Урок русского языка по теме "Формирование орфографических умений. Правописание сочетаний ча-ща, жи-ши, чу-щу".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок построен на основе технологии развития критического мышления (ТКМ). На уроке использовались, такие элементы и приемы ТКМ, как кластер, «толстые» и «тонкие» вопросы и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 29.52 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 21.82 КБ |
zadanie_dlya_gruppy_no1.ppt | 274.5 КБ |
zadanie_dlya_gruppy_no2.docx | 276.19 КБ |
prilozhenie_no3_interakt.doska_.flipchart | 1.45 МБ |
prilozhenie_no4_pismo.docx | 13.11 КБ |
prilozhenie_no5_kartochka.docx | 12.88 КБ |
prilozhenie_no6_iadoska.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Класс:2
Учитель: Пяткова Надежда Ивановна
Тема: Формирование орфографических умений
Правописание сочетаний ча-ща, жи-ши, чу-щу.
Задачи урока:
- Учить обнаруживать орфограммы в словах;
- Определять, каким правилом регулируется написанное;
- Учить применять это правило при письме;
- Осуществлять орфографический самоконтроль:
Цели:
- Уточнить представление учащихся о звуках [ж], [ш], [ч’],[щ’];
- Формировать навык правописания слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу, жи, ши;
- Развивать память, внимание, устную речь, наблюдательность;
- Воспитывать интерес к предмету, культуру общения;
Формировать УУД:
- Личностные УУД: проявлять интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.
- Регулятивные УУД: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; сопоставлять свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанный в классе; оценивать действия, ориентируясь на его содержательные основания
- Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе; задавать уточняющие вопросы.
- Познавательные УУД: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям; находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.
Планируемый результат:
Предметные: в результате освоения данной темы ученик овладеет умениями писать слова с изученными буквосочетаниями, приводить примеры слов с данными сочетаниями.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, кубановедение.
Оборудование: интерактивная доска, нетбуки, конверты с письмом, карточки, сигнальные карточки.
Ход урока:
- Организация урока
- Откройте тетради и запишите дату
2. Актуализация опорных знаний.
Минутка чистописания:
Жж Шш Чч Щщ
Век живи - век учись.
-Выделить общий признак букв. Подчеркнуть в пословице шипящие
Составление кластера о шипящих.
3. Формулирование темы урока, планирование деятельности.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока
- если вы считаете, что все знаете по теме урока- поставьте в кружочке + ( обычно в тетради на полях в начале урока дети рисуют простым карандашом 3-4 кружочка)
4.Развитие умений, применение знаний в новой ситуации.
Дети вскрывают конверты с письмом, знакомятся с текстом письма:
"Здравствуй, дядя __________!
Мы жывём хорошо, просто замечятельно. У нашей коровы родился рыжый телёнок. Он такой чюдесный! Матроскин чясто играет с ним. Только здоровье моё не очень. Мой пушыстый хвост совсем облез.
Я очень скучяю по тебе. Приезжай! Твой________________"
-Как вы думаете, от кого это письмо? Кому? Впишите в текст письма.
- Какое правило надо знать, чтобы правильно написать недостающие слова?
- Какого правила не знает Шарик? (правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)
_-Отредактируйте текст. (Дети исправляют ошибки)
Взаимопроверка.
- Из какого произведения эти герои? Кто автор?
- Где происходят события? Запишите слово. (Простоквашино)
-Какое правило необходимо помнить?
- В каких географических названиях встречаются сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу? (Геленджик)
-Составить и записать предложение с этим словом.
-Как называют жителей нашего города ( геленджичане).
Составить и записать предложение с данным словом.
Я- геленджичанин!
Физминутка с музыкальным сопровождением.
-А сейчас мы совершим небольшое путешествие по нашему городу. Как вы думаете, какое задание можно выполнить по этой карточке?
( На карточках необходимо дописать слова, в которых есть изучаемая орфограмма) Работа в парах. Одна пара работает у доски.
морской ___________ (причал)
улица _____________(Луначарского)
набережная ___________(живописная, широкая, чудесная)
высокая ____________(круча)
кружат ___________(чайки)
сосновая __________(роща)
новая __________(часовня)
Проверка работы у доски с использованием сигнальных карточек.
Дифференцированная работа по группам
1 группа - работа на нетбуках - заменить картинку словом, записать в тетрадь, выделить орфограмму.
2 группа - на парусах корабликов вписать слова с изучаемой орфограммой по группам:
1 кораблик- слова, отвечающие на вопросы кто? что?
2 кораблик - слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие?
3 кораблик - слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?
3 группа - творческое задание: придумать и оформить правило написания «запоминалку» сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
5. Итог, представление и обсуждение творческой работы 3-й группы.
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось выполнить задание?
– Как вы считаете, вы сделали всё правильно или были недочёты?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
10.Домашнее задание - используя сочетания на карточках, составить и записать небольшой текст о Геленджике.
11. Рефлексия. Итог урока
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
Возвращение к кластеру, который был составлен в начале урока.
_Можно ли еще что-то добавить в наш кластер?
Далее дети отмечают в тетради:
узнали новое + -
готовы к проверочной работе + -
- Какой был урок для вас? Подберите слова по начальным буквам слова Шарик:
Ш-
а-
р-
и-
к-
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Во 2 «г» классе МАОУ СОШ №8 им.Ц.Л. Куникова обучается 27 детей, из них 15 девочек и 12 мальчиков. Дети на уроках чаще всего проявляют высокую активность. У большинства из них сформирован достаточно высокий уровень познавательной активности. Очень любят задания нестандартные, работать в парах, самостоятельно. Умеют и любят работать в группе. В течение урока оценивают свою работу и работу одноклассников. Умеют делать выводы, подводить итог работы.
Класс занимается по учебно - методическому комплекту «Школа 2100», авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Русский язык 2 класс». Конспект урока разработан по теме «Формирование орфографических умений. Правописание сочетаний ча-ща, жи-ши, чу-щу.»
Данный урок входит в состав раздела «Имя прилагательное». На изучение темы «Роль имени прилагательного в русском языке» отводится 3 часа. Данный урок первый. Учащиеся уже имеют общее понятие об имени прилагательном (изучали в 1 и 2 классе).
Урок построен на основе технологии развития критического мышления (ТКМ). На уроке использовались, такие элементы и приемы ТКМ, как кластер, «толстые» и «тонкие» вопросы и другие. Во время урока использовались разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания: учащиеся ставили вопросы; выделяли главное; сравнивали; учились устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; учились видеть смысл в информации, понимать проблему в целом.
Я старалась, чтобы урок полностью соответствовал требованиям ФГОС и возрастными особенностями учащихся, а структура отражала цели и задачи. На протяжении всего урока детям представлялась возможность проявить себя, показать свои знания, выполнить разнообразные задания. В начале урока был составлен кластер для того, чтобы детям помочь увидеть цели и задачи урока.
Ученики сформулировали цели и задачи, спланировали свою деятельность. На этапе развитие умений и применение знаний в новой ситуации детям предложена работа с письмом, которое помогло выйти на орфограмму. Так как уровень детей разный, то на уроке я провела дифференцированную работу по группам. Самой слабой группе учащихся (4 человека) было предложено задание на нетбуках. Это активизирует таких учащихся, они с удовольствием выполняют предложенные задания. Самой сильной группе учащихся (6 человек) была предложена творческая работа. Дети должны были придумать и оформить яркую и интересную «запоминалку» по данной орфограмме с дальнейшим представлением в конце урока. Третьей группе задание было дано заранее. У детей была возможность подготовиться дома, пообщаться до урока, выработать общее решение и на уроке только отшлифовать и оформить свою работу. Остальные дети работали в парах по карточкам. Таким образом, каждая группа имела свою линию развития, возможность проявить себя, показать свои знания и подготовиться к проверочной работе.
На уроках большое внимание уделяю межпредметным связям. И этот урок не исключение. Здесь я постаралась соединить русский язык с литературным чтением и кубановедением. Были введены литературные герои, что вызывает интерес у детей. Живой интерес дети проявляли, когда речь шла о нашем городе.
На протяжении урока используется ИКТ: интерактивная доска, нетбуки. Интерактивная доска используется не только как средство показа презентаций, но и как рабочий инструмент. Дети с удовольствием на ней работают, пишут, рисуют, умеют выполнять чертежи, схемы, и т.д. Она полностью заменяет нам обычную школьную доску.
Целью физминутки и музыкального сопровождения урока является отдых учащихся перед новым видом деятельности, улучшение эмоционального состояния.
Для формирования и развития регулятивных УУД на уроке используется прием самооценки. В парной и групповой работе формируются коммуникативные и личностные УУД. Учащимся помогают совместно принятые правила работы в парах и группе.
На заключительном этапе урока организована рефлексия как эмоционального состояния, так и познавательных результатов данного урока. Дети подвели итоги. Рассказали, как они справлялись с заданиями, все ли у них получилось и какие трудности возникали. Также дети отметили, готовы ли они к проверочной работе. Таким образом ребята приобрели уверенность в своих силах, что очень важно. Для эмоционального состояния на этапе рефлексии было предложено задание, которое ученики очень любят. На каждую букву слова (на данном уроке Шарик, т.к. он был одним героев урока) дети подбирают прилагательное, соответствующее их состоянию.
Считаю, что выбранная мною технология соответствует целям и задачам урока, подходит для учащихся этого класса, позволяет поддержать высокий познавательный интерес к предмету.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
"Здравствуй, дядя __________!
Мы жывём хорошо, просто замечятельно. У нашей коровы родился рыжый телёнок. Он такой чюдесный! Матроскин чясто играет с ним. Только здоровье моё не очень. Мой пушыстый хвост совсем облез.
Я очень скучяю по тебе. Приезжай! Твой________________"
Предварительный просмотр:
морской ___________ (причал)
улица _____________(Луначарского)
набережная ___________(живописная, широкая, чудесная)
высокая ____________(круча)
кружат ___________(чайки)
сосновая __________(роща)
новая __________(часовня)
Предварительный просмотр:
Использование интерактивной доски на уроках
в начальной школе
Доска и мел – наши главные инструменты,
но хочется чего-то большего...
Работа с детьми во времена информационных технологий показывает, что традиционные приемы школьного обучения и воспитания недостаточны для развития творческой личности. Современное образование стремится к новым приёмам обучения и воспитания. Новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому необходимо использовать любознательность и познавательную активность учеников для развития их личности.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная доска. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса
Теперь можно сделать процесс обучения значительно более наглядным и интерактивным.
Учащиеся выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, и приучены воспринимать зрительные образы. Поэтому, работа с доской, сопровождаемая красочными иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается, чем изложение и использование того же самого с помощью мела и доски Таким образом, учитель начинает говорить на языке, понятном каждому ученику и учит его формулировать свои мысли кратко и четко.
Использование ИД на уроках развивает логическое мышление, учит отделять главное от второстепенного. ИД повышают мотивацию учащихся, ведь с каким энтузиазмом дети подходят к доске, тянут руки! Им сразу хочется высказаться.
Замечено, что благодаря появлению в классе ИД, меняются даже самые проблемные ученики. Ребёнок, который раньше отсиживался, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно отвлекался на уроке, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения. Рефлексия, проводимая на уроках, показывает заинтересованность учеников учебным материалом.
Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся, благодаря работе с интерактивной доской, но ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал
На вопрос: «Тебе нравится работать с ИД? Чем нравится?» дети отвечали, что доска им нравится тем, что на ней можно: писать и рисовать разноцветными маркерами, выполнять разные интересные задания, играть - решая, использовать ластик вместо тряпки и руки не мараются, передвигать различные предметы, очень интересно получать знания.
В состав программного обеспечения интерактивной доски входит коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), относящихся к различным областям знаний. Галерея ЦОР расширяет возможности подготовки презентаций к урокам использования их на практических занятиях. (Показ функции «Галерея»).
Хотелось остановиться еще на нескольких функциях интерактивной доски, которые очень нравятся ребятам. Это инструмент «Матрица» - предназначен для добавления меток на страницу. Рисунок метки выбирается на панели настройки инструмента. Для нас с вами эта функция может быть интересна для составления краткой записи к задачам в виде рисунков, для счета предметов в 1 классе. Это мое предположение, а вы, может быть, найдете еще какое-нибудь применение данной функции.
Еще есть две интересные функции - это «Шторка» и «Прожектор». «Шторка» используется для того, чтобы скрыть текущую страницу или ее часть. «Прожектор» необходим для скрытия части экрана и показа той его части, на которой необходимо сконцентрировать внимание.
Плюсы работы с интерактивной доской:
Учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом.
Любые пометки и изменения в ходе урока учитель сохраняет в компьютере для последующего просмотра.
Школьникам становится интереснее учиться. У них обостряется зрительное восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Таким образом, использование интерактивной доски на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка во 2 классе тема: "Сочетания ЧК-ЧН"
Автор: Мифтахова Эльза ГабденуровнаМОУ "Ижёвская средняя общеобразовательная школа"Урок русского языка во 2 классе. Тема: "Сочетания ЧК-ЧН"...
Урок русского языка в 1 классе "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща. чу-щу. Перенос слов"
Урок русского языка в 1 классе "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща. чу-щу. Перенос слов"...
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов" 4 класс
Урок с использованием интерактивной доски....
Урок русского языка в 1 классе.Тема: "сочетания жи-ши "
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, ход урока записан в технологиеской карте....
Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". УМК Перспективная начальная школа""...
Технологическая карта урока "Русский язык" (2 класс) "Учимся писать сочетания жи-ши"
Конспект учебного занятия по русскому языку во 2 классе (система учебников "Начальная школа XXI века") составлен с учетом требований ФГОС НОО.В основе урока - системно-деятельностный подхо...
Урок РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ "Правописание сочетаний ча-ща, жи-ши, чу-щу"
Конспект урока во 2 классе...