Этап урока/ учебная ситуация | Результаты этапа | Оценка результатов этапа | Цель этапа | Действия педагога | Действия обучающихся |
- 1.Организационный момент.
| Включение в работу на личностно-значимом уровне
| Самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности
| Развитие умений самооценки готовности к уроку | Мы рады приветствовать Вас в классе нашем, Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе Вам будет светло, пусть будет уютно и очень легко! Поручено нам Вас сегодня встречать, Начнем же урок, не будем зря время терять. Сейчас я предлагаю Вам поздороваться еще раз друг с другом, подать друг другу руки для рукопожатия. Вы почувствовали тепло друг друга, тепло наших рук, которое объединило нас сейчас. Я думаю, что настроение у вас улучшилось! Учитель приветствует учащихся, создает благоприятные для учебной деятельности учащихся, эмоционально настраивает на урок. | Оценивают свою готовность к работе, проявляют отзывчивость на слова учителя
|
2.Актуализация знаний, мотива-ция. | Личностные УУД: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Познавательные УУД: - актуализировать знания и способы действий, необхо-димые и достаточ-ные для освоения содержания новой темы; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- устанавливать причинно-след-ственные связи;
- строить рассуж-дения в форме связи простых суждений об объек-те, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД: -развивать умение слушать и понимать других, работая в группе; -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: - развивать умение высказывать своё предположение. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
| Самооценка умения приме-нять ранее полученные знания при решении практических задач.
Выставление оценок журналистам, корреспонден-там, знатокам (комментиру ет учитель) | Формирование и развитие учебно-позна-вательного интереса к определению способов действий с предметным содержанием. | В начале урока, ребята, я хочу для Вас загадать загадку: Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам, На одном таком листе Много разных новостей. (газета) - Сегодня урок русского языка предлагаю провести в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты» - Ребята, есть ли из вас те, кто мечтает быть журналистом? Работу предлагаю проводить в группах, которые будут выполнять роль журналистов и корреспонден-тов. Ваша задача собирать различный интересный материал в газету, выпуск которой произойдет сегодня на нашем уроке. Разрешите мне сегодня выступить в роли корректора нашей газеты. Группы работают сообща, помогают друг другу. Выберите главного редактора в своей группе, который будет сигнализировать готовность красным кружком и получать жетон. В конце заседания мы посмотрим, какая группа получит первый выпуск нашей газеты, собрав наибольшее количество жетонов. - Определим её название, убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.
- Название рубрик в нашей газете вы должны будете сейчас выбрать из предложенных вариантов. Внимательно прочитайте слова, найдите «лишнее» и назовите эти рубрики. На листах: информация, новости, творчество, бумага, реклама.
- Проведем «Пресс - конференцию», что мы знаем о глаголе. Знатоки глагола садятся на стулья, журналисты и корреспонденты готовы им задавать вопросы.
- Подведем итог «пресс - конференции». Информацию о глаголе поместим в рубрику. (Выходит презентация «Информация - кластер» с пропущенным окном).
- Ребята, скажите, почему одна из составляющих частей в кластере пустая?
| Обучающиеся слушают задание. Планируют результат и критерии оценки его достижения. Определяют цель: выпустить газету. Планируют действия по его достижению: - на какую тему газета; - что будет в газете; - как будут работать группы. Оценивают полученные результаты, соотнося их с планируемыми. Присутствует соревнователь-ный дух. Класс разбит на 4 группы по индивидуальным способностям детей: сильный – слабый. Сильные помогают слабым. Жетоны получают те группы, которые первыми просигнализиро-вали красным кружком. Убрав буквы, получают название газеты «Глагол». Учащиеся читают и выби-рают «лишнее» слово. Знатоки, журналисты и корреспонденты выбираются из каждой группы. (задают вопросы по глаголу знатокам). Количество жетонов определяется заданными вопросами. Сведения о глаголе помещают в рубрику «Информация». Мотивация учащихся (какую то новую информацию о глаголе они еще не знают) |
3.Поста-новка учебной задачи
Проблем- ный вопрос
| Личностные УУД: - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - принимать позицию другого. Познавательные УУД: - развивать умения извлекать информацию из текста; - выявлять сущность, особенности объектов; - на основе анализа объектов делать выводы; - обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: - сотрудничество в поиске информации. Регулятивные УУД: - целеполагание. | Самооценка умений определять и формулировать проблему, цель, результаты и критерии их оценки, учебную задачу, планировать (предполагать) действия по ее решению (по достижению результатов), формулировать тему.
| Формирование и развитие умений определять и формулировать проблему, цель, результаты и критерии их оценки, учебную задачу, плани-ровать (предпо-лагать) действия по достижению результатов, формулировать тему. | -Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками. Кто не работает, | не дружит. | С ложью правда | и рыбку из пруда. | Без труда не вытащишь | не делает. | Лень добра | тот не ест. |
- Прочитайте пословицы, которые у вас получились. Какие темы раскрывают эти пословицы. - Выпишите из этих пословиц глаголы. - Скажите, ребята, что стоит перед глаголами? Что вы можете сказать о правописании частицы не в глаголах? - Сделанный вами вывод и будет темой нашего урока. Сформулируйте ее. (На доске тема) - Какова учебная задача на нашем уроке, чему мы должны научиться на уроке? (На доске учебные задачи) - Подчеркните орфограмму – пробел между частицей НЕ и глаголом. - Как вы думаете, всегда ли мы будем писать частицу НЕ с глаголами раздельно? - Сейчас просмотрев сказку, вы попробуете сделать вывод, совпали ваши предположения или нет. [1] | Работа с пословицами в группах, обсуждение, предъявляют результат, сигнализируя красным кружком о готовности, получая жетоны.
Коллективное обсуждение.
Обучающиеся формулируют тему: правописание НЕ с глаголами. Цель: научиться писать частицу НЕ с глаголами. Предположения детей. Обучающиеся инсценируют сказку «Сила любви» [1] Проблема: всегда ли писать части-цу НЕ с глаголами раздельно? |
4. Решение учебной задачи | Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес;
Познавательные УУД: -умение анализировать объекты с выделением существенных признаков. Коммуникативные УУД: - умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения;
Регулятивные УУД: -развивать умение высказывать своё предположение. | Самооценка действий по достижению планируемых результатов. | Ценностная ориентация на понятия «глаголы – исключения», почему их так называют. | Какие глаголы с НЕ запомнили? -При каких глаголах частица НЕ осталась рядом с ним? (негодую, ненавижу) -Ребята, как же пишется НЕ в этих глаголах? - Какое открытие вы сейчас сделали? - А почему в этих глаголах НЕНАВИЖУ, НЕГОДУЮ частица не пишется слитно? Где мы можем посмотреть об этом? | Коллективное обсуждение.
Предположения детей (слитно и раздельно)
В учебнике, в дополнительной литературе. |
5. Первичное закрепление (Примене-ние получен-ных зна-ний на практике) | Личностные УУД: - положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности.
Познавательные УУД: - умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью дополнительной литературы Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в решении проблемы. Регулятивные УУД: - развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | Самооценка действий по достижению планируемых результатов.
Самопровер- ка
| Ценностная ориентация на применение новых знаний при выполнении практически заданий. | - Открываем учебник стр.92. - Назовите глаголы, которые пишутся слитно. - А почему они пишутся слитно? - Как называются такие глаголы в русском языке? - Запишите эти глаголы к себе в тетрадь. - Подчеркните орфограмму – слитное соединение. - Прочитав правило вам встретились слова, которые редко используются в нашей речи. - Посмотрим, что означают эти слова в словаре Ожегова! - Выстроим алгоритм рассуждений написания частицы НЕ с глаголами. Составим модель, а помогут вам два глагола: ненавидеть не хочу - Существует глагол навидеть? (нет). Делаем вывод. - Существует глагол хочу? (да).Делаем вывод. Организует ситуацию первичного закрепления и управляет действиями обучающихся при выполнении самого первого задания с использованием нового алгоритма - А теперь быстро соберите модель в своих группах. - Обратимся к презентации. -Модель поместим в рубрику «Новости» | Учащиеся читают правило. Называ-ют глаголы. Без НЕ не упот-ребляются. Глаголы – исклю-чения. Организует работу с допол-нительной спра-вочной литера-турой (С.И. Ожегов «Толко-вый словарь русского языка» по группам: 1) негодовать 2) недоумевать 3) неволить 4) нездоровиться Обучающиеся работают в группе, получают жетоны. Учащиеся собирают модель в группах и проверяют
Главный редактор сигнализирует красным кружком о готовности. |
6.Динамическая пауза. |
|
|
| Организует деятельность под музыкальную физминутку. [2] | Осуществляют профилактику утомления. |
7. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой.Обобщение усвоен-ного. | Личностные УУД: -ценностная ориентация на решение проблем и задач в реальных жизненных ситуациях. Познавательные УУД: - применение полу-ченных знаний в прак-тической деятельности;
Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в решении проблемы. Регулятивные УУД: - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
| Самооценка результатов работы с текстом.
| Ценностная ориентация на применение новых знаний при выполнении практически заданий. | - В рубрику «Наше творчество» я предлагаю поместить текст, но в этом тексте не хватает глаголов. Ваша задача их вставить. Работаем в группе. «Город невежливых людей». Был на белом свете город. Все его жители страдали ужасной болезнью – невежливостью. При встрече они ………………….. друг с другом. При расставании ………… . Дети в автобусах и трамваях ……………… место взрослым.
- Проверим, что у вас получилось. - Запишите получившийся текст. Как вы написали частицу НЕ в данных глаголах. Обозначьте орфограмму. -Поднимите руки, кто пользовался составленной вами моделью? - Какая рубрика у нас осталась незаполненной? (реклама). - Проведем игру «Мозговой штурм». Задача каждой группы - прорекламировать глагол! Сделайте рекламу сегодняшней темы урока. - Поместим ваши рекламы в нашу газету. | Обучающиеся работают в нача-ле в группе, применяют алгоритма. Осуществляют самоконтроль своей работы с применением модели. Группа, которая выполнит задание вперед: 1) добавит свои предложения в этот текст; 2) окажет помощь другой группе Получают жетоны за полученный текст. Обучающиеся работают в группах, делают рекламу глаголу, кто больше всех придумает реклам получают жето-ны. |
7. Оценка | Личностные УУД: - ценностная ориентация на решение проблем и задач в жизненных ситуациях, достижение планируемых результатов. Регулятивные УУД: - успешность контрольно-оценочных по определению уровня овладения новым знанием, правилом, способом действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. | Самооценка результатов решения учеб-но-практи-ческих задач, предполагаю-щих примене-ние «нового знания» (алгоритма, правила) | Формирование самоконтроля и самооценки через отработ-ку оценочных действий: - определение предмета оценки («Что оценивать»); - соотнесение достигнутых результатов с планируемыми «Критерии»; - оценка соответствия достигнутых результатов планируемым; - оценка успешности решения учеб-ной задачи «Вы-полняю дейст-вия без ошибок и самостоятель-но» | Мы сегодня создали газету о Глаголе. Много думали, размышляли, писали. Подсчитываем жетоны. Какая группа имеет право получить первый выпуск газеты «Глагол»? Но еще я сейчас, как корректор, предлагаю оценить каждому свое участие и понимание в составлении газеты. Учитель предлагает заполнить «Экспертный лист». -Если вы усвоили орфограмму «Не с глаголами», умеете находить слово с данной орфограммой, отлично усвоили случаи слитного и раздельного написания НЕ с глаголами - выставляете 5 баллов; если частично усвоили - 3 балла; Не усвоили – 0 баллов. Критерии: 15 баллов – 5 12 – 14 баллов – 4 9 – 11 баллов – 3 3 балла – 2 Оценка: Первый выпуск газеты мы вручаем …. группе. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.
Обучающиеся заполняют экспертный лист. |
8.Рефлексия дея-тельности Домашнее задание. | Личностные УУД: - мотивация на выявление личностного смысла учения.
Регулятивные УУД: - умение провести рефлексию своих действий на уроке.
- осознание ценности полученных знаний и способов действий, определение успешности на уроке. | Самооценка результатов с позиций выяв-ления их цен-ности для личностного роста обучаю-щихся.
| Формирование способов рефлексивных действий (умения анали-зировать и осмысливать свои дости-жения, выяв-лять перспек-тивы развития. | Все ценно, важно, и знание, и то, что мы делали, и как мы помогали друг другу… Потому, что так интереснее, мы учимся не только русскому языку, но и оказывать друг другу поддержку и взаимопонимание. Игра «Мы – молодцы!». Домашнее задание запишите в дневник. | Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают, играют в игру.
|