конспект урока по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Чудакова Елена Владимировна

УМК "Гармония"

Предмет: русский язык

Тема урока: "Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и имен прилагательных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Конспект урока

Предмет:  русский язык                                  Класс:  3

Тип урока: урок  «открытия»  нового знания.

Тема урока: «Поговорим подробнее о роде и числе  имен существительных и имен прилагательных»

Цель:  обобщить знания о роде и числе имен существительных и имен  прилагательных.

Задачи:

* образовательные:

-  формировать умение устанавливать связь между  им. сущ. и им. прилагательным.;

-  формировать у детей умение исследовать и анализировать родовые окончания имен прилагательных

 * развивающие:

- развивать умение применять полученные знания на практике;

- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;

- развивать умение пользоваться знаниями, полученными ранее;

   * воспитательные:

  - воспитывать  интерес к языку и культуре учебного труда;

  - воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи,   взаимоконтроля и самоконтроля.

Этапы работы

                         Содержание этапа

1

Самоопределение к деятельности

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

  -Здравствуйте! У нас урок русского языка. Давайте настроимся на работу и улыбнёмся нашим гостям, друг другу.

- Пусть  урок принесет нам радость общения и новые знания.

         Чтоб ошибок избежать,

         Зоркость будем развивать,

         В игре проверить можешь сам

         Своё внимание к словам.

2

3

4

5

6

4

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить признаки имени существительного, как часть речи; повторить род имён существительных.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений о роде  имён существительных, создание  ситуации для подведения к теме урока.

Методы:  диалог.

Постановка учебной задачи

Цель: обсудить затруднение и сформулировать  цель урока.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: обсудить проект решения учебной задачи  и  составить алгоритм написания безударных окончаний имен прилагательных

Методы: учебный диалог, моделирование

Первичное закрепление

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения правильно писать безударные окончания прилагательных правильно употреблять их в речи.

Задачи:

-развитие умение составлять  алгоритм действий;

-развивать умение работать в группе и самостоятельно;

- развивать способность сверять свою работу с образцом и самостоятельно и объективно её оценивать.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: учиться определять безударные окончания имен прилагательных

Задачи:

-развитие умения работать по алгоритму;

-развивать умение работать самостоятельно;

- развивать способность сверять свою работу с образцом и самостоятельно и объективно её оценивать.

Методы: репродуктивные, самостоятельная работа

Рефлексия

Цель:  осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

 Посмотрите на доску. Прочитайте слова.

Зеленый * зелень * темный

Темнота * свет * светлый

 –Что вы можете о них сказать?

(Слова разных частей речи: имена сущ. и  имена прилаг.)

-Докажите.

- Чем похожи по признакам рода и числа данные существительные  и прилагательные? А чем отличаются?

(число единственное, род у существительных постоянный признак, а прилагательные изменяются по родам)

-Приведите пример. Измените по родам любое из данных прилагательных.

- Как вы думаете, какая же тема сегодняшнего урока?

(Изменение имен прилагательных по родам, узнаем родовые окончания прилагательных, как связаны  существительное и прилагательное)

-Откроем учебник на стр.61 и прочитаем тему урока.

-Какова цель урока:

Научиться определять род имени прилагательного, правильно выбирать окончания для имени прилагательного.

а) -  Вы помните, как узнать род имени существительного?

(Памятка стр. 137)

  1. Ставим в начальную форму.
  2. Подставим местоимение.
  3. Посмотрим на окончание.

Работа по учебнику.

стр. 62 упр. 477

- Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

-Выполните задание самостоятельно.

      Проверка (выборочно)

-Кто уверен, что справился с заданием без ошибок?

-Как вы определили род двух последних слов?

-У какого слова определение рода вызвало затруднение?

(какао)

-Почему?

( Можно подставить местоимения он и оно)

- Что еще может указывать на с.р. ?

(окончание)

_-Попробуем просклонять это слово.

(Ученик устно  изменяет сущ. по падежам)

Вывод: слово не склоняется.

-Познакомьтесь с помощником упр. 478.

-Чаще всего такие слова иноязычного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. А раз эти слова мы ищем в словарях, то они какие?

( Их нужно заучивать наизусть)

- Обратимся к нашей экспертной группе.

Работа экспертной группы.

-Что же сказано о слове «какао» в словаре?

б)- Зачем же надо знать род имени существительного?

(Чтобы правильно писать окончание прилагательных)

-Какая часть речи командует, а какая подчиняется?

              Запись на доске:

с.р.     х

Какао   вкусн…,  горяч…

-Решите орфографическую задачу. Что нужно сделать? Вставьте окончание и выделите его.

- Что помогает нам определить окончание в имени прилагательном?

( ударное окончание в вопросе)

Вывод : прилагательные среднего рода имеют окончание   –ое, -ее

-Отгадайте загадку и запомните прилагательные:

Круглый он, большой  

И сладкий,

С полосатой кожей гладкой,

А разрежешь – посмотри:

Красный, красный он внутри.

(Арбуз)

Работа у доски.

      х

Арбуз (какой) круглый, сладкий, красный, большой.

(ученик объясняет алгоритм написания окончаний прилагательных)

Вывод: прилагательные м. р. имеют окончание  - ой,

 -ый, -ий.

Работа у доски.

-Поработайте с ребусом. Какое слово зашифровано? Подберите имена прилагательные к данному слову.

Слива (какая?)…..

Вывод: прилагательные ж.р. имеют окончание –ая, -яя

                                  Динамическая минутка.

-Как нужно действовать, чтобы правильно написать окончание прилагательных?

На доске дети составляют  из разрезных карточек  алгоритм действий.

  1. Найти существительное, с которым связано имя прилагательное.
  2. Определить род имени существительного
  3. Задать вопрос от существительного к прилагательному.
  4. Выяснить окончание в вопросе.
  5. Записать соответствующее окончание прилагательному.

Работа в группах.

- Заполните таблицу «Родовые окончания имен прилагательных».

Число

Единственное число

Род

м.р.

ж.р.

с.р.

Вопрос

Окончания

_____________________

______________

________________

После выполнения работы дети прикрепляют к доске таблицы. Далее идет проверка – сравнение.

-Можем ли мы с вами как-то проверить безударные родовые окончания прилагательных?

( Мы их запоминаем.  Это непроверяемые орфограммы.)

-Поучимся применять новые знания.

Самостоятельная работа. Задание по выбору.( Из трех заданий ученики выбирают то, с которым могут справиться)

1 уровень.

             Запишите  словосочетание с вопросом, вставьте  окончание  в имена прилагательные, выделите  окончание прилагательных.

     Бумага (     ?) бел…,  листок (     ?) бел…,  

облако (     ?) бел…,    река (      ?) тих…,

гудок   (     ?) тих…,  место (       ?) тих…  .

   2 уровень.

       Запишите  имена прилагательные  вместе с именами существительными, данными в скобках. Выделите  окончание прилагательных.

     Весенний (ручеек, листва, солнышко).

     Голубой (небо, простор, лента).

3 уровень.              

   Замени слова в скобках именами прилагательными и запиши словосочетания. Выдели окончание прилагательных.

          (Снег) зима, (холод) ветер,  (зима) солнце,

(тепло) пальто, (чистота) снег, (хвоя) деревья,

(снег) тучи.

Проверка: кто выполнял задание 1 уровня?

-Что нужно было сделать? Справился ли с работой?

(ученик оценивает свою работу).

Из задания 2 уровня проводится работа над значением слова «простор» с использованием толкового словаря.

Задание 3 уровня проверяется полностью.

(Ученик зачитывает словосочетания, дети сравнивают свою работу с работой отвечающего ребенка, оценивают его работу)

- Можно ли объединить все словосочетания в одну тему? Какую?

(Зима)

- Ребята,  понравился ли вам  наш урок?

- Какие знания получили?

(заслушиваются ответы учащихся)

- Вспомните, какую цель ставили на урок.

 (Научиться определять род имен прилагательных, правильно писать безударные окончания имен прилагательных.)

- Мы достигли этой цели?  (Да).

Оцените свою работу на уроке.

  • Если вам было все понятно на уроке, то поставьте знак  « +».
  • Если вы все еще не уверены в своих знаниях и у вас по данной теме остались вопросы, то поставьте знак «?»
  • Если вы сможете научить своих родителей и товарищей, то поставьте знак «!»

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....