Урок русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_tema.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе Тема: «Учимся применять орфографические правила»
Подготовила: Богатова О.С. (учитель начальных классов )
Тип урока: урок повторения.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Цель: создание условий для формирования умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова.
Предметные УУД: повторить изученные правила правописания, показать знания и умения в ходе орфографического тренинга.
Познавательные УУД: общеучебные – работают с информацией, представленной в форме рисунка и в форме алгоритма; сравнивают алгоритмы ;логические – различают произношение и написание слов, анализируют слова, умеют находить и исправлять ошибки.
Регулятивные УУД: определяют цель деятельности на уроке и составляют план; действуют по плану; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций, вносят необходимые коррективы в работу.
Коммуникативные УУД: строят устное высказывание на заданную тему, комментируют ответы других учащихся; приходят к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи.
Личностные УУД: умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в процессе учебной деятельности; ориентируются на понимание причин успеха в усвоении знаний и оперативных действий; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей.
Материально-техническое оснащение урока:
Общеклассная работа: классная доска, стол учительский,; мультимедийная установка, презентация, карточки..
Каждому: ученические столы двухместные и одноместные с комплектом стульев, учебники: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 2 / [С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.]; [под ред. С.В. Иванова] – М.: Вентана-Граф, 2012; рабочие тетради: Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2012; тетради в узкую линейку, ручки, простые карандаши, резинки.
Для парной работы: опорные слова-подсказки для составления алгоритмов «Безударные гласные в корне, непроверяемые ударением» и «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением».
Ход урока
I. Орг. момент.
Прозвенел звонок, начался урок,
Спинки ровно, рот закрыт,
Носик дышит, рот молчит..
II. Физминутка.
Мотивация к учебной деятельности.
- Наш урок предлагаю провести под девизом: «Дойти можно тогда, когда идешь, узнать можно тогда, когда учишься».
- Согласны ли вы с пословицей?
- Объясните ее смысл. (Надо трудиться – без труда не добьешься положительного результата. Надо учиться – тогда узнаешь что-то новое.)
- А вы готовы работать и добывать знания?
IV. Чистописание.
(Проверяю посадку, открываю тетрадь, кладу с наклоном. Пишу число, классная работа.)
- С чего начнем работу? (С чистописания.)
- Зачем нам это нужно? (Учиться чисто и красиво писать нужно для того, чтобы другие люди могли быстро прочитать, что ты написал.)
- Посмотрите на доску и скажите, написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать? (а, е, и, я.)
- Пропишите строку, чередуя гласные буквы.
V. Сообщение темы и цели урока.
- Как вы думаете, почему именно эти буквы я взяла для чистописания? (Эти буквы встречаются в словах в ошибкоопасных местах.)- Как иначе можно назвать ошибкоопасные места? (Орфограммы.)
- В какой части слова могут встретиться гласные-орфограммы? (В корне, в суффиксе, в приставке, в окончании.)
- Какие правила вы знаете с этими гласными? («Жи-ши пиши с буквой и», «Ча-ща пиши с буквой а», «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Безударные гласные, непроверяемые ударением».)
- Кто догадался и может сформулировать тему урока? (Учимся применять орфографические правила.)
- Откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали тему урока? (Урок 144 с. )
- Какие цели мы поставим перед собой?
Уметь находить в словах орфограммы.
Правильно подбирать проверочные слова.
- Какие задания предлагает нам учебник? (Выполни, пожалуйста, задания в рабочей тетради №2 «Пиши грамотно».)
- Тема урока «Учимся применять орфографические правила». А зачем нам это надо? (Чтобы писать грамотно. Грамотное письмо легче читать и понимать.)
- Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
Сейчас проверить сможешь сам
Своё внимание к словам.
- На уроке вы будете фиксировать свою работу на оценочных листах и в конце урока сможете выставить себе общую оценку. Поменяйтесь тетрадями, оцените чистописание. (Взаимоконтроль, заполнение оценочного листа.)
VI. Словарно-орфографическая работа.
- Итак, учимся применять орфографическое правило «Безударные гласные корня, непроверяемые ударением».
- Сегодня мы познакомимся с новым словом из словаря. А что это за слово, вы мне скажете, если внимательно посмотрите на картинки.
- Посмотрите на первую картинку, вторую, третью, четвертую.
- Садитесь. Закройте глаза и ответьте на мои вопросы.
- Что нарисовано на первой картинке? (Огурец.)
- Что нарисовано на второй картинке? (Помидор.)
- Что нарисовано на третьей картинке? (Капуста.)
- Что нарисовано на четвертой картинке? (Горох.)
- Как одним словом назвать эти предметы? (Овощи.)
- Произнесите слово, вслушайтесь.
- Первый гласный звук вызывает сомнение в написании? (Нет.)
- Почему? (Мы его слышим четко, он ударный, находится в сильной позиции.)
- Назовите второй гласный звук в этом слове? [а]
- Он вызывает сомнение в написании? (Да, он безударный, находится в слабой позиции.)
- Как вы думаете, какой буквой он обозначается? (Ответы детей.)
- Запомните и запишите в тетради новое слово. Обозначьте орфограмму. (О́вощи.)
- Запишите сочетания слов: спелые овощи, салат из свежих овощей, овощной суп. (1 ученик работает у доски.)
- Какие слова однокоренные? (Овощи и овощной.)
- Докажите. (Они имеют один и тот же корень, одинаковое значение – овощ.)
- Почему слова овощи и овощей не являются однокоренными? (Это формы одного и того же слова.)
- Выделите корни в однокоренных словах, обозначьте орфограмму.
- Каким способом образовалось однокоренное слово овощной? (Суффиксальным, при помощи суффикса –н-.)
- Прочитайте пословицу. (ВЫВСЯМИКОПРО МУГООЛЯВОТИ ЩУПРИСВОКУ ЁВАВРЕСЯМЯТО.)
- Запишите пословицу в тетрадь (1 ученик работает у доски), в новом слове выделите корень и обозначьте орфограмму. (Всякому о́вощу своё время.)
- Оцените словарную работу, выполненную вами, в оценочном листе.
VII. Работа по теме урока..
- Составьте алгоритм работы с безударной гласной в корне, непроверяемой ударением (работа в паре постоянного состава).
Прежде чем написать слово, нужно:
Прочитать слово.
Поставить ударение.
Выделить корень.
Определить безударную гласную.
Вспомнить, как пишется слово, и записать его.
- Проверка, самоконтроль, оценивание.
- Самостоятельная работа. (Рабочая тетрадь урок 144, с. 40, упр. 1.)
- Взаимопроверка, оценивание (работа в паре сменного состава).
VIII. Физминутка.
Пррочитайте слова, напечатанные на желтых карточках. Какое орфографическое правило их объединяет? (Безударные гласные корня, проверяемые ударением.)
- Игра «Найди пару».
В.да – водный гн.здо – гнёзда
Скр.пач – скрипка ст.на – стены
Т.желый – тяжесть с.сна – сосны
П.левая – поле м.лыш – маленький
- Каким способом проверяли безударную гласную в корне? (К словам, напечатанным на зеленых карточках, подбирали однокоренные слова. На синих – изменяли форму слова.).
- Составьте алгоритм работы с безударной гласной в корне, непроверяемой ударением (работа в паре постоянного состава).
Прежде чем написать слово, нужно:
Прочитать слово.
Поставить ударение.
Выделить корень.
Определить безударную гласную.
Подобрать проверочное слово.
Записать слово с такой же гласной, как и в проверочном.
- Проверка, самоконтроль, оценивание.
- Сравните алгоритмы. Что общего? Чем различаются?
- Самостоятельная работа по вариантам: 1-4 слова – 1 в., 5-8 слова – 2 в. (Рабочая тетрадь урок 144, с. 40-41, упр. 2. Обсуждение в парах сменного состава, самостоятельное выполнение.)
- Взаимопроверка, оценивание (работа в паре сменного состава).
- Поработаем в группе и проведем исследование текста упр. 6 с. 42.
- Проверка, самоконтроль, оценивание.
- Найди ошибки в предложениях:
Чижык живёт на даче.
На дереве кричят вороны.
Щюку положили в чулан.
Что за чюдесное место!
Пушыстый котёнок играл с клубком.
Площядь квартиры 65 см2.
- Можно ли подобрать проверочные слова к словам, написанным с ошибками? (Нельзя.)
- Что надо сделать, чтобы правильно записать слова с данными сочетаниями? (Запомнить, как пишутся эти сочетания.)
- Как же пишутся сочетания жи-ши? Ча-ща? Чу-щу? (Ответы детей.)
- Самостоятельная работа по вариантам: 1 в. – 1-й столбик, 2 в. – 2-й столбик. (Рабочая тетрадь урок 144, с. 42, упр. 7.)
- Взаимопроверка, оценивание.
- В какой части слова находятся гласные буквы и, а, у? (В корне, суффиксе, окончании.)
IХ. Итог урока.
- Давайте подведем итог нашей плодотворной работы.
- Какая была тема урока? (Учимся применять орфографические правила.)
- Какие цели мы ставили? (Уметь находить в словах орфограммы. Правильно подбирать проверочные слова.)
- Достигли ли мы этих целей?
- С какими орфограммами мы сегодня работали? (Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.)
- Какие гласные мы проверяли? (А, о, е, и, я.)
- Где может встретиться орфограмма? (В корне слова, в окончании, в суффиксе, в приставке.)
- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударным гласным звуком в корне.)
- Посмотрим на наш план урока. Всё ли мы выполнили?
- Обратите внимание на оценочный лист. Устно работали сегодня на «5» …, на «4» …, на «3» …
- Какие общие оценки у вас получились?
- Встаньте те, кто сегодня был внимателен к словам и получил «5». Кто получил «4» («3»).
- Если у вас были сегодня ошибки, не отчаивайтесь. Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает. Дойти можно тогда, когда идёшь, узнать можно тогда, когда учишься.
Х. Домашнее задание.
- Я предлагаю вам на выбор одно из упражнений:
1. РТ-2 с. 47-48 упр. 3.
2. РТ-2 с. 48 упр. 4.
ХI. Рефлексия.
- Продолжи предложения:
- Сегодня я повторил(а)…
- Мне было понятно…
- Мне было трудно…
Оценочный лист
Задания | Кто оценил | ||
Сам | Одноклассник | Учитель | |
Чистописание | |||
Словарная работа | |||
Работа с алгоритмом «Безударные гласные в корне, непроверяемые ударением» | |||
Упр. 1 с. 40 | |||
Работа с алгоритмом «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением» | |||
Упр. 2 с. 40-41 | |||
Упр. 6 с. 42 | |||
Упр. 7 с. 42 | |||
Устная работа на уроке | |||
Общая оценка за работу на уроке – |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.
Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...
Доклад на МО по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости"
Доклад для выступления на методическом объединении учителей начальной школы по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости" содержит подробный ма...
конспект урока русского языка в 4 классеРазвитие орфографических умений (Ь – после шипящих у сущ. ж. рода)
Тип урока: Урок развития умений и обобщения изученногоЦель: обобщить умения писать слова с орфограммой-буквой ьЗадачи: - развитие умений писать слова с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце...
Игра на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости у детей с ОВЗ
Одной из форм работы над формированием орфографической зоркости у младших школьников является игра. В игре удается сконцентрировать внимание самых инертных и школьно-незрелых детей. На начальном этапе...
Урок русского языка по теме "Применяем знания, совершенствуем умения (Закрепление знаний и умений в написании безударных личных окончаний глаголов )" 4 класс
Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" позволяет создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практ...
Урок русского языка по теме "Формирование орфографических умений. Правописание сочетаний ча-ща, жи-ши, чу-щу".
Урок построен на основе технологии развития критического мышления (ТКМ). На уроке использовались, такие элементы и приемы ТКМ, как кластер, «толстые» и «тонкие» вопросы и другие....
«Современное образование. Игра на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости у младших школьников»
Формирование орфографической грамотности - главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников....