

 (493-496)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный.

Упражнения в склонении и сопоставлении существительных ед. и мн. числа.

Иметь представление об окончаниях существительных во множественном числе.

142

Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа.

(497-502)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий.

Работа с таблицей, морфологический разбор имени существительного во мн.ч. Наблюдение над Р.п. существительных разных типов склонений.

Иметь представление о грамматических признаках существительных мн.числа.

143

Правописание безударных окончаний имен существительных в форме мн. числа.  (503-509)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Парный.

Упражнения в склонении имени существительного во мн.числе.

Уметь определять падежи в любом типе склонения.

144

Родительный падеж имен существительных множественного числа.  (510-515)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Индивидуальный

Упражнения в склонении и определении падежей  имен существительных во мн.ч.

Уметь различать существительные родительного падежа.

145

Контрольный диктант «Весенняя вода».

1

Урок контроля знаний.

Индивидуальный

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

146

Работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний.

Индивидуальный

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

Уметь анализировать собственные ошибки.

147

Грамматические признаки и лексическая сочетаемость слов. (516-518)

1

Урок совершенствования знаний.

Групповой. Словарный диктант.

Работа со словарем. Морфологический разбор имени существительного.

Уметь определять падеж имен существительных.

Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения – определение (8 ч.)

148

Имя прилагательное как часть речи.

 (519-526)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный. Объяснительный диктант.

Наблюдение над грамматическими признаками сущ. и прилагательного. Упражнения в составлении словосочетаний по схеме.

Иметь представление о связи грамматических признаков существительных и прилагательных.

149

Второстепенный член предложения – определение.

(527-537)

1

Урок-исследование.

Парный.

Упражнения на изменение числа сущ. и прилагательного; исследование изменения прилаг. по падежам по таблице, сравнение окончания прилаг. и вопроса к нему. Разбор предложения по членам предложения.

Иметь представление об определении как члене предложения.

150

Зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного (538-541)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий.

Упражнения на изменение числа сущ. и прилагательного, исследование изменения прилаг. по падежам по таблице, сравнение окончания прилаг. и вопроса к нему. Разбор предложения по членам предложения.

Уметь разбирать предложение по членам предложения.

151

Обучающее изложение «На льдине».

1

Урок развития связной речи. Письменный пересказ текста.

Индивидуальный

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения.

152

Работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний.

Индивидуальный

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

Уметь анализировать собственные ошибки.

153

Согласование имени прилагательного с именем существительным

(542-545)

1

Урок-исследование.

Парный.

Работа по таблице. Морфологический разбор прилагательных мн. числа.

Иметь представление о согласовании имени прилагательного  с именем существительным.

154

Склонение имен прилагательных. Правописание безударных окончаний прилаг. (546-549)

1

Урок совершенствования знаний.

Фронтальный.

Упражнения на склонение имен прилагательных с опорой на таблицу.

Уметь склонять прилагательные.

155

Развитие  речи: многозначность слова, лексическая сочетаемость.

(550)

1

Урок развития связной речи. Составление текста на заданную тему.

Индивидуальный

Составление плана. Орфографическая подготовка. Признаки текста.

Уметь составлять предложения на заданную тему.

Однородные члены предложения (8 ч.)

156

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

(551-555)

1

Урок-исследование.

Групповой. Словарный диктант.

Работа со схемами предложений, составление схем. Редактирование предложений.

Иметь представление об однородных членах предложения.

157

Знаки препинания при однородных членах предложения  и при обращении.

 (556-560)

1

Урок-практикум

Индивидуальный

Работа со схемами предложений, составление схем. Нахождение и сопоставление обращения и однородных членов предложения.

Иметь представление о знаках препинания при однородных членах и обращении.

158

 Союзная и бессоюзная связь при однородных членах.

(561-564)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный.

Упражнения на нахождение однородных членов предложения и постановку знаков препинания.

Иметь представление о знаках препинания при однородных членах.

159

 Смысловые группы однородных членов.

 (565-568)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Индивидуальный.

Упражнения на нахождение смысловых групп однородных членов и постановку знаков препинания при них.

Иметь представление о знаках препинания при однородных членах.

160

Соединительные и противительные союзы. (569-574)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный.

Упражнения на нахождение однородных членов предложения с союзами и постановку знаков препинания при них. Редактирование текста.

Иметь представление о знаках препинания при однородных членах.

161

 Знаки препинания при однородных членах, связанных союзом «да».

(575-576)

1

Урок-практикум.

Групповой. Зрительный диктант.

Упражнения на постановку знаков препинания  при однородных членов предложения.

Уметь распознавать предложения с однородными членами.

162

Контрольный диктант «На рыбной ловле».

1

Урок контроля знаний

Индивидуальный

Уметь писать текст под диктовку.

163

Работа над ошибками. «Проверь себя»

с. 154

1

Урок коррекции знаний

Индивидуальный

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

Уметь анализировать собственные ошибки.

Как из предложений образуется текст (6 ч)

164

 Языковые средства оформления текста.

(577-579)

1

Урок-исследование.

Парный.

Работа с текстом: тема, заголовок, структура, языковые средства, тип.

Уметь выделять в тексте главное, высказывать свое мнение.

165

Художественный и научный стили. План текста.

 (580-582)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронтальный. Словарный диктант.

Упражнения в определении стиля, составлении плана, определении языковых средств.

Иметь представление  о стилях текста.

166

 Сочинение–рассуждение «Для чего надо учиться».

 (583-585)

1

Урок развития связной речи.

Индивидуальный.

Составление плана. Орфографическая подготовка. Признаки текста.

Уметь составлять предложения на заданную тему.

167

 Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омоформы.

(586-591)

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Текущий.

Упражнения  на различение синонимов, антонимов, паронимов, омоформ.

Уметь различать синонимы и антонимы.

168

Связный текст. Признаки связного текста.

(592-598)

1

Урок совершенствования знаний.

Фронтальный. Работа с деформированным текстом.

Упражнения на выделение признаков текста, на лексическую сочетаемость слов. Редактирование предложений.

Знать признаки связного текста. Уметь редактировать предложения.

169-170

 Повторение и закрепление пройденного.

 (599-604)

2

Урок обобщения и систематизации знаний.

Текущий.

Упражнения на различение стилей текстов, прямого и переносного значения слов.

Иметь представление о прямом и переносном значении слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.В. Нечаевой 4 класс

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса разработана на основе авторской программы  Н.В. Нечаевой (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой МО РФ в соответс...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (учебник Нечаевой Н.В.)

Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного пре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку, 4 класс ( автор Н. В. Нечаева)

Рабочая программа по русскому языку, предметная область «Филология», составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён п...

Рабочая программа по ОБЖ 2 класс автор учебника Анастасова

Рабочая программа учебного курса" Школа безопасности"...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...