План – конспект урока «Письмо» 1 класс по учебнику Н. В. Нечаевой, Н. К. Булычевой Тема: Мягкий знак
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект урока содержит подробное описание каждых этапов урока и примерные ответы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_rossiyskoy_federatsii.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
План – конспект урока «Письмо» 1 класс
по учебнику Н. В. Нечаевой, Н. К. Булычевой
Тема: Мягкий знак
Число: 15.03.2011
Тема урока: Мягкий знак
Цели:
Образовательные: научить писать букву «мягкий знак», наблюдать за ролью мягкого знака в слове, формировать орфографическую зоркость.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, к русским традициям.
Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь.
Ход урока
1. Организационный момент
Было – угол
Стало – уголь
Было – мел
А стало – мель
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
(Мягкий знак)
- Верно ребята!
- Вы наверно догадались, о какой букве мы будем говорить.
(Мягкий знак)
2. Сообщение темы урока
-Сегодня мы будем с вами учиться писать мягкий знак.
- Откройте прописи на (с. 14).
- Посмотрите на первую картинку.
- Что делают ребята на первой картинке?
(Они поют)
- Ребята если поет один человек, то это называется соло, если несколько человек то это хор.
- На картинке у нас изображен детский хор.
- Что изображено на второй картинке?
(Это какой-то зверек)
- Этого зверек называется хорь.
А кто знает кто такой хорь?
(Это хищный зверек из семейства куниц, ценный своим мехом).
- Произнесите хором слово хор и хорь.
- Кто услышал, чем отличаются слова?
(Отличаются по значению. Слово хор это когда поют несколько человек, а хорь это хищное животное).
- А еще?
- Послушайте, какими звуками различаются слова?
( В слове хор твердый согласный, а в слове хорь мягкий согласный).
- Давайте для этого составим схему этих слов.
- Первое слово это Хор.
Хор – скс
- Ребята все пальчики поставили перед собой. Произносим медленно хором, считаем звуки и загибаем пальчики.
- Какой первый звук? Звук Х.
- Это какой звук (согласный, твердый, обозначаем синим цветом, загибаем первый пальчик).
- Какой следующий звук? Звук о.
- Он какой (гласный, обозначаем красным цветом, загибаем второй пальчик).
- Какой следующий звук? Звук р.
- Он какой (согласный, твердый, обозначаем синим цветом, загибаем третий пальчик).
- Сколько букв понадобится для написания?
(3 буквы).
- Сколько звуков?
(3 звука).
Вызывается один ученик к доске и составляет схему слова Хор.
- Какой первый звук? Звук Х.
- Он какой (согласный, твердый, обозначаем синим цветом).
- Какой второй звук? Звук о.
- Он какой (гласный, обозначаем красным цветом).
- Следующий, какой звук? Звук р.
- Он какой? (согласный, твердый, обозначаем синим цветом).
- Записываем схему в пропись рядом с картинкой
- Сколько букв понадобится для написания?
(3 буквы).
- Сколько звуков?
(3 звука).
- Вписываем в пропись (3 буквы, 3 звука).
- Ребята давайте составим схему ко второму слову Хорь.
3. Закрепление
Хорь - скз
- Ребята все пальчики поставили перед собой. Произносим медленно хором, считаем звуки и загибаем пальчики.
- Какой первый звук? Звук Х.
- Это какой звук (согласный, твердый, обозначаем синим цветом, загибаем первый пальчик).
- Какой следующий звук? Звук о.
- Он какой (гласный, обозначаем красным цветом, загибаем второй пальчик).
- Какой следующий звук? Звук р.
- Он какой (согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом, загибаем третий пальчик).
- Сколько букв понадобится для написания?
( 4 буквы)
Сколько звуков?
(3 звука)
- Вызывается один ученик к доске и составляет схему слова Хорь.
- Какой первый звук? Звук Х.
- Это какой звук (согласный, твердый, обозначаем синим цветом, загибаем первый пальчик).
- Какой следующий звук? Звук о.
- Он какой (гласный, обозначаем красным цветом, загибаем второй пальчик).
- Какой следующий звук? Звук р.
- Он какой? (согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом, загибаем третий пальчик).
- Записываем схему в пропись рядом с картинкой
- Сколько букв понадобится для написания?
( 4 буквы)
Сколько звуков?
(3 звука)
- Вписываем в пропись (4 буквы, 3 звука).
- В чем разница в этих словах?
(В первом слове р – твердый, а во втором слове р – мягкий).
- А какой буквой обозначены звуки р и р(мягкая).
(Буквой р).
- Какая буква указывает на мягкость?
(На мягкость указывает мягкий знак).
- А какова его роль?
(Он служит для указания мягкости согласного).
- Сколько букв понадобится для написания слова Хор?
(3 буквы).
- А сколько звуков в слове хор?
(3 звука).
- Сколько звуков понадобится для написания слова Хорь?
(3 звука).
- А сколько букв?
(4 буквы).
- Почему четыре буквы?
(Мягкий знак нужен чтобы показать мягкость согласного).
4. Новый материал
- Сегодня мы и будем учиться писать мягкий знак.
- Ребята надо вспомнить, как пишется буква ы. В ней прячется мягкий знак
- Букву ы мы пишем как мягкий знак только без последнего крючка.
Объяснение написания буквы «мягкий знак»
Сверху прописываем крючок и переходим на маленький овал это и есть буква Ь.
- Давайте ребята пропишем мягкий знак в воздухе, глазами, носиком.
- В прописи на (с.14) обвести одну букву ы и дальше прописываем мягкий знак до конца строки.
- В слове Хорь есть верхние соединение рь. Давайте пропишем верхнее соединение рь в следующей нижней строчке.
- Мы сейчас писали строчную букву «мягкий знак».
- А может быть ли заглавной буквой «мягкий знак»?
Ответы детей (да, нет).
- Вот какой интересный факт, кто же прав. Надо доказать.
(Невозможно придумать слова, которые начинались с мягкого знака).
5. Закрепление материала
- А теперь поиграем. Мягкий знак у нас волшебный, он может превращать одни слова в другие.
Задание в прописи.
Добавь к словам мягкий знак.
жар – жарь
кон – конь
мел – мель
ел – ель
- А кто знает, что такое кон?
(Отдельная партия в некоторых играх).
- Ребята чем различаются последние согласные звуки?
(Одни согласные звуки твердые, а другие мягкие).
- В первом слове звук твердый, а во втором слове мягкий.
- Подчеркните слова, в которых три буквы, три звука
(Дети по очереди называют слова и устно их характеризую. Таких слов четыре).
- Подсчитаем звуки.
- А почему нам надо остановиться подробнее на слове ел. Почему?
(е обозначает два звука й и э).
- Сколько в слове ел букв?
(две буквы).
- Сколько звуков?
(три звука).
Сколько согласных?
(2 согласных)
Сколько гласных?
(1 гласный)
- Впишем в пропись цифры напротив слова ел 2 буквы, 3 звука, 2 согласных, 1 гласный.
Задание в прописи.
Выпиши родственные слова. Отметь опасные места. Подчеркни проверочное слово.
(Учитель читает текст).
- Ребята давайте впишем в текст, где нужно мягкий знак.
(Дети по очереди вставляют в предложения в мягкий знак).
- Давайте расставим в этом тексте точки.
- А почему надо ставить точку?
(Мысль заканчивается и мы ставим точку).
- Я сейчас буду читать текст, а вы подсчитайте сколько в нем предложений. Загибайте за мной пальчики.
(Учитель спрашивает сколько у кого предложений получилось).
- Теперь мы вместе проставим точки.
- Сейчас еще раз проверим сколько здесь предложений.
(В этом тексте 5 предложений).
- Ребята, а где эти животные живут?
(В зоопарке).
- А зачем нужен зоопарк?
( Зоопарке сохраняют редкие виды животных и их разводят).
- А кто такая Рысь?
(Рысь – она похожая на дикую кошку. Рысь хищник. Но главным врагом ее является человек.)
- Найдите 3 предложение.
- Все пальчики поставили на 3 предложение
- Сначала его прочитайте.
- Прочитайте предложение хором.
- Подчеркни буквы указывающие на мягкость.
(Лось, олень)
- А еще какая буква указывает на мягкость?
(буква е).
- Найдите 5 предложение.
- Все пальчики поставили на 5 предложение
- Сначала его прочитайте.
- Прочитайте его хором
- Подчеркни буквы указывающие на мягкость.
(Рысь, зверь).
- А теперь мы ребята немного отдохнем
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брас,
Одной, другой это – кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Задание в прописи.
- Прочитайте слова, прописанные печатным шрифтом.
(На доске записаны слова)
соленый соловей соль солонка
- Кто знает, что такое солонка?
(Солонка – кухонная утварь, посуда для хранения соли на столе).
- Что вы заметили общего в этих словах?
(Все слова начинаются с буквы С, во всех словах есть общая часть Сол. Эти слова однокоренные).
- Какое слово лишнее и почему?
(Соловей лишнее слово потому что по смыслу не относится к соли).
(Соленый относится к соли).
- Соловей не относится по смыслу значит, соловей не является однокоренным к этим словам.
- Является соловей однокоренным словом к слову соль?
(Не является хоть и есть буквенная часть общая но смысл разный).
- Выделим ребята корень у этих слов.
- Выделим опасные места.
- Какое слово является проверочным
(соль).
- Выпишите слово соль.
- Сколько букв?
(4 буквы).
Сколько звуков?
(3 звука).
- Запишите слово соль в последней строчке и начертите рядом на этой строчке схему этого слова.
- Почему звуков меньше?
(Мягкий знак не обозначает звука, он показывает на мягкость согласного).
- Раньше соль являлась ценным продуктом. Существуют примерно 120 тысяч пословиц и поговорок о солее. Вот некоторые из них:
Хлеб за солью не ходи.
Соли не жалей – так есть веселей
Без соли стол кривой
За хлебом – солью всякая шутка хороша
6. Итог Чему учились на уроке? Что нового вы узнали на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока письма по теме "Заглавная и строчная буквы В,в".( УМК Виноградовой)
Данный урок был проведен в 1"б" классе в рамках фестиваля открытых уроков МАОУ СОШ №12 г.Таганрога....
План-конспект урока письма по Чудо-прописям В.Илюхиной. "Письмо заглавной буквы Ч."
На уроке реализуются не только предметные (усвоение правильного написания буквы Ч, слов с буквами Ч,ч), но и личностные и метапредметные умения. Этап актуализации знаний активно мобилизирует познавате...
План-конспект урока письма в 1-ом классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме"Строчная буква "г". Отработка соединений".
План-конспект урока был составлен мною для конкурса методических разработок по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа" в 2014 году в рамках проведения информ...
План-конспект урока письма в 1 классе на тему:«Письмо слов и предложений с изученными буквами.»
План-конспект урока письма в 1 классе на тему:«Письмо слов и предложений с изученными буквами.»...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА Письмо заглавной буквы «Щ» в 1 «А» классе.
Тип урока: Урок – игра Цель: научиться писать буквы Щ, щ. Задачи: 1. Образовательные: - Формировать умение писать буквы Щ, щ в соответствии с образцом; - Формировать умение списывать без ошибок с...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА «Письмо строчной буквы «н»» в 1 «А» классе
Тип урока: Урок – игра Цель урока: • обучающиеся должны знать алгоритм написания строчной буквы н; • уметь выполнять письмо строчной буквы н; • писать слоги, слова с буквой н; • пис...