Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | - Здравствуйте, ребята. (Слайд 1) -Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. - Когда мы здороваемся с людьми, что мы им желаем? (Здравия, здоровья). - Что надо делать, чтобы быть здоровыми? - А на уроке?
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
| Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Организуют свое рабочее место Отвечают на вопросы. -Правильно сидеть, уметь работать и отдыхать и т. д. Произносят слова, открывают тетради, записывают число. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Чистописание. Словарная работа | Индивидуальная. Практический. Письмо | - Поработаем над чистописанием. На какой букве мы остановились? - Пропишем заглавную и строчную буквы С с. - Поработаем со словарными словами. Какие слова мы будем записывать? (Слайд 2-5) Сапог, касса, остров, песок, север, осина. (Слайд 6) - Что общего у этих слов?
- Какой частью речи являются слова?
- Докажите, что это имена существительные. - Что такое имя существительное? - Что ещё вы знаете об имени существительном? - Как изменяются имена существительные? - Какие постоянные признаки имеют?
- Род бывает…
- Что вы знаете про склонение?
| - На букве С. Выполняют письмо по образцу
- Слова, которые начинаются на букву С или в которых есть буква С.
- В словах есть буква С. - Именем существительным. - Отвечают на вопрос что?
- Изменяются по падежам, по числам. -Род, склонение (одушевлённое/неодушевлённое, нарицательное/собственное). - Мужской, женский, средний. - Изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Выделают: 1, 2 и 3 склонение. | Вырабатывают каллиграфический почерк
Работают со словарными словами
Осознают свои возможности в учении; развивают навыки сотрудничества. Формулируют и удерживают учебную задачу; контролируют и оценивают свои действия; рассуждают, высказывают и доказывают свое мнение.
|
III. Повторение изученного материала | Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение | -Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Александра Шибаева «Норка у норки». Норка Вылезла из норки И пошла К знакомой норке. В норку норкину Вошла, Норку в норке Не нашла. - Странное стихотворение, вы не находите? Как поняли его содержание?
- О ком идёт речь в стихотворении?
- А о чём?
- Почему же два, на первый взгляд, одинаковых слова отвечают на разные вопросы?
- Кто вспомнит, как называются слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разные значения?
| Слушают стихотворение, отвечают на вопрос
- Как норка пошла в гости в норку. - О норке (обозначает зверька) Отвечает на вопрос «кто?». - О норке (называет дыру в земле, жилище норки). К этому слову можно поставить вопрос «что?». - Потому что это два разных слова: зверёк и место, где живёт зверёк. Одно слово обозначает живое существо, а другое слово – неживое. - Омонимы.
| Эмоционально воспринимают стихотворные строки, осуществляют анализ |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Определите тему урока. (Слайд 7)
– Сформулируйте учебную задачу. (Слайд 8) Итак, имена существительные можно разделить на две большие группы – одушевлённые и неодушевлённые. Сегодня мы будем разбираться, какие имена существительные относятся к группе одушевлённых, а какие – к неодушевлённым именам существительным.
| Тема урока «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». -Будем учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
| Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Введение понятия «одушевленные и неодушевленные имена существительные»
| Фронтальная. Словесный. Упражнение, беседа, правило | (Слайд 9) - Ребята, попробуйте сделать вывод о том, какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие – неодушевлёнными. Почему одушевлённые имена существительные так называются? Может быть, потому что они обозначают живых существ, у которых есть душа? - Давайте ещё раз обратим наше внимание на словарные слова. Сапог, касса, остров, песок, север, осина. - К какой категории: одушевлённые или неодушевлённые они относятся? - А как же быть со словом осина? - Почему? - Хоть растения и относятся к живой природе, но в грамматике считаются неодушевлёнными именами существительными. Все эти слова отвечают на вопрос «что?». -Ещё в глубокой древности наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте. Весь растительный мир оказался в языке неживой природы.
| Рассуждают, высказывают и доказывают своё мнение. Делают вывод.
- Все слова неодушевлённые. - Осина – неодушевлённое.
| Осуществляют поиск и выделение необходимой информации в правиле для выполнения учебных заданий; устанавливают критерии классификации |
2. Чтение и обсуждение правила в учебнике | Словесный. Беседа, правило | - Давайте проверим правильность нашего вывода. Сравните его с правилом в учебнике на с. 54 - Правильное ли предположение мы сделали? | Сравнивают вывод с правилом в учебнике. |
|
3. Классификация слов | Фронтальная. Словесный, практический. Упражнение | -Сейчас мы будете работать над упражнением 2. - Прочитаем задание. Что нам нужно сделать? 1 столбик | 2 столбик | капитан (м.р.) | пароход (м.р.) | кит (м.р.) | дым (м.р.) | чайка (ж.р.) | море (ср.р.) | моряк (м.р.) | волна (ж.р.) | дельфин (м.р.) | шторм (м.р.) | медуза (ж.р.) | айсберг (м.р.) |
| солнце (ср.р.) |
| ветер (м.р.) |
- Как вы думаете, а слово капитан мы отнесём к одушевлённым или неодушевлённым существительным? Названия профессий и рода занятий людей – тоже одушевлённые имена существительные. Кто? пекарь, кто? лыжник, кто? учёный
- К группе неодушевлённых имён существительных относятся явления и предметы неживой природы и большинство предметов, сделанных руками человека. Что? дождь, что? камень, что? ракета, что? стол
| - Разделить слова на два столбика.
Предположения детей.
| Осуществляют классификацию; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы |
Физкультминутка |
VI. Закрепление знаний и способов действий
| Парная. Практический. Упражнение | - У вас на столах лежат карточки. Прочитайте задание: прочитайте слова и подчеркните только одушевлённые имена существительные. - Что вам нужно выполнить? Снег, Татьяна Петровна Иванова, тюльпан, пёс Барбос, робот, карандаш, корова Зорька, Колобок, стол, дом, Русалка, кукла, книга, снеговик, лисичка, дерево. Работаем в парах. - Какие слова вы выписали? Почему? Татьяна Петровна Иванова, пёс Барбос, корова Зорька, Колобок, Русалка, робот, кукла, снеговик, лисичка. Имена собственные всех живых существ являются одушевлёнными именами существительными. Галина Ивановна Петрова – это имя, фамилия и отчество. Каждое из этих трёх слов – одушевлённое имя существительное. К каждому из них можно поставить вопрос «кто?». Пёс Барбос, корова Зорька, львёнок Симба. Эти слова – тоже одушевлённые имена существительные и в начальной форме отвечают на вопрос «кто?». - Какие проблемы возникли? Если слово «лисичка» обозначает лесного зверя, то является одушевлённым именем существительным и в начальной форме отвечает на вопрос «кто?». А если слово «лисичка» обозначает название гриба, то является неодушевлённым и отвечает на вопрос «что?». - Для этого нужно знать его лексическое значение, а так же всё зависит от контекста предложения или стоящего рядом слова.
- Как вы думаете. А есть ли способ, чтобы проверить к какой категории (одушевлённое или неодушевлённое существительное) относится слово?
|
- Подчеркнуть одушевлённые имена существительные.
- С некоторыми словами трудно разобраться.
- Со словом лисичка.
| Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
1. Чтение и обсуждение правила в учебнике | Фронтальная. Словесный, проблемный. Работа с правилом, текстом, беседа | - Прочитаем образец в упражнении 3, с.54 - Что вы заметили? - Сравните окончания. - Прочитаем правило с.54
| - В форме мн.ч. неодушевлённых существительных совпадает форма И.п. – В.п., а у одушевлённых – Р.п.-В.п.
| Овладевают навыками смыслового чтения; осуществляют анализ, сравнение, классификацию |
2.Работа по учебнику | Работа в парах | - Проверим это на словах, которые вызвали у нас затруднения. робот, кукла, снеговик - Работаем по рядам. - Все ли падежи мы будем выписывать? 1 ряд – робот И.п. (кто? что?) роботы Р.п. (кого? чего?) роботов В.п. (кого? что?) роботов 2 ряд – кукла И.п. куклы Р.п. кукол В.п. кукол 3 ряд – снеговик И.п. снеговики Р.п. снеговиков В.п. снеговиков - Обратите внимание на вопрос падежей. Что заметили? (Слайд 10) - Какой вывод мы можем сделать? Таким образом, одушевлёнными именами существительными являются сказочные персонажи и фантастические существа, если они говорят и действуют как люди. кто? Колобок кто? Русалка. Кто? робот, кто? кукла, кто? мишка, кто? снеговик. - Итак, как же нам определить, к группе одушевлённых или неодушевлённых имён существительных относится то или иное слово?
| Делят слова на одушевленные и неодушевленные; ставят слова в указанные формы падежей, обозначают окончания - Только И.п., В.п., Р.п. во мн.ч.
- Совпадает вопрос у некоторых падежей.
- Слова робот, кукла, снеговик являются одушевлёнными.
- Воспользоваться правилом.
|
|
3. Самостоятельная работа |
| - Ну что попробуем применить полученные знания? Посмотрите на слова на экране. (Слайд 11) Вам нужно заменить одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное. Т.е. превратите неживое слово в живое. На экране столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?» Коса – (коза) Сон – (сом- сын) Роса- (Роза) Леса – (лиса) Рот – (кот) - Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот? - Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что? Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного. | Находят одушевленные и неодушевленные имена существительные, определяют род и склонение
- Нет. |
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали об одушевленных и неодушевленных именах существительных? (Слайд 12) - Какую задачу ставили на уроке? – Оцените свою работу на уроке. (Слайд 13) - Ребята, сегодня вы очень хорошо работали. Все были активны, внимательны. Молодцы! Теперь вы знаете, как отличить одушевлённые имена существительные от неодушевлённых.
| Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
VIII. Домашнее задание. Одушевленные и неодушевленные имена существительные | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | – Откройте дневник, запишите домашнее задание на завтра: Учебник с.56 упр.4 - Вам необходимо выбрать из текста по 3 примера одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Дополнительное задание: дополнить таблицу своими примерами одушевлённых и неодушевлённых имён существительных (по 5 примеров одушевленных и неодушевленных имен существительных). - Есть вопросы по домашнему заданию? - Спасибо за работу. Урок окончен. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего раз- вития |