"Слова-антонимы", 2 класс
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Урок изучения нового материала по теме: "Слова-антонимы", 2 класс по УМК "Начальная школа 21 век" с использованием техник учения технологии развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova-antonimy.docx | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: слова-антонимы
Цель: развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству
Задачи: личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, стремлению морально-эстетических норм, к пониманию других людей;
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, действовать по плану и планировать свои действия, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться к их преодолению;
познавательные: совершенствование умения по отличительным особенностям распознавать антонимы в тексте, предложениях; подбирать антонимы к заданным словам, расширять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать;
коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, умение выражать свои мысли, умение работать в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения
Тип урока: открытие новых знаний
Предполагаемый результат: учащиеся научатся распознавать антонимы в тексте, предложениях; подбирать антонимы к заданным словам
Оборудование: раздаточный материал
Ход урока
- Организационный момент
- Психологический настрой на урок
- Прозвенел для нас звонок. Начинаю я урок. Гости к нам пришли сегодня. К ним сейчас вы повернитесь, улыбнитесь, подружитесь.
- Вы за парты тихо сели, на меня все посмотрели.
Ваши ушки на макушке, глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте, ни минуты не теряйте!
Пожелаю всем удачи! За работу! В добрый час!
III. Списывание – развиваем орфографическую зоркость
Думай медленно – работай быстро.
- Это предложение возьмем девизом нашего урока.
- В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
- Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное … (слово).
Слова, слова, слова,
Язык – и стар и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов купаться ежечасно!
- Ребята, как вы думаете, почему я начала урок с этих слов? (будем продолжать разговор о словах)
- Что такое слово? (единица речи)
- Что включает в себя понятие слово? (состоит из звуков и имеет значение)
- Что обозначают слова? (предмет, признак, действие)
- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (лексика)
- Для чего нужны слова? (чтобы общаться)
IV. Повторение изученного
- Вспомните, с какими словами мы работали на прошлом уроке? (изучали синонимы)
- Что нам известно про синонимы?
- Среди слов, записанных на доске, найдите и назовите синонимы, которые являются существительными, прилагательными, глаголами.
красный-алый, метель-вьюга, прыгать-скакать, день-ночь, весёлый-грустный, азбука-алфавит, заходит-выходит, чистая-опрятная, бросать-кидать
- Почему не назвали эти слова? Образуйте пары.
- Что объединяет эти пары? (у них противоположное значение)
- Какая тема урока? (слова с противоположным значением)
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (узнавать, как называются эти слова, где встречаются эти слова, на какие вопросы отвечают, какой частью речи являются, для чего нужны)
- Изучение новой темы
- Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести мини-исследование.
- Кто такие исследователи? (люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое)
- Давайте прочитаем как толкуется это слово в словаре С.Ожегова.
- Мы тоже можем назвать себя исследователями.
- Что будет предметом нашего исследования? (слова с противоположным значением)
- Мы с вами будем работать и самостоятельно каждый сам и в парах. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы. Вспомните эти правила:
а) уметь выслушать собеседника, не перебивать
б) доказывать свое мнение спокойно
в) быть внимательным
г) говорить только по делу
д) работать дружно, помогать друг другу.
- Итак, приступим. Тема нашего исследования – как называются слова с противоположным значением.
- Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо к словам, которые я говорю, подобрать слова с противоположным значением и записать их в таблице – ребус. Работаем самостоятельно.
с | л | а | д | к | и | й | |||
т | о | н | к | и | й | ||||
с | ы | т | ы | й | |||||
н | о | в | ы | й | |||||
д | л | и | н | н | ы | й | |||
б | л | и | з | к | и | й | |||
м | о | к | р | ы | й | ||||
ч | и | с | т | ы | й |
- Кислый
- Толстый (ствол дерева)
- Голодный
- Старый (дом)
- Короткий
- Далёкий
- Сухой
- Грязный
- Какая орфограмма встретилась в словах сладкий, близкий?
-Посмотрите на выделенное слово, как же называются слова с противоположным значением? (антонимы)
- Так какая тема урока? (слова-антонимы)
- Минус – плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда ПРОТИВОПОЛОЖНЫ.
VI. Работа по учебнику
- Послушайте информацию «Из истории русского языка»:
Слово антоним произошло от древнегреческих слов анта – «против» и онима – «имя»
- Что значит это слово в переводе с греческого языка?
- Найдите антонимы в предложении, которое является девизом нашего урока
VII. Первичное закрепление нового материала
- Продолжаем наше исследование. На какой вопрос отвечают слова в паре и словами какой части речи являются слова в парах?
- Работаем в парах. Вам нужно к словам подобрать антонимы, поставить вопрос, определить часть речи.
1ая и 2ая пары: шум, тишина, дружба, вражда, здоровье, болезнь
3ья и 4ая пары: большой, маленький, редкий, частый, грустный, весёлый
5ая и 6ая пары: строить, ломать, вносить, выносить, подъехать, отъехать
- Проверка: Какие пары получились? На какой вопрос отвечают слова каждой пары? К какой части речи относятся эти слова?
- В каких словах встретилась орфограмма разделительный мягкий знак? Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением? Парные звонкие и глухие согласные в корне слова? Разделительный твердый знак?
- (аналогично и с другими группами)
- Какой вывод можно сделать, проведя данное исследование? (антонимы в паре отвечают на один и тот же вопрос и являются словами одной и той же частью речи)
VIII. Физминутка
а) А сейчас все дружно встали, отдохнём как на привале.
Вправо, влево повернись, руки вверх, руки вниз.
И на месте скок да скок, а теперь бежим вприпрыжку. Молодцы вы, ребятишки!
Встали, сели, встали, сели и друг друга не задели.
б) для глаз
IX. Закрепление изученного материала
- Продолжаем наше исследование: выясняем, для чего в речи нужны антонимы?
- Чтобы ответить на этот вопрос, продолжите предложения (устно):
а) Слон большой, а мышка ….. (маленькая)
б) Зимой погода холодная, а летом …(теплая, жаркая)
в) Работать трудно, а отдыхать … (легко)
- Представьте нашу речь без антонимов? Какая бы она была? (скудная, неинтересная)
- Для чего нужны антонимы? Какой вывод можно сделать? (они делают нашу речь богаче, ярче, выразительнее)
- Работа с текстом.
- Прочитайте стихотворение Генриха Сапгира «Яблоко», вместо многоточий вставьте подходящее по смыслу антоним. Графически обозначьте орфограмму, устно подберите проверочное слово.
Яблоко Г.Сапгир
У прохожих на виду
Висело яблоко в с…ду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что ни…ко,
А мышонок – …………………,
Воробей сказал,
Что бли…ко,
А улитка – …………………...
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок – тем, что очень
………………………. и т…жело.
А к…тёнку всё равно:
- Кислое, зачем оно?
- Что вы? –
Шепчет ч…рвячок –
……………………. у него бочок.
- Прочитайте, какое стихотворение получилось. Назовите антонимы. Проверка орфограмм.
- Продолжаем наше исследование: выясняем, где встречаются антонимы.
- Как вы думаете, на каких уроках, кроме русского языка, мы можем встретиться с антонимами?
(на уроках математики: плюс-минус, больше-меньше, умножить-разделить;
окружающего мира: живая-неживая, дикие-домашние, расцветают-отцветают;
физкультуры: старт-финиш, вверх-вниз, быстро-медленно)
- А еще где встречаются антонимы, мы выясним на последующих уроках
- Всегда ли нам было просто подбирать антонимы?
- Что же делать в случае затруднения? (показ словарей антонимов)
X. Итог урока.
- По ходу урока, составили кластер. Кластер в переводе с английского языка значит «пучок», «созвездие» - это графический систематизатор мыслей, он помогает привести в систему знания по теме урока.
- Вспомним, на какие моменты обращали внимание во время нашего исследования. Отвечайте на вопросы:
* Какое языковое явление наблюдали на уроке? (антоним)
* Что значит это слово в переводе с древнегреческого языка?
* На один или разные вопросы отвечают антонимы? (на один и тот же вопрос)
* Словами одной или разных частей речи являются антонимы? (словами одной части речи)
* Антонимы – это слова с каким лексическим значением? (слова с противоположным значением)
* Антонимы где встречаются? (на уроках математики, окружающего мира, физической культуры)
* Какова роль антонимов в речи? (делают речь яркой, выразительной)
- Проверим, как усвоили материал урока, проведя тест:
1. Найдите верное утверждение:
м) антонимы – это слова с противоположным значением
н) антонимы – это слова, близкие по значению
2. Найди антонимы:
а) друг-приятель
о) друг-враг
3. Найди синонимы:
л) алфавит-азбука
к) книга-книжка
4. Выбери антоним к слову храбрый:
а) отважный
о) трусливый
5. Выбери антоним к слову день:
д) ночь
ж) сутки
6. Найди верное утверждение:
е) синонимы – это слова, близкие по значению
у) синонимы – это слова, противоположные по значению
7. Найди неверно составленную пару антонимов:
ф) белый-чёрный
ц) весёлый-грусть
- Какое слово у вас получилось? (молодец)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
XI. Домашнее задание (разноуровневое)
1 уровень. Прочитай пословицы. Найди и выпиши пары слов с противоположным значением (антонимы).
Труд человека кормит, а лень портит.
Лето припасает, а зима подъедает.
Ложь стоит на одной ноге, а правда на двух.
Маленькое дело лучше большого безделья.
2 уровень. Подбери слова с противоположным значением (антонимы) и запиши их.
Здоровый - …., узкий - …, мягкий - …, медленный - …, чёрный - …, лёгкий - … .
3 уровень. Прочитай стихотворения. Спиши и закончи их, подобрав слова с противоположным значением (антонимы).
Я антоним к слову смех. Ручейку говорила река:
Не от радости, утех, - Ты узок, а я …. ,
Я бываю поневоле - Ты мелок, а я … ,
От несчастья и от боли, Об одном позабыла река –
От обиды, неудач. Что она началась с … .
Догадались? Это … .
XII. Рефлексия.
- Возьмите в конвертах рисунки солнышек. Какое первое солнышко по выражению лица? А второе?
- Пользуясь словами-антонимами: грустный-веселый, оцените свою работу на уроке.
- если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой, вы научились находить антонимы и можете помочь другим, поднимаете это солнышко.
- Если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, но было трудно и вы нуждаетесь в помощи, поднимите это солнышко.
- Закончим словами:
Минус - плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда ПРОТИВОПОЛОЖНЫ!
ИЛИ: А вот прощальная игра, нам книгу закрывать пора;
Мы всё надеемся, что с ней ты стал немножечко умней.
Узнал ты много слов смешных и много всяких всячин.
И, если ты запомнил их, не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО, а ты ответишь (НИЗКО).
Скажу я слово «ДАЛЕКО», а ты ответишь (БЛИЗКО).
Скажу я слово «ПОТОЛОК», а ты ответишь (ПОЛ).
Скажу я слово «ПОТЕРЯЛ», и скажешь ты (НАШЕЛ).
Скажу тебе я слово «ТРУС», ответишь ты (ХРАБРЕЦ).
Теперь «НАЧАЛО» я скажу, ну отвечай (КОНЕЦ).
Дополнительный материал
1). Лексическая? задачка
(на доске) день – ночной
добрый – злой
работать – отдых
- Назовите антонимы. (добрый – злой)
- Почему день – ночной и работать – отдых – не антонимы (п.ч. должны быть одной части речи и отвечать на один и тот же вопрос)
- Измените слово в парах, чтобы они стали антонимами. (день - ночь, работать – отдыхать
дневной – ночной, работа - отдых)
2). Самостоятельно выполнить работу упражнения 5 на стр. 62 учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка слова антонимы 2 класс
Урок русского языка по программе Начальная школа 21 век , 2 класс...
Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов" по системе Л.В. Занкова...
Урок русского языка по теме "Слова антонимы" 2 класс
Проблемный урок русского языка 2 класса по теме "Слова антонимы"...
Конспект урока по русскому языку "Слова - антонимы" 3 класс
Цель этого урока: — знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов; совершенствование умения подбирать антонимы; формирование умения применять на практике полученные знания; уч...
Конспект урока по русскому языку "Слова - антонимы" (2 класс)
МБОУ "Погореловская СОШ"Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений учащихся об антонимахЗадачи:1. Познакомить со словами – антонимами.2. Способствова...
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы». 2 класс
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Слова - антонимы»....
Технологическая карта урока русского языка на тему "Слова-антонимы" 2 класс "Начальная школа 21 века"
Технологическая карта урока русского языка на тему "Слова-антонимы" 2 класс "Начальная школа 21 века"...