Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Начальная школа XXI в"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
В данном материале представлена рабочая программа по предмету русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_yazyk_3_klass.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ СОШ № 12 от ___ .08.2015 № __ |
Рабочая программа
по русскому языку .
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
3 а,б,в класс, начальное общее образование
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 170ч .
Разработчик Полчанинова Светлана Леонидовна
Программа разработана на основе:
Примерной программы к комплекту учебников «Начальная школа XXIв» под ред. проф. Виноградовой Н.Ф. Москва. Издательский центр «Вентана –Граф», 2014
(указать примерную или авторскую программу/программы; издательство, год издания при наличии)
г. Таганрог
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на учащихся 3 класса, разработана в соответствии Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 3.5 ст. 47, п. 1.1 ст.48), на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Примерная программа к комплекту учебников «Начальная школа XXIв» под. ред. проф. Виноградовой Н.Ф. (Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Приказ Минобразования России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
- Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 12.
- Учебный план МАОУ СОШ № 12 на 2015-2016 учебный год.
- Годовой календарный график МАОУ СОШ № 12 на 2015-2016 учебный год.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания начального общего образования и требований к подготовке выпускников в области «Филология».
Изучение курса Русский язык обучающимися осуществляется с помощью учебно-методического комплекса:
1. Иванов С. В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 и Ч.2 – 4 изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2014.
2. М. И. Кузнецова. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь № 1 и №2 для учащихся общеобразоват. учреждений – М. : Вентана-Граф, 2014.
3. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.: Вентана – Граф, 2014г.
Структура курса и тематическое планирование разработаны на основе авторской программы: «Начальная школа XXIв» под ред. проф. Виноградовой Н.Ф. Москва. Издательский центр «Вентана –Граф», 2014
Общая характеристика учебного предмета
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
- Он является основным средством общения между людьми.
- С его помощью сохраняется информация.
- Язык является основным средством познания окружающего мира.
- Владение родным и государственным языком – это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства.
- Использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общение. То, что знает каждый гражданин Российской Федерации о русском языке, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире, во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Учебный предмет Русский язык реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения языка – социокультурной и познавательной.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирование у них основ грамотного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
- Грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика.
- Навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения.
- Разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться на контроль и самоконтроль.
- Научить правильной речи – это значит научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Познавательная цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной язык, как часть окружающего их мира.
Реализация заявленных целей возможна только в том случае, если на каждом уроке при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком.»
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык – часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык-это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа.»
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа предмета Русский язык предусматривает выделение в учебном предмете трёх содержательных линий: «Система языка», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи». Каждая из выделенных линий характеризуется своим объектом изучения:
- «Система языка» (звук, морфема, слово, часть речи, предложение);
- «Орфография и пунктуация» (орфограмма и пунктограмма);
- «Развитие речи» (текст).
Данная программа предусматривает изучение каждого из выделенных объектов в рамках одного урока. Методический принцип «один урок - один объект - одна цель» позволил выделить в структуре программы и средств обучения, созданных на её основе, три блока:
- «Как устроен наш язык»;
- «Правописание»;
- «Развитие речи».
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения и изучающих один из объектов той или иной содержательной линии.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют научно-исследовательскую цель, а также цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.
Уроки блока «Правописание» направлены на достижение социокультурной цели и формируют у учащихся навыки грамотного, безошибочного письма.
Уроки блока «Развитие речи» также направлены на достижение социокультурной цели и призваны совершенствовать коммуникативные навыки учащихся в условиях устного и письменного общения.
Такое структурирование курса позволяет не только успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет Русский язык на этапе начального общего образования изучается в течение четырёх лет (1-4 классы). Учебным планом МАОУ СОШ №12 на 2015-2016 учебный год на изучение Русского языка в третьем классе отводится 5 ч в неделю (из них 4ч обязательная часть учебного плана, 1ч – вариативная часть), всего 170 ч.
Содержание учебного предмета
«Как устроен наш язык» (62 часа)
Фонетика и графика (3 ч) Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе фонетического анализа слова
Орфоэпия (изучается во всех разделах курса).
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Состав слова (4 ч) Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу.
Синтаксис (18 ч) Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Морфология (37 ч) Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1,2,3 склонению. Различение собственных и нарицательных имён существительных. Наблюдение за одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Словообразование имён существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Словообразование имён прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (53 ч)
Повторение: применение правила правописания прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, применение правила переноса слов, применение правила правописания сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу, применение правила правописания безударных гласных в корнях слов, применение правила правописания звонких и глухих согласных в корнях слов, применение правила правописания непроизносимых согласных, применение правил правописания суффиксов и приставок, применение правил правописания разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
-приставки, оканчивающиеся на з/с;
-соединительные гласные о, е в сложных словах;
-правописание букв о, ё после шипящих в корне слова;
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
- правописания букв и, ы после ц в различных частях слов;
-суффиксы имён существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
-безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных на ий, ия, ие;
-буквы О,Ё в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
-безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
-раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
-знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и,а,но и без союзов;
Использование орфографического словаря для определения написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» (30 ч)
Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать действия партнёра при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении.
Письменная речь
Продолжение работы над структурой текста: озаглавливание текста, написание собственного текста, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев, составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (описание, повествование, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинение как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи: использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки (25 ч)
Тематическое планирование
Основное содержание учебного материала | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Как устроен наш язык (62 ч) | |
Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе фонетического анализа слова. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу. Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство). Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1,2,3 склонению. Различение собственных и нарицательных имён существительных. Наблюдение за одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Словообразование имён существительных. Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Словообразование имён прилагательных. Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Понимать, анализировать информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему. Сопоставлять звуковую модель, транскрипцию и буквенную запись слова. Знакомиться с алгоритмом фонетического разбора слов и проводить его, систематизировать знания по фонетике. Анализировать правильность проведения фонетического разбора слова. Обобщать результаты наблюдений. Анализировать группы слов, находить общий звук в словах и обозначать его с помощью транскрипции. Контролировать собственные действия при работе по образцу, алгоритму. Группировать слова по заданному основанию, осуществлять контроль по результату выполнения задания. Знакомиться с алгоритмом разбора слова по составу. Анализировать варианты инструкций нахождения корня и устанавливать правильный ответ. Распознавать родственные слова, находить слова, не отвечающие заданному условию. Определять и объяснять способы образования слов. Составлять слова из заданных морфем. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группе). Дополнять схему. Составлять письменные высказывания, объясняющие значения слов. Контролировать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки. Восстанавливать и формулировать задание по результату его выполнения. Анализировать предложенные высказывания, выбирать правильный ответ и обосновывать сделанный выбор Различать предложение и набор слов. Различать предложения по цели высказывания и интонации. Определять тип предложения по цели высказывания и интонации. Устанавливать границы предложений, выбирать знаки препинания в конце предложений, обосновывать свой выбор. Знакомиться с понятиями «грамматическая основа предложения», «главные члены предложения». Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения. Составлять предложения, удовлетворяющие нескольким заданным условиям. Знакомиться с понятиями «грамматическая основа предложения», «главные члены предложения». Восстанавливать предложение по смыслу. Находить и фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу в предложении. Знакомиться с понятиями «подлежащее» и «сказуемое». Использовать алгоритм нахождения главных и второстепенных членов предложения. Наблюдать за различными способами выражения подлежащего и сказуемого. Сравнивать словосочетания и предложения. Устанавливать различия между предложением, словосочетанием и словом. Знакомиться с понятиями «нераспространённое предложение», «распространённое предложение», «второстепенные члены предложения». Задавать вопросы по предложенному алгоритму. Находить предложения по заданному основанию, устанавливать связь слов в предложении. Использовать алгоритм нахождения второстепенных членов предложения при решении практических задач. Восстанавливать деформированные предложения, задавать вопросы к второстепенным членам предложения. Знакомиться и наблюдать за определением, обстоятельством, дополнением как второстепенным членом предложения. Сравнивать предложения с однородными членами и без них. Находить и фиксировать (графически обозначать) однородные члены в предложении. Использовать знаково-символические средства (условные значки) для фиксации различных типов однородных членов предложения. Знакомиться с существительными, прилагательными, местоимениями как частью речи. Наблюдать за существительными, прилагательными, личными местоимениями и их грамматическими признаками. Наблюдать за использованием существительных, прилагательных, местоимений в тексте. Фиксировать (графически обозначать) синтаксическую функцию существительных, прилагательных, местоимений. Наблюдать за правописанием предложно-падежных форм существительных, прилагательных, личных местоимений. Обобщать результаты наблюдений, формулировать выводы об особенностях написания. Понимать информацию, представленную в виде схемы. Обосновывать выбор нужной формы существительных, прилагательных, личных местоимений. Наблюдать за изменением существительных, прилагательных, местоимений и их использованием в предложениях. Наблюдать за изменением имён прилагательных по родам. Обобщать результаты наблюдений. Сравнивать род имён существительных и имён прилагательных. Определять род имён прилагательных и их синтаксическую функцию. Определять и доказывать способ образования слов. Объяснять значение слова, используя приём развёрнутого толкования. Контролировать собственные действия при работе по образцу. |
Правописание (53 ч) | |
Повторение: применение правила правописания прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, применение правила переноса слов, применение правила правописания сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу, применение правила правописания безударных гласных в корнях слов, применение правила правописания звонких и глухих согласных в корнях слов, применение правила правописания непроизносимых согласных, применение правил правописания суффиксов и приставок, применение правил правописания разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков. Ознакомление с правилами правописания и их применение: -приставки, оканчивающиеся на з/с; -соединительные гласные о, е в сложных словах; -правописание букв о, ё после шипящих в корне слова; -непроверяемые гласные и согласные в корне слова; - правописания букв и, ы после ц в различных частях слов; -суффиксы имён существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк; -мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; -безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных; - безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных на ий, ия, ие; -буквы О,Ё в окончаниях имён существительных после шипящих и ц; -безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных; -раздельное написание предлогов с личными местоимениями; -знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и,а,но и без союзов; Использование орфографического словаря для определения написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов. | Устанавливать место и тип орфограммы в слове, объяснять написание слов. Контролировать правильность выполнения задания. Находить ошибки и объяснять причины их появления. Находить слова по заданному основанию, подбирать проверочные слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Различать разделительные мягкий и твёрдый знаки. Наблюдать за написанием группы приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-, выявлять закономерность написания и формулировать выводы о правилах написания приставок. Использовать алгоритм написания приставок. Наблюдать за способом обозначения ударного звука [о] после шипящих в корне слова. Использовать алгоритм обозначения ударного звука [о] после шипящих в корне слова при решении практических задач. Наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова. Формулировать зависимость выбора буквы от части слова. Использовать алгоритм обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова при решении практических задач. Объяснять написание слов с изучаемой орфограммой. Наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова. Формулировать зависимость выбора буквы от части слова. Использовать алгоритм обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова при решении практических задач. Наблюдать за словами с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих», высказывать предположение о написании ь после шипящих (рубрика «Давай подумаем»). Знакомиться с алгоритмом написания имён существительных с шипящим звуком на конце, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Группировать слова по заданному основанию. Объяснять написание слов. Находить слова по заданным основаниям. Планировать запись в соответствии с условием упражнения. Знакомиться с системой падежей русского языка. Понимать информацию, представленную в таблице. Высказывать предположение об установлении падежа при совпадении вопросов. Наблюдать за особенностями суффикса имён существительных -ок-. Наблюдать за написанием суффиксов имён существительных -ец-, -иц- и сочетаний ичк, ечк. Выявлять признак, определяющий написание суффиксов и сочетаний. Понимать алгоритм написания слов с суффиксами -ец-, -иц- и слов с сочетаниями ичк, ечк. Использовать алгоритмы при решении практических задач. Наблюдать за написанием имён существительных с сочетаниями инк, енк, выявлять признак, определяющий написание сочетаний. Использовать алгоритм написания слов с сочетаниями инк, енк при решении практических задач. Конструировать слова в соответствии с условиями упражнения. Наблюдать за обозначением безударных гласных в окончаниях имён существительных. Наблюдать за особенностями написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Соотносить собственный ответ с предложенным. Группировать слова по заданному основанию. . Наблюдать за особенностями падежных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия, формулировать выводы, сравнивать их с предложенным в учебнике правилом. Наблюдать за постановкой запятой при однородных членах предложения с союзами и без. |
Развитие речи (30 ч) | |
Устная речь Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать действия партнёра при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении. Письменная речь Продолжение работы над структурой текста: озаглавливание текста, написание собственного текста, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев, составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (описание, повествование, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинение как видами письменной работы. Знакомство с жанрами письма. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи: использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов. | Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументировано доказывать свою позицию. Контролировать свои действия при устном ответе: логично строить высказывание, отбирать необходимые языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Высказывать предположение и аргументировать его. Устанавливать ситуацию общения и отбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Аргументировать свою позицию и соотносить её с мнением других участников группы. Координировать действия партнёров по группе. Определять истинность или ложность высказывания. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Использовать образец устного рассуждения. Понимать текст, выявлять признаки текста. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Определять и различать тип текста, подбирать заголовок, заканчивать текст. Анализировать варианты окончаний текста и высказывать предположение об основной мысли возможных текстов. Восстанавливать текст, заполняя пропуски. Составлять план текста. Соотносить предложенный план с текстом, проверять правильность составленного плана. Подбирать заголовки к текстам на заданную тему. Устанавливать связь заголовка с текстом. Соотносить заголовок и части текста. Обосновывать значение заголовков. Выделять в тексте абзацы. Наблюдать за последовательностью абзацев в тексте. Восстанавливать правильный порядок следования абзацев. Наблюдать за отбором языковых средств при написании писем различным адресатам. Редактировать предложенные тексты. Наблюдать за порядком изложения мысли в тексте письма. Находить и объяснять допущенные ошибки. Редактировать неправильные тексты. Создавать тексты по заданным окончаниям. Редактировать тексты с неоправданным повтором слов. Выявлять неправильное употребление фразеологизмов в тексте. Находить и исправлять в тексте речевые недочёты. Использовать фразеологизмы в письменной речи. Составлять тексты с фразеологизмами. Находить в тексте средства художественной выразительности. Понимать цель письменного пересказа текста. Создавать собственный текст, ориентируясь на образец. Письменно пересказывать текст. Сочинять продолжение текста. Знакомиться с сочинением. Редактировать текст с нарушением последовательности предложений. Определять предложение, начинающее текст. Анализировать содержание будущего текста с заданным началом |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
1. Иванов С. В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 и Ч.2 – 4 изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2014.
2. М. И. Кузнецова. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь № 1 и №2 для учащихся общеобразоват. учреждений – М. : Вентана-Граф, 2014.
3. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.: Вентана – Граф, 2014г.
4. Иванов С.В., Евдокимова, А.О., Кузнецова М.И.Русский язык.: 1-4 классы: программа, планирование, контроль. –М.: Вентана-Граф, 2012.
5. Иванов С.В. Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам/ Иванов С. В, Кузнецова М.И. – 2-еизд.,доп. испр.-М. Вентана-Граф, 2014.
6. Романова В.Ю. Петленко Л. В. Русский язык. Тетрадь для контрольных работ.: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.: Вентана – Граф, 2014г.
Технические средства обучения
Персональный компъютер
Принтер
Сканер
Цифровые образовательные ресурсы
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения
Аудио компакт-диск "Радионяня. Веселая грамматика в 3-х частях". Диск 1,2,3. Для детей от 8 до 12 лет.
Интернет-ресурсы.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://festival.1september.ru/
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.uroki.ru
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что пpaвильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе
Ученик научится (уровень обязательной подготовки):
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- Имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- Виды предложений по цели высказывания и интонации;
- Главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять, находить:
- Собственные имена существительные
- Личные местоимения 1,2,3 лица;
- Грамматическую основу простого двусоставного предложения;
- В простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать учебные и практические задачи:
- Определять род изменяемых имён существительных;
- Устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
- Задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
- Определять принадлежность имён существительных к 1, 2, 3 склонению
- Устанавливать с помощью смысловых вопросов связь между словами в предложении;
- Находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
- Использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- Подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
- Определять написание слова по орфографическому словарю учебника;
- Безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65-80 слов;
- Проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- Составлять план собственного и предложенного текста;
- Корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
- Составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания:
- Приставки, оканчивающиеся на з, с;
- Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определённые программой);
- Буквы о,ё после шипящих в корнях слов;
- Буквы ы, и после ц в различных частях слов;
- Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
- Безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
- Безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
- Раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов;
Ученик получит возможность научиться (уровень возможностей):
- Проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- Устанавливать род неизменяемых имён существительных (наиболее употребительные слова);
- Склонять личные местоимения;
- Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
- Находить второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство;
- Самостоятельно составлять предложение с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
- Разбирать по членам простое двусоставное предложение;
- Применять правила правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
- Применять правила правописания суффиксов имён существительных –ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
- Применять правило написания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных на –ий, - ия, -ие;
- При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- Писать подробные изложения;
- Создавать собственные тексты (писать сочинения) с учётом правильности, богатства и выразительности речи;
- Соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка достижений предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых работ. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам. Кроме того, проводятся следующие виды работ:
- К урокам блока «Как устроен наш язык»:
- Текущие и итоговые контрольные работы;
- Тесты с заданиями по теории языка;
- К урокам блока «Правописание»:
- Текущие и итоговые диктанты;
- Списывания;
- Тесты с орфографическими заданиями;
- Словарные диктанты;
- К урокам блока «Развитие речи»:
- Текущие изложения;
- Текущие сочинения;
Работы к блоку «Как устроен наш язык» состоят из пяти основных заданий и дополнительного шестого задания. Шестое задание выполняется по желанию и оценивается дополнительной отметкой. За выполнение текущей и итоговой контрольной работы к блоку «Как устроен наш язык» ставятся следующие отметки:
«5» - за безошибочное выполнение всех заданий;
«4»- если ученик выполнил правильно не менее ¾ всех заданий;
«3» - если ученик выполнил не менее ½ заданий;
«2» - если ученик не справился с большинством заданий.
Тесты проводятся как отдельные контрольные работы, так и как текущие диктанты и текущие контрольные работы к урокам блоков «Как устроен наш язык» и «Правописание». На проведение теста отводится один урок. тест состоит из 14 заданий. Из пяти вариантов ответов к каждому заданию нужно выбрать один правильный и отметить косым крестиком. Задание считается выполненным, если ученик отметил все правильные ответы (один, два, три). За правильно выполненное задание теста выставляется 1 балл. 0 баллов выставляется, если ученик отметил не все правильные ответы, или вместе с верными он отметил один или несколько неверных.
«5» - ученик набрал 13-14 баллов;
«4» - если ученик набрал 10-12 баллов;
«3» - если ученик набрал 7-9 баллов;
«2» - если ученик набрал менее 7 баллов.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Каждый текст включает примерно 60% изученных орфограмм от общего количества слов диктанта. После диктанта учащимся предлагается орфографическое задание. За успешно выполненное задание выставляется дополнительная отметка.
За диктант выставляется:
«5» - если в диктанте нет ошибок;
«4» - если допущено не более двух ошибок;
«3» - если допущено не более четырёх ошибок;
«2» - если допущено пять и более ошибок.
Орфографическое задание оценивается так:
«5» - за безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - 1 ошибка при полностью выполненном задании;
«3» - за не полностью выполненное задание или 2 ошибки при полностью выполненном задании;
«2» - за невыполненное задание.
Списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать все предложения и отдельные его части, а так же орфографической зоркости младших школьников.
Оценивание списывания:
«5» - за безукоризненное выполненную работу, в которой нет исправлений;
«4» - за работу, в которой 1-2 исправления или одна ошибка;
«3» - за работу, в которой 2-3 ошибки;
«2» - за работу, в которой 4 ошибки.
В словарный диктант включены слова с непроверяемыми написаниями, определёнными программой каждого класса и включены в орфографический словарик. Количество слов в словарном диктанте для 2 класса составляет 10 слов. Оценивание словарного диктанта:
«5» - за работу без ошибок;
«4» - за работу, в которой 1 ошибка;
«3» - за работу, в которой 2 ошибки;
«2» - за работу, в которой 3-5 ошибок.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МК Зам.директора по УВР
начальных классов ___________Островская Т.А
подпись
МАОУ СОШ №12
от ________ 2015 №1 __________2015
дата
______________Душина Л.Н.
подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...
Рабочая программа по русскому языку3 класс "Школа России"
рабочая программа, календарно тематическое планирование порусскому языку 3 класс (Канакина "Школа России")...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку3 Класс
Рабочая программа,КТП...
Рабочая программа по русскому языку3 класс, Школа России по ФГОС
Программа по русскому языку 3 класс Школа России с календарно-тематическим планированием и приложение КИМ...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...