"Учимся писать грамотно" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Желавская Ольга Васильевна

Рабочая программа по русскому языку.Дополнительный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.rab_._progr._po_russkomu_._uchimsya_pisat_gramotno_3_kl.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Самаевская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:                                  Согласовано:                                  Рассмотрено:                                    

Директор школы                         Зам.директора по УВР                   на заседании МО учит нач. кл.

___________________                ___________________                     ______________________

Рабочая программа

по русскому языку

«Учимся писать грамотно»

3 класс- 34 часа

Составила: Желавская О.В

учитель начальных классов

П.Самаевка

2015год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку «Учимся писать грамотно» для 3 класса разработана на основе:

Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);

Концепция модернизации Российского образования;

Концепция содержания непрерывного образования;

Положение о рабочей программе;

Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Курс “Учимся писать грамотно” разработан для дополнительной деятельности для учащихся 3  класса. Он занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников, развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

  Программа соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в ней предусмотрено увеличение активных форм обучения: игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Основная цель курса «Учимся писать грамотно» — формирование навыка грамотного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

развитие интереса и любви к великому русскому языку как учебному предмету;

расширение и углубление программного материала;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенции учащихся;

овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение курса «Учимся писать грамотно» в 3  классе выделяется 34 часа в  классе (1 ч в неделю)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

    Ведущее  место  предмета  «Русский  язык»    в  системе  общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации,  родным  языком  русского  народа, средством  межнационального общения.      Изучение  русского  языка способствует  формированию  у  учащихся представлений  о  языке  как  основном  средстве  человеческого  общения,  явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В  процессе    изучения русского  языка  у  учащихся  начальной  школы формируется  позитивное эмоционально-ценностное отношение  к русскому языку, стремление    к  его грамотному  использованию,  пониманию  того,  что  правильная устная  и письменная  речь  является  показателем    общей  культуры  человека.  На уроках  русского  языка  ученики  получают  начальное  представление  о нормах русского  литературного  языка  и  правилах  речевого  этикета,

учатся ориентироваться  в  целях,  задачах,  условиях  общения,  выборе адекватных языковых средств, для успешного решения  коммуникативных задач. Русский  язык  является  для  учащихся  основой    всего  процесса обучения,  средством    развития    их    мышления,    воображения, интеллектуальных  и  творческих способностей,  основным  каналом социализации  личности.  Успехи  в  изучении русского языка во многом определяют результаты обучения, по другим школьным предметам.

Тематическое планирование по русскому языку  по  курсу

«Учимся писать грамотно». 3 класс

№ п/п                                           

Разделы и темы                                           

Кол. час.

1

Вводное занятие

1

2-4

Сказочное царство Звуков

3

5-7

Подготовка и участие во

всероссийском конкурсе

 «Русский медвежонок»

3

8-15

Путешествие в страну

Слов (лексика)

8

16-23

Веселая Морфология

8

24-33

Путешествие в страну

«Правописания»

10

34

Итоговое занятие

1

Итого:

34ч.

            При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных, обобщающих, уроков-зачётов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Предлагаемый курс, строится с учетом дидактических принципов, таких как:

доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;

актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению русскому языку, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся;

практическая направленность: содержание занятий факультатива направлено на освоение терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение орфографических заданий, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и в других играх и конкурсах по русскому языку;

мотивация: развитие интереса к русскому языку, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по русскому языку;

реалистичность: усвоение основного содержания программы возможно за 34 занятия.

Основные виды деятельности учащихся:

решение орфографических заданий;

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;

проектная деятельность;

самостоятельная работа;

работа в парах, в группах;

творческие работы.

                           

Содержание курса

3 класс (34 ч.)

Вводное занятие «Русский язык – сказочное царство слов» (1ч.).

Сказочное царство Звуков (3ч.). 

Алфавит (1ч.), звуки и буквы (2ч.).

Подготовка и участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» (3ч.). 

Решение олимпиадных заданий (2ч.), конкурс «Русский медвежонок» (1ч.).

Путешествие в страну Слов (лексика) (8ч.).

 Многозначность слов (1ч.), прямое и переносное значение слова (1ч.), экскурсия в прошлое, устаревшие слова (1ч.), синонимы в русском языке (1ч.), слова – антонимы (1ч.), слова – омонимы (1ч.), фразеологизмы (1ч.), крылатые слова и выражения (1ч.).

Весёлая Морфология (8ч.). 

Имя существительное (2ч.), имя прилагательное (2ч.), глагол (2ч.), числительное (1ч.), местоимение (1ч.).

Путешествие в страну Правописания (10ч.). 

Вторая служба Ь. Два брата Ъ, Ь (2ч.), чередование согласных в корне слова (2ч.), правописание безударных гласных (2ч.), досадное недоразумение (безударные гласные непроверяемые ударением) (2ч.), капризные буквы (2ч.).

Итоговое занятие (1ч.). КВН по русскому языку (1ч.).

VI.  Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к изучению языка;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:        

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • пользоваться словарями;
  • находить ответы на вопросы в тексте;
  • делать выв оды в результате совместной с учителем работы;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

Должны знать:

правила правописания слов с изученными орфограммами: безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, непроверяемые ударением (слово из словарика); удвоенные согласные, разделительные Ъ и Ь знаки; непроизносимые и парные звонкие и глухие согласные; гласных Ы, И после Ц;

признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, числительного).

Должны уметь:

различать приставки и предлоги;

различать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы;

находить крылатые слова и выражения, уметь объяснить их значение, употреблять в речи;

проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, гласных Ы, И после Ц;

писать правильно слова с удвоенными согласными;

определять род, число, падеж имен существительных и имен прилагательных;

определять число, время глаголов;

работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила;

различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;

составлять рассказы по картинке;

принимать участие в школьных, районных олимпиадах и всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Рабочая тетрадь:В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях,2014
  2. Программа: авторы   В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий     «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4  классы» -  М.: Просвещение, 2011.
  3. Диски: Канакина В.П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное пособие.

Дополнительная литература для учителя и учащихся.

- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под. ред. Л.А. Чешко. Изд. 3 – е, стереотип. М.; Сов. Энциклопедия,1971.

- Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. 3 – е изд., стереотип. М.; Просвещение, Русский язык, 1986.

- Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся национальных школ. Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шацкий. М.; Просвещение, 1984.

- Грушников П.А. Орфографический словарик: пособие для учащихся начальных классов. М.; Просвещение, 1981.

- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под. Ред. Л.Ф. Беловинского – М.; ОЛМА – ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004 .

- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. М.; Просвещение, 1980.

- Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Книга для учащихся. Изд. 2 – е дополненное. М.; Просвещение, 1969.

- Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. / Н.Г. Белицкая, А.О. Орг. – 3-е изд. – М.; Айрис – пресс, 2007.

- Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Пособие для учителя. М.; Просвещение, 1963.

- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.; Просвещение, 1991.

- Волина В.В. Учимся играя. М.; Новая школа, 1994.

- Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну Слов. М.; Дрофа, 1995.

- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. М.; Просвещение, 1990.

- Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.; ВАКО, 2005.

- Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1971.

- Фелицына В.П. , Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. М.; Просвещение, 1979.

- Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку, Начальная школа. 2-4 классы / Т.В. Ходова. М., Айрис-пресс, 2007.

- Александрова Г. В. Занимательный русский, (серия «Нескучный учебник»). С-Пб; «Тригон», 1997.

- Львов М.Р. Учусь различать слова и их значения. ООО «Дрофа», 2003.

Наглядный материал таблицы:

— части речи, состав слова, члены предложения, образец фонетического разбора, алфавит, приставки, суффиксы;

HYPERLINK «http://www.posobiya.ru/NACH_SKOOL/RUSS/087/index.html»-словарные слова с непроверяемыми гласными, с двойными согласными, с непроверяемыми согласными. HYPERLINK «http://www.posobiya.ru/NACH_SKOOL/RUSS/N312/index.html»

- разделительный Ь знак, разбор слова по составу, однокоренные слова и форма слова.

Оборудование, приборы

- словари: орфографический, толковый, словообразовательный, фразеологический, антонимов, синонимов, омонимов.

Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников

HYPERLINK «http://viki.rdf.ru/cd_ella/»http://viki.rdf.ru/cd_ella/ — детские электронные презентации и клипы

HYPERLINK «http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25″http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

HYPERLINK «http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1″http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1– игры, презентации в начальной школе

HYPERLINK «http://www.uchportal.ru/load/47-4-2″http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 — учительский портал

HYPERLINK «http://www.openclass.ru/weblinks/44168″http://www.openclass.ru/weblinks/44168 — открытый класс

HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/»http://ru.wikipedia.org/ энциклопедия (Тихвин — Википедия)

http://ru.wikipedia.org/w/index. — энциклопедия

HYPERLINK «http://protown.ru/russia/obl/articles/3831.html»http://protown.ru/russia/obl/articles/3831.html —федеральный портал

Портал Внеурока.ru ( HYPERLINK «http://vneuroka.ru»http://vneuroka.ru)

Календарно-тематическое планирование      (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Дата.

план

факт

1

Вводное занятие «Русский язык – сказочное царство слов»

1

2

Алфавит

1

3-4

Звуки и буквы

2

5-6

Решение олимпиадных заданий

2

7

Конкурс «Русский медвежонок»

1

8

Многозначность слов

1

9

Прямое и переносное значение слова

1

10

Экскурсия в прошлое, устаревшие слова

1

11

Синонимы в русском языке

1

12

Слова – антонимы

1

13

Слова – омонимы

1

14

Фразеологизмы

1

15

Крылатые слова и выражения

1

16-17

Имя существительное

2

18-19

Имя прилагательное

2

20-21

Глагол

2

22

Числительное

1

23

Местоимение

1

24-25

Вторая служба Ь. Два брата Ъ, Ь

2

26-27

Чередование согласных в корне слова

2

28-29

Правописание безударных гласных

2

30-31

Досадное недоразумение (безударные гласные непроверяемые ударением)

2

32-33

Капризные буквы

2

34

КВН по русскому языку

1

                                                                                     Итого 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Учимся писать парные согласные в корне слова»

В данном уроке рассматривается одна из труднейших орфограмм корня - парные согласные в корне. Все этапы урока представлены интересными заданиями, которые способствуют развитию творческих способностей ...

Урок русского языка. 2 класс. "Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление.".

Конспект урока русского языка. 2  класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока: Учимся писать  буквы согласных в  корне  слова. Закрепление....

Учимся писать цифры. 1 класс Автор Шевцова С.

Учимся писать цифры.  1 класс...

технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Учимся писать суффикс -ость".

Урок русского языка разработан по учебнику "Русский язык" 2 класс, под ред. С. В. Иванова ("Начальная школа XXI века"). Целью данного урока является знакомство детей с образованием слов при помощи суф...

Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Учимся писать записки"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "Учимся писать записки"Презентация к уроку...