Правописание слов с разделительными ъ и ь.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Цель:
– развитие умений находить орфограммы-буквы разделительныйь и ъ, графически их обозначать, объяснять отсутствие орфограммы-буквы разделительного ъ после приставок, писать слова с этими орфограммами;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_slov_s_razdelitelnymi_i_.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
(«Образовательная система «Школа 2100», учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)
Тема:Правописание слов с разделительнымиъ и ь.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Цель:
– развитие умений находить орфограммы-буквы разделительныйь и ъ, графически их обозначать, объяснять отсутствие орфограммы-буквы разделительного ъ после приставок, писать слова с этими орфограммами;
Основной дидактический метод: деятельностный метод обучения.
Частные методы и приёмы:
- создание проблемной ситуации (подводящий диалог),
- поиск решения, наглядно-иллюстративный,
- словесный,
- репродуктивный.
Формы организации деятельности обучающихся на уроке:
индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа.
Задачи: способствовать формированию регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД:
предметные:
- научить различать слова с разделительным ь и ъ;
- формировать умение правильно писать эти слова;
- развивать у учащихся коммуникативные навыки, наблюдательность, культуру речи, мышление, умение прислушиваться к мнению других, умение делать выводы, обосновывать свою точку зрения;
- воспитывать интерес к предмету, дружелюбие, взаимопомощь
метапредметные:
- познавательные: осознавать познавательную задачу, находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; с помощью учителя добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;
- коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Деятельность учеников:
– Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык», 3 класс (автор Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина: в 2 ч. - М.: «БАЛАСС», 2013), 1 часть, с.135 – 138.
- Мультимедийное оборудование – интерактивная доска.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД, ТОУУ |
Ι. Организация начала урока. II. Актуализация знаний. | Эмоциональный настрой. Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Встанем, подравняемся, С трудностями справимся! – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1.Чистописание. Твёрдый знак собой гордится: Без меня не объясниться, Объявленья не прочесть, Сладких булочек не съесть. - Назовите слово, в котором одновременно встретились разделительный ь и ъ. Пропишите на первой строке ь и ъ. На второй строчке пропишите слово объясниться | (Учащиеся активизируют внимание, настраиваются на восприятие материала урока.) Комментированная запись числа. В слове объяснитьсяодновременно встретились разделительный ь и ъ. Выполняют задание. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | – Какую орфограмму вы обозначили в словах в домашнем упр. 1? – Допишите ключевые слова этой темы. – Сформулируйте цель урока. – Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться? – Давайте составим план. – Что мы сейчас делали? | - разделительный ъ и ь - Корень, приставка, звук [й']. Дети вместе с учителем составляют план. Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Первичное закрепление новых знаний Цель: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, самопроверку по образцу, самооценку. Физкультминутка ΙV. Развитие умений – применение знания. | 1. Работа в учебнике. – чтение слов; – выяснение лексического значения; – называние приставки в слове; – наблюдение: почему не во всех словах с приставками написан разделительный ъ; – списывание; – обозначение изученных орфограмм; – проверка.
– Как называются слова, которые имеют близкое значение, но различаются по звучанию, написанию? (Синонимы.) – Рассмотрите рисунок на с. 136. Правильно ли понял Афанасий последнее выражение в рамке? 3.Упр. 168 Вопросы после чтения: – О чём этот текст? Как вы поняли, чем отличаются значения слов в рамке? – Прочитайте предложения, в которых выражена главная мысль текста. (Последний абзац.) – Выполните самостоятельно письменные задания. 4.Упр. 169. Обращается внимание на перенос слов с разделительнымиь, ъ. Запись: объ-еде-ние, подъ-езд, за-пью. 2. Работа по развитию речи – редактирование текста. Упр. 171. Цель работы – редактирование, замена повторяющегося слова подходящими синонимами. Неоправданно повторяется слово простор. – Какими синонимами можем заменить слово простор? В каких предложениях? – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Упр. 167Выполняется под руководством учителя: - в словах пояснил, выезд и др. приставка оканчивается на согласный Ученики читают слова-синонимы в рамке после упр. 167, объясняют их значение, устанавливают близость между ними, устно составляют предложения с этими словами. - Нет. Это выражение употребляется в переносном, а не в прямом значении, жевать ничего не надо. – ознакомительное чтение учениками текста про себя. Слова объяснить и разъяснить обозначают практически одно и то же: «сделать что-либо ясным, понятным». То же значение и у глаголавтолковать, который употребляется в разговорной речи, в быту. Выражение «разжевать и в рот положить» также употребляется в разговорной речи, но имеет дополнительный оттенок значения:«очень подробно и доступно объяснить». Взаимопроверка. Два ученика работают у доски. Один выписывает существительные, другой – глаголы. Коллективная проверка. - Во 2-м предложении слово простор можно заменить словом приволье, в 3-м – раздолье. - Умение работать с информацией. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
V. Итог урока. Рефлексия. | – Прочитайте ключевые слова раздела на с. 139 и сравните их со словами, которые вы назвали в начале урока. Нужно ли их дополнить? – Приведите примеры слов с названными орфограммами в корне, между приставкой и корнем. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | ||
V. Домашнее задание. | Упр. 2 и 3, с. 140. |
Самоанализ урока русского языка в 3 – в классе
Комоловой Елены Николаевны
Урок русского языка проведен в соответствии с программными требованиями по курсу Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
Тема урока: Правописание слов с разделительнымиъ и ь.
Тип учебного занятия: усвоение новых знаний и первичного закрепления.
При подготовке к уроку мною были учтены возрастные и учебные особенности учащихся: интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки.
В соответствии с типом урока, была предусмотрена следующая структура урока:
1) Организация начала урока.
Начало урока со стимулирующего введения (создание эмоционального настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивацией).
2)Актуализация знаний.
Развитие умения извлекать информацию из текста.
В течение всего урока тщательно отрабатывается язык учебного предмета, его терминология, усиливается смысловая нагрузка на тренировочный материал.
3) Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Составление плана работы по теме урока в сотрудничестве с учащимися, с опорой на их знания. Эмоциональная реакция детей на новое «Это мы знаем» создает положительный психологический настрой. Вместе с этим в течение всего урока тщательно отрабатывается язык учебного предмета, его терминология, усиливается смысловая нагрузка на тренировочный материал.
4)Основные этапы занятия: первичное усвоение и закрепление новых знаний.
• Изучение нового материала (формирование понятий на простом и частично известном материале).
• Формирование умений и навыков.
•Применение полученных ЗУН (в самостоятельных заданиях).
5)Развитие умений – применение знания.
(редактирование, замена повторяющегося слова подходящими синонимами)
6) Подведение итогов урока.Рефлексия (самоанализ, самооценка).
7) Домашнее задание.
Главное содержание урока данного типа – изучение нового материала. Основная дидактическая цель данного занятия – помочь обучающимся полностью овладеть новым материалом. Эта дидактическая цель достигалась путем решения следующих основных задач: усвоение не только новых понятий, но и способов действия, формирование системы знаний и способов самостоятельной поисковой деятельности.
Основной целью урока являлось умение различать слова с разделительным ь и ъ. Весь материал был отобран, исходя из поставленной цели. На протяжении всего урока дети должны были при выполнении различных заданий научиться различать слова с разделительным ь и ъ. На каждом этапе проводилась работа на усвоение нового материала.
Данная структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся способствовали развитию познавательной активности, самостоятельности, развитию творческих способностей.
На уроке использовались методы :
- по виду источника информации:
✓ словесные (фронтальная дискуссия, учебный диалог, беседа, рассуждение – при формировании теоретических и практических знаний и решений всех других задач обучения);
✓ наглядные (иллюстрированный –для развития наблюдательности, повышение внимания к изучаемым вопросам);
✓ практические (письменные упражнения).
- по виду учебной деятельности:
✓ частично поисковые (знания на уроке не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания);
✓ исследовательские (выполнение письменных упражнений с последующим доказательством закономерности);
✓информационные (работа с учебником);
✓стимулирующие (через прогнозирование).
Для поддержания интереса к учебному процессу были использованы следующие методы мотивации:
➢ создание ситуации успеха;
➢ проблемной ситуации;
➢ прогнозирование своей деятельности;
➢ заинтересованность своим трудом.
Методы обучения являлись инструментом развития, способствовали вооружению школьников прочными знаниями, а также умениями переносить их на новые ситуации. Послужили способом формирования потребностей в новых знаниях, создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Формы познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная (работа в парах постоянного состава) способствовали развитию коммуникативных УУД. В ходе выполнения задания учащиеся взаимодействовали для того, чтобы найти верное решение. Это способствовало формированию следующих умений: учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение; договариваться, приходить к общему решению, быть корректным в высказываниях.
Работа в парах, создание проблемной ситуации и ее решение, совместный вывод темы и целеполагание повысили мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечили работу всего класса, позволили учащимся раскрыть свои способности.
На уроке задействованы наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Данные методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической цели
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурная пауза.
Считаю, что учебное занятие проведено с учетом следующих принципов обучения:
• самостоятельная деятельность учащихся на уроке;
• самоорганизация учащихся в ходе урока;
• развитие личности (формирование адекватной самооценки);
• формирование коллективизма (организация непосредственнойколлективной деятельности учащихся);
• психологическое обеспечение.
Принцип сознания процесса обучения был ведущим и сочетался с такими принципами как:
✓принцип разностороннего методического консультирования (решение воспитательных задач, перевод деятельности учащихся на субъект- субъектные отношения: учитель – ученик, ученик - ученик);
✓на принципе паритетности (работа в парах, навыки самоконтроля, взаимопомощи).
В рамках данного урока учащиеся показали умение устанавливать связи, обобщать, делать выводы, выделять главное, владеть монологической речью.
Урок проведен организованно, целенаправленно, на каждом этапе определялась мотивационная среда. Урок выдержан в соответствии с методикой и во временных рамках.
Задачи и цели, поставленные на уроке, были полностью реализованы в ходе урока.
В конце урока дети сделали очень важный вывод для себя, что полученные знания им пригодятся в жизни.
Объем и сложность учебного материала соответствовали образовательным стандартам по русскому языку, учебным возможностям данного класса.
Урок носил практический, развивающий и обучающий характер, что позволило организовать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Урок ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты.
Учащиеся продемонстрировали высокую степень активности и работоспособности на всех этапах урока.
Весь процесс учения на уроке был ориентирован на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, что обеспечило атмосферу успеха, благоприятный эмоциональный фон и психологический комфорт для каждого ученика.
За хорошую работу учащимся были объявлены отметки с комментариями.
Проведенная в конце урока рефлексия показала, что поставленные на уроке цели достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка -«Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками»."
Продолжить работу над правописанием слов с разделительными ъ и ь знаками; формирование орфографической грамотности; развитие устной и письменной речи; активизация познавательной деятельности учащихся...
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"
Тип урока: урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение употреблять раз...
Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.Цели урока: обозначать звук [й\'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и пи...
Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
Цель: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...