Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить признаки имени существительного, как часть речи; повторить род имён существительных. Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений о роде имён существительных, создание ситуации для подведения к теме урока. Методы: диалог.
Постановка учебной задачи Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока.
Построение проекта выхода из затруднения Цель: обсудить проект решения учебной задачи и составить алгоритм написания безударных окончаний имен прилагательных Методы: учебный диалог, моделирование
Первичное закрепление Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения правильно писать безударные окончания прилагательных правильно употреблять их в речи.
Задачи: -развитие умение составлять алгоритм действий; -развивать умение работать в группе и самостоятельно; - развивать способность сверять свою работу с образцом и самостоятельно и объективно её оценивать.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: учиться определять безударные окончания имен прилагательных Задачи: -развитие умения работать по алгоритму; -развивать умение работать самостоятельно; - развивать способность сверять свою работу с образцом и самостоятельно и объективно её оценивать.
Методы: репродуктивные, самостоятельная работа
Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса | Посмотрите на доску. Прочитайте слова.
Зеленый * зелень * темный Темнота * свет * светлый
–Что вы можете о них сказать? (Слова разных частей речи: имена сущ. и имена прилаг.) -Докажите. - Чем похожи по признакам рода и числа данные существительные и прилагательные? А чем отличаются? (число единственное, род у существительных постоянный признак, а прилагательные изменяются по родам) -Приведите пример. Измените по родам любое из данных прилагательных.
- Как вы думаете, какая же тема сегодняшнего урока? (Изменение имен прилагательных по родам, узнаем родовые окончания прилагательных, как связаны существительное и прилагательное) -Откроем учебник на стр.61 и прочитаем тему урока. -Какова цель урока: Научиться определять род имени прилагательного, правильно выбирать окончания для имени прилагательного.
а) - Вы помните, как узнать род имени существительного? (Памятка стр. 137) - Ставим в начальную форму.
- Подставим местоимение.
- Посмотрим на окончание.
Работа по учебнику. стр. 62 упр. 477 - Прочитайте задание. - Что нужно сделать? -Выполните задание самостоятельно. Проверка (выборочно) -Кто уверен, что справился с заданием без ошибок? -Как вы определили род двух последних слов? -У какого слова определение рода вызвало затруднение? (какао) -Почему? ( Можно подставить местоимения он и оно) - Что еще может указывать на с.р. ? (окончание) _-Попробуем просклонять это слово. (Ученик устно изменяет сущ. по падежам) Вывод: слово не склоняется. -Познакомьтесь с помощником упр. 478. -Чаще всего такие слова иноязычного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. А раз эти слова мы ищем в словарях, то они какие? ( Их нужно заучивать наизусть) - Обратимся к нашей экспертной группе. Работа экспертной группы. -Что же сказано о слове «какао» в словаре?
б)- Зачем же надо знать род имени существительного? (Чтобы правильно писать окончание прилагательных) -Какая часть речи командует, а какая подчиняется? Запись на доске: с.р. х Какао вкусн…, горяч… -Решите орфографическую задачу. Что нужно сделать? Вставьте окончание и выделите его. - Что помогает нам определить окончание в имени прилагательном? ( ударное окончание в вопросе) Вывод : прилагательные среднего рода имеют окончание –ое, -ее -Отгадайте загадку и запомните прилагательные: Круглый он, большой И сладкий, С полосатой кожей гладкой, А разрежешь – посмотри: Красный, красный он внутри. (Арбуз) Работа у доски. х Арбуз (какой) круглый, сладкий, красный, большой. (ученик объясняет алгоритм написания окончаний прилагательных) Вывод: прилагательные м. р. имеют окончание - ой, -ый, -ий. Работа у доски. -Поработайте с ребусом. Какое слово зашифровано? Подберите имена прилагательные к данному слову. Слива (какая?)….. Вывод: прилагательные ж.р. имеют окончание –ая, -яя Динамическая минутка.
-Как нужно действовать, чтобы правильно написать окончание прилагательных? На доске дети составляют из разрезных карточек алгоритм действий. - Найти существительное, с которым связано имя прилагательное.
- Определить род имени существительного
- Задать вопрос от существительного к прилагательному.
- Выяснить окончание в вопросе.
- Записать соответствующее окончание прилагательному.
Работа в группах. - Заполните таблицу «Родовые окончания имен прилагательных».
Число | Единственное число | Род | м.р. | ж.р. | с.р. | Вопрос |
|
|
| Окончания | _____________________
| ______________ | ________________ |
После выполнения работы дети прикрепляют к доске таблицы. Далее идет проверка – сравнение. -Можем ли мы с вами как-то проверить безударные родовые окончания прилагательных? ( Мы их запоминаем. Это непроверяемые орфограммы.)
-Поучимся применять новые знания. Самостоятельная работа. Задание по выбору.( Из трех заданий ученики выбирают то, с которым могут справиться) 1 уровень. Запишите словосочетание с вопросом, вставьте окончание в имена прилагательные, выделите окончание прилагательных. Бумага ( ?) бел…, листок ( ?) бел…, облако ( ?) бел…, река ( ?) тих…, гудок ( ?) тих…, место ( ?) тих… . 2 уровень. Запишите имена прилагательные вместе с именами существительными, данными в скобках. Выделите окончание прилагательных. Весенний (ручеек, листва, солнышко). Голубой (небо, простор, лента).
3 уровень. Замени слова в скобках именами прилагательными и запиши словосочетания. Выдели окончание прилагательных. (Снег) зима, (холод) ветер, (зима) солнце, (тепло) пальто, (чистота) снег, (хвоя) деревья, (снег) тучи. Проверка: кто выполнял задание 1 уровня? -Что нужно было сделать? Справился ли с работой? (ученик оценивает свою работу).
Из задания 2 уровня проводится работа над значением слова «простор» с использованием толкового словаря.
Задание 3 уровня проверяется полностью. (Ученик зачитывает словосочетания, дети сравнивают свою работу с работой отвечающего ребенка, оценивают его работу) - Можно ли объединить все словосочетания в одну тему? Какую? (Зима)
- Ребята, понравился ли вам наш урок? - Какие знания получили? (заслушиваются ответы учащихся) - Вспомните, какую цель ставили на урок. (Научиться определять род имен прилагательных, правильно писать безударные окончания имен прилагательных.) - Мы достигли этой цели? (Да). Оцените свою работу на уроке. - Если вам было все понятно на уроке, то поставьте знак « +».
- Если вы все еще не уверены в своих знаниях и у вас по данной теме остались вопросы, то поставьте знак «?»
- Если вы сможете научить своих родителей и товарищей, то поставьте знак «!»
Урок окончен. |