Урок русского языка по теме "Слова антонимы" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Проблемный урок русского языка 2 класса по теме "Слова антонимы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема урока «Слова-антонимы» по УМП «Школа России» 2 класс
Тип урока : усвоение новых знаний
Цель урока: создать условия для формирования понятия «антонимы» и введения его в систему знаний.
Задачи урока:
- Логически вывести алгоритм определения слова - антоним, дать понятие «слова – антонимы» на основе знаний детей, наблюдать различием слов - антонимов;
- Развивать умение находить слова – антонимы среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
- Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться.
- Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Формируемые УУД:
- Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
- Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
- Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
- Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия
Методы обучения: системно-деятельностный подход.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.
Вид обучения: проблемный.
Этапы урока | Содержание урока | Универсальные учебные действия |
1. Организационный этап. Самоопределение к деятельности. | Взаимное приветствие: Друзья мои, я очень рада. Войдя в приветливый наш класс, И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. А для чего необходимо учить русский язык? - Ребята, каким бы хотели видеть сегодняшний урок? Вам помогут имена прилагательные. Я предлагаю убрать слова, которые помешают (небольшой вывод). Девиз: Не страшны нам любые испытания, Вперѐд друзья откроем новые знания! - Желаю вам на уроке удачи! | Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу. |
2. Актуализация знаний | - Продолжите ряд слов: ребята, дети… продолжите… (детвора, малыши). - Что за слова вы назвали? (Синонимы) - Повторим правило, что такое синонимы? - А, сейчас, работаем в группах. - Найдите все слова синонимы. - Выполняя эту работу, всѐ ли вам было понятно? - В чѐм возникли сомнения? (слова - высокий, низкий) - По какому принципу подбирали группу слов? Если синонимы – слова близкие по значению, то, что можно сказать о словах: высокий, низкий? - Это слова противоположные по значению. - На какой вопрос отвечают эти слова? - Кто сможет обобщить? - Интересно узнать, как называются эти слова? - Для этого откройте учебник на стр. 54 (На интерактивной доске составляют правило). -Попробуйте сформулировать тему урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества. |
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. | Тема урока: АНТОНИМЫ. - Обратимся к рубрике «Из истории языка» - Какие задачи перед собой поставим? Хочу УЗНАТЬ. Будем УЧИТЬСЯ. МОГУ работать. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Поработаем в парах. Игра со словами. Будьте внимательны. - У каждой пары часть стихотворения. Если найдете антонимы, то получится красивое стихотворение. У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко. А Мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А Улитка - далеко, А Телѐнок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыплѐнок - тем, Что очень, очень велико. А Котѐнку всѐ равно: - Кисло?- зачем оно? – Что вы? – шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок. Учащиеся анализируют текст, находят нужную информацию, сравнивают слова по значению и делают вывод. Герои стихотворения разные по высоте, по скорости передвижения, поэтому и яблоко каждый воспринимает по – своему. - Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кисло – сладкий. - На какие вопросы отвечают слова? - Что можно сказать о словах кисло – сладкий? - Докажите, что это не антонимы? (не отвечают на один и тот же вопрос (повторяют правило)). - Попробуйте изменить слово так, чтобы получились 2 пары синонимов. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Физминутка | ||
6. Введение нового материала в систему знаний. Работа в учебнике. | А теперь выполним упражнение в учебнике на стр.55, упр. 72. Но, для того чтобы не допустить ошибку при выполнении 1. Задать вопрос к слову. 2. Определить часть речи. 3. Подобрать слово, противоположное по смыслу. Проверка | Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7. Самостоятельная работа Тест | Мне понравилось, как вы работали на уроке, и я предлагаю систематизировать полученные знания во время выполнения мини – теста. 1. Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по смыслу называются _____________. 2. Найди пары антонимов. 3. Горький – сладкий 4. Врач – доктор 5. Радость – грусть 6. Есть ли слова, к которым нельзя подобрать антонимы? Да. Нет. - А теперь проверяем. Оцените свою работу Ученики рассказывают о возникших затруднениях. - Что слова обозначают? - Какой частью речи являются? | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; |
8. Рефлексия деятельности. Итог урока. | - Какая тема урока? - Какую цель ставили? - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какие слова называются антонимами? - Был ли для вас урок полезным? Почему? - Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться? - А теперь подойдите к доске и покажите своѐ настроение. (Смайлики) - Вы сегодня все отлично работали, молодцы! | Личностные: применять правила Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-ом классе по теме «Наречие как части речи» (Развивающая система обучения Л.В.Занкова) Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22» Басырова Г. М
Этот урок знакомит учащихся с существенными признаками наречий и их ролью в нашей речи....
Технологическая карта урока русского языка с презентацией 2 класс по системе Занкова(А. В. Полякова) Тема урока: "Имя существительное"
разработка урока 2 класс по системе Занкова в соответствии с ФГОС...
Урок русского языка по темеСлова, отвечающие на заданные вопросы. Сочетания «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».
Урок составлен по УМК "Школа 21 века! с учетом ФГОС....
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)
Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся...
Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"
Обобщающий урок по русскому языку по теме: "Русская азбука, или алфавит"...
Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».
Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....
План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)
Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...