Урок русского языка в 3 классе. Тема: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Введение понятия «одушевленные и неодушевленные имена существительные». Наблюдение за языковым материалом. Классификация слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 115. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

Педагогическая цель

Создание условий для ознакомления с понятием «одушевленные и неодушевленные имена существительные»; развитие умения классифицировать слова, решать проблемные задачи

Тип урока

Открытие знаний и способов действий

Планируемые результаты (предметные)

Применяют орфографические правила; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть слова, часть речи

Личностные результаты

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; имеют адекватную позитивную самооценку; считаются с мнением другого человека

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: умеют определять познавательную задачу; извлекают необходимую информацию из учебных пособий; действуют по алгоритму, образцу; осуществляют анализ, классификацию, сравнение; делают выводы.

Регулятивные: планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других

Основное содержание темы, понятия и термины

Введение понятия «одушевленные и неодушевленные имена существительные». Наблюдение за языковым материалом. Классификация слов

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной деятельности
(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

- Здравствуйте, ребята.

(Слайд 1)

-Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

- Когда мы здороваемся с людьми, что мы им желаем? (Здравия, здоровья).

- Что надо делать, чтобы быть здоровыми?

- А на уроке?

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. 

Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Организуют свое рабочее место

Отвечают на вопросы.

-Правильно сидеть, уметь работать и отдыхать и т. д.

Произносят слова, открывают тетради, записывают число.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова
учителя

II. Чистописание.

Словарная работа

Индивидуальная. Практический.
Письмо

- Поработаем над чистописанием. На какой букве мы остановились?

- Пропишем заглавную и строчную буквы С с.

- Поработаем со словарными словами. Какие слова мы будем записывать?

(Слайд 2-5)

Сапог, касса, остров, песок, север, осина.

(Слайд 6)

- Что общего у этих слов?

- Какой частью речи являются слова?

- Докажите, что это имена существительные.

- Что такое имя существительное?

- Что ещё вы знаете об имени существительном?

 - Как изменяются имена существительные?

- Какие постоянные признаки имеют?

- Род бывает…

- Что вы знаете про склонение?

- На букве С.

Выполняют письмо
по образцу

- Слова, которые начинаются на букву С или в которых есть буква С.

- В словах есть буква С.

- Именем существительным.

- Отвечают на вопрос что?

- Изменяются по падежам, по числам.

-Род, склонение (одушевлённое/неодушевлённое, нарицательное/собственное).

- Мужской, женский, средний.

- Изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе.

Выделают: 1, 2 и 3 склонение.

Вырабатывают каллиграфический почерк

Работают со словарными словами

Осознают свои возможности в учении; развивают навыки сотрудничества.

Формулируют и удерживают учебную задачу; контролируют и оценивают свои действия; рассуждают, высказывают и доказывают свое мнение.

III. Повторение изученного материала

Фронтальная.

Словесный.

Беседа, чтение

-Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Александра Шибаева «Норка у норки».

Норка

Вылезла из норки

И пошла

К знакомой норке.

В норку норкину

Вошла,

Норку в норке

Не нашла.

- Странное стихотворение, вы не находите? Как поняли его содержание?

- О ком идёт речь в стихотворении?

- А о чём?

- Почему же два, на первый взгляд, одинаковых слова отвечают на разные вопросы?

- Кто вспомнит, как называются слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разные значения?

Слушают стихотворение, отвечают на вопрос

- Как норка пошла в гости в норку.

- О норке (обозначает зверька) Отвечает на вопрос «кто?».

- О норке (называет дыру в земле, жилище норки). К этому слову можно поставить вопрос «что?».

- Потому что это два разных слова: зверёк и место, где живёт зверёк.

Одно слово обозначает живое существо, а другое слово – неживое.

- Омонимы.

Эмоционально воспринимают стихотворные строки, осуществляют анализ

IV. Постановка учебной

задачи

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Определите тему урока.

(Слайд 7)

– Сформулируйте учебную задачу.

(Слайд 8)

Итак, имена существительные можно разделить на две большие группы – одушевлённые и неодушевлённые. Сегодня мы будем разбираться, какие имена существительные относятся к группе одушевлённых, а какие – к неодушевлённым именам существительным.

Тема урока «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

-Будем учиться  различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

V. Усвоение
новых знаний и способов действий.

1. Введение понятия «одушевленные и неодушевленные

имена существительные»

Фронтальная. Словесный. Упражнение, беседа,
правило

(Слайд 9)

- Ребята, попробуйте сделать вывод о том, какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие – неодушевлёнными.

Почему одушевлённые имена существительные так называются? Может быть, потому что они обозначают живых существ, у которых есть душа?

- Давайте ещё раз обратим наше внимание на словарные слова.

Сапог, касса, остров, песок, север, осина.

- К какой категории: одушевлённые или неодушевлённые они относятся?

- А как же быть со словом осина?

- Почему?

- Хоть растения и относятся к живой природе, но в грамматике считаются неодушевлёнными именами существительными. Все эти слова отвечают на вопрос «что?».

-Ещё в глубокой древности наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте. Весь растительный мир оказался в языке неживой природы.

Рассуждают, высказывают и доказывают своё мнение. Делают вывод.

- Все слова неодушевлённые.

- Осина – неодушевлённое.

Осуществляют поиск

и выделение необходимой информации в правиле для выполнения учебных заданий; устанавливают критерии классификации

2. Чтение и обсуждение правила в учебнике

Словесный.

Беседа,
правило

- Давайте проверим правильность нашего вывода. Сравните его с правилом в учебнике на с. 54

- Правильное ли предположение мы сделали?

Сравнивают вывод с правилом в учебнике.

3. Классификация слов

Фронтальная. Словесный, практический. Упражнение

-Сейчас мы будете работать над упражнением 2.

- Прочитаем задание. Что нам нужно сделать?

1 столбик

2 столбик

капитан (м.р.)

пароход (м.р.)

кит (м.р.)

дым (м.р.)

чайка (ж.р.)

море (ср.р.)

моряк (м.р.)

волна (ж.р.)

дельфин (м.р.)

шторм (м.р.)

медуза (ж.р.)

айсберг (м.р.)

солнце (ср.р.)

ветер (м.р.)

- Как вы думаете, а слово капитан мы отнесём к одушевлённым или неодушевлённым существительным?

Названия профессий и рода занятий людей – тоже одушевлённые имена существительные.

Кто? пекарь, кто? лыжник, кто? учёный

- К группе неодушевлённых имён существительных относятся явления и предметы неживой природы и большинство предметов, сделанных руками человека.

Что? дождь, что? камень, что? 

ракета,  что? стол

- Разделить слова на два столбика.

Предположения детей.

Осуществляют классификацию; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы

Физкультминутка

VI. Закрепление знаний

и способов действий

Парная. 

Практический. Упражнение

- У вас на столах лежат карточки. Прочитайте задание: прочитайте слова и подчеркните только одушевлённые имена существительные.

- Что вам нужно выполнить?

Снег, Татьяна Петровна Иванова, тюльпан, пёс Барбос, робот, карандаш, корова Зорька, Колобок, стол, дом, Русалка,  кукла, книга, снеговик, лисичка, дерево.

Работаем в парах.

- Какие слова вы выписали? Почему?

Татьяна Петровна Иванова, пёс Барбос, корова Зорька, Колобок, Русалка, робот, кукла, снеговик, лисичка.

Имена собственные всех живых существ  являются одушевлёнными именами существительными.

Галина Ивановна Петрова – это имя, фамилия и отчество. Каждое из этих трёх слов – одушевлённое имя существительное. К каждому из них можно поставить вопрос «кто?».

Пёс Барбос, корова Зорька, львёнок Симба. Эти слова – тоже одушевлённые имена существительные и в начальной форме отвечают на вопрос «кто?».

- Какие проблемы возникли?

Если слово «лисичка» обозначает лесного зверя, то является одушевлённым именем существительным и в начальной форме отвечает на вопрос «кто?». А если слово «лисичка» обозначает название гриба, то является неодушевлённым и отвечает на вопрос «что?».

- Для этого нужно знать его лексическое значение, а так же всё зависит от контекста предложения или стоящего рядом слова.

- Как вы думаете. А есть ли способ, чтобы проверить к какой категории (одушевлённое или неодушевлённое существительное) относится слово?

- Подчеркнуть одушевлённые имена существительные.

- С некоторыми словами трудно разобраться.

- Со словом лисичка.

Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

1. Чтение и обсуждение правила в учебнике

Фронтальная. Словесный, проблемный. Работа с правилом, текстом, беседа

- Прочитаем образец в упражнении 3, с.54

- Что вы заметили?

- Сравните окончания.

- Прочитаем правило с.54

- В форме мн.ч. неодушевлённых существительных совпадает форма

И.п. – В.п., а у одушевлённых – Р.п.-В.п.

Овладевают навыками смыслового чтения; осуществляют анализ, сравнение, классификацию

2.Работа по учебнику

Работа в парах

- Проверим это на словах, которые вызвали у нас затруднения.

робот, кукла, снеговик

- Работаем по рядам.

- Все ли падежи мы будем выписывать?

1 ряд – робот

И.п. (кто? что?) роботы

Р.п. (кого? чего?) роботов

В.п. (кого? что?) роботов

2 ряд – кукла

И.п. куклы

Р.п. кукол

В.п. кукол

3 ряд – снеговик

И.п. снеговики

Р.п. снеговиков

В.п. снеговиков

- Обратите внимание на вопрос падежей. Что заметили?

(Слайд 10)

- Какой вывод мы можем сделать?

Таким образом, одушевлёнными именами существительными являются сказочные персонажи и фантастические существа, если они говорят и действуют как люди.

кто? Колобок кто? Русалка.

Кто? робот, кто? кукла, кто? мишка,  кто? снеговик.

- Итак, как же нам определить, к группе одушевлённых или неодушевлённых имён существительных относится то или иное слово?

Делят слова на одушевленные и неодушевленные; ставят слова в указанные формы падежей, обозначают окончания

- Только И.п., В.п., Р.п. во мн.ч.

- Совпадает вопрос у некоторых падежей.

- Слова робот, кукла, снеговик являются одушевлёнными.

- Воспользоваться правилом.

3. Самостоятельная работа

- Ну что попробуем применить полученные знания?

Посмотрите на слова на экране.

(Слайд 11)

Вам нужно заменить одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное. Т.е. превратите неживое слово в живое.

На экране столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»

Коса – (коза)

Сон – (сом- сын)

Роса- (Роза)

Леса – (лиса)

Рот – (кот)

- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?

- Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что? Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного.

Находят одушевленные

и неодушевленные имена существительные, определяют род и склонение

- Нет.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Что нового вы узнали об одушевленных и неодушевленных именах существительных?

(Слайд 12)

- Какую задачу ставили на уроке?

– Оцените свою работу на уроке.

(Слайд 13)

- Ребята, сегодня вы очень хорошо работали. Все были активны, внимательны. Молодцы!

Теперь вы знаете, как отличить одушевлённые имена существительные  от неодушевлённых.

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

VIII. Домашнее задание.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

– Откройте дневник, запишите домашнее задание на завтра:

Учебник с.56 упр.4

- Вам необходимо выбрать из текста по 3 примера одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

Дополнительное задание: дополнить таблицу своими примерами одушевлённых и неодушевлённых имён существительных (по 5 примеров одушевленных и неодушевленных имен существительных).

- Есть вопросы по домашнему заданию?

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание в соответствии
с уровнем своего раз-
вития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Имя существительное"

Урок русского языка для 2 класса. Тема "Имя существительное"...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Имя существительное. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: систематиззация знаний об имени существительном; знакомство с правилом определения имени существительного; развитие умения учащихся определять имена существительные.Планируе...

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Имя существительное.

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Имя существительное....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме : "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"

Возможность использования материала для дополнительной работы на уроке....

Применение российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе. Русский язык 3 класс. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Педагогические мастерские   по применению  российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе  (В рамках  курсов  «Цифровая грамотность: базовый...