Игра на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости у детей с ОВЗ
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Кальницкая Лариса Владимировна

Одной из форм работы над формированием орфографической зоркости у младших школьников является игра. В игре удается сконцентрировать внимание самых инертных и школьно-незрелых детей. На начальном этапе важно сформировать у детей навыки правильно писать слова, которые опираются на фонетический принцип русской орфографии. Приведу пример игровых упражнений, в которых различные типы заданий нацелены на ознакомление с такими понятиями как согласные и гласные буквы, слог, слово, предложение; на развитие зрительного и слухового восприятия , внимания, логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_urokah_russkogo_yazyka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ«Новотаволжанская СОШ имени Героя Советского

Союза И.П.Серикова Шебекинского района

 Белгородской области»

ИГРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

(из опыта работы)

Учитель детей с ОВЗ:

Кальницкая Л.В.

с. Новая  Таволжанка

2015

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Одной из форм работы над формированием орфографической зоркости у младших школьников с ОВЗ является игра. Я считаю для себя эту форму работы основной, т. к. для детей с ОВЗ характерен дефицит любознательности. В игре же удается сконцентрировать внимание самых инертных и школьно-незрелых детей. Из большого разнообразия дидактических игр и игровых упражнений учителю нужно выбрать те, которые более всего подходят для работы с тем или иным ребенком.

По статистике  большинство детей, обучающихся по VIII виду не различают парные согласные (к- г; б- п и т. д.),  как слышат , так и пишут: (посадил дед лепку), у  некоторых страдают зрительные анализаторы (зеркальное отражение, путают схожие по написанию буквы:  и- ш, л- м).  Даже в старших классах 25%- это ошибки в тех словах, где правило применять не надо (пропуск букв: булка- бука, замена букв: шапка- сапка, вставки- бутылка- бутылыка, перестановки: карандаш- ракандаш). Большинству детей присуща дисграфия.

Что же делать, чтобы этого избежать?

На начальном этапе мы должны сформировать у детей навыки правильно писать слова, которые опираются на фонетический принцип русской орфографии. Мы не можем приступить к изучению правил, пока дети не овладеют в полной мере речевой практикой. Этот  этап включает в себя многократное  выполнение практических грамматических заданий на:

1) развитие звуко-буквенного анализа с применением условно-графических схем;

2) сравнение слов, отличающихся буквами;

3) списывание с рукописного и печатного текстов; списывание с заданиями (вставить пропущенную букву).

 И, чтобы пробудить у детей интерес к выполнению таких заданий, мы должны представить эти задания в увлекательной форме, подготовить к уроку такие упражнения, которые привлекут внимание детей и им захочется их выполнить.

Каждый учитель за годы работы накапливает занимательный материал. Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

«Спрятавшееся слово»

На доске написаны слова: хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались? Пары слов записываются.

«Эхо»

- Когда ты ходил(а) в лес или вечером на речку, то слышал(а) эхо. Ты кричал(а), а эхо тебе отвечало, и ты слышал(а) лишь конец слова. Проведем игру «Эхо».  Будет названо слово, а ты хором назови конец его так, чтобы у получилось новое слово.

Материал для игры: смех, скот, экран, олень, клещ, мель, снаряд, кремень, град.

«Флот помог»

Запишем четыре слова: пена, шар, бор, метр. А рядом еще одно- флот. Из этого слова будем брать по одной букве и добавлять в конец какого-то из четырех слов. У нас должны получиться новые слова.

«Буква заблудилась»

Писатель  сочинил для нас несколько стихотворений. В каждом есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. И вот что получилось:

1.Говорят один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Какое должно быть слово вместо слова дом? Записывается пара слов.

-Оказывается, одна маленькая буква может превратить слово в другое. Был сом, стал дом. Послушаем другие стихи и найдем в них слова с «заблудившимися» буквами. (После чтения каждого стихотворения проводится такой же анализ и записывается новая пара слов.)

2.Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

-Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

3.Врач напомнил дяде Мите:

Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

4.Жучка будку не доела:

Не охота. Надоело…

5.На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

6.Забодал меня котел,

На него я очень зол!

«Открой форточку»

В записанном на карточке слове (на любое изученное правило) закрыта буква на нужную орфограмму. «Форточка» открывается лишь после того, как ученик правильно назовет закрытую букву.

«Что изменилось?»

Правило формулируется несколько раз. Понимание правила проверяется в игре «Что изменилось?»: на доске в два столбика записаны слова:

лужа         лужи

камыши        камыш

уж        ужи

ёж        ёжик

мыши        мышка

Сравниваются пары слов. Затем предлагается указать только те слова, к которым подходит изучаемое правило правописания.

«Мячик-смягчитель»

Учитель, бросая мяч, произносит слово с твердым согласным звуком (с твердым соединением). Поймавший мяч ученик произносит аналогичное слово с «мягким соединением». Слова записываются.

Рад - …, мал - …, лук - …, нос - …, воз - …, ров - …, вол - …, мыл - … .

«Склеенные слова»

Учащемуся предлагаются карточки, на которых записаны соединенные  без пробелов слова. Задача – отделить слова друг от друга вертикальной чертой  и посчитать общее количество слов в каждой строке:        

слонкорова

туфликорзиначасы

фартукписьморадугасвет

«Не поддаваться»

Эта игра может быть использована для запоминания правила о том, что имена, фамилии людей и клички животных пишутся с большой буквы.

Водящий (учитель) называет слово. Если оно означает имя, фамилию или кличку, ученик поднимает руку и говорит: «Пишется всегда с большой(заглавной) буквы». Если водящий назвал нарицательное имя существительное, ученик руку не поднимает и молчит. Если ошибся - штрафуется, т.е. отдает квадратик из цветной бумаги (квадратики учитель дает ученику вначале игры). Выигрывает - если все квадратики остались у него.

Эту игру можно использовать и для различения предметов, отвечающих на вопросы кто? и что? Водящий подряд называет предметы. Если назван предмет на вопрос кто?, ученик поднимает руку, если на вопрос что?- не поднимает.

Для учащихся коррекционной школы VIII вида характерно неустойчивое внимание. Для его  привлечения  рекомендуется широкое применение наглядных средств обучения. Поэтому я использую в своей работе иллюстрированный занимательный материал. Приведу пример игровых упражнений, в которых различные типы заданий нацелены на ознакомление с такими понятиями, как согласные и гласные буквы, слог, слово, предложение, на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, логического мышления (слайды 5- 10).

 Художественная иллюстрация, рисунок, символический знак – это опора для развития мышления больного ребенка (слайды 12-15).

Любят дети разгадывать  кроссворды и  ребусы, отгадывать загадки. Поэтому  я  и такие задания использую на своих уроках (слайды 17-21).

Фишки разной конфигурации хороши для символического выражения морфемного состава слова (например: приставка – квадрат, прямоугольник – корень, кружок – суффикс, треугольник – окончание). Предположим, разбираются слова: перелетная, перелетные, залетный. С помощью демонстрационных цветных фишек их можно построить так: корень лет- изображается красными прямоугольниками, приставки в первом и во втором словах обозначаются желтыми квадратами, а в третьем слове – зеленым квадратом; суффикс во всех словах одинаков, поэтому он будет представлен кружками желтого цвета; окончания во всех словах различны, поэтому и обозначены они будут фишками разных цветов. Такое символическое изображение состава слов позволяет детям яснее представить себе значение каждой морфемы. Иллюстрирование значения слов играет такую же роль (слайды 23-26).

Дети с ОВЗ значительно успешнее запоминают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик.  Поэтому частые  «гости» на моих уроках это сказочные и вымышленные персонажи, герои любимых мультфильмов.

Например, при выполнении контрольного списывания или написания диктанта использую следующий организационный момент:  

- Сегодня к нам на урок пришла тетушка Ошибка. Она будет у нас до конца урока. Постарайся не отвлекаться, думай над каждым словом. А затем  тетушка Ошибка посчитает твои ошибки. Давай не доставлять ей удовольствия.

Или, при изучении правила на парную согласную в конце слова создается проблемная ситуация:

-Незнайка не знает какую букву нужно написать в слове зуб- б или п. Давайте Незнайке поможем, подберем слово, чтобы звук слышался четко.

Приведу пример фрагмента урока «Тренировочные упражнения в постановке ударения в словах», на котором «гости»- веселые Черепашки.  

-Сегодня у нас в гостях две веселые Черепашки.

Учитель демонстрирует картинки с изображением черепашек с микрофонами.

-Что в лапках у Черепашек?

-Верно, в лапках у Черепашек микрофоны.

-Как вы думаете, что они делают?

-Черепашки учатся петь. Но вот беда: они не знают, как правильно произносить слова.

-Вот послушайте, какую песенку поют Черепашки.

                                     Я на солнышке лежу

                                     И ушами шевелю…

Учитель поет песенку, умышленно произносит слова неправильно – изменяя ударения.

-Поняли ли вы, что поют Черепашки?

Ударный слог, ударный слог…

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом.

Учитель, обращаясь как бы к Черепашкам: «Оставайтесь, Черепашки, с нами. Поучитесь у ребят ставить ударения, и тогда ваши песенки все полюбят».

Актуальность  темы этого доклада заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение по любой школьной дисциплине.  


Использованная литература:

  1. Ушаков, Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах [текст]: пособие для учителей / Н.Н. Ушаков. – М.: Просвещение, 1971 г.
  2. Стрезикозин, В.П. Актуальные проблемы начального обучения: пособие для учителя / В.П. Стрезикозин. – М.: Просвещение, 1976 г.
  3. Трифонова, Н.М. Я учусь читать: прописи для детей дошкольного возраста / Н.М. Трифонова. – М.: Цитадель-трейд, 2008 г.
  4. Султанова, М. Полезные задания: для детей 6-7 лет. / М. Султанова. – М.: Хатбер-пресс, 2013 г.
  5. Гаврилина, С.Е. Учимся читать: рабочая тетрадь / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербина. – М.: Росмен-пресс, 2005 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости"

Доклад для выступления на методическом объединении учителей начальной школы по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости" содержит подробный ма...

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

«Современное образование. Игра на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости у младших школьников»

Формирование орфографической грамотности - главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников....

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...