Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок для учащихся 4 класса по теме "Именительный и Винительный падежи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imenitelnyy_i_vinitelnyy_padezhi.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Именительный и Винительный падежи.
1. Чистописание.
- Пропишите буквы, о которых я говорю:
В слове коридор звук, обозначенный этой буквой, согласный, звонкий, парный. (д)
В слове алмазный звук, обозначенный этой буквой, гласный ударный. (а)
В слове капитан звук, обозначенный этой буквой, согласный мягкий. (п)
В слове процесс звук, обозначенный этой буквой, гласный, ударный. (е)
В слове пассажир звук, обозначенный этой буквой, согласный, твердый, непарный. (ж)
- Проверьте себя (слайд 1), пропишите эти буквы до конца строки.
2. Словарная работа.
- Чем объединены все слова, которые прозвучали (слайд 2)?
- Это словарные слова.
- Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
- Какое из этих слов лишнее? Почему?
- Вернемся к буквам. Составьте из них слово. (падеж)
- Является ли слово падеж словарным?
- Да, в нем есть непроверяемая безударная гласная а.
- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Какая еще в этом слове есть орфограмма?
- Парный согласный ж.
- Проверьте эту орфограмму.
- Падежи, падежный.
- Какой способ проверки использовали?
- Изменяли форму слова и подбирали однокоренное слово.
- Чем однокоренные слова отличаются от форм слов?
- У однокоренных слов одинаковый корень, а у форм слов одинаковая основа.
3. Актуализация знаний.
- Какой частью речи является слово падеж?
- Имя существительное.
- Что такое имя существительное?
- Назовите постоянные признаки имен существительных.
- Непостоянные.
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
- Соотнесите падеж с вспомогательным словом и вопросами (слайд 3).
- Как определить падеж имени существительного?
- Задать вопрос.
4. Изучение нового материала.
- Спишите предложения, определите падежи существительного кедр (слайд 4).
В питомнике растёт кедр.
Ребята выращивают кедр.
- Почему так произошло, что у кого-то И.п., а у кого-то В.п.?
- Потому что и в И.п., и в В.п. один вопрос что?
- Что вы можете определить по этому вопросу?
- Что это существительное неодушевленное.
- Какую проблему нам предстоит решить сегодня на уроке?
- Как отличить неодушевленные имена существительные в И.п. от имен существительных в В.п.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Именительный и винительный падежи.
- Давайте пополним свои знания об именительном падеже. Откройте учебник на с.116. Прочитайте текст упражнения 130.
- Почему И.п. так называется?
- От слова имя в переводе с греческого и латыни.
- Что еще вы узнали из текста?
- Слово имя родилось в Греции и Риме; Именительный – это тот, который именует, называет; это основная форма существительного, т.е. начальная форма; преимуществом И.п. является то, что именно он является одним из главных членов.
- Каким же членом предложения являются имена существительные в И.п.? Докажите.
- Подлежащим, т.к. сказуемое выражено обычно глаголом.
- Давайте будем решать нашу проблему, как нужно действовать для распознавания этих падежей. Упр.133.
- Прочитайте выделенные слова. Что в них общего?
- Это существительные, неодушевленные, отвечают на вопрос что?, имеют нулевое окончание.
- Спишите предложения.
- А теперь найдите грамматическую основу и определите падеж выделенных существительных. Работаем с комментированием.
- Внимательно посмотрите на те существительные, с которыми мы работали. Какой вывод вы можете сделать?
- Имена существительные в И.п. являются в предложении подлежащим, а в В.п. – второстепенным членом.
- Давайте проверим наши предположения, прочитав вывод в рамке на с.120. Прочитайте первый абзац.
- К правильному выводу мы пришли?
Физкультминутка.
- Продолжим учиться различать И.п. и В.п. имен существительных в предложениях. Упр.134.
- Прочитайте отрывки из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (сначала 1, потом 3, потом 2).Определите падеж выделенных существительных.
- Сравните выделенные слова во втором отрывке (море, на море). Что заметили?
- В В.п. есть предлог на.
- Есть ли у существительных в И.п. предлоги?
- Нет.
- Какой вывод можете сделать?
- Существительные И.п. употребляются без предлогов, а В.п. могут употребляться без предлогов и с предлогами.
- Проверяем наши предположения по правилу. Прочитайте второй абзац правила.
- Что нового вы узнали из правила.
- Имена существительные в В.п. употребляются с предлогами в, на, за, под, про, через.
- Запишите предлоги винительного падежа.
- Передайте содержание правила с помощью схем.
И.п. В.п.
Подлежащее Второстепенный член
Без предлога Без предлога +
в, на, за, под, про, через
- Вернемся к проблеме урока (слайд 4). Теперь вы можете точно определить падежи существительного кедр?
- В питомнике растет кедр. В предложении говорится о кедре, это подлежащее, значит в И.п.
- Ребята выращивают кедр. В предложении говорится о ребятах, ребята это подлежащее, значит кедр – второстепенный член, а значит В.п.
5. Закрепление.
- Возьмите карточки, определите падеж выделенных существительных.
Вокзал находится на окраине города.
На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.
Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.
- Проверьте по эталону (слайд 6). Кто справился с заданием без ошибок?
- А теперь самостоятельно поработайте с упражнением 136. Какое задание вы будете выполнять?
- Предыдущее задание вы проверяли сами, а это задание проверю у вас я.
6. Итог урока. Рефлексия.
- Продолжите фразы (слайд 7).
Я узнал…
Я научился…
Я смогу…
7. Домашнее задание.
с. 135 упр.3
Списать текст, определить падеж выделенных существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....