Конспект урока по русскому языку "Слова - антонимы" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель этого урока: — знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов; совершенствование умения подбирать антонимы; формирование умения применять на практике полученные знания; учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам, расширять, уточнять словарный запас учащихся.
На уроке используются различные виды заданий, наращивается степень сложности ( слово - предложение – текст) с целью научиться использовать такие слова в своей речи.
Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_zanyatie_sokolova_l.v.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернянская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Учебное занятие
Урок русского языка
«Слова - антонимы»
Автор: Соколова Людмила Вячеславовна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Организуя современный урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседневной жизнью, с социальным опытом ученика, увеличить долю самостоятельной работы школьников в форме проектной или исследовательской работы. Именно такой современный урок может обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволит ребёнку активно войти во взрослую жизнь.
Цель этого урока: — знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов; совершенствование умения подбирать антонимы; формирование умения применять на практике полученные знания; учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам, расширять, уточнять словарный запас учащихся.
На уроке используются различные виды заданий, наращивается степень сложности ( слово - предложение – текст) с целью научиться использовать такие слова в своей речи.
Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.
Литература
- Программа «Русский язык» 1-4 класс С.В. Иванов. М., Изд. центр «Вентана-Граф», 2012
- Иванов, С. В. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Интернет ресурсы
http://gramota.ru/book/ritorika/
Тема: Слова - антонимы
Предметные цели: создать условия для ознакомления с понятием «антонимы»; способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи антонимы; содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник Иванов, С. В. Русский язык: 2 класс, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки, оценочные листы.
Этапы урока | Ход урока (деятельность учителя и учащихся) | Формирование УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | «Слова, слова, слова, Язык - и стар и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно!» - Ребята, как вы думаете, почему я начала урок с этих слов? Приглашаю вас продолжить путешествие в страну Слов. И сегодня желаю вам быть не только путешественниками, но и исследователями. Запишите сегодняшнее число, классная работа. | – самоопределение (Л); смыслообразование (Л); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | У вас на парте лежит «Лист оценивания», где вы будете оценивать свою работу на каждом этапе. А в конце урока мы подведем итоги. «Она приходит с ласкою Чистописание в ве весна -Сравните свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцените своё письмо. Скажите, пожалуйста в этом слове есть опасное место? Как проверить орфограмму? С приходом весны изменилось ли у вас настроение? Каким оно стало? (хорошее, задорное, веселое, бодрое, радостное, праздничное, солнечное.). -Как одним словом можно назвать эту групп слов? - Что нам известно о синонимах? У вас лежат белые листы с заданием. Прочитайте его и выполните. Самопроверка. Карточка №1 Задание. Соедини слова - синонимы танцовщица белый метель сухой школьник ученик чёрный балерина мокрый врач Карточка №2 Задание. Соедини слова - синонимы брать распорядок преподаватель солдат рассвет бедняк режим закат боец учитель богач давать Карточка №3 Задание. Соедини слова - синонимы приятель открывать рыдать друг фантазия мечта закрывать плакать конец пламя огонь начало
| – анализ, синтез (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
3. Выявление места и причины затруднения | Все ли пары слов вы соединили? Какие слова остались лишними? (черный-белый, мокрый-сухой, брать-давать, богач-бедняк, закрывать-открывать, конец – начало). Оцените работу. Может кто-то из вас знает, как называются эти слова? | – подведение под понятие (П); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - сравнение, классификация, (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Кто может назвать тему сегодняшнего урока? Тема нашего урока: «Слова-антонимы». а) постановка цели На какие вопросы мы должны с вами ответить? 1. Какие слова называются антонимами? 2. Какой частью речи могут быть антонимы? 3.Для чего нужны антонимы в речи? В конце урока мы вернёмся ещё раз к этому слайду. б) планирование этапов урока Работа в парах Самостоятельная работа Физминутка. Работа по учебнику Игра «Найди пару» Творческое задание Работа по учебнику (Один ученик работает с электронным словарем, остальные читают правило в учебнике) Слово антоним произошло от древнегреческих слов анти – «против» и онима – «имя». | - планирование (П); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) |
5. Реализация построенного проекта | Вернемся к нашему плану. Какой частью речи бывают антонимы. Взаимопроверка. Карточка №1 Подберите антонимы к словам и напиши парами в тетрадь. Добро-_____________ , сила-___________ , лето ________ мир ______________ , молодость ____________________ Слова для справок: зло, зима, слабость, старость, война. На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи они являются? Карточка №2
Подберите антонимы к словам и напиши парами в тетрадь. хороший -_____________ , толстый -_________________, весёлый ______________, близкий __________________, большой ____________________ . Слова для справок: плохой, печальный, тонкий, маленький, далёкий. На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи они являются? Карточка №3 Подберите антонимы к словам и напиши парами в тетрадь. работать -__________________, любить -_________________ , смеяться __________________ , расцветать ______________ , приходить ____________________ . Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , плакать, уходить, увядать. На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи они являются? - Кто работал с карточкой №1. на какие вопросы отвечают ваши слова. Какой частью речи они являются. - Поднимите руки у кого слова не существительные. Есть ли такие слова, которые являются не существительными и не прилагательными. (не глаголами) Оцените работу Вывод: Слова - антонимы отвечают на один и тот же вопрос и являются противоположными по смыслу. И могут быть всеми частями речи. Оцените работу. Работа по учебнику. Прием «Яркое пятно» - Я знаю, что вас пригласили в цирк. Так вот клоуны из этого цирка задают вам вопрос. Создание проблемной ситуации: Являются ли слова веселье и грустный антонимами? А что надо сделать, чтобы они превратились в антонимы. Есть в словах орфограмма. Оцените работу | – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |
Физкультминутка (двигательная) | Дети выполняют двигательные упражнения под музыку весна Под весенние напевы Повернёмся вправо, влево. Руки вверх, руки вниз! Раз! И низко наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Влево шаг. На месте стой! Повернись скорее к другу. Правую дай руку другу. | - волевая саморегуляция как способность к мобилизации энергии и сил (Р) |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Вернемся к плану. На какой вопрос нам осталось ответить. В кармашках на панно есть тексты на темы: звезды, природа, учеба. Решите в паре какой текст вы возьмёте. Замените подчёркнутые слова - словами антонимами. Проверка по эталону. 1. Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные. Грустно я шёл домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь… И вот я уже считаюсь _____________ учеником. Тетради у меня _______________. ________________ я шёл домой после уроков. Мама всегда _____________________, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится. 2. На земле все звери похожи друг на друга. Лось - зверь маленький, а вот заяц – совсем большой зверь. Олени, зубры, кабаны едят листья и траву. А тигры, рыси, волки – хищники. Они охотятся на других животных. Вот почему у них такие тупые клыки и такие слабые когти. На земле все звери похожи друг на друга. Лось - зверь ____________, а вот заяц – совсем ______________зверь. Олени, зубры, кабаны едят листья и траву. А тигры, рыси, волки – хищники. Они охотятся на других животных. Вот почему у них такие ______________клыки и такие _______________ когти. 3. Звёзды бывают разные: по размеру и по цвету. Голубые и белые звезды – самые холодные. Солнце – самая дальняя к Земле звезда. Эта звезда крошечный огненный шар из газа. Солнце во много- много раз меньше Земли и всех других планет. Звёзды бывают разные: по размеру и по цвету. Голубые и белые звезды – самые _____________. Солнце – самая ________________к Земле звезда. Эта звезда _____________ огненный шар из газа. Солнце во много- много раз __________ Земли и всех других планет. Для чего же нужны антонимы? Вывод: Антонимы нужны чтобы обогатить и украсить речь человека. Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной. | - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (П) уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий(Р) - умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К) |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Работа по учебнику с.63 №2 – зеленая карточка с.63 №3 – красная карточка - Обоснуйте свой ответ. | – выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - контроль в форме сравнения способа действий и его результата с заданным эталоном, коррекция материала (Р) |
8. Включение в систему знаний и повторение | Игра «Найди пару» Рубрика А вы знаете? Рассказывают дети. Что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат. Самая маленькая русская книга — это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки. Самый длинный в мире алфавит у абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Самой быстрой птицей на планете является сокол сапсан гордый представитель семейства соколиных. Он способен развивать максимальную скорость до 200 км/ч. Самая медленная птица, это вальдшнеп или лесной кулик. У нее скорость полета всего 8 км/ч. | - контроль и оценка процесса и результата действий (П) |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Вернемся к нашему плану. На все вопросы мы ответили. Оценивание работы по «Листу достижений». Оценка работы учителем. У кого получилось 6 и больше + получит 5 У кого 4-5+ получит 4 У кого меньше 4 получит 3 - Продолжите предложения. Я узнал… У меня хорошее настроении… Я доволен, но… Я хочу поблагодарить… | -контроль и оценка процесса и результата действий (П) - формирование умения выражать свои мысли; владеть монологической и диалогической речью; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) |
10. Информация о домашнем задании |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"
Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...